МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЕКТ "ЖЕНЩИНЫ НА ВЕКА"




Княгиня Мария Тенишева.

«Оглядываюсь с чувством радости на деятельность Марии Клавдиевны. Как мы должны ценить тех людей, которые могут вызывать в нас именно это чувство радости. Пусть и за нею самою в те области, где находится она теперь, идет это чувство радости сознания, что она стремилась к будущему и была в числе тех, которые слагали ступени грядущей культуры. Вспомним, как создавались художественные мастерские в Талашкине. Вспомним воодушевляющие спектакли. Вспомним посылки учеников за границу... Вспомним все меры, предпринятые М.К. к поднятию художественной промышленности и рукоделия в смоленском народе. Вспомним "Родник" - художественно-промышленный магазин в Москве. Вспомним те исключительные заботы, которыми М.К. старалась окружить художников. Вспомним сказочные малютинские теремки во Фленове. Вспомним раскопки в Новгородском Кремле, поддержанные лишь М.К... Вспомним выставки, и в России, и за границей, где М.К. хотела показать значение русского искусства. Вспомним музыкантов и писателей русских и иностранцев, бывших в Талашкине. Стравинский на балясине малютинского теремка написал лад из "Весны священной". Вспомним, что именно Мария Клавдиевна ближайшим образом помогла Дягилеву и группе "Мир искусства" начать замечательный журнал этого имени, который поднял знамя для новых завоеваний искусства».
Н.К.Рерих. «Памяти Марии Клавдиевны Тенишевой».




Талашкино.



«В Кривичах Смоленских на великом пути в Греки этот родник. Там многое своеобычно. Дело широко открыто всему одарённому, всем хорошим поискам».
Н.К.Рерих о Талашкино.




Талашкино.



«Россия процветёт искусством».
«Зов».



Княгиня Мария Тенишева.

Нет достоинства при отсутствии ясных и чётких понятий общего блага».
Дени Дидро.


Недалеко от Парижа, в небольшом имении Воскрессон, с 1919 года прошли последние годы жизни выдающейся деятельницы русской культуры - княгини Марии Клавдиевны Тенишевой. Здесь, в «Малом Талашкино», как называли это место ее друзья, она ещё какое-то время продолжала дело, начатое в конце XIX века в России. В Воскрессон приезжали Н.К. Рерих, И.Я. Билибин, художник Ф.А Малявин. Гости говорили об искусстве, о необходимости сохранения культурных ценностей в эмиграции, вспоминали Родину. К сожалению, вдали от дома не удалось поставить работу так, как это было в дореволюционной России, а начиналось всё именно там...


XIX век по праву называют золотым веком русской культуры. В это время в России появилась целая плеяда талантливейших художников и монументалистов, творили выдающиеся композиторы, поэты и писатели. В то же время в России появились крупные промышленники, которые использовали свои состояния на Общее Благо: они и сами стремились к культуре, и помогали писателям, художникам, музыкантам. Благодарная память потомков донесла до нас множество имен. Среди них - братья Третьяковы, семейные династии Морозовых и Боткиных, издатель И.Д. Сытин, промышленник С.И. Мамонтов. В число этих известных меценатов входила и одна женщина: М.К. Тенишева.Общероссийская волна национального подъёма всецело захватила Тенишеву. Широта души, жажда деятельности на пользу Отечеству, помноженные на доставшееся по наследству богатство, позволили ей развернуть разностороннюю культурную деятельность.


К сожалению, сведений о детстве и юности Марии Клавдиевны очень мало. Мы знаем, что родилась она в середине 1860-х и в девичестве носила фамилию Пятковская (затем, по отчиму - фон Дезен). Училась в одном из лучших учебных заведений Санкт-Петербурга - гимназии Спешневой, и что сразу после её окончания вышла замуж за юриста Николаева. Однако брак не сложился. После развода Мария Клавдиевна уезжает учиться пению в Париж, где берёт уроки в студии Маркези. И там же - уроки рисования у художника Габриэля Жильбера. Весной 1885 года она возвращается в Россию и с успехом выступает на сцене, исполняя арии и романсы. Однако ни карьера певицы, ни изобразительное искусство её не прельщают, внутри вызревает тяга к живому делу. По счастью, очень скоро судьба Марии Клавдиевны изменилась - в её жизни появился князь Вячеслав Николаевич Тенишев. Весной 1892 года они поженились. Муж был промышленником, но увлекался археологией и этнографией. И хотя интересы супругов лежали в разных сферах, они уважительно относились к увлечениям друг друга.


Впервые организаторский талант Тенишевой проявился в Бежице (близ Брянска). Она открывает несколько школ, создаёт бесплатное ремесленное училище, где проходят обучение дети младшего возраста и подростки. Позднее здесь же возникает театр, где выступали приезжие актёры, акробаты, ставились концерты. Это был первый опыт. Позже, будучи одной из самых состоятельных женщин России, М.К. Тенишева занялась коллекционированием. Она начинает собирать русскую и зарубежную графику. Но её увлекает не столько собирательство, сколько желание проследить историю развития рисунка и акварели во времени. Когда число собранных работ увеличилось до нескольких сотен, она пригласила к себе в помощники художника АН. Бенуа. И хотя он действительно помогал ей разыскивать уникальные экземпляры, отношения между ними не сложились. Впоследствии княгиня за двуличность называла его Тартюфом. Как позднее вспоминал Н.К. Рерих, «М.К. Тенишева очень ценила Дягилева. Но из-за Бенуа и эта возможность развалилась».


Постепенно известность Тенишевской коллекции росла, и всякое приобретение, сделанное княгиней, расценивалось как признание художника. Именно благодаря этой коллекции многие произведения русского искусства были сохранены и стали достоянием общества. Выставка собрания М.К Тенишевой состоялась в 1897 г. в залах «Общества поощрения художеств» в Петербурге. А в марте 1898 г. она передала часть коллекции только что открывшемуся Русскому музею. Позднее коллекции княгини поступают в Смоленский музей и в Третьяковскую галерею. По совету И.Е. Репина она открывает в Петербурге бесплатную студию для художников. В ней под руководством Репина будущие живописцы готовились к поступлению в Академию Художеств. Эта студия была очень популярна в Петербурге. А сама Тенишева проявила недюжинный талант к работе с эмалями, создав множество уникальных вещей, получивших всемирное признание. Например, напрестольный крест в серебре и золоте для Храма Святого Духа, икона Михаила Архангела и царевича Алексея. Тенишева постоянно экспериментировала, сумев воссоздать в своей мастерской более двухсот оттенков непрозрачных эмалей.


Однако главным делом жизни стало прославившее её имя имение Талашкино, приобретенное в 1893 году. А уже через год здесь открылась сельскохозяйственная школа, в которой на полном пансионе обучалось более ста учеников. Школьники не только проходили учёбу и практику, но и посещали историко-археологический музей и театр. Был в Талашкине и свой балалаечный оркестр. Мария Клавдиевна считала, что именно народное искусство составляет основу культуры. В 1900 г. она открывает в имении художественные мастерские, в которых создаются классы резьбы по дереву, керамическая, красильная, рукодельная мастерские. Популярности талашкинских начинаний в области прикладного искусства способствовали и тщательно продуманный сбыт, реклама, специальные издания и даже сеть магазинов, в которых шла реализация произведений искусства.


Венцом творческой деятельности в Талашкино явился храм. Заложен он был в сентябре 1900 г. во имя Преображения Господня, но вскоре, под влиянием бесед с Н.К. Рерихом, княгиня Тенишева решила посвятить строящийся храм Святому Духу. В эти годы между М.К Тенишевой и Н.К. Рерихом установилось тесное сотрудничество. Вот как вспоминает об этом княгиня: «Я давно знала Рериха. У меня с Николаем Константиновичем установились более чем дружественные отношения. Из всех русских художников, которых я встречала в моей жизни, кроме Врубеля, это единственный, с кем можно было говорить, понимая друг друга с полуслова. Культурный, очень образованный, настоящий европеец, не узкий, не односторонний, благовоспитанный и приятный в обращении, незаменимый собеседник, широко понимающий искусство и глубоко им интересующийся. Наши отношения – это братство, сродство душ, которое я так ценю и в которое я так верю».


Николай Константинович впервые приехал в Талашкино в 1902 году. А потом приезжал почти ежегодно и чаще всего - с семьёй. В 1904 году он разработал интерьер жилого дома в Талашкине, а также сделал наброски интерьера, мебели, эмалей и вышивок. В Талашкине Николай Константинович в 1912 году написал картины «Голубиная книга» и «Древо преблагое глазам утешение».


Xpaм Святого Духа в общей сложности строился двенадцать лет и украшался грандиозными мозаиками Рериха и его росписями. Над эскизами росписей к Храму Николай Константинович работал также в Гопсале (Эстония) в 1910 году. А известные эскизы мозаичного «Спаса» и «Царицы Небесной» хранились в коллекции Тенишевского музея в Смоленске. Позднее в этом музее возникнет одно из самых значительных и разнообразных собраний работ великого художника. Создававшийся храм воплощал в себе все виды искусства, процветавшие в Талашкине: архитектуру, керамику, эмаль, художественное шитьё, роспись, чеканку, ковку. Кроме того, в убранстве храма было решено соединить культовые элементы различных конфессий. Оба создателя храма стремились не только к художественному синтезу, но и к синтезу религиозному. Н.К. Рерих вспоминал: «В последнее время в её (М.К Тенишевой) жизни в Талашкине увлекала мысль о синтезе всех иконографических представлений. Та совместная работа, которая связывала нас и раньше, ещё более кристаллизовалась на общих помыслах об особом музее изображений, который мы решили назвать «Храмом Духа». К сожалению, официальная церковь не смогла понять и принять эту великую идею. Храм не был освящён, церковные службы в нём не совершались, по сути, это был уникальный памятник культуры. К сожалению, позже, во времена религиозного забвения, он оказался безвозвратно утрачен.


Даже с позиций сегодняшнего времени трудно переоценить значение талашкинского центра как для русской истории, так и для творческой судьбы многих деятелей культуры России начала ХХ века. На протяжении многих лет в имении Тенишевых бывали художники И.Е. Репин, семья Рерихов, КА Коровин, композиторы В.В. Андреев, Н.П. Фомин, И.Ф. Стравинский, и многие другие. Широкая культурная деятельность, моральная и материальная поддержка со стороны Тенишевой притягивали в Талашкино многих даровитых личностей, получавших возможность раскрыть свой талант. Однако работа княгини на культурном поприще не всегда находила поддержку и понимание у современников. Николай Константинович Рерих, вспоминая о Марии Клавдиевне, отмечал, что она совершенно незаслуженно и несправедливо пострадала (суд с генералом Верещагиным, обвинения в эгоизме) только за то, что «любила и действительно охраняла от расхищения русские древности». Но, несмотря на все препоны и наветы врагов и недоброжелателей, благая деятельность Марии Клавдиевны ярко вписалась в историю и память народа - именно ему она отдавала свои знания и талант.


Тенишева умерла 4 апреля 1928. Её похоронили в Сен-Клу, близ Парижа. Сейчас в России изданы дневники М.К Тенишевой, воспоминания современников о её жизни. Ее творческий опыт для возрождения народного искусства бесценен, когда-нибудь россияне к нему обязательно обратятся.


Владимир КОРЕПАНОВ, г. Омутнинск.



 

На главную страницу

К оглавлению проекта «Женщины на века»


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz