Время правления фараонов XVIII династии, к которой принадлежала и царица Хатшепсут, - было самым блестящим временем египетской монархии, когда, победив пришельцев гиксосов, Египет сумел подчинить себе и население Нубии и Малой Азии до берегов Евфрата. Изгнание гиксосов и покорение соседних стран наложило своеобразный отпечаток на жизнь Египта. А гордое сознание ведущего международного положения выразилось в стремлении египтян прославить крепость и мощь вновь расцветшего государства строительством новых храмов.
ДОЧЬ СОЛНЦА
«Хатшепсут должно быть имя моей дочери (долженствующей родиться)… Она будет прекрасной царицей надо всей этой страной», - произносит величайший из богов Египта Амон-Ра при расставании с царицей Яхмес, свидетельствует надпись в храме в Дейр-эль-Бахри. Ведь согласно воззрениям египтян, «великая жена» правящего фараона рождает престолонаследника от самого Бога, который является к ней в облике ее супруга. А самый первый фараон царской династии стал наследником солнечного божества Ра, от того ее и прозвали солнечной.
«Дочь Солнца» - Хатшепсут (имя в переводе означает «первая из почтенных») была наследницей земного отца – Тутмоса I. Еще при его жизни ее выдали замуж за единокровного брата, будущего Тутмоса II. Слабый здоровьем, этот фараон рано умер, оставив Хатшепсут двух дочерей-наследниц – Нефрура и Меритра-Хатшепсут. У Тутмоса II был и сын, будущий Тутмос III, рожденный Исидой, женщиной не царского рода. Так, после смерти царствующего фараона на престоле одновременно оказались Тутмос III и Хатшепсут. Современник Инени сообщает об этом так: «Царь (Тутмос II) взошел на небо и присоединился к богам; сын его (Тутмос III) стал на его место как царь обеих земель (1); он царствовал на престоле того, кто породил его. Сестра его, Божественная Супруга Хатшепсут, занималась делами страны двух земель по собственным предначертаниям. Египет работал, склоняя голову перед ней, прекрасным божественным семенем, исшедшим из бога. Она была канат, которым тянут Север, и столб, к которому прикреплен Юг; она была совершенный кормчий у руля Севера, госпожа, которая отдает распоряжения, чьи превосходные начертания умиротворяют обе земли, когда она говорит…» (2).
Между вторым и пятым годами царствования Хатшепсут при поддержке двора становится полноправным фараоном. Этот переворот, не отнявший у Тутмоса III ни царского титула, ни жизни, отодвинул его в тень, поставив на первый план царицу. Носившая до сих пор лишь титул «великой царской жены», она получает все знаки отличия, подобающие царю. Ее назвали «женским Гором» (3) и слово «величество» получило женскую форму. Происшедшая революция во власти прошла столь деликатно, что подданные этого и не заметили.
Однако положение женщины-фараона было достаточно затруднительным, так как на троне привыкли видеть только мужчину. И Хатшепсут вынуждена была распорядиться всегда изображать себя в традиционном царском мужском костюме: коротком переднике, плетеном поясе на бедрах, который спускается в виде хвоста, и с приставной бородкой. Тронное имя ее, данное еще при Тутмосе I, тоже было мужским – Мааткара, что означает «Истина – это ка (4) Ра».
«ВОССТАНОВИЛА Я ТО, ЧТО БЫЛО РАЗРУШЕНО…»
Время правления Хатшепсут было отмечено мирным строительством. Она не стремилась к завоеваниям: ее основной заботой было укрепление внутреннего положения Египта, восстановление разрушенных гиксосами городов.
При Хатшепсут в Карнаке перед храмом, построенном еще в Среднем царстве, был возведен целый архитектурный комплекс с культовыми помещениями. А в карнакском храме Амона Тутмоса I по приказу царицы были установлены два обелиска из асуанского гранита. Это были, поистине, величайшие обелиски, когда-либо воздвигавшиеся в Египте до того времени, высотой 30,7 метров и весом в 350 тонн каждый. Надпись на одном из них гласит, что царица «сделала их как памятник ее отцу Амону, владыке Фив, главе Карнака, воздвигнув ему два обелиска из вечного южного гранита с верхушками из лучшего всех стран электра, которые видны на обоих (берегах) Нила. Их лучи затопляют Египет, когда солнце восходит между ними, когда оно поднимается на небесном горизонте» (5).
К югу от храма Амона на небольшом полуострове, окруженном с трех сторон священным озером, Хатшепсут строит культовое сооружение в честь жены Амона – боги Мут (6).
Больше всего поразила современников морская экспедиция царицы в отдаленную страну Пунт (7). Египтянам Пунт представлялся страной полуреальной, полусказочной, откуда, по их верованию, вел свое происхождение род богов и людей. И в этом земном раю в изобилии встречались благовония, ладан, мирра, драгоценное дерево и золото. Сам бог Амон пожелал, «чтобы она (царица) устроила для него Пунт в его доме» и Хатшепсут, следуя его велению, снаряжает экспедицию.
Экспедиция была настолько представительна, что местные жители Пунта, увидев мощь египетского флота и войска, сразу признали себя вассалами Египта. Эскадра, состоявшая из пяти кораблей, встретила прекрасный прием со стороны правителя страны. Египтяне привезли в дар хлеб, вино, мясо, овощи, всевозможные произведения искусства. Взамен этого получили 31 благовонное дерево и груды благовонных смол, черного дерева, слоновой кости, золота, ладана, обезьян, борзых собак и кожи леопардов. Все дары, привезенные из Пунта, были пренесены в дар богам. «Мааткара, царь Верхнего и Нижнего Египта, посвящает все эти сокровища Амону, своему отцу» (8), - сообщает надпись в Дейр-эль-Бахри.
Из рельефа в Вади-Магхаре, мы узнаем о другом предприятии Хатшепсут – горной экспедиции на Синайский полуостров, которая была прервана вторжением гиксосов.
«СВЯЩЕННЕЙШИЙ ИЗ СВЯЩЕННЫХ»
Бывают в истории народа такие периоды, когда в силу тех или иных причин полностью расцветают все его творческие силы. И тогда он в ряду замечательных произведений в различных областях культуры создает памятник, который становится его ярчайшим символом, накладывающим неизгладимый отпечаток на последующий путь развития искусства. Таким памятником был Парфенон для классического искусства Греции; таким памятником для египетского искусства Нового царства стал храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Этот комплекс значительно отличается от храмов других египетских владык. Его архитектура и расположение столь же необычны, как и само появление на исторической сцене женщины-фараона.
«Дезер дезеру» («священнейший из священных») – так Хатшепсут назвала свой храм, - расположен в большом отдалении от построек других правителей, в самой глуби фиванского некрополя. Путь к нему, шириной 37 метров, с обеих сторон охранялся сфинксами, выполненными из песчаника и раскрашенными яркими красками. Замысел храма включал редкие в Египте эффекты зелени. «Священнейший» являлся райским садом бога Амона: на широких террасах и вдоль наружного фасада росли благовонные деревья, привезенные царицей из Пунта. Здесь же были вырыты два священных озера Т-образной формы. Сам храм был поистине чудом инженерной мысли. Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из них находились открытый двор, крытые помещения с колоннами – портики – и уходившие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединялись пандусами – наклонными дорогами, заменявшими лестницы и разбивавшими террасы на южную и северную части.
Свой храм Хатшепсут построила рядом с храмом Ментухотепа II, правителя ХI династии. Этот фараон считался родоначальником фиванских царей, и Хатшепсут таким образом демонстрировала преемственность своего правления и законность своего пребывания на египетском престоле.
«Священнейший» был посвящен Амону-Ра – небесному отцу Хатшепсут. Над его созданием работали лучшие мастера. Все художественные силы Фив были собраны для осуществления гигантского замысла архитектора Сенмута. И не удивительно, что именно в этом храме, как в фокусе, отразилось все новое, что в течение предыдущих лет созревало в творчестве фиванских мастеров.
Хатшепсут в силу своего исключительного положения вынуждена была стремиться к прославлению своей личности. И потому храм воспевает не только небесного покровителя царицы, но и ее земные дела и божественное происхождение. Свыше 200 статуй «дома Амона» отличались портретным сходством с царицей. Индивидуальные черты женщины-фараона повторялись на сфинксах, мумеобразных осирических (9) колоссах, сидящих или коленопреклоненных скульптурах.
Хатшепсут была первым фараоном, повелевшим изображать на стенах храма сцены своего царского рождения, чтобы напомнить египтянам, что из царской четы она одна имела право занимать престол в качестве прямого потомка Амона-Ра.
На рельефах культового комплекса запечатлены также подробные сцены знаменитой экспедиции в Пунт.
ЗАБВЕНИЕ «СПРАВЕДЛИВОЙ ДУШИ РА»
После смерти Хатшепсут на трон взошел ее преемник Тутмос III. Пылая ненавистью к своей мачехе, он истребил скульптуры Дейр-эль-Бахри и все надписи в храмах, относящиеся к царствованию царицы, именовавшей себя «Справедливая душа Ра», так тщательно, что до археологических раскопок никто даже не догадывался об их существовании. Разбивая на куски десятки чудесных статуй, Тутмос III считал, что он не только стер с лица земли и из памяти своего народа воспоминание о «первой из почтенных», но даже уничтожил загробное существование ее души. По приказу нового царя были переписаны все официальные хроники, где имя царицы было заменено на имя царствующего фараона и его предшественников. А все деяния ее стали отныне приписываться преемнику Хатшепсут.
Тутмос III принял такое решение не сразу, а лишь спустя почти 20 лет после смерти женщины-фараона. К этому времени он стал знаменитым военачальником и победителем многих народов, расширив владения Египта почти на весь Ближний Восток. Теперь Тутмос III не мог больше терпеть напоминания о том, что когда-то он был во власти женщины.
Для того, чтобы воскресить великую «Дочь Солнца» из забвения, понадобились десятки лет кропотливого труда ученых-археологов, начиная с середины XIX века. Год за годом они собирали по крупицам и воссоздали рельефы, статуи, архитектурные элементы.
Деяния царицы Хатшепсут были оценены по достоинству лишь в ХХ веке. Ученые пришли к выводу, что первая знаменитая женщина-фараон обладала незаурядной энергией, гибкостью ума и терпением, чтобы, несмотря на все затруднения удержаться на престоле и созидать во славу богов Египта и процветания родной страны.
Примечания.
1. Обе земли – имеются в виду земли Нижнего и Верхнего Египта.
2. А. Морэ. Цари и боги Египта. –М.: Алтейя, 1998. - С.35.
3. Гор – божество, сын Исиды и Осириса, покровитель фараонов.
4. Ка – в египетской мифологии олицетворение жизненной силы богов и царей, воплощение их могущества.
5. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. – СПб.: Нева, 2001. – С.285.
6. Мут – в египетской мифологии богиня неба, «мать матерей».
7. Пунт – ориентировочно территория современного Самали.
8. Заллер В. Царь-девица. // ГЕО. –2003. №7. – С.126.
9. Осирические колоссы – скульптурные изображения фараона в виде бога Осириса.
Список использованной литературы.
1. Заллер В. Царь-девица. // ГЕО. –2003. -№7. с.121-128.
2. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. – СПб.: Нева, 2001.
3. Морэ А. Цари и боги Египта. – М.: Алтейя, 1998.
Елена КУЛАКОВА, г.Новокузнецк.