Сопредседатели Совета Института свободы
совести
С.А.Бурьянов, юрист,
С.А.Мозговой, кандидат исторических наук.
Экспертное
заключение
в
связи с выпуском методических материалов «Государственно-конфессиональные
отношения»
(издательство
Российской академии государственной службы
при
Президенте РФ 2003 г.).
В издательстве Российской академии государственной службы при Президенте РФ на кафедре религиоведения вышли в свет методические материалы «Государственно-конфессиональные отношения», содержащие теоретические основы и программы соответствующих учебных дисциплин (Государственно-конфессиональные отношения. Методические материалы. Для использования в учебном процессе. - М.: РАГС, 2003.- 179 с.).
Наличие специализации
«Государственно-конфессиональные отношения» обосновывается потребностью в
подготовке высококвалифицированных специалистов государственной службы по
связям с религиозными объединениями, которые необходимы, если следовать логике
Конституции РФ, для реализации основополагающих конституционных принципов в
области свободы совести.
Соответственно, указанные
методические материалы призваны способствовать подготовке вышеупомянутых
специалистов и удовлетворению насущной потребности в кадрах системы
государственной службы. Учебный и тематический планы отражают соответствующие
методологические подходы и содержание методических материалов.
Экспертный анализ призван
дать ответ на вопрос, в какой мере методологические подходы и содержание
методических материалов «Государственно-конфессиональные отношения» соответствуют
Конституции РФ, современным научным разработкам данной проблематики, задачам
построения правового демократического государства, а значит, и будут
способствовать подготовке высококвалифицированных специалистов государственной
службы?
Объектом анализа являются,
как общие методологические подходы, так и отдельные аспекты в связи с
содержанием методических материалов.
Касаясь общетеоретических и
методологических подходов, лежащих в основе методических материалов
«Государственно-конфессиональные отношения», прежде всего, необходимо
определить корректность самой постановки проблемы формирования
государственно-конфессиональных отношений и государственной вероисповедной
политики относительно задач реализации конституционных принципов в сфере
свободы совести.
В Конституции РФ и в нормах
международного права, являющихся приоритетными для правовой системы России,
ничего не говорится о государственно-конфессиональных отношениях и
государственной вероисповедной политике, как самодовлеющих явлениях. Более
того, подтверждая приверженность общепризнанным принципам и нормам
международного права, Конституция РФ декларирует в качестве правовой основы
принципы свободы совести каждому (ст.28), светскости государства и равенства
религиозных объединений перед законом (ст.14), равенства прав и свобод
гражданина независимо от отношения к религии, убеждений (ст. 19) и ряд других
принципов, имеющих значение только во взаимной связи.
Государственно-конфессиональные
отношения и государственная вероисповедная политика, как самодовлеющие явления
существовали исторически. Но, по крайней мере, с момента принятия в 1993 году
всенародным голосованием Конституции РФ, и государственно-конфессиональные
отношения и государственная вероисповедная политика должны рассматриваться как
производные от вышеупомянутых конституционных принципов и строго им
соответствовать.
В данном контексте можно
предположить как минимум два, принципиально разных методологических подхода. А
именно:
- соответствующий
конституционным принципам свободы совести, светскости государства и равенства
религиозных объединений перед законом, равенства прав и свобод граждан
независимо от отношения к религии;
- противоречащий Конституции
РФ и нормам международного права, носящий самодовлеющий характер,
обосновывающий конфессиональные предпочтения государства в виде реализации
«лукавых» моделей отношений государства и заинтересованных конфессий,
маскирующий использование религии в политических целях.
Очевидно, что методические
материалы тяготеют к противоречащему Конституции РФ и нормам международного
права подходу, результатом чего явилось сведение проблемы обеспечения свободы
совести к вероисповедной политики государства посредством
государственно-конфессиональных отношений. Таким образом, декларируемые права
каждого индивида на свободу совести изначально отдаются на откуп властных групп
и конфессиональной бюрократии - структурам, имеющим свои корпоративные
интересы, далеко не всегда совпадающие с интересами общества.
Понятие «вероисповедная
политика в Российской Федерации» «красной нитью» проходит через все разделы
пособия, в структуру которого авторы пытаются включить «принцип свободы
совести» на правах подчинённой категории. Включение широкого универсального
понятия «свобода совести» в более узкое понятие «вероисповедная политика»
является не корректным и неизбежно ведет к методологической путанице. Если
следовать логике Основного закона страны, то конституционные принципы свободы
совести не предусматривают такой «специальной» политики. Реализуя
«вероисповедную политику» невозможно реализовать свободу совести «каждого»
индивида. Более того, с ее помощью невозможно добиться даже религиозной
свободы, так как невозможно обеспечить права и свободы только «верующим», при
этом игнорирую интересы остальных.
Главная проблема в том, что «вероисповедная
политика» допускает (и даже подразумевает) использование религии в политических
целях, манипуляции общественным сознанием. А может она только для этого и
нужна? В этом случае религия превращается в идеологию, что, как правило,
сопровождается определенными религиозными пристрастиями (симпатиями и
антипатиями) властных групп и, в конечном счете, всегда заканчивается
вмешательством во внутренние дела религиозных объединений, в жизнь верующих
граждан. Подобные факты уже неоднократно были в нашей истории и всегда
способствовали дестабилизации общества. Таким образом, вероисповедная политика
(равно как и атеистическая), по своему определению, не способствует реализации
конституционного принципа свободы совести.
Отношение государства к
верующим и различным религиозным объединениям должно быть равным, впрочем, как
и к неверующим, а также всем общественным некоммерческим организациям. То есть
отношения демократического правового государства, поставившего в качестве цели
построение открытого гражданского общества, должны строиться с религиозными
объединениями на общих с иными общественными некоммерческими объединениями
правовых основаниях.
Приходится констатировать,
что в методических материалах РАГС свобода совести трактуется, как синоним
религиозной свободы (т.е. широкое, объемное понятие подменяется узким и
одномерным, отражая отсутствие представления о свободе совести, как
общечеловеческом феномене), а затем ставится в зависимость от самодовлеющих
государственно-конфессиональных отношений и вероисповедной политики,
формируемых исходя из интересов узких групп.
Указанные методологические
подмены, воспроизводимые в процессе обучения и переподготовки государственных
служащих РАГС, способствуют массовым нарушениям прав и свобод граждан, их
преследованиям со стороны исполнительной и судебной власти в связи с
мировоззренческим выбором.
Уже во введении к курсу
«История государственно-конфессиональных отношений» (с.55 методических
материалов) сообщается об «острой потребности в современной модели
государственно-конфессиональных отношений», которая «должна отвечать российским
традициям…», «отсюда необходимость востребования многовекового российского
опыта разрешения «религиозного вопроса» и т.д. Каков был этот «многовековой
опыт» силового подавления мировоззренческой свободы людей с помощью карательных
институтов в клерикальном монархическом и советском атеистическом государстве
известно даже школьнику и уж тем более разработчикам методических материалов.
Несмотря на отсутствие
научных и тем более правовых критериев определения «традиционности» религиозных
организаций, о чём в последние годы было написано немало научных статей,
проведено семинаров и круглых столов, авторы настаивают на делении религиозных
организаций на «традиционные» и «нетрадиционные» (Курс «История религии в
России», с.12., курс «Конституционно-правовые основы вероисповедной политики
Российской Федерации», с.149).
Список рекомендованных
источников лишь наглядно отражает правовой нигилизм и формальный подход
составителей. Так, в программу по теме «Законодательные акты Российской
Федерации о свободе совести в Вооружённых Силах» (с.35 методических материалов)
включается Закон Российской федерации «О статусе военнослужащих» 1993 г.,
который уже пять лет как отменён (ныне действует Федеральный закон «О статусе
военнослужащих» 1998 г.), а также совсем не упоминается ФЗ «О свободе совести и
о религиозных объединениях» 1997 г., в котором ст. 3 и ст. 4 регламентируют
реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания в Вооружённых
Силах, а также Федеральный закон «Об альтернативной гражданской службе» от 28
июня 2002 года.
Очевидно, авторы
методических материалов не утруждают себя изучением российского
законодательства, а юридические и фактические ошибки предыдущего издания
учебно-методических материалов (Религия и право. Учебно-методические материалы
по специальности «государственное и муниципальное управление». М., РАГС, 2000,
с.34) переносятся и тиражируются в новом издании, несмотря на критические
замечания по этому поводу.
Однако в данных материалах
есть и некоторая новизна. Ею является публикация программ по «Христианской
философии и теологии» (с.118). Похоже, религиоведы светского учебного заведения
забыли правило «Богу - богово, кесарю – кесарево» и берутся преподавать
теологию, «заклиная» при этом теологов не заниматься религиоведением.
Характерно, что в качестве
источников по курсу «Конституционно-правовые основы вероисповедной политики в
Российской Федерации» предлагается только концептуальный взгляд кафедры
религиоведения РАГС (с.40-42 материалов), при игнорировании многочисленных
альтернативных материалов.
Ангажированный подход к
рекомендуемой литературе вообще не выдерживает критики, особенно касательно
публикаций, посвящённых темам государственно-конфессиональных отношений, новых
религиозных движений и проблеме клерикализации.
Так, на основании списка
литературы к семинару «Клерикализм в современном российском обществе» (курс
«Религия и политика») формируется представление, что клерикализм насаждается
исключительно религиозными организациями (Русской православной церковью), в то
время как это не всегда так.
Вопросы семинара составлены
таким образом, что не видны истоки и причины явления клерикализации, она
сводится исключительно к деятельности религиозных организаций, политических партий
и движений, а роль государственной бюрократии и интересы правящих элит вынесены
«за скобки» обсуждения. Возникает впечатление, что разработчикам методических
материалов вообще нечего сказать слушателям по этой проблематике, в то время
как вина за клерикализацию лежит, прежде всего, на государственной бюрократии.
Некорректно подобранные
источники и литература свидетельствуют о научной и педагогической
недобросовестности некоторых авторов книги, благодаря которым априорно
сооружается некая антиконституционная система государственно-конфессиональных
отношений, игнорирующая не вписываемые в нее научные работы, прежде всего
правового характера. Тем более, что рекомендуемая литература посвящена анализу
ситуации начала 90-х гг., о современных тенденциях речь вообще не идет.
И уж верх
некомпетентности продемонстрирован в курсе «Новые религиозные движения, культы,
эзотерические учения» в котором для обсуждения на семинарском занятии выносится
не существующий и никогда не существовавший в истории России «Закон о свободе
совести и вероисповедания», а в перечне литературы предлагаются для изучения,
конфессионально ангажированные и воинственно антикультистские книги Макдауэлла
Д., Стюарта Д. Обманщики. М., 1993, Новые религиозные организации России
деструктивного и оккультного характера: Справочник. Белгород, 1997, Тайные
общества и секты. Минск, 1996, Современные ереси и секты в России. СПб., 1995 и
др. конфессионально ориентированная литература.
Доминирование неких
«специальных» корпоративных интересов, боязнь публичности, закрытость отношений
государства с религиозными объединениями и келейность «делания науки» в данной
области привели к появлению методических материалов
«Государственно-конфессиональные отношения», концептуально противоречащих
основополагающим конституционным принципам, игнорирующих современные научные
разработки и содержащих многочисленные пробелы частного характера. Таким
образом «методические материалы» лишают себя научной объективности и оснований
для использования в качестве учебных курсов.
Более того, посредством
подобных «методичек» воспроизводится плеяда «чиновников-религиоведов» для
которых понятия права человека, уважение мировоззренческого выбора, равенство
религиозных организаций и другие конституционные принципы - пустой звук.
Анализ методических
материалов позволяет сделать следующие выводы, относительно методологических и
методических принципов официальной науки и образования в сфере
государственно-конфессиональных отношений:
«Официальная» наука и
образование, при заинтересованном и/или молчаливом согласии лидеров ряда
конфессий, находятся под контролем властных групп, и потому роль первой
сводится к подведению некой наукообразной базы под антиконституционную
религиозную политику власти;
Имеют место вопиющие
подмены: свобода совести подменяется свободой вероисповеданий, права человека -
правами объединений, религия - идеологией, приоритет права - приоритетом
политики, интересами властных групп.
Проблема обеспечения свободы
совести каждому сводится к реализации вероисповедной политики посредством
самодовлеющих государственно-конфессиональных отношений.
Политизированные религиоведы
РАГС делят религиозные объединения на «традиционные» и «нетрадиционные»,
несмотря на отсутствие соответствующих научных и правовых критериев
традиционности.
В качестве учебной
литературы рекомендуются сомнительные источники конфессионально
ориентированного содержания, допускающие в адрес новых религиозных движений
обличительно-оценочные названия «деструктивные культы», «секты» и т.п.
Имеет место некорректное включение
в структуру курса «Государственно-конфессиональные отношения» религиозной философии и теологии.
Имеют место правовой
нигилизм, игнорирование юридических разработок, публикаций и источников,
отражающих современные тенденции государственно-конфессиональных отношений и
реализацию конституционных прав человека в сфере свободы совести.
Данные методические
материалы не будут способствовать подготовке специалистов государственной
службы, ориентированных на приоритет реализации права каждого на свободу совести
и иные принципы, составляющие основу конституционного строя.
Все это ложится в основу причин и последствий системной коррупции в области отношений государства с религиозными объединениями, являющейся основным фактором кризиса реализации свободы совести, и в конечном итоге сокрушительного поражения идеалов гражданского общества в современной России. Права человека и свобода совести фактически является заложницей «вероисповедной политики» и самодовлеющих государственно-конфессиональных отношений, которые поражены коррупцией и представляют угрозу демократическим механизмам осуществления власти, стимулируют расслоение людей по мировоззренческим признакам, ксенофобии, религиозные преследования, сепаратизм, вооруженные конфликты, распад федеративной системы России.
--------------------------------------------------------------------------------
Касаясь общетеоретических и
методологических подходов, лежащих в основе методических материалов
"Государственно-конфессиональные отношения", прежде всего, необходимо
определить корректность самой постановки проблемы формирования
государственно-конфессиональных отношений и государственной вероисповедной
политики относительно задач реализации конституционных принципов в сфере
свободы совести.
© Сайт Института свободы совести
http://www.atheism.ru/lci/analys/?id=37