«Нет антиконституционной религиозной политике! Государственно-конфессиональные отношения – под гражданский контроль!»

Итоговый документ круглого стола «Роль НПО и правозащитного движения в обеспечении свободы совести в России», состоявшегося 25 февраля 2005 г. в музее и общественном центре им. Андрея Сахарова.

(Подготовлен и внесён Институтом свободы совести – сопредседатели Совета: Бурьянов С.А., Мозговой С.А.)

 

Реализация основополагающих конституционных принципов в области свободы совести находится в современной России в глубоком кризисе и подменяется приоритетами религиозной политики, проводимой в интересах властных групп.

Политика государства в отношении религии проводится с целью удержания власти путём использования авторитета религии при осуществлении избирательных технологий.

Среди задач такой религиозной политики справедливо назвать: контроль мировоззренческой сферы, вовлечение в сферу религиозного санкционирования индивидуального, общественного и массового сознания, формулирование клерикальной идеологии, ограничение политической конкуренции, вплоть до формирования безальтернативной политической системы.

Методы религиозной политики наряду с клерикальной идеологизацией органов власти и государственного управления, «силовых» структур, светской системы образования предполагают манипулирование религиозными организациями по принципу «кнута и пряника».

«Пряник» в виде льгот, квот и даже прямого финансирования адресован РПЦ МП и, отчасти, так называемым «традиционным религиозным организациям». «Кнут» в виде неправовых ограничений деятельности, в том числе и религиозных преследований, достаётся «нетрадиционным» в представлении власти конфессиям.

Кроме того, в качестве методологии проводимой властью религиозной политики, используются наукообразное обоснование, законодательное закрепление сомнительных правовых положений, пиар-сопровождение посредством ряда СМИ.

Российской академией государственной службы (РАГС) при Президенте РФ и рядом «силовых» вузов предпринимаются попытки обоснования антиконституционной религиозной политики, и соответствующих терминов ‑ в частности таких, как «традиционная религиозная организация», «религиозный экстремизм», «духовная безопасность» и подобн.

Для законодательного закрепления религиозной политики в Государственную Думу РФ вносятся соответствующие законопроекты («О традиционных религиозных организациях», «О социальном партнерстве государства с религиозными объединениями» и пр.).

В рамках соответствующей информационной политики Министерством по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации проводятся идеи конфессионального превосходства в лице «традиционных» религий и, соответственно, культивируется нетерпимость к «нетрадиционным», для дискриминации которых применяется негативные социальные ярлыки «секта», «тоталитарная секта».

Наряду с ограничением политической конкуренции, в виде последствий такой религиозной политики, процветают такие явления, как нарушения прав человека, национализм, ксенофобия, этно-религиозная нетерпимость и насилие на этой почве. Разделение религий на «традиционные» и «нетрадиционные» неизбежно делит граждан страны на «русских-православных» и «инородцев-иноверцев».

Участники «круглого стола» осуждают прокатившиеся по стране массовые погромы общественных и религиозных организаций (Центр русской духовности Православной Церкви Божией Матери Державная в Москве, офис «Мемориала» в Санкт-Петербурге и др.) и сфабрикованный политический процесс-фарс над организаторами выставки «Осторожно, религия!», состоявшейся в музее и общественном Центре им. А.Д.Сахарова.

Государственно-конфессиональные отношения являются важнейшим элементом религиозной политики, и влияние этого фактора на внутреннюю политику России и результаты выборов обусловлено системной коррупцией в этой сфере, которая охватывает сферы науки и образования, законотворчества и правоприменения.

Именно в рамках упомянутых государственно-конфессиональных отношений властные группы под благовидными предлогами фактически покупают политическую поддержку у религиозных организаций, обладающих интегративным ресурсом. В данном контексте, в частности, имеет место растрата и корыстное использование бюджетных средств и общественных фондов.

Антиконституционные тенденции в области религиозной политики и государственно-религиозных отношений (формирование системы вероисповедных предпочтений для «традиционных» и, соответственно, ограничений для «нетрадиционных» религиозных объединений) оказали влияние на исход выборов. Государственная Дума четвертого созыва, в свою очередь, способна (и, вероятно, сделает это) законодательно закрепить вышеупомянутые тенденции и вывести их, таким образом, на принципиально новый уровень, вплоть до изменения Конституции РФ и юридического оформления клерикальной идеологии.

Вопрос о легитимности российских выборов 2003-2004 г.г. является дискуссионным, в том числе, в силу грубейших нарушений конституционных принципов в области обеспечения свободы совести.

Таким образом, ещё одним важнейшим итогом религиозной политики государства является дальнейшее разложение демократических принципов и институтов, чреватое окончательным крушением зачатков гражданского общества в России.

К сожалению, в последнее время влияние фактора религиозной политики и отношений между государством и религиозными объединениями недооценивалось НПО и правозащитным движением. Однако, нет сомнений, что сегодня для реанимации демократии в России необходимо добиваться прекращения этой порочной религиозной политики, где государственно-конфессиональные отношения будут поставлены под гражданский контроль.

Круглый стол «Роль НПО и правозащитного движения в обеспечении свободы совести в России» заявляет о целесообразности активного формирования широкой коалиции неправительственных организаций в целях систематизирования правозащитной работы в области обеспечения реальных гарантий свободы совести. В основу такой коалиции может быть положено формирование Антифундаменталистского комитета.

 

25 февраля 2005 г.


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz