Ученая
из Москвы
пожила
при первобытно-общинном строе
За семь лет жизни в племенах, которых не коснулась
наша цивилизация, Людмила Шапошникова поняла, что есть люди, для которых Россия – высокоразвитая западная страна.
Самая удивительная на свете
женщина из кого я встречал, это Людмила Васильевна Шапошникова – директор музея
имени Н.К.Рериха, специалист по культуре и истории Индии. Она много лет провела
в первобытных племенах, обитающих в джунглях Индии.
Другая жизнь началась, когда
ее учитель, профессор А.М.Дьяков, обронил как бы невзначай: "А, между прочим, в Индии живет племя тода. И
никто не знает, откуда они взялись…" Этого оказалась достаточно, чтобы
Шапошникова потеряла покой и устремилась в джунгли первобытных лесов на
поиски. В племени, понятное дело, ее не
ждали.
- Людмила
Васильевна, где обитают эти загадочные тода?
- Они живут в горных лесах и занимаются скотоводством, пасут горных
буйволов. А попала я к ним, можно сказать, случайно: в Мадрасский университет
понадобился преподаватель русского языка, и я
не упустила возможности. К тода я попала не сразу. Пришлось пожить и в
других племенах – у кунинда, обитающих на севере Индии, у каникоров, у бода, у
кота …
- Но целью-то были
тода?
- Мне безумно интересна была
жизнь любого народа, племени, сохранивших свою первоначальную культуру.
Понимаете, в наш век сохранились еще люди, живущие по неведомым нам законам, не
знающие ни колеса, ни гончарного круга и добывающие пищу луком и стрелами. Или
бродящие в джунглях в поисках съедобных трав, плодов, кореньев… Это яркие,
самобытные осколки навсегда ушедшей жизни.
- И как же Вы
добирались к ним?
- На машинах, если были
дороги. На лошадях, если были тропы. Пришлось и без троп по горам полазить.
-
Одна ?
-
С проводником.
- Ну, вот нашли Вы
своих тода, что Вы увидели?
- Людей, живших так же как их предки сотни
лет назад. Это необыкновенные, замечательные люди – наивные, добрые, как дети,
и такие же доверчивые. Я видела людей из прошлого и с трудом верила своим
глазам.
- Как живет
племя? У них есть вождь или как у нас?
- Вождя нет. Есть совет
племени, куда входят представители разных родов – флатрий. Эти роды живут как
бы сами по себе и, сохраняя свою независимость в племени, браков между собой не
заключают.
- Наверное, тяжело
живется там женщинам…
- Это как посмотреть. Дело в
том, что у тода – матриархат.
- Значит, правят
все-таки женщины?
- Нет, правит совет.
Но у тода сохранилась полиандрия – это такие отношения в племени, когда у
женщины много мужей.
- И как же она управляется
с ними?
-
Это мужья управляются со своей женой. Потому что хотя по форме это и
матриархат, но по содержанию – патриархат. Просто нескольким мужчинам в таких
условиях легче содержать одну женщину, чем каждому свою. Естественным путем в
этом племени осуществлялась как бы экономия на женщинах. Одна на всех - это проще, удобнее, дешевле…
-
И сколько же мужей бывает у женщин тода?
-
Больше четырех я не видела, и, как правило, все мужья братья.
-
И вся их жизнь – это борьба за выживание? Или,
поскольку они пасут высокогорных буйволов, у них нет проблем с пищей?
-
Проблемы есть. Потому что тода мяса не едят. Всякий из их обрядов они
сопровождают жертвоприношением буйволов, но мяса не едят, отдают его в соседнее
племя кота, которые берут его с большим удовольствием, поскольку сами скот не
пасут. Зато кота делают много всяких полезных вещей, необходимых тода: глиняные
горшки, ткани. Все это они отдают тода в обмен на мясо.
-
А когда они вступают в брак? Это какое –нибудь
таинство?
-
Лет в 16-18. Это очень красивый обряд. На дерево вешают горящий
светильник, и юноша с девушкой произносят перед ним слова клятвы или обещания
любить и помогать друг другу. После
этого они становятся мужем и женой.
-
И что же у них считается самым большим грехом?
-
Ложь. Эти люди органически не выносят вранья.
-
А измена? Или скажем "легкомысленное"
поведение в девичестве? Как с этим у первобытных людей?
-
Женщины тода свободны в своих добрачных отношениях и ведут себя так,
как считают нужным. Мужчины живут посдержанней.
-
Ну да … У них
все впереди…
-
Может быть и так. Только расплачиваться за свою доверчивость приходится
всем им. Дело в том, что неподалеку от тех мест, где обитают тода, в прошлом
веке, да еще и первой половине этого стоял небольшой английский гарнизон.
Девушки тода вели себя сообразно своим обычаям. В конце концов в племя пришел
сифилис… Развилось бесплодие.
-
Племя ступило на путь вымирания?
-
Это могло случиться, если бы не помощь индийских властей. К тому
времени, когда я появилась у тода во второй раз, им удалось от этой болезни
избавиться.
-
Сколько времени вы с ними не виделись? И как они
встретили Вас?
-
По-моему, лет семь не виделись. Я приехала на стареньком пикапчике и,
помню, ехала по деревне. За мной долго бежал один человек и что-то кричал. Я не
сразу узнала в нем Апарша - моего проводника. Задыхаясь, он выговорил:
"Еле тебя догнал, амма (мать) Людмила…" И заплакал. Я не ожидала
такой эмоциональной встречи – ведь столько лет прошло, и у меня тоже
навернулись слезы. Весть о том, что я вернулась, быстро разнеслась среди тода.
Поразило, что они не забыли меня.
-
Увидели ли вы старых друзей?
-
Конечно! Среди них была одна немолодая уже женщина по имени Тайсынпуф.
У меня с ней произошел однажды забавный случай. Дело в том, что тода очень чтут
своих предков и прекрасно всех их помнят – по крайней мере, до седьмого колена,
а то и до двенадцатого. И вот Тайсанпуф попросила как-то меня назвать своих
предков. Я бодро начала перечислять, но уже на двоюродных братьях и сестрах
запуталась. Тайсынпуф смотрела на меня с недоумением и сожалением. А потом тода
принялись как-то очень уж заботливо меня опекать, заботиться чуть ли не как о
ребенке. Я не сразу поняла, что они стали относиться ко мне, как к умственно
неполноценному человеку – раз я не могу назвать своих предков, хотя бы до седьмого
колена.
-
А как складывались ваши отношения в других племенах?
-
Приблизительно так же. Понимаете, эти люди в отличие от нас остались
такими же, как их создала природа: прямодушными, щедрыми, привыкшими доверять
друг другу. И я не представляла, как их можно обмануть. Однажды у вождя
племени бондо я выменяла лук со
стрелами на фонарик. Он ходил ночами с этим фонариком и любовался светом. А я
боялась, что вот-вот батарейки сядут, и лук у меня отнимут. Я объяснила ему,
конечно, что свет этот не вечен.
-
Вы им оставили что-нибудь на память?
-
А как вы думаете? Когда я приехала к тода во второй раз, я привезла им
фото, сделанные лет за семь до того. Они внимательно их рассмотрели, а потом
один тода сказал: "Неправильный снимок. Я стоял возле этого дерева с другой
стороны". Оказывается, я случайно сделала отпечаток с обратной стороны
негатива, и он это увидел! Через столько-то лет!
-
А если попытаться сравнить их с нами?
-
Видите ли…Наблюдая их жизнь, я поняла, что мы, современные люди, в
своей моральной революции пошли по пути регресса. Я имею в виду человеческие
отношения. Тода и другие племена, сохранившие уклад своей жизни, лучше, добрее
нас.
-
Это главное ваше ощущение после общения с ними?
-
Да. И еще я поняла, что человек не должен чувствовать себя Богом. Над ним
обязательно должен кто-то быть.
-
И с этими мыслями вы отправились в свою последнюю
экспедицию по следам Рериха… Что вы хотели увидеть и понять на этой дороге?
- Мне нужно было понять, зачем Мастеру нужно было идти по этой тропе.
Осталось ли что-нибудь из того, что он хотел увидеть? Ведь он искал общность в
источниках индийской и славянской культур. И я отыскала это место. Это районы в
Малом Тибете – Ладак, Сикким, еще недавно самостоятельное королевство.
Удивительной красоты места, которых тоже не коснулось дыхание нашего времени. И
люди там живут замечательные – со своим языком, со своей культурой. Впрочем, я
рассказала об этом в своей книге "По маршруту Мастера", которая
должна выйти в этом году в Москве.
- Если попытаться
сформулировать основную мысль Мастера…
- Человек неотделим от
Космоса, и мы должны понимать это и не забывать.
Беседовал Леонид Репин.
© Комсомольская
правда (Московский выпуск), 13 марта 2000 года.