На Пасхальной неделе звонили колокола: “Не хлебом
единым будет жив человек, но всяким словом Божиим”. Значит, далеко не всяким
словом. Слова могут быть хлебом, а могут быть и отравой.
Еда для живота — в холодильнике. А
духовная пища?
На книжной полке? Детективы, сериалы,
эротика и прочий глянец — это такая же духовная пища, как гуталин — икра.
В телевизоре? Нет. И там для живота и ниже
— жвачка, проститутки, майонез. А для головы — контрольный выстрел. И новости
для гробовщиков: где сколько убито, куда поставлять
товар. По количеству мертвецов телевизор — просто супергроб.
Прогресс в этом ящике — только вниз. После
тошнотворного (и скучного) “За стеклом” появился
“Фактор рвоты”. Этот фактор хочет выглядеть благородным суперменом — показать
преодоление страха. Но если с экрана всей стране предлагается съесть (или хотя
бы посмотреть, как едят) сырой свиной анус — это,
конечно, преодоление брезгливости.
Еще не кончив разрушать мысли и чувства,
ящик взялся за разрушение человеческих инстинктов. Это совершенно откровенная
тенденция — не оставить в двуногих ничего
человеческого. Превратить нас в ходячую покупательную способность.
Уже не только душой нашей занимаются и не
умом, а спинным мозгом. А душа давно оставлена без еды. Или кормят ее такой дрянью...
* * *
...Но вот Пасха. Трансляция из Храма. Это
уж точно для души.
Верующие и неверующие в полночь у ящика.
Сейчас из него подадут нам духовную пищу.
Неверующие смотрят: кто в храме Христа
Спасителя рядом с президентом (в фаворе), кого нету (в
опале). Раньше так разглядывали трибуну Мавзолея Ленина: кто рядом с Генсеком.
Верующие смотрят на величайший
христианский праздник.
И все — верующие и неверующие — видят
роскошь храма, пудовые свечи, оклады и слышат голос патриарха. Очень странный
голос.
Лица тех, кто стоит впереди, тоже
странные. Тысяча голосов восклицает: “Христос воскресе!”,
— а лица наших правителей угрюмы. Никто не сияет от счастья, никто даже не
улыбается. А ведь провозглашается самая великая Радость.
Может, им кажется, что радоваться
несолидно? Но стоять с мрачной физиономией, когда Христос воскресе,
еще неприличнее.
Или они просто ничего не
слышат, не видят (“Покрыты мздою очеса”. Державин).
Заняты; непрерывно решают свои кадровые и иные земные проблемы. Ничем не
отвлечешь. А может — бесы? Мрачно присутствующие при Воскресении своего Врага,
пощады от Которого им не будет.
Прервав пасхальную службу — самую главную
службу, — патриарх в прошлый раз вдруг обратился лично
к Владимиру Владимировичу:
— Ваше превосходительство,
глубокоуважаемый Президент Российской Федерации Владимир Владимирович! В эту
пасхальную ночь я хочу приветствовать и поздравить Вас от лица Епископата,
духовенства и православного народа нашей страны! От народа Божия, который
присутствует здесь, в этом соборном храме, и который по лицу земли русской и в
ближнем и дальнем зарубежье прославляет воскресшего Господа Спасителя. Я хочу
поздравить Вас от лица всей полноты Русской православной церкви со светлым,
радостным и торжественным праздником Светлого Христова Воскресения. Праздник
особый, праздник радостный, торжественный. В одном из песнопений Пасхи праздник
Пасхи называется праздником праздников и торжеством из торжеств. И все мы
просим, чтобы радость о воскресшем Господе Спасителе помогала бы нам совершать
наше служение во славу Божию, на благо церкви Христовой, на благо нашего
земного отечества, на благо народа земли нашей! И мы молитвенно желаем, чтобы
радость о воскресшем Господе Спасителе помогала бы и Вам нести Ваше высокое
служение на благо нашего отечества, на благо народа земли нашей! Я приветствую
Вас радостным пасхальным приветствием, которое идет от времен апостольских и передается
из рода в род, из поколения в поколение. Христос воскресе!
И как символ пасхальной радости я хочу передать Вам пасхальное яйцо, как символ
жизни!
Не станем комментировать, ибо не уверены,
действительно ли апостолы прерывали богослужение для поздравления земных владык
или это неприличное новшество.
А через несколько часов
— в светлое Христово Воскресение — РТР в “Вестях” коротенько (несколько секунд)
показывает крестный ход, службу, а потом закадровый голос диктора (ликующий,
как Левитан при взятии Берлина) возглашает:
— И вот наступает Кульминация Пасхальной
Радости! Патриарх обращается с приветствием к Президенту России Владимиру
Владимировичу Путину!!!
И полностью повторяется, полностью звучит
все то, что вы прочли выше. Видимо, для тех, кто проспал “кульминацию” или был
в эту ночь в любой другой православной церкви мира, кроме храма Христа
Спасителя, куда строго по именным билетам.
До сих пор казалось, что кульминация
Пасхальной Радости — это Христос воскресе.
Нехристи? Так
думать нельзя. И писать об этом нельзя. Только соберешься — сразу чудится булгаковский Понтий Пилат, у которого от нелояльных мыслей начинала болеть голова и в ушах раздавался гнусавый голос
палача: “Закон об оскорблении величества!”
* * *
Будь они там в своем кругу, церковные и
земные владыки (как сто лет назад), — было бы не так тяжело. Но сейчас все это
происходит на виду у телекамер — то есть на виду у всей страны.
Президент у нас в стране всемогущий и
самый главный. Но все же не царь, не помазанник Божий. Он раб Божий, а не
Президент Божий.
И духовенство — хоть на Пасху — должно бы
служить не кесарю. Папа Римский (так и не удостоенный чести быть приглашенным в
Россию) в торжественные дни обращается urbi et orbi (к городу и миру). Он не
поздравляет ни Берлускони, ни даже Буша (чемпиона по
числу подданных-христиан).
...Чуткость слуха к фальши еще выше, чем
чуткость обоняния к тухлятине. У человека внутри
камертон. Даже наивную девушку трудно обмануть, если она услышит фальшивые интонации.
А маленького ребенка обмануть вообще невозможно. У него слух на фальшь
абсолютный, а мозги еще не запудрены, еще нет рабского преклонения перед
авторитетом. И потому именно ребенок кричит: “Король-то голый!”
Человек слышит фальшь. И для этого не
требуются ум или опыт. Это инстинктивное “не верю!”.
В этом смысле интонации патриарха еще
хуже, чем его слова. Он старается, чтобы голос звучал максимально торжественно,
а в результате он звучит неискренне.
Если с такой интонацией сказать человеку
“здравствуйте” — он взглянет с опаской.
То, что этой интонацией окрашена лесть
властям, — пусть. Но те же ноты — и в его словах о вере. Впрочем, может, хоть
что-то одно он произносит от души.
Вообразите мучения беса, запертого в
церкви; он, конечно, будет хрипеть как удавленник.
Президент, депутаты, министры — светские
власти — материальная жизнь. Патриарх — духовное окормление.
Материальная у
нас не очень. А с духовной еще хуже. Кто окажет сопротивление цинизму и
растлению? Патриархия, которая торгует табаком и водкой?
Где та сила, которая бы встала на пути
безудержного разврата — рекламы, ТВ, порно- и
товарного насилия? Даже политическое ток-шоу предпочло
называться “Основной инстинкт”, хотя Сорокина занимается там совсем не тем, чем
Шарон Стоун, и даже не садится.
Революция 1989—1991 гг. была безыдейна.
Она отрицала коммунистическую идею (догму), но предложила взамен не другую
идею, а еду. Гордые собой, молодые упитанные реформаторы развернули лозунг “Я
пришел дать вам колбасу!”. Потом схватили свечку и побежали в церковь (где их
уже ждали телекамеры) и — на Пасху! — поздравляли подданных с Рождеством
Христовым.
Демократическую (?) Россию возглавили не
идейные противники бесчеловечного режима (теперь, через пятнадцать лет, он
кажется добрым дедушкой), а партийные аппаратчики и пропагандисты. Не историки,
не юристы, не философы, а бессовестные специалисты по научному коммунизму,
воинствующему атеизму и политэкономии социализма.
Но если главный враг — пустые прилавки, а
символ новой жизни — колбаса, то дальше все идет само собой. Путь колбасы —
только вниз.
Кое-кто морщился. Но стремительно
богатеющие реформаторы говорили: “Вы чего нос воротите? Это путь естественный,
природный! Во всем мире этот процесс происходит одинаково! И нам — туда же!”
Вниз было очень легко. С ликованием, со
свистом, на горных лыжах. Съехали, и оказалось, что подъемник не только не
работает, он даже не построен. И как теперь вверх?
Духовная пища существует. Вот она, бесплатно.
Но кто может ее усвоить? Бездушному она — как
беззубому орехи: не угрызть. А с непривычки — и не вкусно, и скучно, и
утомительно жевать.
А если духовная пища не усваивается,
откуда же возьмется та сила, которая должна победить цинизм, равнодушие и многомиллиардные интересы торговцев?
* * *
То, что происходит в России, нельзя
объяснить олигархами, их стычками между собой и Кремля с ними. Страна по уровню
производства находится в 1960-х. Но не ужасайтесь, это чепуха.
По образу жизни мы, похоже, в 1460-х. Не
на сорок лет съехали, а на пять веков. Да, тысячи миллионеров, сотни тысяч с
Интернетом, миллионы с мобильными телефонами. Но полстраны отапливается
дровами, месяцами не моются, сами о себе говорят “выживаем” — то есть все силы
уходят на поиск хлеба. Особенно скудного по сравнению с изобилием шоколада на
экране. “Россия — щедрая душа”.
О какой душе? О какой чести можно
говорить? Но говорят. И говорливые политсантехники
(покорно соглашаясь, чтобы их прерывала реклама) находят разницу между плохим
Березовским и хорошим Гайдаром. Как рыцари Круглого стола времен короля Артура,
у которых была полная свобода слова обсуждать, какой дракон опасней:
вилохвостый или винтохвостый.
* * *
Мораль общества может ухудшаться и
улучшаться.
Когда в Германии к власти пришел Гитлер, через
три-четыре года немцы стали зверьми и стукачами.
Мораль ухудшилась катастрофически.
В США еще недавно цвел расизм, висели
таблички “Неграм, евреям и собакам вход запрещен”. Теперь этого нет. За расизм
тюрьма. Мораль, пусть внешне, явно улучшилась.
У нас все делается, чтобы она ухудшалась.
И ничего, чтобы улучшить. Результат очевиден: общество развращено и
деморализовано. Десятки миллионов людей возмущаются грязью, но не способны
протестовать.
Совершенно не видно, кто сможет это
исправить, даже если колоссальные усилия разврата почему-то прекратятся. Где
эта сила, которая могла бы поднять...
Допустим, какие-то добрые люди уцелеют под
напором негодяйства или приедут из-за бугра... К кому
они обратятся? К муравейнику? У муравьев есть обоняние, может быть, вкус,
осязание, но органа восприятия морали — нет. Они не чуют ее, как мы не чуем
радиацию. Но не чуем — это не значит, что радиации нет или что она безвредна,
раз мы ее не видим и не слышим.
То,
что общество перестало руководствоваться моралью, не значит, что мораль не
существует. Не значит, что аморальность безвредна, и что все нам как с гуся
вода.
А если душа (орган морали) атрофировалась,
отмерла за ненадобностью — тогда что? Если содран, смыт, сдут плодородный слой
— конец. На камне, на глине ничего не вырастишь. (Не хотите проверять агрономически — попробуйте договориться с кузнечиками.)
Душа не обсуждается нигде и никем. Террор,
Тузла, НАТО, еда, косметика, Рыбкин, способы достижения
оргазма — все, что бурно обсуждается и рекламируется, обращено к желудку и
ниже. А если к голове, то лишь ради волос, которые растут где не надо, а где
надо не растут.
Год назад невнятно промычала дискуссия:
преподавать ли религию в школе? Вопрос, похожий на
“кормить или не кормить?”.
Конечно, да!
Но если у повара дизентерия, то, конечно,
нет!
Сколько будет дважды два — этому может
учить и негодяй. Обучать душу — не может, только
губить. Кто эти десятки тысяч предполагаемых преподавателей души? Подвижники?
Столько нету. Лицемеры? Тогда лучше не надо.
Против нашей голодающей души выставляют
откормленный спинной мозг. Против совести — взбудораженные гормоны.
Старорежимные люди жалуются на детей: мол,
растут потребителями. Но проедешь с ребенком полчаса по любому проспекту или на
метро — за эти тридцать минут его атакуют тысячи соблазнов: вывески, рекламы,
растяжки — купи! купи! купи! съешь! покури! выпей!
И против этого грандиозного хора глупый и
слабый дуэт мамы с папой: это вредно, это дорого, это тебе рано. И никакой
помощи нигде. И дом уже не твоя крепость. И дома ящик продолжает эту атаку. И
даже если вы выбрали подходящий фильм, какую-нибудь старую советскую Золушку и
Принца, — фильм, в котором вы уверены как в себе самом... Вы открываете ребенку
дверь в ваш родной дом... а в подъезде подонок, и не
успели вы отшатнуться — прямо перед вашим лицом, перед лицом ребенка он
распахивает пальто: “Спонсор показа!”, а за этим уродом
и вся шайка: пиво, презервативы — в самый раз для Золушки.
* * *
Двести двадцать лет назад вертикаль власти
была куда тверже. Никаких депутатов, никаких европейских судов, никаких прав
человека. Подданные Ее Величества были абсолютно беззащитны. Однако появились и
были напечатаны стихи, которые и сейчас невозможно читать без страха за судьбу
автора.
ВЛАСТИТЕЛЯМ И СУДИЯМ
Восстал всевышний бог, да судит
Земных богов во сонме их;
До коли, рек, до коль вам
будет
Щадить неправедных и злых?
Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных,
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков.
Не внемлют! видят — и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса.
Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я.
И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!
За такой призыв к воскрешению — ни в
каземат, ни в сумасшедший дом, ни на каторгу; Державина даже не сослали. А
после даже пригласили на выпускные экзамены Царского лицея.
Учат ли это сейчас в школах? Рядом с этими
словами современные критические заметки выглядят робко и бледно.
* * *
...Вмешается ли Бог? Захочет ли он нас
спасти? Или наказать? Иногда Он это делал (Потоп, Содом и Гоморра...). После
Потопа Он обещал больше не делать одного — не уничтожать всех людей.
Но если, в результате упорного, мощного и
стремительного расчеловечивания, люди исчезнут
(останется лишь внешнее, бездушное сходство) — это снимет обещание. Животным Он
ничего такого не обещал.
Бог считает нас людьми за душу, а не за
колесо, порох, компьютер, ТВ. Утратив душу, мы в Его глазах перестанем быть
людьми, и Он скорее всего устроит зачистку.
В Содоме Он готов был пощадить всех ради
(после жуткого торга с Авраамом) десяти праведников. Не нашлось. На многие
тысячи жителей не нашлось и десяти.
* * *
Свечка теперь, как комсомольский значок,
обозначает верность кесарю, а не веру. Вчера теннис и свечка, сегодня лыжи и
свечка. Но если свечки — пустая формальность, то держащие их — фарисеи, те
самые, которым гореть.
И вот, год за годом, сияние лампад,
свечей, драгоценных окладов и странный голос, не дающий верить, мешающий
верить, разрушающий веру.
Многие перестали смотреть, ибо зрелище не
дает радости. Только горечь, насмешку и прочие не подходящие в святую ночь
чувства. И, видя статистику убывания числа верующих, думаешь: не эти ли
телепередачи отталкивают...
На вопрос “Смотрели трансляцию?” все, кого
спрашивал, отвечали: “На что там смотреть? На подсвечники?” Подсвечниками у нас
называют больших начальников, стоящих со свечкой в праздничные дни. Верят
начальники в Бога или нет, но народ не верит в их искренность — вот в чем дело.
И никто (из тех, кого я спрашивал) не испытывал благоговейных чувств, глядя
трансляцию из храма Христа Спасителя. Никто не думал о Воскресении; все — о
лицемерии.
Да и кто у телевизора в эту ночь?
Искренние и глубоко верующие сами молятся в церкви вместо того, чтобы смотреть,
как молятся другие. У телевизора — или неверующие, или слабые
духом, или настолько уставшие, что у них нет сил на крестный ход, на несколько
часов ночной службы.
И вот они-то — запертые, слабые и уставшие
— вместо духовной пищи получают разрешенную передачу — позолоченное фальшивое
яйцо.
...Через телевизор нам предлагается
определенный образ жизни. Такой, где душа не нужна.
Хуже того — она мешает.
Тут ничего не сделаешь. Власть живет по
своим законам. Это всегда и всюду так. Это нельзя изменить. Но это можно не
показывать.
© «Московский
Комсомолец», от 26.04.2004