СТЕПНАЯ УСАДЬБА

МУЗЕЙ В.И. НЕМИРОВИЧА-ДАНЧЕНКО

 

В 30-е годы прошлого века Н.К. Рерих — наш великий соотечественник, художник и ученый, философ и общественный деятель, создатель многих культурных учреждений и движений во всем мире, предложил мировому сообществу проект Международного Мирного Договора по охране всех сокровищ Искусства и Науки, созданных человечеством в ходе его многовекового развития («Пакт Рериха»).

Утверждая великое понятие Культуры, он без устали говорил о том, что мы понимаем, насколько несказуемо трудны пути культуры, но тем заботливее мы должны охранять доступы к ней ведущие. "Наша неотложная обязанность — создавать для молодого поколения традиции культуры. Там, где культура, там и мир. Там и подвиг, там и правильное решение труднейших социальных проблем. Культура есть накопление высочайшей Благодати, высочайшей Красоты, высочайшего Знания. Человечество ни в коей мере не может гордиться, что оно сделало достаточно для расцвета культуры. После невежества мы достигаем цивилизации, затем мы получаем образование, затем следует интеллигентность, затем утончение и после этого синтез открывает врата высокой культуры..."

«Пакт Рериха» предусматривал и особый флаг — «Знамя Мира», который должен быть поднят над музеями, соборами, библиотеками, университетами и прочими культурными центрами и почитаем, как международная нейтральная территория.

Но и сегодня мы видим, как мало делается в мире для утверждения подлинной Культуры. И как трудна нива Культуры в нашем государстве, где работники ее пребывают на голодном пайке. Но все же преодолевая невежество, неустанно эту ниву возделывают, охраняют, обогащают все новыми творческими решениями.

В нашем степном крае есть культурный центр, над которым по праву надо поднять «Знамя Мира». Это — усадьба, возникшая в середине прошлого века среди однообразной екатеринославской степи, у излучины Мокрых Ялов — притока реки Волчьей. И суждено было ей устоять до наших дней — начала XXI века. А центром усадьбы стал длинный, одноэтажный, сверкающий белизной Дом. Протянувшись с севера на юг, словно степной корабль, преодолевая удары волн времени, устремился в будущее.

 

1. РОЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНЫХ ШКОЛ

Продолжая рассказ об усадьбе, скажем, что возникла она рядом с деревней Нескучное Александровского уезда Екатеринославской губернии. И судьба ее крепко связана с именем барона Николая Александровича Корфа.

При бароне Н.А. Корфе нескученская усадьба расцвела. Возник и главный усадебный дом, и флигель, все хозяйственные постройки с садом и огородами. И возник на берегу Мокрых Ялов лесопарк. Посадил его Н.А. Корф вместе с местными крестьянами, вдохновленный примером соседа, создателя Великоанадольского леса, полковника корпуса лесничих В.Е. фон Граффа. Усадьба стала культурнейшей усадьбой по выражению одного из московских гостей барона, приезжавшего познакомиться с удивительными для того времени сельскими школами, открытыми Корфом на территории обширного Александровского уезда.

Усадебный Дом был не только местом, где жила семья барона, но и творческой лабораторией Н.А. Корфа. Здесь он писал свои педагогические труды, проводил съезды учителей, подготовлял некоторых молодых людей к их будущей деятельности сельских учителей.

В «Антологии педагогической мысли Украинской ССР» подчеркнуто, что Н.А. Корф был не просто организатором начальных школ Александровского уезда. Это был ученый-педагог, стоявший на уровне достижений европейской и мировой науки своего времени.

Но судьба усадьбы складывалась так, как складывалась судьба барона Корфа. И тогда было немало, и сейчас хватает в нашей жизни злопыхателей и недоброжелателей. Нашлись таковые среди помещиков Александровского уезда. Разными неблаговидными способами они стали препятствовать его плодотворной деятельности. После ряда кампаний травли здоровье Н.А. Корфа оказалось подорванным, и на 49-ом году жизни он умер в Харькове. Произошло это в 1883 году. Жена и дочери из Нескучного выехали, усадьба и Дом осиротели.

Уже только труды и начинания Н.А. Корфа в пользу общества дают право присвоить усадьбе и Дому статус Памятника истории и культуры. Но таковой она обретет лишь спустя 80 с лишним лет после его кончины.

 

2. РОЖДЕНИЕ ТЕАТРА

Выдающийся театральный реформатор, один из создателей всемирно известного Московского Художественного театра, режиссер, театральный педагог, драматург, прозаик и журналист Владимир Иванович Немирович-Данченко свои воспоминания назвал «Рождение театра».

Судьба его связала с нескученской усадьбой и Домом в 1886 г., когда он женился на старшей дочери Н.А. Корфа баронессе Екатерине Николаевне. Впервые приехал сюда в 1887 г.

Степные эти места пришлись по душе, обогащали творческие силы и с тех пор без малого 30 лет, почти каждое лето, стал бывать в усадьбе с семьей. Здесь были и прекрасный отдых и напряженная творческая работа.

Об усадьбе и Доме Владимир Иванович заботится, из писем его к другу, театральному деятелю А.И. Сумбатову (Южину) от 1893, 1894 гг. узнаем, что «дом уже наполовину перестроен, весь обложен кирпичом, а некоторые стены каменные. Крыша исправлена, балкон исправлен и пр. и пр. Дом стал красивее...» В усадьбе им будут написаны многие его пьесы — «Счастливец», «Новое дело», «Золото», рассказы, повести, романы — «На литературных хлебах», «Мгла», «Губернаторская ревизия», «В степи» и многое другое. В этих его произведениях и в других узнаваемы природа, история и люди нашего края. Это о «Губернаторской ревизии» отзовется А. Чехов в письме: «...По тонкости, по чистоте отделки и во всех смыслах это лучшая из всех Ваших вещей, какие я знаю. Впечатление сильное... Знание жизни у Вас громадное, я, повторяю (я это говорил как-то раньше), Вы становитесь все лучше и лучше, и точно каждый год к Вашему таланту прибавляется по новому этажу».

В книге И.Н. Соловьевой «Немирович-Данченко» много раз звучит тема Нескучного, И в связи с творческими делами Немировича-Данченко, и с «обязательствами местными», такими. как строительство у въезда в усадьбу здания новой школы памяти барона Корфа и многими другими. А многочисленные письма Владимира Ивановича к Екатерине Николаевне, деятелям культуры и друзьям значительно обогащают палитру картины жизни в Нескучном.

И рождение нового небывалого театра начинается в усадьбе и продолжается знаменитым многочасовым свиданием-сидением с К.С. Станиславским в московском ресторане "Славянский базар», где было достигнуто полное единодушие в оценке состояния театрального дела и намечены смелые планы создания художественно-общедоступного театра, А наш нескученский Дом — степной корабль помогал Немировичу-Данченко, по его выражению, «плыть в театральное дело».

В архиве Владимира Ивановича в музее МХАТ, в Москве, хранится много фотографий,  сделанных в Нескучном в разные годы. Есть и специальный нескученский альбом. Об усадьбе, о Доме всегда помнил. Изображение дорогого сердцу Дома висит и у дивана, в спальне квартиры-музея.

В последние годы перед революцией делами имения занимался по поручению семьи управляющий, и он же учитель нескученской школы Евстафий Илларионович Сидоров. Письма его в Москву и к нему в Нескучное свидетельствует о том, что хозяйство в усадьбе он хотел бы вести не так, как желают хозяева. В письме к Сидорову от 1 октября 1916 г. Владимир Иванович сетует, что "между нами и Вами какое-то коренное недоразумение. Мы до такой степени разными глазами смотрим на усадьбу, наши желания обращены к ней, до такой степени различны, что мы никак не можем столковаться... Если Вы хотите, чтоб Нескучное было таким, каким мы его любим, так подумайте внимательно о том, что для этого надо, а не о том, как сделать его похожим на любой доходный хутор".

 

3. ИСПЫТАНИЯ

Последний раз Владимир Иванович приехал в Нескучное в 1916 г. Наступало время непредсказуемых перемен. А что же происходит в Нескучном? Сход местных крестьян в 1917г., при всем уважении к Немировичу-Данченко, просит семью уступить усадьбу и Дом для открытия среднего учебного заведения. Есть документ.

Революционные события в уезде безжалостно прокатились по усадьбе. В музее МХАТ в Москве, в фонде Немировича-Данченко, хранятся письма от местной жительницы Татьяны Смородиной (Смородской). Из них узнаем о погроме в усадьбе. В июне и декабре 1921 г. она пишет: «Дорогой Владимир Иванович!.. Не хотелось Вас огорчать, так как сейчас усадьба представляет одно разрушение... «стены дома» целы, но все то, что было, того уже три года не существует. Все сделалось жертвой «банды», оперировавшей в нашей местности. Даже Ваши труды — рукописи и вся библиотека тоже разграблена и расхищена. Отстоять ничего не было возможности, т.к. тогда и сам сделался бы жертвой, так как погиб Истафий Сидоров, которого изрубили три года тому назад... Во дворе постройки почти разрушены. Сад — но увы! Теперь его даже нельзя назвать и садом, так как осталось 1/3 всего, а все вырубили для топлива школы. Даже самих крестьян и тех не упросишь и не остановишь от того, чтобы они не рубили..." Пишет о засухе, о голоде... письмо печальное.

С 1920 г. в Доме — «5-ти штатная школа». С этого времени судьба усадьбы и Дома на долгие пять десятилетий связана с этой школой. Много поколений жителей сел в округе будут учиться в этой школе. И с радостью, и с грустью вспоминают уютный усадебный дом бывшие школьники. Зимой в Доме было тепло — и дом деревянный, и печи топились. Был опытный участок, сад возрождался.

А вот с Домом школьные хозяева обращались плохо. В подвалах заложили окна, нарушился воздухообмен, деревянные потолки стали разрушаться. В подвал ссыпали уголь и он, разлагаясь, накапливался, оседал пылью, заполнял помещения. Крыша текла, разрушая стропила и перекрытия. Со времен Корфа дверные полотна фигурные истыканы ножом — школьники резвились. С годами таких крупных и мелких разрушений накапливалось все больше.

Вспоминая годы жизни в Нескучном, Владимир Иванович писал: «Соседи — сельский учитель или учительница, священник, земский начальник, доктор, судебный следователь, становой, арендатор, лавочник. Заезжали земские деятели, инспектор народных училищ. Вся уездная интеллигенция в большинстве была воспитана на либеральных идеях: портрет Корфа висел во всех школах двух громадных уездов, где он работал. Но из всех этих идей давно уже вылепили маску, без которой словно нельзя было выходить на люди, как без галстука, а по существу все давно забыто».

Бывшие ученики послевоенной нескученской школы не припоминают, чтобы на уроках учителя рассказывали о делах и жизни Н.А. Корфа. Помещик, хоть и деятель народного образования, но он не был в чести. Забвение углублялось. Да и о Немировиче-Данченко не многие вспоминают. А все же связи окончательно не прерываются. Бывший сосед в 1937 г. шлет Владимиру Ивановичу в Москву поздравление с орденом Ленина.

Местные краеведы не забывают — и кое-что из фотографий и документов о Владимире Ивановиче в Народном музее истории Великой Новоселки имеется. И в школьном музее собирают материалы по истории Нескучного. Но это уже позже, в 60‑е годы.

А в 1954 г. в новой Нескученской школе по инициативе областного института повышения квалификации учителей состоялась конференция, посвященная 150-летию со дня рождения Н.А.Корфа.

В 1969 г. областное управление культуры берет на государственный учет и усадьбу, и Дом. Объявляются они Памятником истории и культуры. За Домом закрепляется охранная территория. Есть документы с подписями и печатями. А Дом тем временем продолжает использоваться то под склад, то под интернат, то под пионерский лагерь. А ремонтировать никто не собирается. Районный отдел культуры, видимо, слаб, чтоб защитить усадьбу.

В 1975 г. управление культуры подготовило еще более обстоятельные документы со схемами и фотографиями на усадьбу и Дом, утвердили их решением облисполкома.

А местные районные власти, как бы не ведая о том, что усадьба — Памятник, принимают другое решение и часть усадебной земли отводят под строительство межколхозного пионерского лагеря. А рядом ведь с усадьбой пустуют земли, вот их бы и использовать под строительство. Но невежество сильно. «Укрколхозпроект» проектирует, начинает строить, и к 1978 г. случилось непоправимое. На усадебной земле, рядом с главным Домом, возвели три двухэтажных корпуса. Снесли старый кирпичный флигель рядом с Домом, засыпали усадебный подвал—хранилище, колодец. Облик усадьбы, понесший немалый урон со времен революции, был утрачен. Все же порадуемся, что усадебный Дом уцелел.

В 1987 г. силами колхозов и совхозов района был сделан частичный консервационный ремонт усадебного Дома.

В 1992 г. принято решение о создании мемориального музея В.И. Немировича-Данченко в с. Нескучное, как отдела областного краеведческого музея.

Коллектив у мемориального музея минимальный — заведующий и старший научный сотрудник. Проблем в деле создания музея так много, что опускать руки никак нельзя ни на один день, ни на час. С первого дня создания мемориального музея и комплектования фондов, и создания экспозиции, и проведение выставок, и все ремонтно-строительные, хозяйственные работы идут постоянно рядом.

Весной 1995 года состоялся первый приезд из Москвы внука В.И. Немировича-Данченко В.М. Немировича-Данченко, заслуженного артиста России, заведующего музыкальной частью МХАТ им. Чехова.

Побывав впервые в этом историческом Доме, В М, Немирович-Данченко и его супруга А.Ю. Немирович-Данченко написали в книге посетителей: «С трепетным волнением находились мы в этом доме, благословенно сохраненным судьбой! Мечтаем, чтобы создаваемый музей стал настоящим очагом духовности и культуры. Благодарим всех, кто начал создавать этот музей и всех, кто будет продолжать начатое».

Приезд внука был не только визитом знакомства. Он привез и показал в областной филармонии, в В-Новоселковском районном Доме культуры спектакль «Семь жизней В.И. Немировича-Данченко», который был отмечен, как заметное событие в культурной жизни области. Сценарий спектакля создан А.Ю. Немирович-Данченко и за его создание она удостоена театральной премии им. К.С. Станиславского.

В мае 1999 г. в мемориальном музее, в Доме-Памятнике, открыта юбилейная экспозиция, посвященная 140-летию со дня рождения В.И Немировича-Данченко и 100-летия МХАТа. Открыл ее В.М. Немирович-Данченко. Он приехал на эти торжества с А.Ю. Немирович-Данченко и другими коллегами, чтобы принять участие в культурной программе празднования. В.М. Немирович-Данченко на торжественном открытии экспозиции передал мемориальному музею много ценных экспонатов, и среди них реликвии из семейного собрания.

Чем больше мемориальный музей становится на ноги, тем больше у него появляется друзей и поклонников.

История усадьбы, замечательного Памятника истории и культуры, продолжается. Надеемся, что в ближайшее десятилетие она будет складываться в пользу культуры.

 

А.С.Бугаев,

заведующий мемориальным музеем

Вл.И.Немировича-Данченко.

С. Нескучное, Донецкая область,

Украина.

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz