Священник Владимир Кожин
Под панцирем
"единственно верного"
Нынче опять заспорили Патриарх с Папой - чья вера
лучше. Похоже, однако, что спор не о вере, а о политике, вечная цель которой -
власть и деньги. Может ли вообще быть церковная политика, если Церковь -
Царство Христово - "не от мира сего"? Могут ли в этом неправом споре
быть правые?
При коммунистах гонениям подвергалась не одна Русская
православная церковь. ГБ пасла и сажала богему, литераторов и художников,
евреев, "сектантов", католиков заодно с православными - словом, всех.
Известный в православных кругах старец о.Таврион служил и причащался вместе с
изредка гостившим у него ксендзом, с которым годы провел в заключении.
"Земные перегородки до Неба не доходят", - говаривал он сомневающимся.
Когда старец умер, на похороны явились монахи, посланные архиереем, который
терпел его "чудачества" при его жизни. И надо было видеть, с каким
остервенением православные "воины Христовы" вытаскивали из алтаря,
били и топтали сапогами подаренные старцу его другом католические безделушки:
гипсовые статуэтки святых и фарфоровые цветы.
Неправда, что коммунизм, позаимствовав у христианства
гуманистическую риторику, сам ничего не внес в Церковь в идейном плане. Принцип
целесообразности, на заре советской власти воспринятый тогдашним главой РПЦ
митрополитом Сергием Старгородским, с которым большевикам удалось-таки
договориться, теперь положен в основу церковной жизни: для достижения цели все
средства хороши. Однако не нами сказано, что средства - и есть цель в своем движении.
Смотри на средства - увидишь истинные, а не декларируемые цели.
У безбожной, богоборческой власти, когда надо было
дружить против "инакомыслящих" и найти на них управу, не было лучшего
друга, чем Русская православная церковь, опиравшаяся на вышеупомянутый принцип
целесообразности. Помню, как, учинив очередную скандальную расправу над
"нелегальными" баптистами, ГБ прислала своего агента с
"Иновещания" взять интервью у настоятеля нашего храма. С чувством
жгучего стыда слушал, как этот старый, много переживший человек, заслуженный
священник (в то время близкий друг и многолетний сослуживец нынешнего
Патриарха) привычно и гладко врал в микрофон на весь мир, что "верующие в
нашей стране имеют полную свободу и никогда не подвергались никаким притеснениям
от власти". И это говорил тот, которого власть всю жизнь загоняла в
бутылочное горлышко лишь за то, что имел несчастье веровать в Бога и вовремя
свою веру не спрятал. Зачем и они, и другие это делали - предавали со страха, а
оправдывались стоянием за веру? Видно, было и есть что терять.
В 1944-м в освобожденном от фашистов Львове власти
громили кафедральный католический собор. Сбылись вековые чаяния православных:
католическая уния на Украине упразднялась - властью госбезопасности якобы за
сотрудничество с фашистами.
А в 1988-м это "сотрудничество с фашистами"
опять всплыло: припомнил его католикам печально известный борец за Православие,
нынешний расстрига и раскольник, разжалованный монах, а в то время Патриарший
экзарх на Украине митрополит Филарет (Денисенко). Решили украинские католики
после торжественного празднования Тысячелетия Крещения Руси, что и им теперь
тоже полагается свобода их веры. Государство, не готовое к диалогу с обилием
вер, предпочло переадресовать их за разрешением в РПЦ, к Филарету. Вот тут-то
он им и объяснил, что таким, как они, бывшим фашистам, в свободной стране места
нет - ишь чего вздумали, приходы им подавай! И потом вся страна следила по
телевизору, как эти несчастные целый год, а то и два, на коленях - в буквальном
смысле слова - стояли в Чистом переулке у ворот Патриархии. Но Патриарх их так
и не принял - видно, занят был, свободу отстаивал. А теперь все они: и бывший
экзарх Константин Денисенко, возглавивший самостийную Украинскую православную
церковь, и католики с униатами - в другой стране уживаются, и всем место
нашлось. Только РПЦ на Западной Украине нет места, ее приходы в
"незалежной Украине" католики взяли у православных силой, повыгнав их
на улицу. Куда теперь нашим верующим податься, в Чистый переулок, что ли? А
"не рой другому яму...". Зачем после войны из рук ЧК те приходы
униатские принимать обрадовались? Отказаться было страшно, а согласиться -
выгодно. Старая матросская мудрость гласит: "не выгадывай -
прогадаешь".
На что был потрачен ресурс свалившейся на Церковь
свободы за прошедшие четырнадцать лет? Приходится с горечью признать, что все
эти годы РПЦ свидетельствовала не о Христе, а о своей приверженности целям
вполне земным: о том, как, присягнув на верность государству и придумав, чем
ему пригодиться - с его помощью устроиться покрепче. Разделить власть и
богатство, добытые у народа, чтобы "у нас все было, а нам за это ничего не
было". Плод такой проповеди налицо: люди пошли не в Церковь, а на рынки,
хлынули в нецерковные религиозные организации. В Церковь люди не пошли и не
пришли, т.к. невозможно верить тем, кто в ней служит: они своей жизнью не
убеждают, что Бог действительно есть.
Какую цель преследовали скандальные коммерческие
проекты, опозорившие Церковь в глазах народа? Даже в последней глухомани у всех
на слуху торговля нефтью, водкой и табаком, а на виду - немереное богатство и
смычка с властью, за спиной которой топчутся церковные князья. А спрос народа -
с приходского попа, который живет на милостыню, что бабки принесут. От этой
корки хлеба заплесневелой он еще десятину должен на нужды Церкви архиерею
отослать: вероятно, чтоб тот с голоду не помер. Между тем ни одна копейка
табачных денег в приходы не попала и развитию церковной жизни как таковой не
способствовала - и слава Богу! Еще с советских времен у нас в Церкви повелось,
что хлебушек, может, и вместе, а табачок - точно врозь.
Смехотворно в нашем одичавшем в пустыне коммунизма
обществе, среди погрязшего в языческом невежестве народа, которому нужно
проповедовать христианство заново, - призывать на помощь силу государства для
того, чтобы приватизировать право на утверждение "единственно верного
учения".
Что толку из охраняемых резиденций центральных городов
требовать от властей защиты своих прав на монополию веры! Хочешь убедить людей
- иди по городам и весям и раздели с народом жизнь и судьбу. Четыре неполных
года ходил по Палестине нищий Проповедник - и на два тысячелетия просияла
Церковь Его от востока до запада. Для нынешней Русской православной церкви этот
пример неприемлем. За прошедшие четырнадцать лет церковной свободы она ничего
не сделала ни для Бога, ни для народа. Только ворота для язычников и сатанистов
настежь распахнула, навстречу троянскому коню "гуманитарной"
дармовщины и смычки с властью.
© Общая
газета № 22 , 30.05.2002 г.