Репортаж
Что такое толерантность, и как за нее бороться?
Всероссийская библиотека
иностранной литературы провела
конференцию «Толерантность
в сфере религии и СМИ»
Конференция «Толерантность в сфере религии
и СМИ» прошла 15-16 декабря во Всероссийской государственной библиотеки иностранной
литературы (ВГБИЛ) имени М.И. Рудомино. Организаторами форума выступили отдел религиозной
литературы и изданий русского зарубежья и Институт толерантности ВГБИЛ.
Центральными вопросами конференции в полном
соответствии с национальной традицией были: «Кто виноват?» и «Что делать?».
По мнению религиоведа Сергея Иваненко, толерантность
в СМИ зависит от их отношения к социальному партнерству государства и религиозных
объединений. Соответственно, «возбуждение тематики «сект» и «традиционных-нетрадиционных»
религий означает сокращение сферы такого партнерства.
Сопредседатель Института свободы совести (ИСС)
юрист Сергей Бурьянов считает, что главная причина нетерпимости кроется в религиозной
политике власти, подменяющей собой реализацию конституционных принципов в области
свободы совести. В своем докладе юрист дал характеристику как религиозной политики,
имеющей целью использование религии в избирательных технологиях, так и коррупционных
государственно-конфессиональных отношений, посредством которых эта политика осуществляется.
Особо отмечено, что информационная политика в данной области играет роль «пиар-сопровождения»,
для чего в СМИ продвигаются идеи конфессионального превосходства для неких «традиционных»
конфессий и нетерпимости по отношению к «нетрадиционным». В этом контексте целенаправленно
формируется антиконституционный понятийный аппарат: «тоталитарные секты», «религиозный
экстремизм», «духовная безопасность».
Сергей Бурьянов уверен, что достижение толерантности
(в т.ч. уважения к свободе мировоззренческого выбора) невозможно без реализации
конституционных принципов свободы совести, светскости государства, равенства религиозных
объединений, идеологического многообразия.
Руководитель центра «Сова» Александр Верховский
обвинил российские СМИ в огромном количестве антиисламской риторики, что позволяет
говорить о наличии в стране исламофобии. Что касается причин всплеска религиозной
нетерпимости, то они для аналитика «Совы» пока непонятны.
Известный публицист Максим Шевченко в качестве
причины отсутствия религиозной толерантности указал на ложь о состоянии межконфессиональных
отношений - как в прошлом, так и сегодня. По мнению эксперта, никакого межконфессионального
мира в России не было, но была насильственная христианизация Татарстана и Башкирии.
Такая постановка вопроса естественным образом предполагает открытость информации
об истории и современном положении дел. Доклад Шевченко так и назывался: «Правда
о религиозных отношениях в России как залог строительства мира, толерантности и
терпимости».
Ученый и журналист Сергей Бычков связал проблемы
толерантности с антиконституционно тесным союзом РПЦ МП и современного российского
государства. По мнению докладчика, еще со времен Сталина высшая иерархия была приравнена
к партноменклатуре. С тех пор почти ничего не изменилось – привилегии в виде ЦКБ,
спецсанаториев и спецавтотранспорта у руководства патриархии сохранились и сегодня.
«Очень важно говорить об этом в СМИ», - резюмировал Бычков.
Президент российского отделения Международной
ассоциации религиозной свободы Федор Шелов-Коведяев заклеймил невежество журналистов
и предложил их обучать, а заодно организовать «хороший ликбез всему обществу». А
вот от массового целения правдой (по Максиму Шевченко) президент предостерег «во
избежание мордобоя».
Сопредседатель ИСС религиовед Сергей Мозговой
с одной стороны признал наличие некомпетентности некоторых журналистов, но с другой
стороны усомнился в случайности появления ксенофобских материалов, особенно в федеральных
СМИ. Более того, Мозговой прямо заявил, что ксенофобия - это система и государственная
политика, связанная с избирательными технологиями.
Аргументируя свои тезисы, ученый сказал, что
«в центральных газетах и особенно на телевидении крайне редки (или отсутствуют вовсе)
корректные материалы о свободе совести, зато «антисектантская» истерия – обычное
дело. На федеральных каналах вышло в эфир огромное количество телепрограмм, так
или иначе эксплуатирующих негативный социальный ярлык «секта». Спектр таких программ
весьма широк – от посвященных криминалу до ток-шоу. «Визитной карточкой» «антисектантской
канализации» является, по словам докладчика, агрессивная некомпетентность «как постановки
проблемы, так формы и подачи материала». Были названы конкретные передачи, вышедшие
совсем недавно: «Доброе утро» (1-й канал), «Город» (3-й канал), «Тюрьма и воля»
(ТВЦ).
Кроме того, Сергей Мозговой привел огромное
количество фактов воспроизводства нетерпимости в газетах, учебниках, высказываниях
федеральных государственных чиновников и даже руководителя гильдии религиозной журналистики
«Медиасоюза». Выход из сложившейся ситуации представитель Института свободы совести
видит в системной работе по приведению государственной политики в соответствие с
Конституцией РФ.
Религиовед и историк Юрий Табак привел целый
список виновных в отсутствии толерантности: государство, Церковь, армия, СМИ и вообще
все люди, «в силу своего несовершенства». А раз так, то и борьбу с нетерпимостью
нужно начинать с себя. Мнение коллеги в значительной мере разделяет и Борис Фаликов.
Корни проблемы нетерпимости он видит в человеческой природе, и противоядие предлагает
искать там же.
Религиовед Сергей Филатов подверг резкой критике
позицию «нашего гуманного либерального журналистского сообщества». «Антиклерикальный
фанатизм – причина, почему наши журналисты ведут себя совершенно по-скотски», -
сообщил собранию Сергей Борисович. Особую обеспокоенность эксперта вызывают выпады
в адрес протестантов: «То, чего нельзя сказать в адрес евреев, чеченцев, татар,
можно услышать в адрес протестантов – и все сходит с рук».
Журналист Светлана Солодовник выдвинула свою
версию причин поведения журналистов, связанную с «чутьем конъюнктуры, формируемой
властью и господствующей конфессией».
Единого и окончательного ответа на «вечные»
вопросы участникам конференции, разумеется, найти не удалось. Более того, блиц-опрос,
проведенный корреспондентом «Портала-Credo.Ru», выявил неоднозначность в понимании
участниками форума его ключевого термина - «толерантность». Примерно половина опрошенных
экспертов толерантность сводит к терпимости. Другая половина считает, что терпимости
самой по себе недостаточно и называет следующие определения толерантности: «уважение
к иному», «уважительное отношение к свободе проявлений индивидуальности на основе
культурного многообразия», «уважение самоценности другого», «уважение к признанию
базовых общечеловеческих ценностей».
Сергей Бурьянов, для «Портала-Credo.Ru»
© Интернет-портал
«Credo.ru», 20.12.2004.