Еще раз о Законе Иерархии

Ты помнишь, как все начиналось,

Все было впервые и вновь…

Двенадцать лет назад все так и начиналось. Перестройка — мысли, люди и книги, которые появились в поле нашего зрения впервые. И в этом потоке — плохие ксерокопии с книг Учения Живой Этики. С книг, изданных более 50 лет назад и чудом сохранившихся, десятилетия пролежавших зарытыми в землю, запрятанными на чердаках. Казалось, никогда не кончится волна радости, вызванная прикасанием к вновь открытому Знанию, казалось, наконец все люди стали близкими, родными и ничто темное уже не может нас коснуться… Но вскоре это ощущение весьма грубо подкорректировала встреча с признанным авторитетом в изучении Тайной Доктрины и разных таинственных (для нас, непосвященных новичков) оккультных наук Ларисой Дмитриевой.

Это был 1991 или 1992 год, сейчас точно не помню, тогда Лариса Петровна частенько разъезжала по городам тогда еще Советского Союза со своими литературно-оккультными программами, полными ее стихов и недосказанных намеков на то, что нам, простым слушателям, было никогда не понять. Правда, некоторые «оккультные тайны» она объясняла своими словами, и тогда становилось немного грустно — ведь то, о чем мы не осмеливались даже говорить, оказывалось до примитивности просто. И мы мечтали про себя, что может быть, когда-нибудь и мы будем с такой же небрежной снисходительностью говорить о таинственном и несказуемом. И вот нас познакомили с ней. В номере гостиницы мы сидели, не дыша, и готовились внимать каждому слову Учителя. Позже, уже на улице, мы долго пытались понять, неужели так старший, опытный, знающий товарищ должен разговаривать с вновь подошедшими? Жестко, даже грубо, во всем подчеркивая свое превосходство. Стандартные, общеизвестные фразы о работе над собой, вперемешку с чисто контактерскими признаниями. Высокомерная снисходительность видавшего виды оккультиста… Да, это оставляло впечатление, но все это было, как бы сказать, не то что мы ожидали, не наше, что ли.

Так закончилась наша встреча, больше мы не виделись, только спустя несколько лет случайно узнали, как от Дмитриевой пострадала наша знакомая журналистка, не желавшая публиковать то, что от нее требовали. И только ясный ум и полная преданность Учению и Учителям спасли ее от беспощадного энергетического удара.

Мы избегаем говорить об этих вещах. Они для нас непонятны и пугающе неприятны, нам кажется, что нас это не коснется, только не надо вспоминать и этим привлекать. Но, прикоснувшись к Живой Этике, мы в большей или меньшей мере становимся носителями энергий Учения, а тьма это не прощает. Чем больше невидимой пользы приносит человек, тем больше невидимых ударов он получает, и мы все знаем, что есть люди, которые являются неосознанными или осознанными проводниками таких ударов. Обычно первое соприкасание с этими людьми очень болезненно, но впоследствии такие ситуации помогают выработать некую зоркость, умение наблюдать и анализировать поступки окружающих.

Подойдя к Учению, мы сталкиваемся с фактом, что добавляются и новые критерии оценки людей. Часто приходилось от наших товарищей слышать доводы вроде: «Ну и что, что контактер (психически неуравновешенный, «видящий и слышащий», принимающий информацию и т.д.), главное, что человек хороший!» Но в Учении, и особенно подробно в Письмах Елены Ивановны, разъясняется вред, приносимый такими людьми. Особенно обидно, когда и у окружающих, в том числе читателей, слушателей такого человека начинаются подобные проявления.

Существует также мысль, что все надо изучать. Но даже врачи, исследуя микробы, пользуются маской и перчатками, чтобы не заразиться. А наши доморощенные исследователи без опаски, зато с большим интересом общаются с контактерами, экстрасенсами и т.д., зачастую считая их видения чуть ли не высшим проявлением Психической Энергии. И не удивительно, если у такого «исследователя» вскоре появятся такие же проявления. Мне кажется, что в будущем исследователи Психической Энергии будут изучать и описывать различие между видениями контактера и тонкими ощущениями духовно развитого, утонченного человека. Эти различия будут изучены, сформулированы, описаны, но это будет иметь мало общего с нынешним неразборчивым любопытством.

Теперь вернемся к Дмитриевой. Время шло, наша встреча забылась, и тут мы узнаем, что эта дама с большим успехом продолжает свою лекционную деятельность, но к тому времени в ее деятельности появилось и обильное эпистолярное творчество. Оказалось, что у Ларисы Петровны немало поклонников даже среди, казалось бы, думающих людей. «Она все-таки несет людям знание, ведь больше никто такими тиражами не пишет на наши темы — говорили многие — от нее не так уж много вреда, от Кураева и ему подобных неприятностей больше». Действительно, ложку дегтя невооруженным глазом трудно заметить, тем более, если мед хорошо размешан. И в умилении можно и съесть. И привыкнуть. И решить, что так и надо.

Короче, отказ МЦР иметь что-либо общее с Дмитриевой для многих грянул как гром с ясного неба. Ситуация с Ярославской конференцией поставила все точки над "i". Ну ладно, можно еще понять тех, кто был лично с ней знаком. Сильная личность, развитый интеллект, умение формулировать свою мысль, играть словом, начитанность, одни цитаты из «Т.Д.» чего стоят… А жесткость и примитивность формулировки даже приятна — все становится понятным, самим раздумывать не надо. Но те, кто не попал под опасное обаяние, кто ее не видел и не читал?

«Да, ничто не вызывает столько возмущения в среднем интеллигенте, как понятие Иерархии. Все они так боятся показать свое признание какого-то высшего авторитета и, в то же время, на каждом шагу подчиняются суждениям и постановлениям ничтожеств. Этот отрыв от высшего и подчинение низшему, или уравнение по низшему, и есть проклятие нашего времени, ведущее к разложению и к преждевременной гибели планеты. Если бы знали все, возмущающиеся против иерархического начала, какая дисциплина послушания царит среди Иерархии Света! Какое послушание проходят истинные ученики Света! И послушание это требуется вовсе не для того, чтобы контролировать ученика в интересах Вел. Учителей, но для того, чтобы ученик мог, таким образом, вступить на первые ступени, ведущие к пониманию и принятию Космической Воли. Дисциплина есть начало всего знания и всей мощи. В заключение приведу еще строки из Учения: «Благосостояние народов складывается около одной личности. Примеров тому множество в истории, в самых различных областях. Многие отнесут это несомненное явление к личности, как таковой. Так поступают близорукие, но дальновидные понимают, что такие собиратели не что иное, как мощь Иерархии». (Письма Е.И. Рерих, 10.10.34).

Но при чем тут принцип Иерархии? При том, что решение МЦР не участвовать в Ярославской конференции и резкое дистанцирование от Дмитриевой и ее трудов — это был Указ. Людмила Васильевна Шапошникова и Международный Совет Рериховских организаций, не раз столкнувшись с Ларисой Петровной и последствиями ее действий, приняли единственно возможное решение — по возможности оградить Рериховские организации, собравшиеся вокруг МЦР, от опасных действий Дмитриевой. Оградить от профанации Учения Живой Этики и Тайной Доктрины, от профанации имен Рерихов и Блаватской. Как же определенная часть наших рериховцев восприняла это Предупреждение? С сомнением, возмущением, недоверием. Многие посчитали, что происходит покушение на их свободную волю, на право самим разобраться, что к чему. Опять вспоминаются слова Елены Ивановны:

«Предоставьте людей их собственному неограниченному водительству, и устрашающая инволюция немедленно вступит в свои права. На Западе сейчас особенно восстают против всякого авторитета и дрожат за свою индивидуальность, которой в большинстве случаев не обладают, ибо пребывают в оковах предубеждений, предрассудков, атавизма и невежества. У многих знание духа минимально, и они проходят жизнь, водимые голосом низшей самости, который принимается ими за высшую интуицию. Разве не свидетели мы уже последствий таких безумий?» (Письма Е.И. Рерих, 31.7.37).

О том, чем является для нас МЦР, писалось уже много. Также о роли Людмилы Васильевны Шапошниковой много сказано. К ней можно отнести слова Елены Ивановны:

«Имейте в виду, когда в Учении говорится об Иерархе и Учителе, то не всегда подразумевается Высший Иерарх или Небожитель, но часто, именно, указывается земной, духовный руководитель. Помните, как сказано: «Имейте каждый Учителя на Земле». Именно земного учителя, который может явиться звеном с Иерархией Высших Сил. Между прочим, этот закон иерархический особенно трудно воспринимался и воспринимается нашими современниками. Но Великие Учителя особенно настаивают на нем. И Они твердо, неуклонно устанавливают Иерархию среди своих учеников. Никто не может перешагнуть через поставленного старшим Самим Владыкой. Во времена Е.П. Блаватской мало кто признавал ее авторитет, и даже те, кто принимал его вначале, как только начинали получать, благодаря ее посредству, хотя бы изредка, указания от Самого Владыки, сейчас же начинали пренебрегать советами и указаниями, идущими от нее. Это и было камнем преткновения, в этом заключалась вся драма Теософического Общества, ибо, как я уже сказала, Великие Учителя непоколебимы в своих Иерархических постановлениях. И результат таких пренебрежений неизбежно сказался в массе огорчений и заблуждений, в целом ряде ошибочных изложений Доктрины и в большой задержке в духовном развитии так провинившихся. Так, в нашем построении хотя некоторые из ближайших сотрудников тоже получают Указания от Самого Владыки, но Океан Учения и все, касающееся сроков и будущего, сосредоточено в одних руках». (Письма Е.И. Рерих, 26.05.34).

«Пишу сегодня, говоря словами Великого Учителя, о «Таинстве Иерархии». Истинно, это есть таинство, ибо оно основано на непреложном и точном законе Космического Магнита, ведущего все сущее к совершенствованию. Необходимо ясно, четко и широко осознать Иерархию как единственный путь продвижения. Мы должны понять всю цепь Иерархии, крепко держась за ближайшее к нам звено. Горе желающему перескочить через звено и тем отрывающемуся от своего ближайшего звена. Он снова не догонит его, ибо ритм движения всей цепи увлечет спасительное звено. И страшно падение это! Сколько времени будет потеряно на то, чтобы снова найти звучащее на призыв звено. Но это звено уже будет другим и в последовательности, и в напряжении, ибо то, другое, унеслось в ритмическом устремлении всей цепи Иерархии». (Письма Е.И. Рерих, 19. 10. 29).

Мы знаем, что Людмила Васильевна является преемником дела Рерихов. Знаем, что Наследие было ей передано последним из Рерихов из рук в руки. Знаем, как ей удалось сделать, казалось бы, невозможное: отстоять усадьбу Лопухиных, выбранную самим Святославом Николаевичем, и восстановить здание из руин. Помню, как после выигранного судебного разбирательства некоторые наши знакомые — рериховцы со стажем, — выжидательно наблюдавшие до этого за ситуацией, решительно приняли сторону МЦР и Людмилы Васильевны. Если не чувствознание, то хотя бы простая логика и здравый смысл подсказали, на чьей стороне Поддержка. Насколько же злоба должна затуманить рассудок, чтобы вопреки элементарной логике из тех же фактов делать обратные выводы? Чтобы изрыгать поток грязи не только на МЦР и его руководство, но и на Того, Кто выбрал Людмилу Васильевну продолжателем Его дела?

А мы, кто поверил МЦР, кто воспринял предупреждение по поводу Дмитриевой, как заботу о нас, кого не смутила волна агрессивного несогласия тех, кто не принял предупреждение? Мы молчим, радуемся, что сами-то разобрались. Признаюсь, я тоже долго молчала, просто неприятно было к этому прикасаться. И вдруг поняла, что мне прикасаться неприятно, а на них, на МЦР, его руководство, работников эта грязь выливается ежедневно. Особенно после предательства «Сферы», когда толпа оскорбленных читателей с угрозами потребовала немедленно выдать им «утаенную информацию». Эти люди очень активны, они пишут в газеты, на радио и телевидение, в Интернет… Они очень убедительны в своей агрессивной обиде. Что мы можем противопоставить? Теоретически добро всегда должно быть убедительнее зла, правда должна быть убедительнее лжи. Почему этого не ощущается? Может быть, мы еще не воспринимаем нападки на Иерарха как нападки на нас лично?

Хотелось бы еще раз вернуться к понятию Иерархии. Новое для западного ума, оно пришло к нам вместе с Учением. Позволю себе привести еще несколько выдержек, актуальных, на мой взгляд, именно для данного момента.

«Также отрицающим иерархическое начало можно указать, что по всем законам, как духовным, так и физическим, никакое действие, никакое дело не может жить и развиваться, не имея фокуса. Каждая страна должна иметь свой фокус, в виде главы государства, каждая политическая партия имеет своего лидера, даже каждая фирма, предприятие, учреждение, имеют своего главу. Каждая энергия должна быть фокусирована, чтобы проявиться. В Космосе вся эволюция, все развитие зиждется на этих зернах, фокусах, узлах, звеньях Иерархии, называйте их как хотите!» (Письма Е.И. Рерих, изд. Новосибирск, 1992 г., т. 1, стр. 126).

«Цепь Иерархии законно ведет мировое построение. Истинно, созидание тонких тел может утвердиться только тонкою материей мысли. Ткач своего тела не подозревает что вносит он в ткань тела своего, отрываясь от Высшего! Потому пусть задумаются над самым насущным — цепью Иерархии». (Иерархия, 195).

«Учитель находится в отношении ученика часто в тяжком положении. Ученик дает обещание следовать всем Указам Учителя, но как только получается Указ, то немедленно найдутся причины видоизменить его».  (А.Й. 278).

«Закон цепи Иерархии есть самый непоколебимый и строго соблюдается Белым Братством. Никто не может перешагнуть через ближайшее звено, ибо звено это сковано долгими приближениями и накоплениями тысячелетий. Потому будем крепко держаться за ближайшее к нам, чтобы, оторвавшись от него, не утерять всей цепи.

Сколько красоты в выявлении преданности и признательности к Гуру! В Учении сказано, что пламя преданности и признательности превышает огни других приношений. Но, увы, именно эти два качества так редко встречаются среди землян. Но лишь наличие этих качеств создавало гигантов духа и воли. Дух, обладающий блестящими талантами, но лишенный этих качеств, никогда не будет приближен дальше известного предела». (Письма Е.И. Рерих, 7.1.31).

«Вы спрашиваете об отрицающих Иерархию Света. В Индии учителя, который отказывается от преемственности, от Иерархического Начала, рассматривают, как древо, лишенное корней, и такого учителя никто не слушает». (Письма Е.И. Рерих, 20.12.34).

«Конечно, каждое единение представляет собою большую силу, но, как и все в мире проявленном, оно имеет две стороны, и если такое единение не скреплено огненным уважением к Цепи Иерархии, то оно может оказаться на темной стороне вместо светлой. Вот почему так настойчиво, так повторно указывается на огненное уважение и верность Иерархии». (Письма Е.И. Рерих, 24.08.36).

Лолита Корженьянц, г.Москва.

9.04.2002.

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz