Позаботьтесь о
Нью-Йоркском музее, господин Энтин!
Мои дорогие соотечественники
и господин Д. Энтин!
Волею судьбы мне удалось
дважды посетить Нью-Йоркский музей Николая Рериха в 1998 году и в 2001. При
первом посещении сердце скорбело, видя воочию предательство Хоршей -
великолепное здание Master's Building и скромное здание нынешнего музея. Но
тепло и свет Рериховских картин, интерес к ним, приятные молодые люди,
стремящиеся помочь посетителям, несколько сгладили сердечную боль - центр,
пусть маленький, но живет.
В 2001 году я уже ехала в
центр с огромной надеждой, что это будет и мой духовный дом. Увы... Пустой
флагшток, пустые холлы, постаревшие картины, затерянные таблички к ним. Зал
картин Н.К.Рериха, посвященных Транс-Гималайской экспедиции, забит листом
фанеры. В нижнем холле сидит молодой человек, говорит по-русски. Спрашиваю,
давно ли из России и из какого общества, и в ответ злобное: «Я сам по себе.
Надоело! Пионеры, комсомольцы, общества...». И насмешливо-улыбчивый взгляд
благообразного седого человека, находящего, по-видимому, это занимательным. Мой
вопрос о том, что Елена Ивановна обществам посвятила целую книгу, они
восприняли как риторический.
Честно говоря, больно было
за тот нечеловеческий труд, время, силы, которые были затрачены Еленой Ивановной.
Ведь только писем в Америку были отправлены целые тома по самым наималейшим
вопросам. Больно было смотреть на великолепные полотна, одинокие в своей
неухоженности и заброшенности. На наше выражение восхищения великолепием картин
и сожаления об их участи г-н Энтин пожаловался, что дорога аренда,
правительство заставляет строить лифт, доходов нет, спасла бы продажа картин
Святослава Рериха, но в Америке его картины не нашли понимания.
Мы договорились, что г-н
Энтин предоставит нам репродукции картин. И началось: позвоните завтра, сегодня
нет, может быть, в пятницу... Так я и уехала ни с чем. Да и встретиться с
группой, которая занимается изучением Живой Этики, мне не дали: г-н Энтин
сказал, что Вам это будет не интересно (?!).
Волей случая я посетила
Интернет. И, о чудо! Оказывается, г-н Энтин очень озабочен рериховским
движением в России, судьбой рериховской символики, имеет средства так часто
приезжать в Россию. Не из тех ли побуждений - посмотреть, как русские
междуусобничают? Или, как он сам выражается, «добавить кое-что в кипящий
котел»?
Обращаюсь к Вам, г-н Энтин.
Позаботьтесь о Нью-Йоркском музее, хотя бы как об историческом памятнике! А
свои силы и энергию направьте на развитие духовности своего народа, и, согласно
Учению, прежде всего, наведите порядок там, где вы находитесь. Не дайте
угаснуть Рериховскому Огню в Америке!
И еще о символике. История
знает, как знак свастики, который присутствует практически на всех исторических
памятниках цивилизаций (о.Пасха, Тибет, Китай, Росия и т.д.) стал в злобных
руках символом высшего проявления бесчеловечности, злобности и агрессии. Не
хочется, чтобы история повторялась!
С надеждой на
взаимопонимание и объединение во имя идей Рерихов.
Н.К.Пылаева,
Крым, г.Саки.
3.04.2003