Татьяна Житкова,

г.Рига

 

Государственная Дума. Борьба со Знаменем

 

 

Какой это страшный бич невежественности – говорить о том, чего не знаешь. И как многие, казалось бы, цивилизованные люди грешат этим.  

Н.К.Рерих

 

Говорят, если музы замолкают, начинают говорить пушки. Перефразируя это изречение можно сказать: если из помещения Государственной Думы России выносят Знамя Мира, называемое многими Красным Крестом Культуры, значит, звучит сигнал против самой Культуры. Дело вовсе не так безобидно, как может показаться на первый взгляд. И потому стоит понять, что происходит, и, как ныне принято говорить, кто заказчик.

В современном мире грубая военная сила становится атавизмом. Ей на смену приходит более изощренный метод – манипуляция общественным сознанием. На Западе давно известна и практически подтверждена теория, согласно которой для достижения определенной цели, например, власти и необходимого для этого контроля над сознанием составляющих некую общность людей, в первую очередь атакуются символы, несущие базовую информацию, а также культурное ядро организации, нации или государства (в зависимости от предмета рассмотрения)[1]. Теперь эти технологии успешно применяются на всем постсоветском пространстве.

Если символы столь важны для жизненности той или иной структуры, то зададимся вопросом, что же это такое? По определению энциклопедического словаря слово «символ» происходит от греческого «symbolon», что означает «знак, опознавательная примета». Упрощенно говоря, символ есть синтетическое (графическое или художественное) отображение реальности. Он имеет энергетическую природу. По определению Вячеслава Иванова, одного из крупных мыслителей Серебряного Века, «образ и подобие высших реальностей, отпечатленные в символе, составляют его живую душу и движущую энергию; символ – не мертвый слепок или идол этой реальности, но ее наполовину оживленный носитель и участник»[2]. Способность воспринимать энергетику этих высших реальностей еще очень слабо развита в современном человечестве. Исключение составляют религиозные подвижники, называемые святыми, и гении науки и искусства. Из-за отсутствия тонкого восприятия происходят многие несуразицы и разногласия в интерпретации различных символов. Знамя Мира тому пример.

Теперь немного об истории исчезновения этого Знамени из Думы, исчезновения поспешного, загадочного, свершившегося без официального поручения и постановления.

 

Блицкриг

Бдительное око депутатов из фракции «Родина» в лице г-на А.Н.Крутова обнаружило в Государственной Думе особо опасное знамя никому неизвестной нелегальной секты. Знамя это провисело против входа в зал заседаний практически десятилетие и, как известно, не раз побывало в Космосе, на высочайших вершинах планеты, вручалось государственным деятелям самого высокого ранга, в том числе Генеральному Секретарю ООН.

Недаром мудрецы называли невежество самым большим преступлением. Но когда оно прорывается на государственный уровень, становится катастрофически опасным. Нелегально-религиозно-сектанско-антихристианским и даже (для особо мнительных) оккультным предметом, по мнению депутата Крутова, оказалось рериховское Знамя Мира – символ знаменитого Пакта Рериха об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, подписанного без малого 70 лет назад двадцатью одной страной, в том числе и США. Через десятилетие  к Пакту Рериха присоединилась Индия. В одночасье, по  воле депутата, 22 страны стали сектой. Но список сектантов-нелегалов придется расширить, ибо именно на основе Пакта Рериха 14 мая 1954 года была подписана Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта. Подписана уже 109-ю государствами, в том числе и Российской Федерацией. Так что явная неосведомленность депутата его сильно подвела.

Комментируя эмоциональное по накалу и сфальсифицированное, по сути, выступление А.Н.Крутова на заседании Государственной Думы 22 декабря 2004 года, необходимо отметить, что, во-первых, в российском законодательстве не существует понятия «секта», и потому подобные заявления с думской трибуны являются заведомо ложными, противоправными и нагнетающими ненужное напряжение в обществе. Во-вторых, утверждая, что «руководители этого движения приветствовали переход сатанистов от лозунгов к прямым делам»[3], не причисляет ли г-н Крутов и себя к пособникам этих самых «сатанистов», поскольку не только является выпускником Академии общественных наук при ЦК КПСС, но и журналистом с большим стажем, работавшим на острие информационно-идеологического фронта – на Центральном Телевидении в программе «Время»? Более того, и сейчас г-н Крутов занимает пост заместителя председателя Комитета Государственной Думы по информационной политике... В третьих, кем и когда установлено и «охарактеризовано», что рериховское движение в России есть «нелегальная религиозная секта оккультно-антихристианского характера»? Нетрудно предугадать, что ответ будет со ссылкой на Русскую Православную Церковь (РПЦ), ибо в качестве веского, на взгляд депутата, аргумента приводится постановление Архиерейского собора РПЦ 1994-го года, отлучившего рериховцев от православной церкви. Но, как известно, церковь в России отделена от государства и ее постановления распространяются только на служащих самого церковного института, да, может быть, на воцерковленных мирян, а таковых, как известно, немного. Подменяя гражданские законы церковными постановлениями, светская власть, в данном случае в лице Государственной Думы, нарушает российское законодательство.

Депутата Крутова, ставшего, скорее всего, заложником интеллектуальных фантазий двух оригинальных людей, один из которых всенародно называет себя ассенизатором (главный антисектант Александр Дворкин), а другой – инквизитором (дьякон Андрей Кураев), можно только пожалеть, ибо с большой долей вероятности можно предположить, что он знаком более с мнением вышеупомянутых господ, нежели с творческим наследием Рерихов. Заявления и поступки государственных и религиозных деятелей, продиктованные неспособностью допустить возможность мирного сосуществования различных мировоззренческих концепций, а также нежелание вдумчиво и ответственно разобраться в существе дела, приводят к абсурдным  ситуациям. Так случилось и с А.Н.Крутовым, после «судьбоносного» выступления которого, православной церкви впору отлучать самою себя от самой себя, ибо не найдется, пожалуй, на Руси храма, где не было бы на иконе, кресте или фреске изображенного на рериховском Знамени Мира символа... Это неопровержимый факт.

Стоит пройтись даже по кремлевским соборам, чтобы убедиться в том, сколь часто глаза будут останавливаться на епитрахилях святых, окладах икон или орнаментах дверей, несущих на себе знак трех маленьких кругов, расположенных в виде равностороннего треугольника. В подражание древним христианам современные православные мастера пишут иконы и делают кресты с изображением этого знака. Об употреблении его в быту и говорить не приходится. Не буду упоминать всуе, где можно его найти, а то ведь запретят под горячую руку и окончательно прихлопнут целые производства и промыслы[4].

Вот выдержка из письма автора Знамени Мира, выдающегося русского художника, археолога и общественного деятеля Н.К.Рериха к барону М.А.Таубе, председателю французского комитета Пакта Рериха: «Скажите всем невеждам, пытающимся подставить какие-то свои своекорыстные или злонамеренные объяснения, о смысле этого Изображения. Что может быть древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков к первому обобщенному Христианству и так прекрасно претворенной в иконе Рублева «Святая Живоначальная Троица» Свято-Троицкой Сергиевской Лавры. Именно этот символ – символ древнейшего Христианства, освещенный для нас также и именем Св.Сергия, подсказал мне наш знак, смысл которого и выражен на прилагаемом снимке, сохранив все элементы и расположения их, согласно иконе Рублева»[5]. Так чья же позиция антихристианская – тех, кто еще с первых веков христианства отдал предпочтение этому графическому начертанию Троицы, изображенной безлично, во всей полноте духовно-философского смысла, или современных адептов всеобщего остракизма?

Убрав Знамя Мира из Государственной Думы, депутаты тем самым согласились с мнением г-на Крутова, считающего его несовместимым с установлениями РПЦ. Если уж символ Христианской Троицы становится антихристианским, то либо депутаты очень спешили на зимние каникулы, либо их злонамеренно ввели в заблуждение. Теперь Думе придется быть последовательной и принять постановление об удалении этого «сектантского» символа из пространства русской культуры и памятников русского православия. Не хочется думать, что исполнительные доброхоты и впрямь побегут вымывать фрески, жечь иконы, книги, переплавлять оклады, сбивать храмовые «архитектурные излишества», как сделали это со Знаменем... И что делать Думе и РПЦ с самим Христом, чьи изображения несут тот же знак? Так что проблема отлучения рериховцев от Церкви есть проблема самой Церкви, которую лучше решить, нежели продолжать втягиваться в никому ненужное противостояние.

 

«Для народа русского мы трудились...»

Зная депутата Крутова как защитника интересов русского народа, стоит напомнить ему слова Н.К.Рериха, истинного патриота своей Родины: «Для народа русского мы трудились, ему несем знания и достижения»[6]. Эти слова были подтверждены всей жизнью выдающейся семьи Н.К.Рериха, завещавшей свое огромное творческое наследие именно русскому народу. Оно было передано российской общественности Святославом Николаевичем Рерихом, младшим сыном Елены Ивановны и Николая Константиновича. Знаменательно отметить и то, сколь много было сделано именно Н.К.Рерихом для сохранения и украшения православных святынь, для возвеличивания русской иконы, для изучения русской старины. Протест Рериха против разрушения Храма Христа Спасителя, Симонова монастыря, Спаса на Бору и других памятников православия, против «пятилетки  безбожия» сделали его неугодным и опасным для сталинского режима, постаравшегося не допустить возвращения Рерихов на Родину. Не буду останавливаться на этом подробно, поскольку литература на эту тему достаточно обширна и с ней можно ознакомиться, обратившись в Международный Центр Рерихов, его отделения за рубежом или в сотрудничающие с МЦР рериховские общества.

В который раз поражает скоропалительность и нежелание серьезно изучить проблему. Вот уже более 15-ти лет целенаправленно и безостановочно идет  настоящая травля со стороны СМИ, государственных и церковных структур как самого Н.К.Рериха, так и пользующегося большой популярностью во всем мире Международного Центра Рерихов (МЦР) – научной и культурной организации, члена ассоциации неправительственных организаций при ООН[7]. Вокруг МЦР объединилось множество обществ, состоящих из почитателей рериховского творчества. Они-то и составляют рериховское движение. Что сектантского в том, что люди любят и ценят искусство, тянутся к культуре и науке, хотят стать лучше? Живая Этика (то есть жизненная этика, этика жизни), к созданию которой имели отношение Рерихи, как научно-философская система познания не является религией, что доказала не одна экспертиза, и приверженцы этого мировоззрения не имеют ни своих священников, ни ритуалов, ни семинарий, ничего такого, что могло бы представлять собою отправление религиозного культа. К тому же, как МЦР, его отделения, так и многочисленные рериховские общества имеют государственную регистрацию, что само по себе является опровержением всякой нелегальности, упоминаемой депутатом.

«Более чем вовремя сейчас укреплять друг друга в том, что высокая культура не должна оставаться в небрежении и что личность, род, государство могут расти лишь на основе культуры; никакая вульгарность, ни разложение не должны проникать за эти благородные врата», – писал Н.К.Рерих. Это его напутствие в наши дни особенно актуально. Хотелось бы, чтобы и Дума, и РПЦ поняли, что опасность не там, где любят и берегут культуру, а там, где ее разрушают по причине все новых и новых переделов собственности, там, где распинают будущее бесконечными сценами насилия, порно, далекими от истинного искусства кровавыми блокбастерами с их поклонением крайнему натурализму. Не это ли и есть настоящий сатанизм, процветающий под ловким прикрытием свободы творчества и неприкосновенности частной собственности?

Где же взывающий и не дающий покоя власти голос церкви, обличающий эти губительные для духовной жизни явления? Почему РПЦ не спешит отлучать организаторов современного пира во время чумы? Почему, минуя большой список социально опасных элементов, включающий бандитов, террористов и растлителей разных степеней, от физических до моральных, анафеме предали только безобидных рериховцев, кстати, почитающих Христа и всех мучеников не менее депутата Крутова? Не потому ли, что в обстановке хаоса легче управлять сознанием населения и без того потрясенного разного рода экспериментами? Ни для кого не секрет, что на наших глазах разворачивается острейшая борьба за духовную власть над душами как в глобальном измерении, так и в масштабах отдельных стран и конфессий. Религиозная нетерпимость и религиозный фанатизм, какой бы идеей они не прикрывались, вновь достигли своего экстремума. Но жизнь показывает, что любое искусственное ограничение ведет к вырождению.

 

В чьих руках будущее?

Как-то вот приживается в некоторых людях странное свойство говорить о религии и церкви, признавать их, и даже как-то по-своему любить и при этом ничего о них не знать и не хотеть узнать. Кто-то где-то как-то у нас порой что-то сказал, прошептал или написал. Конечно, мы не ошибемся, по звоночку сверху. А в результате объявляется опасным Знамя, которое действительно призвано охранять все лучшее, что есть на Земле, в том числе и православные храмы, музеи со школами, университеты и больницы, и даже Государственную Думу.

Мы по праву гордились тем, что именно российские законодатели проявили себя в качестве дальновидных политиков, понимающих роль культуры в поступательном развитии страны и в эволюции всего мира, поскольку Знамя Мира, олицетворяющее собой все самое сокровенное, самое лучшее, самое гениальное, самое духовно здоровое, осеняло помещение законодательного собрания России. Отказаться от такого всеобъемлющего символа, значит расписаться в активном неприятии культуры, встать в один ряд с мракобесами, готовыми на все, лишь бы не менять свое далеко отставшее от научных реалий миропонимание.

В год 70-летия подписания Пакта Рериха депутатскому корпусу стоило бы не только словесно отдать дань уважения поистине великому соотечественнику Николаю Константиновичу Рериху, но и глубоко вдуматься в сущность далеко опередившего свое время Пакта, с тем, чтобы создать условия для развития и охраны истинной культуры, чтобы росла и крепла Россия назло врагам и на радость всем, кто ее любит, ею гордиться и верит в ее великое будущее. «Русский народ как наследник славного будущего должен стать особым защитником Культуры», – писал Н.К.Рерих. Символ этой защиты – Знамя Мира – вместе с государственным флагом Российской Федерации создаст для России тот энергетический щит, который не сможет разбить ни один новоявленный манипулятор общественным сознанием, откуда бы он ни появился, извне или изнутри. Понимают ли это господа депутаты?

 

Ссылки

 



[1]Что касается атаки на культурное ядро русской нации, то не осталось, пожалуй, пророков, не оплеванных за последние десятилетия в своем отечестве. Все от Пушкина и Достоевского до Толстого и Циолковского «разоблачены». Недавний отказ Думы от своего же постановления, предполагавшего определенные ограничения в сфере СМИ для сохранения здорового потенциала народа и возвращения к законам нравственности, тоже немаловажное доказательство этой затянувшейся атаки, которая направлена уже на будущее, подрастающее поколение. Примечательно, что просил об отмене Президент страны...

[2] Цитируется по книге Л.В.Шапошниковой «Тернистый путь Красоты». М.: МЦР. 2001. Стр. 111.             

[3]А.Н.Крутов: «Получается, что Дума работает под знаменем нелегальной религиозной секты оккультно-антихристианского характера. Именно так охарактеризовано рериховское движение в России. Руководители этого движения приветствовали переход сатанистов от лозунгов к прямым делам». Из дальнейшего выступления можно предположить, что под сатанистами депутат подразумевает руководство партии большевиков-коммунистов.

[4] Более того, знак Знамени Мира имеет общемировое распространение и может быть признан одним из самых древних в истории мировой культуры. Свидетельством тому индусские миниатюры, герб Самарканда, знамена японских воинов, французских тамплиеров, древние иконы греческих Метеор, новгородские кресты; сербские, болгарские, итальянские, французские и, конечно же, русские храмы, несущие его в самых разнообразных видах – в круге или без круга, зеркально отображенными или одинарными. В Европе и Азии, в обеих Америках – всюду найдется этот древний, космический, если хотите, символ. Но и философия космизма объявлена РПЦ  вне закона. Если дальше так пойдет, то скоро из школьных программ исчезнут представители, а, вернее, провозвестники космического миропонимания, такие, как А.Блок, А.Белый, М.Волошин, В.Соловьев, В.Вернадский, К.Циолковский, А.Чижевский и другие... Какая может получиться жуткая аналогия с временами Николая Коперника и Джордано Бруно, а также тотальными поисками врагов конца 30-х годов прошлого века...

[5] Знамя Мира. М.: МЦР. 1995. Стр. 207.

[6] Полезно прочесть небольшие книжечки Н.К.Рериха «Россия» и «О великой Отечественной войне», изданные МЦР в серии «Малая рериховская библиотека соответственно в 2004-м и 2002 годах. Они помогут создать более полное представление об особой гордости и глубоком чувстве любви Рерихов к России.

[7] Еще один пример атаки на культурное ядро нации.


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz