Итоги проведения Дня Культуры в 2004 году

в школах Санкт-Петербурга

 

 

Общие сведения

В течение последних девяти лет Санкт-Петербургское отделение Международной Лиги защиты Культуры выступает с инициативой проведения в школах Санкт-Петербурга ежегодного школьного праздника -  Дня Культуры. Выбранная для его проведения дата - 15 апреля - связана с подписанием в этот день в 1935 году Международного Договора  по охране культурных ценностей человечества – Пакта Мира, или Пакта Рериха, и который был принят за основу при разработке ныне действующей Гаагской конвенции 1954 г.

Целью школьного Дня Культуры является установление традиции единения людейтворческих личностей и организаций – в деле воспитания подрастающего поколения на основе Культуры – синтеза знания и красоты, осознания обществом и защиты лучших достижений человеческого творчества.

В соответствии с этой целью определены задачи школьного Дня Культуры. К ним, в частности, относятся воспитание  у подрастающего поколения чувства прекрасного, хорошего вкуса, утонченного, расширенного сознания, что может достигаться путем: ознакомления с лучшими творениями отечественного и зарубежного искусства,  с  достижениями науки; осознания мировых и национальных культурных сокровищ; воспитания ответственности за сохранность и защиту культурных творений человека; утверждения принципов мирного сосуществования всех народов на основе доброжелательства и взаимоуважения через осознание единства всего человечества; создания условий для широкого проявления творчества.

Решение таких непростых задач возможно лишь на основе добровольного объединения людей при наличии их  устремления к творческому, деловому сотрудничеству. О таком взаимодействии между государственными органами власти, образовательными учреждениями и общественными организациями говориться в Федеральной программе развития образования.

Главная особенность Дня Культуры как школьного события состоит в том, что оно не является развлекательным мероприятием, но выполняет просветительскую функцию – в подготовительной работе к этому празднику выявляется истинное значения Культуры как единства познавательного и прекрасного, значительно расширяются возможности внесения основ Культуры в жизнь каждого дня.

Подходя  с такой позиции, можно в каждодневности, при подготовке этого праздника, общими усилиями успешно вести борьбу с невежеством, бескультурьем и воинствующей пошлостью – противопоставляя этим негативным явлениям красоту Знания и  знание о Красоте, являя юному поколению прекрасные примеры духовного творчества.

Традиционно, каждый год День Культуры проходит под своим девизом и посвящается определенному этико-эстетическому аспекту воспитательного процесса. Например, в 2001 году День Культуры проходил под девизом: «К миру и ненасилию через Культуру», а в 2002 году был посвящен теме патриотического воспитания и проходил под девизом: «Родина в сиянии подвиги и Красоты». В юбилейный же для Санкт-Петербурга год - 2003 - предложенный девиз «Культура – врата в будущее»  позволил по особенному  отразить сущность великого города, являющегося одним из крупнейших культурных центров мира. В этом, к слову сказать, заключается еще одна особенность и задача Дня Культуры: используя неординарные подходы, вносить новой взгляд на привычное в педагогическом процессе, обнаруживать дополнительные возможности повышения эффективности  учебно-воспитательного процесса. Именно, благодаря подчас необычному воззрению на тот и иной аспект в деле воспитания, а также широким возможностям Дня Культуры, все большее количество педагогов откликается на эту форму сотрудничества и все ярче выявляется их творческий потенциал.

Оргкомитет по подготовке ежегодного Дня Культуры свою деятельность постоянно согласовывает с Комитетом по образованию. Поэтому, также во многом благодаря поддержке Комитета и Академии постдипломного педагогического образования, предложение общественности оказать посильную помощь в воспитании детей через проведение Дня Культуры нашло признание и широкую поддержку среди школьных педагогов и общественности. Так, при подготовке Дней Культуры не остаются в стороне и ведущие культурные организации Санкт-Петербурга. По итогам конкурсов многие школьники получали в качестве поощрения от крупнейших музеев города, а также от Государственной Академической Капеллы Санкт-Петербурга и Государственной Филармонии  приглашения на бесплатное посещение залов и концертов.  

День Культуры - 2004.

В 2004 году День Культуры было предложено провести под девизом: «Совершенство – цель земных путей», исходя из того, что самосовершенствование личности, т.е. осознанная и целенаправленная работа человека по улучшению своих  качеств и формированию культурности, является  лучшим средством психопрофилактики и способствует оздоровлению общества.

В этом году в различных мероприятиях, приуроченных ко Дню Культуры и ориентированных на развитие темы самосовершенствования, приняли участие более 200 школ города из 17 районов Санкт-Петербурга.

Необходимо отметить высокую организованность среди работников образования, их стремление к объединению усилий для решения общих вопросов воспитания детей в таких районах, как Адмиралтейский, Выборгский, Приморский, Центральный.

В большой степени, понимая важность предварительной подготовки организаторов Дня Культуры, в научно-методическом центре Адмиралтейского района задолго до праздника был проведен семинар для заместителей директоров школ по воспитательной работе  с участием членов оргкомитета, посвященный вопросу организации этого Дня.

По результатам проведенного городского конкурса сочинений Оргкомитетом совместно с Комитетом по образованию было отмечено дипломами, памятными значками и ценными подарками более 250 школьников. Награждение, торжественная часть и концерт были организованы при непосредственном участии гимназии № 116 и «Детско-юношеского центра технического творчества и досуга» Приморского района. Необходимо особо отметить педагогический коллектив гимназии № 116 во главе с ее директором Татьяной Аркадьевной Тесля, где с самого начала присоединились к движению Культуры и на протяжении всех последних лет проявляют яркие примеры неиссякаемого творчества и неутомимой, бескорыстной работы на Общее благо. Кроме всего прочего, что соответствует подготовке к этому Дню, к каждому такому празднику педагоги, совместно с учащимися, осуществляют в школе  постановку оперы (а иногда и не одной). И это придает необыкновенный подъем и вносит торжественность в этот особенный День, настраивает участников праздника на возвышенное. В педколлективе убеждены, что именно правильной организацией воспитательной работы, ориентированной на Культуру, обусловлены те успехи в учебе, которыми отличаются учащиеся этой гимназии.

Умелое руководство таких школ как  № 136 Калининского района, 351-й и  540-й Московского района, 38-й  и 634-й школ Приморского района, 73-й «Ломоносовской» , 92-й гимназии,   457-й школы Выборгского района,  505-й гимназии Красносельского района и  многих других общеобразовательных учебных заведений обеспечивает неизменный успех в организации такого непростого и важного дела, как культурное развитие  юного поколения. И каждый коллектив отличается своим, индивидуальным подходом к организации Дня Культуры. Так, например, в школе № 354 Московского района, где на протяжении всех последних лет планируется и проводится День Культуры 15 апреля,  нашли особую форму его организации: главное внеклассное мероприятие, посвященное Культуре, проводится в этот День не просто всей школой, но и совместно с родителями. Именно в  этот День неизменно из года в год проводится общее родительское собрание, на котором звучат возвышенные слова о культурных достижениях человечества и прекрасная музыка, проходят творческие встречи с интересными людьми, ведутся беседы о духовном.

 

По словам организаторов Дня Культуры, проводимого в школах города, этот труд, бесспорно, требует больших усилий, но такое творчество приносит  и огромную радость. По наблюдениям инициаторов этого праздника в городе, его подготовка, в целом, несомненно, оказывает положительное влияние на развитие и самих организаторов, педагогов школ.

 

            Свое творчество проявили, как и ожидалось, школьные библиотекари. В  школах и гимназиях  Санкт-Петербурга были организованы специальные выставки литературы, где также было проявлено много творчества,  любви к детям и Культуре.

День Культуры в этом году совпал с  широко отмечаемым в первый раз в Санкт-Петербурге Международным Днем охраны памятников. В связи с этим событием,  в рамках Дня Культуры состоялось торжественное открытие выставки картин художника С. Люшиной-Хараламбус (Кипр) «Знаки беспредельности» в Государственном Музее детского творчества «Детский Эрмитаж», где также смогли побывать и открыть для себя много нового учащиеся школ. Это мероприятие было организовано при непосредственном участии СПб отделения Международной Лиги защиты Культуры.

Итоги творческих работ школьников на тему Дня Культуры 2004 года необходимо отметить особо - они превзошли все ожидания. «Стать лучше и совершеннее – что это значит?»,  « Для чего живет человек?» - на такие темы необходимо было ответить участникам конкурса. На рассмотрение было представлено 428 сочинений на заданные темы.

Подтверждая свой высокий профессиональный уровень, петербургские педагоги в совместном творчестве со школьниками, сумели уверенно провести границу между совершенствованием с точки зрения узкой специализации и широким его пониманием – как основы духовно-нравственного развития личности через познание окружающего мира, определение своего места и роли в нем, через осознание необходимости постоянной работы над собой.

В своих работах школьники, к немалому удивлению самих учителей и большой общей радости организаторов конкурса, явили высокие примеры Красоты и Культуры мышления - они смело и четко обозначили духовные ориентиры своего совершенствования, указав на необходимость нравственного и культурного развития общества в целом.

Сама по себе способность браться за решение мировоззренческих вопросов говорит о зрелости личности, которую представляет собой  современный школьник – и такую способность проявили не только старшеклассники, но и подростки младшего возраста. Это заставляет взрослых о многом задуматься и пересмотреть свои взгляды на воспитание, а кому-то - и в целом на юное поколение (см. ниже одно из сочинений, остальные размещены на сайте «День единения в Культуре»:  www.cultura.spb.ru , а также www.day-of-culture.narod.ru).

 

Время показало, что День Культуры как форма, объединяющая педагогов, школьников, их родителей, общественность в едином воспитательном процессе, обладает многими ценными свойствами среди которых: доступность участия всех желающих; свобода творчества в выборе форм участия; гибкость применения в различной обстановке. Именно поэтому трудно отразить весь тот широкий спектр мероприятий, посредством которых педагоги старались решить поставленные в рамках Дня Культуры задачи.

            Остается надеяться, что стремление к единению в создании благоприятной воспитательной среды для наших детей получит в дальнейшем еще более широкое  развитие, и культурная общественность России и других стран  широко присоединится к движению Всемирного Дня Культуры, когда  во всех школах и образовательных учреждениях одновременно, просвещённо напомнят об истинных сокровищах человечества, о творчестве и энтузиазме, об улучшении и украшении жизни.

Оргкомитет выражает благодарность руководителям системы образования Санкт-Петербурга, учителям, родителям, представителям общественности, откликнувшимся и поддержавшим призыв о проведении Дня Культуры в школах нашего города. Особой благодарности заслуживают педагоги, чей бескорыстный, в данном случае, труд был непосредственно направлен на духовное воспитание  подрастающего поколения, на Общее благо.

И самый сердечный привет и благодарность – детям, подросткам и юношам,  юному поколению -  нашим современникам и единомышленникам, вместе с нами остро переживающим трудные времена  и своим трудом творчески преобразовывающим этот мир.

 

Оргкомитет по подготовке ежегодного

Дня Культуры в школах Санкт-Петербурга.

Май-июнь 2004.

 

 

 

Сочинение на тему ко Дню Культуры-2004

 

«ДЛЯ ЧЕГО ЖИВЁТ ЧЕЛОВЕК?»

 

Для чего живёт на свете человек?

Для чего свой коротает век?

Чтобы вкусно есть и сладко пить?

Чтобы много денег накопить?

Может, чтобы рыбы наловить

Или дичь лесную подстрелить?

Чтоб большие горы покорять?

Чтобы океаны штурмовать?

Чтобы птицей в небеса взлетать,

Сверху падать и взлететь мечтать?

Чтобы ненавидеть и любить,

Чтобы радоваться, горевать, дружить?

Чтоб надеяться и верить, побеждать,

Чтобы плакать, мучиться и ждать?

Может, для того, чтоб воевать

И себе подобных убивать?!

Чтобы от болезней умирать?

Или те болезни истреблять?

Чтобы дом построить, в доме - лад,

Чтобы вырастить цветущий белый сад?

Чтобы сына воспитать и дочь,

А потом расправить крылья им помочь?

Ну, а, может, жить - это творить:

Музыку душою сочинить,

Или сердцем холст нарисовать,

Иль законы мирозданья открывать?

 

Для чего живёт на свете человек?

Для чего свой коротает век?

 

Чтобы в бесконечности небес

Разум, данный свыше, не исчез.

Чтобы чувства не пропали, не ушли,

Чтобы в вечность, как в песок не утекли.

Для того живёт на свете человек.

 

Пятаков Алексей.

9 класс гимназии № 505,

г. Санкт-Петербург.


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz