Данная
статья была написана и опубликована в журнале "НОВАЯ ЭПОХА" два года назад, но
рассматриваемые в ней вопросы актуальны и сегодня. Особенно после того, как в
Интернет была обнародована негативная позиция Сибирского Рериховского общества по
отношению к МЦР и Л.В.Шапошниковой (от 24 марта 2002 г.).
Не прав
разделяющий!
Познакомившись с Открытым Письмом СибРО
“Пробный камень” (журнал “Перед Восходом”, № 3, 2000
г.), мы, сотрудники Ярославского Рериховского общества, в очередной раз
ощутили боль за наше Рериховское движение. Вместо стремления к единению,
указанному нам Учителями, вновь проявлены разрушительные амбиции и обиды со
стороны сотрудников СибРО и других рериховских организаций, поддержавших их в
этом.
Рассматривая проблему в целом, в пространстве
Рериховского движения, хотелось бы выделить два, как нам кажется, важных
положения.
Первое.
Нынешняя напряженность времени требует от всех сотрудников Рериховского
движения однозначно определить роль Международного Центра Рерихов. Он создан
по воле Святослава Николаевича Рериха, и каждый, осознающий принцип
Иерархической преемственности, должен понять, что МЦР —
это определенный Учителем фокус культурного строительства. И возглавляющая
Центр-Музей им Н.К.Рериха Людмила Васильевна Шапошникова, принявшая доверенное
ей наследие великой семьи и много лет с редкой самоотверженностью несущая в МЦР
охранительную и культурно-просветительскую миссию, -
не случайный человек. Те, кто еще не осознали этого, пусть прислушаются к
голосу самого Святослава Николаевича в его обращении к рериховским
организациям, написанном 26 апреля 1992
года в Бангалоре:
“Подтверждаю
полномочия вице-президента и директора Музея им. Н.К
Рериха Людмилы Васильевны Шапошниковой Прошу во всех необходимых случаях связываться
с ней. Меня беспокоят попытки некоторых лиц без всяких на то оснований подвергнуть
сомнению ее деятельность и тем самым выразить недоверие к моему решению.
Людмила Васильевна остается по-прежнему моим доверенный лицом,
и прошу вас всех это учитывать. Создание Международного Центра Рерихов
способствует нравственному возрождению народа, широкому сотрудничеству между
различными нациями, а также собиранию и исследованию богатейшего наследия
семьи Рерихов. Защищайте
Международный Центр Рерихов, помогайте его сотрудникам, не позволяйте никому
мешать его работе”
МЦР как духовный магнит, заложенный
Рерихами, организует разрозненные рериховские организации в единое согласованное
целое. Мы убеждены, что работа рериховских обществ вне орбиты действия фокуса
во многом теряет свою силу и значение. Прочное построение на едином фундаменте,
соединенное цементирующими связями сотрудничества, общим видением происходящих
процессов
- вот насущная задача Рериховского движения.
Обратимся к Учению, к книге “Иерархия”.
“...При
противодействии сил нужно всегда соблюдать максимум централизации. Потому сила
фокуса так нужна, и каждый на посту должен сочетать свою позицию с центром; так
центральная мощь будет излучать все лучи, и тени должны будут исчезнуть”. (Иерархия, 151).
“...Каждое
отступление от фокуса даст место вражеской стреле. Потому можно стать
сотрудником только защитою великого фокуса”. (Иерархия, 239).
“...Можно
быть в орбите, утвержденной Иерархией, лишь когда сознание понимает, что удар
в щит имени Иерарха есть удар Нам и что каждый, допускающий удар, тяжко платит.
Так в единении лежит успех дел. Допущение умаления есть утверждение малодушия
и отступления. Объединение есть чудесный огонь!” (Иерархия. 361).
Теперь обратимся к позиции СибРО по
отношению к МЦР. Она была известна нам и ранее из горького опыта общения с
ними, но так открыто на страницах журнала “Перед Восходом” высказана впервые.
Ну что ж, как писала Елена Ивановна Рерих, “выявление ликов есть очищение
пространства” (“Письма в Америку”, т. 1, стр.382).
Как нам известно, в СибРО проводится много
занятий по изучению Живой Этики, но, к сожалению, уроки книги “Иерархия”
сотрудниками СибРО так и не усвоены, как и не понят до сих пор указ Святослава
Николаевича относительно роли МЦР и Людмилы Васильевны Шапошниковой.
В переписке с членами Совета СибРО мы
неоднократно пытались объяснить роль МЦР как единого строительного фокуса
Рериховского движения и необходимость сотрудничества с ним. В адрес Сибирского
общества нами была направлена копия вышеуказанного письма Святослава
Николаевича Рериха от 26.04.96. К сожалению, даже такие аргументы не
показались СибРО убедительными. Хотя, разве не сама Н.Д.Спирина писала в свое
время по поводу передачи наследия семьи Рерихов в МЦР: “Мы можем не знать
чего-то, что знает Посланник Света, не ведать о последствиях порученного и
доверенного, но он знал и ведал; и, допуская сомнение в этом, мы допускаем
сомнение и в нем самом...” (журнал “Перед Восходом”, “Сверху видней”, №5, 1993
г.). Странно, что последующая позиция Совета СибРО не совпадает с этими
сильными словами их духовного лидера.
Опыт взаимодействия с СибРО нашего
рериховского общества, несмотря на болезненность и остроту, стал для нас,
безусловно, укрепляющим. Хотя мы и потеряли часть сотрудников, но понимание
МЦР как фокуса Рериховского движения отстояли. Более того, на практике мы
убедились в значимости работы в сотрудничестве и едином направлении с
МЦР. Поэтому хочется пожелать всем рериховским обществам проявлять необходимое распознавание,
не поддаваться разрушительным позициям и быть верными заветам Святослава
Николаевича Рериха.
Второе.
Что касается возмущений и обид за неприсвоение юбилейных медалей Н.Д.Спириной,
то они выглядят, по меньшей мере, странно.
Осенью 1999 года во
время юбилейных торжеств в Москве были вручены медали деятелям Рериховского
движения за помощь МЦР в культурном строительстве. Насколько нам известно,
СибРО уже давно не только сознательно уходит от сотрудничества с МЦР, но и
оказывает подобное влияние на другие, связанные с ним рериховские общества.
Непонятно, за что же в таком случае должны были вручить медали представителям
СибРО?
Кстати, сознательный уход СибРО от сотрудничества
с МЦР уже привел ко многим трагическим последствиям. Приведем несколько
примеров. СибРО допустило клеветнические выступления против Николая Уранова — ученика
Б.Н.Абрамова (статья “Не раскрывайте случайных книг!”, журнал “Перед Восходом”,
№ 6, 1995 г.). Поставлено под сомнение авторство Елены Ивановны Рерих в ее работе
“Три ключа”. СибРО не поддержало создание Союза Рериховских организаций при МЦР —
и сколько рериховских обществ и групп под влиянием СибРО разделили эту
разрушительную позицию! Создающийся в Новосибирске музей Н.К.Рериха объявлен
СибРО “всенародной стройкой”, но при этом совершенно замалчивается
необходимость помощи Центру-Музею имени Н.К.Рериха в
Москве как делу, завещанному нам С.Н.Рерихом. Таким образом, со стороны СибРО
идет несоизмеримое оттягивание сил
“на себя”, выполнение указа Святослава Николаевича подменяется личными амбициями.
Конечно, Николай Константинович Рерих много писал об эволюционной роли Сибири,
но он нигде не указывал, что будущий Духовный Центр возникнет именно на основе
СибРО и строящегося им в Новосибирске музея. Кроме того, приоритет культурного
строительства однозначно определен Святославом Николаевичем в его статье
“Медлить нельзя!” (газета “Советская культура”, 29
июля
1989 г.) И на СибРО лежит серьезная
ответственность за те рериховские общества, которые в результате его влияния
дезориентированы и отвлечены от сотрудничества с МЦР.
Пора понять, что вопросы Иерархической
преемственности не решаются голосованием и не могут являться предметом чьих-то
симпатий или антипатий. Наш путь один - доверие к Руке
Ведущей.
Очень горько, что в такое трудное время идут
нападки на Международный Центр Рерихов и его руководителей со стороны последователей
Учения, не понимающих роли Центра. МЦР в настоящее время является самым значимым
Культурным Центром в России и в мире. С ним сотрудничают видные общественные
деятели, ученые с мировым именем, художники и писатели. Благодаря огромной
выставочной, научной, издательской и культурно-просветительской
деятельности МЦР, все мы имеем возможность прикоснуться к духовному и научному
наследию великой семьи Рерихов. Не секрет, в каких сложных условиях проходит работа
МЦР. С одной стороны — противостояние наиболее реакционных кругов
церкви, с другой — чиновников из Министерства Культуры. До сих
пор идет упорная борьба МЦР за 288 картин Н.К. и С.Н.
Рерихов, много лет незаконно удерживаемых Музеем искусств народов Востока.
Несмотря на постоянные нападения извне, вопреки разрушительной деятельности в
пространстве самого Рериховского движения, МЦР продолжает плодотворно
трудиться на благо Культуры. И в это трудное время мы должны оказать Центру
всемерную помощь и поддержку, как и просил об этом Святослав Николаевич Рерих.
Жаль, что некоторые представители Рериховского движения до сих пор не осознали
этого Завета!
Открытое письмо СибРО стало действительно
для многих рериховских обществ “пробным камнем” и уроком на понимание основ
Учения. Мы все же надеемся, что этот урок будет выучен. Пора избавляться от
болезней “духовной исключительности”, приводящим к обособленности и закрытости.
Пора, признавая консолидирующую роль МЦР и развивая многообразное
сотрудничество, объединяться в культурном строительстве. Только это сделает
Рериховское движение сильным, созидающим и истинно Рериховским.
“Если
жизнь вечна, если мы понимаем друг друга не условными звуками, но чем-то
поверх языка, то мы обязаны прилагать силу к единению. Не прав разделяющий. Не
прав допускающий разделение. Правильно, чтобы лучшие и были вмещающими”. (Мир Огненный, ч. 1. 187).
От имени
Ярославского Рериховского общества “Орион”:
председатель
общества С.В.Скородумов,
зам.
председателя И.М.Себелева.
© Новая Эпоха.
Проблемы. Поиски. Решения. № 1(24), 2000 г.