В защиту водителя Культуры
Людмилы Васильевной Шапошниковой
Личные
нападки и клевета являются свидетельством бессилия
остановить
носителя нового эволюционного мышления.
Является ли новым в истории человечества следующий факт: творец, водитель
в сфере культуры подвергается нападкам и хуле?
Должны ответить – нет. Новым бы явилось отсутствие
низости духа, которая и порождает хулу и нападки на все Светлое и
Созидательное. Будем надеяться, что благородство духа будет уделом будущих
поколений. Пока же каждый водитель в сфере культуры, именно в силу созидаемого
им могучего движения к новым высотам духа и мысли, неизменно подвергается
нападкам. Нападки являются ярким свидетельством сопротивления движению вперед,
сопротивления созиданию. Тем самым нападки представляют собой признание
ведущего начала и правильности направления движения.
Нападки на Людмилу Васильевну Шапошникову, являющуюся
ученым-востоковедом, писателем,
философом, путешественником и общественным деятелем, появлялись все чаще и чаще
за истекшее десятилетие, а в последние месяцы они стали особенно яростными и
ожесточенными. Нападки эти свидетельствуют о ее выдающемся водительстве в сфере
культуры, о силе ее творчества и о правильности ее действий.
Что нам дала Людмила Васильевна? Многое.
Результатом ее неутомимого труда является объединенный коллектив сотрудников, работающий в Международном Центре-Музее Рерихов в Москве. Этим Музеем по праву может гордиться не только культурная общественность России, но и культурная общественность многих стран мира. Созданный по инициативе С.Н.Рериха, Центр-Музей воплотил в себе его концепцию живого Центра, в котором имеет жизнь не только прекрасно оформленная постоянная экспозиция наследия семьи Рерихов, но находят свое место также выставки работ детей, выставки молодых художников и художников-космистов, концерты классической музыки. Центр-Музей проводит ежегодные международные научно-общественные конференции, в которых участвуют ученые, деятели искусства и общественные деятели. Проводимые научно-общественные конференции свидетельствуют об уникальности МЦР, который сумел привлечь к работе над труднейшими вопросами, имеющими огромное значение для нашего будущего, смелых и непредубежденных ученых и общественников. Припомним некоторые из тем, проводимых в МЦР конференций: "90-летие Ю.Н.Рериха, крупного востоковеда" (1992), “Космическая эволюция человечества в свете энергетического мировоззрения Живой Этики” (1993), “Художественно-философское наследие Н.К.Рериха и проблемы современной цивилизации” (1994), “60 лет Пакту Рериха” (1995), “Духовный образ России в философско-художественном наследии Н.К. и Е.И.Рерихов” (1996), “Искусство как способ познания инобытия” (1998), “Новая Эпоха – Новый Человек” (2000). Добавим ко всему перечисленному и богатейшую издательскую деятельность МЦР, которая в наше время небрежения к Культуре является настоящей радостью!
Все сказанное выше является фактами нашей
сегодняшней жизни. По этим фактам мы и должны делать выводы о Л.В.Шапошниковой,
благодаря которой мы имеем сильный, действенный и прекрасный Международный
Центр Рерихов и Музей семьи Рерихов - "жемчужину в удивительной короне
российских музеев” (из Приветствия Посла РФ в
Эстонии К.Провалова по поводу юбилея Л.В.Шапошниковой, 10.09.2001).
Но мы должны идти далее и сказать, что Л.В.Шапошникова
подарила всем нам ценнейшее творчество. Появление этого творчества потребовал
сам ход времени, который ставил и ставит перед нами трудные задачи: осмысление
значения творческого наследия семьи Рерихов и их жизненного подвига для настоящего
и будущего человечества, понимание и утверждение энергетического мировоззрения
о связи всех явлений в Космосе, которое дает нам философско-нравственное Учение
Живой Этики, понимание задач, которые время ставит перед наукою, искусством и
духовностью, понимание ведущей роли культуры во всех аспектах жизни
человеческого сообщества, понимание ведущей самоотверженной роли России и
русской культуры для созидания будущего нового мира Красоты, Сотрудничества и
Творчества… Этот перечень труднейших вопросов, которые находят ответ в трудах
Л.В.Шапошниковой, не является полным. Мы приводим его здесь, чтобы лишний раз
потвердить, что только новое эволюционное мышление и новые идеи способны
двигать и созидать мир. Творчество Л.В.Шапошниковой, основывающееся на философско-нравственном
Учении Живой Этики и на трудах семьи Рерихов, является действительно ведущим.
Мы не можем здесь не остановиться и еще на одном очень
значительном вкладе Л.В.Шапошниковой в нашу современную жизнь. Этот вклад –
защита Имени и наследия Рерихов. Под ее руководством Международный Центр-Музей
Рерихов, вместе с учеными, вместе с Международным Советом Рериховских
организаций и общественными организациями, сотрудничающими с МЦР, проводят
исключительно важную работу по защите философского и творческого наследия семьи
Рерихов. Сложность и трудность задачи защиты переоценить нельзя. Международный
Центр-Музей Рерихов работает в труднейшей обстановке, которую грубыми штрихами
можно обрисовать так: противодействие со стороны некоторых государственных
учреждений, таких как Министерство Культуры Российской Федерации, которое
отказывает в признании законных прав МЦР на переданное ему в дар С.Н.Рерихом
художественное наследие семьи Рерихов; нападки Русской Православной Церкви,
которую поддерживают в этом противостоянии Культуре некоторые государственные
институты; обилие новоявленных писак, клевещущих на великих деятелей культуры –
Н.К. и Е.И.Рерихов …
Вернемся же к нападкам на Л.В.Шапошникову, о которых шла
речь в самом начале. Многие из них, Обильно вылившиеся за последнее время,
носят одну общую черту: нападки эти имеют личный характер. В них Людмила
Васильевна обвиняема в “фарисейщине” и “деспотизме” (это определения Д.Попова,
главного редактора печально известного издательства “Сфера”, осуществившего
незаконную и преждевременную публикацию дневников Е.И.Рерих за период
1920-1935гг.,), в пороках /?!/ (а это определение Д.Энтина, исполнительного
директора Музея Рериха в Нью-Йорке, явившегося основным побудителем
преждевременной и незаконной публикации дневников Е.И.Рерих). В более ранний
период появились публикации бывшего сотрудника МЦР Юферовой, в которых
содержатся схожие определения в отношении Л.В.Шапошниковой, а именно обвинения
в авторитарности и неспособности руководить созданным Центром Рерихов так, чтобы
тот смог выполнить свои уставные задачи.
Все эти личные нападки и обвинения, свидетельствуют о
БЕССИЛИИ тех, кто их выдвигает. Что мы имеем ввиду?
Всматриваясь в историю своей страны, мы осознали
замечательную силу наших поэтов-героев, убитых во время военной диктатуры в
Болгарии, приведшей в 40-е годы прошлого века к заключению союза с нацистской
Германией. И расстрел Никола Вапцарова, и тайное убийство в полиции Гео Милева
являются ярким признанием бессилия остановить победный ход их идей, их мыслей. Враги
этих выдающихся людей не могли противопоставить их идеям – свои идеи, их
светлым мыслям – свои мысли. И это полное поражение на поле духовной битвы, на
котором завоевываются сердца и умы людей, навело этих врагов на лживую мысль,
что физическим уничтожением носителей светлых идей можно достичь победы над
теми же светлыми идеями…
Это было в 40-е годы прошлого века… Теперь же, должны
признать, противникам нового и эволюционного гораздо труднее выбирать средства
противодействия носителям новых идей. Костры, расстрелы, тайные убийства,
лагеря, кажется, ушли в прошлое… Какие же средства остались у современных
преследователей новой и смелой мысли? Теперь, когда трудно убийство физическое,
нынешние противники нового мышления выбирают иное средство - очернение перед
общественностью, КЛЕВЕТУ, самую бесстыдную клевету, носящую личный характер.
Но именно выбранным им оружием те, кто выдвигают личные нападки и клевету на Людмилу Васильевну Шапошникову, обнаруживают и свое полное бессилие. Может ли кто-нибудь из них отрицать достижения Международного Центра-Музея Рерихов как ведущего культурного Центра? Нет. Может ли кто-нибудь из этих клеветников нападать на идеи, выраженные в трудах Л.В.Шапошниковой? Нет. Смеют ли они отрицать, что действия МЦР по защите Имени и наследия Рерихов являются адекватными и умелыми? Как раз из-за этих умелых действий и наступило в стане противодействующих словесное неистовство, вылитое ими в общественное пространство. Если же говорить конкретно об Энтине и Попове, уверены ли они, что их объяснения убедили общественность в том, что их действия, направленные на преждевременную публикацию дневников Е.И.Рерих, являются законными и правильными? Нет, далеко не уверены и не уверены, что вообще могут убедить. Вот и налицо признание БЕССИЛИЯ взятием в руки единственного средства, которое остается доступным этим господам – личные нападки на выдающегося творца и руководителя МЦР Л.Шапошникову.
Что ж, за такое старание многие противники идей Рерихов будут благодарны и Энтину и Попову. Ведь как
ни старались и дьякон Кураев и О.Шишкин, и А.Н.Сенкевич, и иже с ними, но их
попытки нанести урон МЦР как культурному Центру - неуспешны, а их
противостояния трудам академика Шапошниковой - весьма слабы… А личные нападки
ни дьякон Кураев, ни О.Шишкин, ни А.Н.Сенкевич и прочие не могут себе
позволить. Вот и нашлись помощники, в лице … издательства “Сфера” и
исполнительного директора Музея Н.Рериха в Нью-Йорке Д.Энтина. Иногда время
вырисовывает и в самом деле неожиданные узоры.
В отношении клеветы, которая содержит в себе обвинения в
“авторитарности”, “фарисейщине”, “пороках” и т.д., необходимо напомнить очень
старую истину: о человеке следует
делать выводы по делам, но не по словам. Так будем ли мы верить словам
Д.Энтина, Д.Попова, Юферовой и подобных им о Л.В.Шапошниковой или же мы будем
верить делам Л.В.Шапошниковой и фактам? Созидание авторитетного международного
культурного центра – Международного Центра-Музея Рерихов, выдающееся
творчество, сотрудничество со многими учеными, общественными и культурными
организациями в России, странах Прибалтики, СНГ, дальнего зарубежья являются
полным отрицанием утверждаемых и Энтиным, и Поповым и Юферовой “недостатков” и
“пороков”. Пороки – явление разрушительное, они никогда не могут привести к
какому-либо достойному творчеству, не говоря о выдающихся трудах. Созидательная
общественная, творческая и культурная деятельность Л.В.Шапошниковой может иметь
в своей основе только созидательные, высокие и прекрасные качества духа. Именно
те качества духа, которые делают его носителя сильным и успешным во всех
сферах, к которым он прикасается. Успешность действий и творчества
Л.В.Шапошниковой, кажется, никто не отрицает. Только одних они радуют, других
же приводят в неистовство...
Можно с уверенностью
сказать следующее: все личные нападки на Л.В.Шапошникову носят на себе в явной
форме один знак - знак враждебности авторов этих нападок новому эволюционному
мышлению, нашедшему выражение как в творчестве Людмилы Васильевны Шапошниковой,
так и в ее делах.
Жизнь и время покажут,
что сильная, ясная и светлая мысль не может быть остановлена никакой клеветой,
в том числе и личными нападками. Труды Людмилы Васильевны Шапошниковой будут
завоевывать все в большей степени умы и сердца людей, правильность ее действий,
в том числе и ее действий, направленных на защиту от преждевременных публикаций
дневников Е.И.Рерих, будет понимаема все большим и большим числом людей.
Для все большего круга
людей нападки на Л.В.Шапошникову будут являться откровенным свидетельством
бессилия авторов этих нападок остановить носителя нового эволюционного
мышления.
В заключение хотелось бы полностью присоединиться к словам академика РАО
Шалвы Александровича Амонашвили и академика Дмитрия Дмитриевича Зуева (Приветствие Ш.А.Амонашвили и Д.Д.Зуева по поводу юбилея
Л.В.Шапошниковой, 10.09.2001 - газета
“Содружество", № 2) о том, что на
примере жизни Людмилы Васильевны Шапошниковой можно познать суть высоких
понятий. Хотелось бы также всем сердцем присоединиться к их пожеланию
Людмиле Васильевне: “Живите долго. Вы нужны России!” и добавить: “Вы нужны
будущему миру Культуры”.
Национальное Общество
Рерихов Болгарии.