Н.Е. Самохина

ФОРУМ  ИДЕИ

 

В «рериховские» дни (7—9 октября) МЦР ежегодно проводит конфе­ренции, посвященные самым разнообразным вопросам, связанным с де­ятельностью гениальной русской семьи Рерихов — художников, ученых, писателей, путешественников.

Рериховская конференция 1994 года была юбилейной — международ­ное рериховское движение отмечало 120-летие со дня рождения Н.К.Ре­риха. Тема конференции — «Философско-художественное наследие Н.К.Рериха и проблемы современной цивилизации». По приглашению МЦР в Москву съехались представители крупнейших рериховских орга­низаций мира. Директор Музея им. Н.К.Рериха в Нью-Йорке Даниэль Энтин, активисты рериховского общества Германии и Австрии «Мировая спираль» во главе с генеральным секретарем общества Норбертом Рольф-сом, представители научной, общественно-культурной и творческой об­щественности из семи стран.

Конференция проходила в одном из современных, прекрасно обору­дованных корпусов Института молодежи. Зал на 800 мест едва смог вмес­тить всех желающих попасть на конференцию.

Интерес общественности к рериховским идеям сегодня велик. И не случайно конференции, проводимые МЦР, всегда собирают много участ­ников.

Светлая атмосфера праздника и гармонии, объединившая людей в ясный солнечный день 7 октября 1994 года, была неудивительна «ветера­нам» рериховского движения. Ведь большинство участников конферен­ции МЦР — это представители рериховских обществ России, ближнего и дальнего зарубежья, знающие друг друга многие годы. Приезжая в Мос­кву из разных городов и стран, обмениваясь новостями и опытом работы, люди находят здесь друзей и единомышленников.

В юбилейной конференции 1994 года приняли участие 475 предста­вителей 77 городов России и 190 участников из 14 стран ближнего и дальнего зарубежья.

За четыре напряженных дня конференции можно было услышать интереснейшие доклады и сообщения, касающиеся самых разных областей науки и общественно-культурной деятельности: «Исторический про­цесс как космическое явление» Л.В.Шапошниковой; «Пакт Мира» Н.К.Рериха и миротворческое движение» Т.Г.Григорьева; «Экспедиция Шеффера 1938 года в Шамбалу» Н.Рольфса; «Синтез знаний — путь от механической цивилизации к живой культуре» М.Н.Чирятьева; «Симво­лизм в творчестве Н.К.Рериха» Г.И.Кальжановой; «Поэзия Н.К.Рериха в контексте развития философской лирики Серебряного века русской поэ­зии» О.Г.Шостак. И это далеко не полный перечень тем и проблем до­кладов, затронутых на конференции.

Широчайший спектр вопросов, рассмотренных на конференции, по­священной 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха, объясняется, прежде всего, глобальностью, масштабностью мировоззрения самого Николая Константиновича. Основы этого мировоззрения были изложены в уни­кальном духовно-культурном наследии Рерихов — Учении Живой Этики, созданном в сотрудничестве с Учителями.

Н.К.Рерих был не только художником и писателем, путешественни­ком и общественным деятелем, он был также и духовным учителем, уче­ным и философом — этот вывод в той или иной форме звучал в каждом докладе конференции. Философское учение Живой Этики и его эволю­ционное значение, актуальнейшие общественно-научные проблемы, под­нятые им, рассматривались на конференции так же, как и художест­венное наследие Великого Мастера, потому что Рерих — ученый и фи­лософ всегда неотделим от Рериха-художника. Эволюционной сущности исторического процесса и его связи с высшими творческими силами Космоса был посвящен один из интереснейших докладов конференции — доклад вице-президента МЦР, директора Музея им. Н.К.Рериха Л.В.Ша­пошниковой «Исторический процесс как космическое явление». В нем фактически была кратко изложена историческая концепция Живой Этики. Вывод, сделанный автором доклада, несомненно, нетрадиционен, а может быть, и сенсационен для академической исторической науки. Вместо известного всем со школьных лет тезиса о том, что движущим фактором исторического процесса является чисто экономическая катего­рия — способ производства — в докладе вице-президента МЦР прозвучал совсем иной вывод: «С Космическим Магнитом было связано зарождение сознания в человеке, а в ритме этого Магнита он улавливал то, что называлось велением Космоса или волей Бога, которая толкала его на то или иное историческое действие. Ритм Космического Магнита звучал в переселениях народов, в завоевательных походах, в творческой мысли человека, в великих произведениях искусства, в идеях выдающихся ре­форматоров. Исторический процесс как таковой полностью подвластен Космическому Магниту».

Что такое Космический Магнит, каким образом он оказывает воздей­ствие на судьбы земной цивилизации — все эти вопросы, раскрытые в докладе Л.В.Шапошниковой, ждут своего дальнейшего изучения и осмыс­ления будущими поколениями историков. Уже первые шаги в изучении научно-философского наследия семьи Рерихов позволяют видеть значи­мость и научно-практическую ценность этого глобального культурного явления.

Проблемы мировой истории были затронуты на конференции и в ином, более «земном» ракурсе, относящемся к событиям второй мировой войны. Доклад генерального секретаря германо-австрийского рериховского общества «Мировая спираль» Норберта Рольфса касался нравственной стороны научных изысканий в области тонких космических энергий, чья творческая мощь изначально подчинена законам Космической этики.

Доклады участников конференции осветили, подобно кусочкам мо­заики, различные грани и аспекты одного необъятного целого — рериховского научно-культурного наследия, объединившего в Москве на юбилейной конференции «весь рериховский мир», как сказал об этом директор Нью-Йоркского музея им. Н.К.Рериха Д.Энтин.

Не только доклады были предложены вниманию участников конфе­ренции. Всем приехавшим в эти октябрьские дни в Москву запомнились события культурной программы конференции. Самым памятным из них стало торжественное открытие 10 октября Музея им. Н.К.Рериха в Мос­кве. Сбылась мечта и воля последнего из Рерихов — Святослава Никола­евича. Вопреки всем трудностям и препятствиям, вставшим на пути общественного музея, он все-таки был создан. В ясный октябрьский день 1994 года множество людей из разных стран и городов впервые вошли под своды старинного особняка Лопухиных, возведенного в XVII веке. Именно здесь расположились живописные шедевры Великого Мастера Культуры Н.К.Рериха, называемого в Индии «Гурудэва» — «божественный Учитель».

Музей не смог вместить сразу всех желающих посетить его в день открытия, и на улице выстроилась длинная очередь, ждущая своего часа отдать поклон этим стенам и полотнам Мастера.

После торжественной части в старинных залах зазвучала классичес­кая инструментальная, а затем — хоровая музыка...

День 10 октября закончился, чтобы начать историю нового музея — организации, которой, по мысли последнего из Рерихов, суждена особая роль в развитии международного рериховского движения, в изучении и популяризации уникального рериховского наследия, оценить значение которого нам еще предстоит.

 

 

© Научно-художественный Альманах Международного Центра Рерихов

«Утренняя звезда», № 2-3, 1994-1997 гг.


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz