Конец 1995 года был ознаменован важными событиями для рериховских организаций, для всей культурной общественности.
«Защитим Культуру от разрушения и невежества» — под таким девизом в Москве, в конференц-зале Российской библиотеки с 6 по 10 октября проходила Международная общественно-научная конференция, посвященная 60-летию Пакта Рериха и приуроченная ко дню рождения Николая Константиновича. Главную задачу этого собрания представителей рериховских обществ России, стран ближнего и дальнего зарубежья можно определить как необходимость напомнить обо всех жизненно важных проблемах, поднятых в 30-е годы Н.К.Рерихом, его сподвижниками, напомнить о том, что лозунг: «Сознание Красоты спасет мир» — становится не только все актуальнее с каждым годом, но и требует все более и более усилий — и физических и духовных.
О разносторонности проблем, поднятых на конференции, свидетельствует уже тематика представленных докладов: «У истока нового Ренессанса» (кризис индустриальной и зарождение постиндустриальной культуры) Ю.Яковца, академика РАЕМ и МАИ, президента Международного Консорциума «Шедевры искусства»; «Православная культура в живописи Н.К.Рериха» Н.Тютюгиной, старшего научного сотрудника Музея М.В.Нестерова из Уфы; «Агни Йога и христианство: проблема взаимоотношений в истории и современности» С.Ключникова, старшего научного сотрудника ИМЛИ; «Великое культурно-историческое значение нового учения Агни Йога, данного России и миру» Герхарда Гавела, президента рериховского общества Германии и Австрии; «Духовно-культурное пространство пушкинского уголка и проблемы его защиты» В.Ивановой, С.Иванова, сотрудников Пушкинского заповедника.
В одном из ведущих докладов конференции — «Пакт Рериха и эволюционное значение Культуры» вице-президент Международного Центра Рерихов Л.Шапошникова рассматривает современность и будущее с той точки зрения, что в XX веке произошло три эволюционных действия под руководством Учителей: Центрально-Азиатская экспедиция по главным очагам будущей культуры, Пакт Рериха и послевоенное движение за мир, широко известным символом которого стал белый голубь.
Знамя Мира, поднятое во имя спасения сокровищ Культуры нашим соотечественником 60 лет назад, и в сегодняшнее время сохраняет свою силу. Именно о значимости этого символа, его актуальности для народов всего мира во все времена говорят темы докладов:
Кэрол Брюс из Великобритании «О знамени Мира», Эди Сепп из Канады «Знамя Мира в руках женщины», Алисии Родригес из Мексики «Самосовершенствуйся под Знаменем Мира», А.М.Баландина, М.Н.Чирятьева, М.О.Велика, Г.С.Лебедева из Санкт-Петербурга «Знамя Мира в Космосе».
«Когда идея Международного флага Культуры впервые была мною оповещена, мы нисколько не были удивлены, что она была встречена всеобщим интересом и энтузиазмом. Опытные государственные деятели изумлялись, как нечто подобное не было сделано уже ранее...
Этот Международный флаг Культуры для охраны Искусства и Науки никого не умаляет и не нарушает ничьих мирных интересов. Наоборот, он поднимает мировое понимание эволюционных сокровищ. Он помогает ценностям грядущего творчества и в существе своем ведет к великому понятию Прогресса и Мира. В этом понимании, в творческом стремлении понятие Мира становится более реальным» — так писал Николай Константинович в статье «Знамя Мира» еще до того, как взметнулось белое полотнище с тремя алыми кругами, заключенными алой окружностью, над музеями, университетами, библиотеками, соборами, стало охранительным щитом, оборонительной чертой.
Президент США Ф.Рузвельт, подписывая 15 апреля 1935 года в Белом доме Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников (Пакт Рериха), сказал: «Этот договор заключает в себе духовное значение гораздо более глубокое, нежели выражено в самом тексте». Помним ли мы об этом? Мы, нынешнее поколение?
Большие и светлые задачи стояли перед участниками конференции — поиски не только конкретных путей и средств спасения культуры от разрушения и невежества, но и помощь нынешнему поколению в осознании философии спасения Культуры, Мира, Жизни, памятников прошлого и настоящего во имя будущего. Ради торжества этой философии Николай Константинович Рерих вместе с верными своими подвижниками проделал титаническую работу. Началом ее, пожалуй, можно считать даже не тридцатые годы, а конец прошлого и начало нынешнего столетия, когда после путешествий по провинциальным городам России он обратил внимание государя Российского Николая II на необходимость всенародной защиты культурных сокровищ. На исторических фактах — международных войнах, конфликтах, разрушений памятников культуры — создавал Николай Константинович свой оборонительный Пакт, его философскую основу. Мы так и не научились разрешать межнациональные, религиозные, классовые розни, которые и в наши дни испепеляют планету, бескровными способами, охраняя, оберегая ценности прошлого и настоящего во имя будущего.
Эти октябрьские дни воистину прошли как «о культуре и мире моление», услышанное, воспринятое сердцем каждым из нас, живущих на Планете, каждым из нас, младших современников Николая Константиновича, призывавшего в статье под таким названием в 1933 году: «Истинно коротко время! Не потеряем ни дня, ни часа. И возжжем огонь сердца в немедленном претворении в действительность светоносных начал культуры и мира. Под Знаменем Мира, в мощном сердечном единении, как Всемирная Лига Культуры, пойдем к Единому Вышнему Свету».
Возрождение Лиги защиты Культуры
вошло отдельным пунктом в резолюцию конференции и было принято его участниками
как руководство к действию.
«Убежден, что приоритет нужно отдавать не государственным, а свободным общественным формам культуры, ибо они в меньшей степени подвержены влиянию узких ведомственных интересов. Любое государство обречено на упадок, если оно не заботится о сохранении высших духовных достижений многих поколений, если не создаст условия для культурного воспитания народов на великих примерах героев и подвижников науки, искусства, религии».
Это слова академика Д.С.Лихачева из обращения к представителям рериховских организаций и культурной общественности, журналистам печатных изданий, радио и телевидения, собравшимся 4 декабря 1995 года на пресс-конференцию в Политехническом музее в Москве. На повестке дня стояли два вопроса. Первый — о защите Международного Центра Рерихов от очередных посягательств на его самостоятельность, на его творческую и научную деятельность, на его преданность семье Рерихов и ее наследию, о защите от посягательств со стороны государственных организаций, старающихся по неведомым (а скорее по вполне понятным) причинам прибрать к рукам все уже сделанное центром, который не первый год ведет круговую оборону, отбиваясь от Министерства культуры РФ, Госкомимущества, а теперь и Правительства России. На общественном статусе центра настаивал последний из семьи Рерихов, Святослав Николаевич. Вот его слова: «Подчинение центра Министерству культуры повело бы к неоправданному, на мой взгляд, заведомому сужению задач и возможностей центра. Центр должен, по-моему, обладать значительной независимостью, гибкостью, возможностью функционировать поверх ведомственных барьеров, используя новые, нетрадиционные подходы, напрямую выходя на международное сообщество». Тогда, при жизни С.Н.Рериха, ему не возражали: им самим для МЦР и была выбрана усадьба Лопухиных в Малом Знаменском переулке, и был заключен арендный договор на 49 лет. Началась реставрация здания и одновременно научная, издательская, просветительская деятельность. Широкий круг общественности — ученые, работники культуры и искусства, известные деятели нашей эпохи — выступают в защиту МЦР, выступают на газетных полосах и страницах журналов, в телепрограммах и по радио. В рядах сторонников центра такие уважаемые люди, как академик Д.С.Лихачев, писатель В.С.Розов, академики Г.Н.Фурсей и А.А.Яншин. Журналисты «Вечерней Москвы», «Московского комсомольца», «Комсомольской правды» регулярно публикуют материалы, обстоятельно и аргументировано рассказывающие о ситуации вокруг МЦР.
Конференция в Политехническом музее еще раз показала наглядно, сколько у Центра Рерихов защитников и сподвижников — из разных, больших и малых, дальних и близких городов России, из стран содружества, из ближнего зарубежья — Украины, Белоруссии, Латвии, Эстонии, Киргизии. У МЦР, который является неправительственным членом Организации Объединенных Наций, много соратников в самых разных странах мира — в США и Мексике, Германии и Индии, Словакии и Франции. Присутствовавший на конференции директоров Информационного центра ООН в Москве господин Самир Аль-Жижакли сказал в своем выступлении: «Уже говорилось о разрушении культуры в этой стране. Я думаю, это естественно. Потому что вы должны создать культуру неправительственную, негосударственную — народную по-настоящему — вот это будет культура. Это будет не советская культура. Это будет истинно Российская культура. Конечно, государственная поддержка нужна, но без государственного контроля».
Естественным продолжением первого вопроса, стоявшего на конференции, стал второй — о создании Международной Лиги защиты Культуры. Была выбрана инициативная группа, цель которой сделать первые конкретные шаги в этом благородном деле.
Завершить отчет об этом событии хотелось бы снова словами патриарха нашей культуры Д.С.Лихачева из его обращения, присланного участникам пресс-конференции: «Как и Н.К.Рерих, считаю, что сохранение и преумножение культуры — дело всенародное. Надеюсь, что рериховская концепция культуры, Пакт Рериха, принятый многими странами мира, другие лучшие правовые документы в области культуры, а также предлагаемая мной «Декларация прав культуры» лягут в основу деятельности этого движения. Хочется верить, что новое культурно-просветительское движение объединит лучшие силы, осознающие органичные составляющие подлинной Культуры — Искусство, Науку, Духовные Учения, утверждающие высокие пути нравственного совершенствования жизни».
Хочется верить в это и всем нам,
всем, кто болеет душой за будущее России.
© Научно-художественный Альманах Международного Центра Рерихов
«Утренняя звезда», № 2-3, 1994-1997 гг.