Международной общественно-научной конференции
«ДУХОВНЫЙ ОБРАЗ
РОССИИ
В ФИЛОСОФСКО-ХУДОЖЕСТВЕННОМ
НАСЛЕДИИ
НИКОЛАЯ КОНСТАНТИНОВИЧА РЕРИХА И
ЕЛЕНЫ ИВАНОВНЫ РЕРИХ»
Москва 9-11 октября 1996 г.
Е.И.Рерих
Я верю в нашу Родину, и не только верю, но знаю, что труден предстоящий
подвиг, но радостно сознавать, что можем посеять семена, которые дадут
богатейший урожай. Сейчас весь мир проходит трижды трудные дни, и было указано
прочесть в Апокалипсисе первый стих в главе 21: «И увидел я новое небо и новую
землю». Так оно и есть, и со старым сознанием не войти в Новый Мир.
Н.К. Рерих
Именно этому великому народу дано и великое слово ПОДВИГ. Ни в одном
ином языке нет такого понятия во всей его возвышенности и поступательности.
Подвиг дан тому, кто может устремляться во имя общего блага. Русский народ уж
много раз доказал свое бескорыстие, и потому он удостоен и подвига. В подвиге народ сбережет свои
сокровища.
Новая
страница духовной летописи России
С 9 по 11 октября знаменитый главный зал
Политехнического Музея стал ареной проведения 5-ой Международной общественно-научной
конференции «Духовный образ России в философско-художественном наследии Н.К. и Е.И.Рерихов»,
которую Международный Центр Рерихов организовал совместно с Международной
Лигой защиты Культуры, Информационным центром ООН в Москве, Московским бюро
ЮНЕСКО, Международной ассоциацией фондов мира, Российским фондом культуры,
Российской академией художеств, Всероссийским обществом охраны памятников
истории и культуры, Научно-производственной фирмой «Знание».
Участниками Конференции стали более 600
представителей из всех регионов России, стран СНГ, Болгарии, Германии, Израиля,
Италии, Латвии, Литвы, США, Эстонии и т.д. Активное участие в Конференции приняли
ученые, философы, социологи, экономисты, искусствоведы, которые представили
весь широчайший спектр современных исследований — от научно-философских до
искусствоведческих.
Традиционно высокий уровень встречи еще раз
подтвержден многочисленными приветствиями Конференции, в которых представлен по
сути весь спектр государственных и общественных организаций, таких как ООН,
Ассоциация Фондов Мира, НПФ «Знание», Клуб реалистов России, Международная Лига
защиты Культуры, Общества «Италия-Россия» и «Мировая спираль». Но наиболее
полно атмосферу и смысл всех приветствий воплотил в себя текст, поступивший от
Председателя Государственной Думы Геннадия Селезнева.
Открытие Конференции вылилось в целый ряд
эмоциональных выступлений, впитавших в себя всю боль за состояние современной
российской и мировой культуры, прозвучавшую из уст таких общепризнанных
авторитетов, как академики РАН А.Л.Яншин и В.С.Соколов, почетный академик
Российской академии образования Ш.А.Амонашвили, академик Российской академии
образования Б.М.Бим-Бад, главный ученый секретарь Президиума Российской
Академии художеств М.М.Курилко, директор Международного института
экспериментальной физики профессор А.Е.Акимов, Вице-президент Лиги защиты
Культуры Н.С.Бондарчук, Вице-президент Международного Центра Рерихов
Л.В.Шапошникова.
Вообще общим
лейтмотивом Конференции стало растущее осознание того, что возрождение России
может начаться только как подлинно духовное возрождение, возможное лишь на тех
магистральных путях, которые пророчески намечены Рерихами. Причем в этой связи
прозвучало немало конкретных предложений, которые в значительной степени
сориентированы на современную российскую власть. Так, например, академик
А.Яншин обратил внимание на важность создания при парламенте постоянно
работающей группы по духовной культуре страны, а космонавт-исследователь
В.Аксенов вполне четко заявил о необходимости появления Высшего Духовного
Совета России.
Однако пока в самом
обществе глубокого понимания проблем культурного возрождения по-прежнему нет,
что проявилось, в частности, в явной пассивности средств массовой информации
при освещении даже такого представительного и актуального форума.
И тем не менее
международные общественно-научные конференции уже вписали заметную страницу в
формирование нового мировоззрения и самого облика науки будущего, сумели
вовлечь в этот процесс передовые научные силы страны.
Отличительной
особенностью всех конференций стало обращение к самым насущным проблемам
современности и разрешение их на нетрадиционной основе, что красноречиво
подтверждает и нынешняя тема. В условиях безоглядного погружения в пучину
материализма в ней звучит пронзительный призыв к осмыслению самых сокровенных
духовных глубин. Причем саму атмосферу Конференции своеобразно выразил все тот
же В.Аксенов, посчитавший, что в зале Политехнического «собралась, пожалуй,
самая способная к восприятию духовности аудитория не только в нашей стране, но
и в мире».
Обращение к анализу
уникальных национальных основ является важнейшим этапом утверждения ценностей
и задач Нового Мира.
«Россия — творческая задача, поставленная перед
всечеловечеством» — писал в начале века Николай Бердяев. Своей судьбой, возрождением
своих лучших черт, Россия выполняет всемирную функцию, определяет дальнейшее
направление и пути развития цивилизации, и именно этому была посвящена значительная
масса докладов.
Раскрытие «Духовного
образа России» на нынешней Конференции в значительной степени шло на фоне
наиболее крупного и основательного доклада Л.В.Шапошниковой «Формирование
нового мышления и Россия». Переосмысливая широчайшие духовные и философские
пласты российской истории, она создает новую концепцию тех процессов, которые в
XX столетии складываются в пространстве России.
Провозглашая
центральную идею о том, что «Дорога
России лежит на путях Духовной Революции", ученый подробно определяет
целый ряд процессов, предшествующих и сопутствующих выходу на это
магистральное направление. «Через это
пространство сейчас проходит эволюционная магистраль бурного взаимодействия
Духа и Материи, острейшей борьбы между Светом и тьмой. Несмотря на все усилия
этой тьмы идет наступление Духа на косную материю и расширение пространства
Духа. Дорога России к своему храму, к истинному Новому Миру, в строгом научном,
эволюционном понимании этого слова, лежит не через чужие обольщающие блага, а
через эту магистраль. Наш путь находится в нас самих и в этом пространстве.
Новое мышление и эволюция требуют от нас сейчас рывка, одухотворяющего материю
нашей жизни и тем продвигающего человечество вперед. Россия может и должна
совершить этот рывок. В этом состоит ее эволюционная миссия».
Суть Духовных
революций составляет изменение мышления и сознания, а это длительный и
многотрудный процесс, уходящий своими корнями в глубину веков. В докладе
прослеживается эволюция этого уникального явления с давних времен возникновения
русского странничества и формирования мессианского сознания. «Такого интенсивного духовного процесса не
знала ни одна страна мира на протяжении последних веков нашей истории».
Органичным
выражением глубинной сути русского пути Л.Шапошникова представляет образ
«Странника Светлого Града» с одноименной картины Н.К.Рериха.
«Светлый Град был символом того Царства Божьего, о
котором говорил и Христос, и его апостолы, символом жертвенного служения всему
миру в великом и благородном деле освобождения этого мира от зла и страданий.
Светлый Град породил в сознании народа идею духовного подвига во имя ближних и
дальних своих... Странники Светлого Града были тем духовно опережающим
элементом, который содействовал в огромной степени продвижению народа в том
пространстве, где действовала Космическая эволюция человечества...»
«Мессианское сознание, драгоценный кристалл русского
духа, был тем магнитом, на котором эволюция стала ковать энергетику нового
планетарного мышления XX века».
Осмыслению идей
Н.К.Рериха на фоне философии Серебряного века посвящен доклад Л.И.Крашкиной
(«Образ России в философии Серебряного века и творчестве Н.К.Рериха»). По ее
мнению, именно на рубеже XIX-XX веков исконно русские вопросы «что делать?» и «кто виноват?» зазвучали особенно остро.
Опираясь на взгляды Бердяева, Соловьева, Трубецкого, Розанова, Иванова, Ильина,
Л.Крашкина говорит о русской идее и проблеме русского сознания, приходит к
выводу об очевидном единстве во взглядах на Россию у Рерихов и философов
Серебряного века. «Особенность
рериховского подхода к теме будущего России в том, что они создали образ Новой
России и утвердили его концепцией Живой Этики, которая может стать идеологией
будущей России «.
В докладе
С.Ю.Ключникова («Рериховский взгляд на Россию и русского человека в настоящем и
будущем») проводится мысль о том, что Рерихи видели роль России в разрешении
глобальных противоречий всего человечества, рассматривали ее как место решающей
схватки сил Света и тьмы, старого и нового мира. «Елена Ивановна приоткрыла одну из граней этой многотрудной миссии —
удерживание мирового равновесия и баланса сил, позволяющее дотянуть шаткий
корабль земной цивилизации до срока без тотальных взрывов и разрушений...
Россия есть страна праведников и подвижников. Своим подвигом оправдывающая
назначение существования человека, Россия есть зона спасения мира, место
расцвета культуры и Ноев ковчег будущей цивилизации».
Н.В.Тютюгина
(«Русская культура в процессе ее эволюции в творчестве Н.К.Рериха») пытается
показать русскую культуру как систему открытую, обладающую способностью
впитывать и по-своему перерабатывать новую информацию даже в самые переломные
и трагичные моменты истории, о чем свидетельствует и цитата из Н.К.Рериха: «О татарщине остались воспоминания только
как о каких-то мрачных погромах. Забывается, что таинственная колыбель Азии
вскормила этих диковинных людей и повила их богатыми дарами Китая, Тибета, всего
Индостана. В блеске татарских мечей Русь вновь слушала сказку о чудесах,
которые когда-то знали хитрые арабские гости Великого Пути в греки».
Русская история
показывает, что, несмотря на неблагоприятность, подобные отклонения от точки
равновесия всегда мобилизовывали и приводили к процессу самоорганизации
духовный потенциал русского народа.
Общепризнанным
символом, воплощением лучших черт русской духовности и государственности
является образ «Строителя земли Русской» Преподобного Сергия Радонежского, и
именно разговор о нем красной нитью прошел через многие доклады,
непосредственно раскрывающие тему «Духовного образа России».
По мнению
А.М.Миллера (Картина Н.К.Рериха «Св. Сергий Радонежский»), даже даты
рериховских картин и статей о Сергии не случайны. Докладчик говорит о том, что
«Сергий внес в духовный мир России новое
осмысление Троицы, отбросив все второстепенное и подчеркнув главное —
необходимость каждому проявить в себе Высшую Троицу. Сконцентрировав дух православия
на этом очищенном понимании высшей идеи, Сергий приобщил своих последователей к
Плану Надземному, я имею в виду приобщение к Троице».
Подчеркивает
А.М.Миллер и то, что совершенно по-новому раскрывает образ Сергия Е.И.Рерих, показывая
его место в современном моменте истории и переустройстве мира. «Осиянный Светом несказуемым, стоит Он,
невидимо видимый, на ступенях великой Лестницы Иерархии Света, готовый в
указанный час устремить легионы Светлых сил, готовый благословить народ свой и
вождя его земного на новый подвиг».
«Сердце народа живет несказуемой радостью о высшем
водительстве. Счастье именно русского человека в слиянии с Силой Небесною» — а это уже цитата из
доклада К.А.Молчановой («Будущее России — русский век»). Она
убеждена, что две постоянно встречающиеся у Н.К.Рериха аллегории: древнерусский
храм и русский витязь становятся настоящими символами эволюционного будущего
человечества. Об этом и ее слайдовая композиция.
«Рождается надежда на помощь Храма. В нем найдет
путник приют и силу для своего дальнейшего пути развития и восхождения. Здесь
предзнаменование и предначертание судьбы всей Планеты — русский век».
Несмотря на
формулировку темы, ориентирующей на чисто рериховское осмысление России, ее
истории и духовности, на конференции довольно широко были представлены
практически все важнейшие направления современной научной и общественной
мысли — от физики и информологии до экономики, идеологии и политики. Причем
подобная широта тоже становится своеобразной традицией проведения конференций.
Их опыт, а также подчеркнутое стремление к осмыслению новейших научных
открытий позволяют выделить магистральные пути развития науки XXI века,
центральные из которых складываются именно на почве России.
С.М.Зорин («Левша в
конце Кали-Юги») на конкретных примерах красноречиво показывает, что уже с
начала столетия Россия неизменно рождала уникальных талантливых самородков,
которые, продолжая традиции истинного сына нашей страны-стихии Левши,
являются по сути «новым энергетическим
видом человека».
Останавливаясь лишь
на некоторых:
Термене, Кондратюке,
Королеве, Сикорском — сам мастер своего дела, создатель уникального Оптического
театра С.М.Зорин показывает, что в том числе и с этими российскими именами связано
зарождение прогрессивнейших направлений современной науки и техники. Их
открытия на самом высоком уровне получили признание Запада, а у нас большинство
подобных гениев остаются безвестными, забыты и их уникальные идеи.
В совместном докладе
ведущих деятелей передовой российской науки, физиков А.Е.Акимова и Г.И.Шипова
(«Отражение духовной роли России в развитии земной цивилизации») проступают
контуры новейших отечественных технологических разработок, которые,
основываясь на теории физического вакуума и торсионных полей, означают, что в
России научно-техническая революция находится в стадии реализации уже на
протяжении нескольких последних лет и не имеет соответствующих мировых
аналогов. «Спустя всего несколько лет
человечеству предстоит осознать, что Россия обрела роль Лидера Человеческой
Цивилизации в начале 80-х годов, в канун глобального развала страны, когда
Предсовмина Н.И.Рыжков на докладной записке о перспективах развития торсионных
технологий написал резолюцию: «Принять меры к организации работ»... Как бы
плохо ни было нам сейчас, фактически золотой ключик к двери, ведущей в XXI век,
находится у России».
Утверждая, что
духовный фактор не может не присутствовать и в технологическом прорыве, ученые
приходят к выводу о том, что лишь Россия обладает качествами, необходимыми для
лидерства в этом процессе. «России
предстоит возглавлять процесс формирования нового облика земной цивилизации,
руководствуясь глобальной целью — обеспечения эволюционно-ориентированного
гармонического развития, положив в основу этого процесса императив космической
духовности и доминанту нравственности".
«Вклад Рерихов в мировоззрение русского космизма» рассматривает в
своем докладе М.Н.Чирятьев. Среди конкретных примеров подобного вклада можно
выделить разработку понятия психической энергии как основы жизненных
процессов, открытие новых горизонтов для научных исследований этой темы.
Рерихи представили обоснование действия Закона Иерархии и главного в нем —
связи Учителя и ученика. Именно Рерихам принадлежит неоценимая роль в
переосмыслении самого понятия Культуры.
Н.Е.Самохина («Живая
Этика и духовная миссия России") подчеркивает мысль о том, что российская
почва и русский менталитет оказались наиболее подходящими для принятия основ
Нового Учения, и именно на Россию Великие Учителя человечества возложили
миссию распространения мирового Учения Жизни.
Ту же мысль как бы
подхватывает и Н.А.Зальцман («Учение Живой Этики и духовный облик России»). «...Лучшие черты русского народа —
общинностъ, открытость, подвижничество, незлобливость, добросердечие,
прекрасно отвечают будущему человечества. Широта души народа, внутренняя
потребность отдавать породили те энергии, которые позволили Рерихам заложить
магниты, гармонизирующие пульс планеты на будущие тысячелетия, именно в России».
В докладе
реализуется попытка увидеть те конкретные элементы Учения, которые определяют
новый облик России.
Опираясь на
последние достижения информологии — системы знаний, изучающей законы
пространственного построения информационных систем, — В.С.Мокий («Особенности
информационного пространства России") показывает, что энергетические
процессы, происходящие на планете, имеют прямую привязку к территориям
государств и других образований, а соответствующее пространство России
обладает целым рядом отличительных особенностей. Так, например,
экспериментально доказано, что система русских православных храмов (их
расположение, размер, архитектура, символика и т.д.) представляет собой структуру
мощных энергетических центров, и к тому же своеобразно сплачивает и дисциплинирует
людей.
Развивая гипотезу о
связи сознания территории с народами, населяющими их, А.А.Березин («Некоторые
элементы творчества Н.К.Рериха как отправные точки для научного моделирования
будущего развития России») пытается показать, что экономическое и политическое
состояние, в частности, США, СССР и СНГ является «результатом взаимодействия сознаний горных массивов, внутренних морей,
рек, лесов с сознанием людей». Причем особенно подчеркнут тот факт, что и с
этой точки зрения наследие Рерихов обретает особенное звучание, т.к. оно «раскрывает чрезвычайно высокое духовное
значение связи сознания людей с Космическим сознанием и такими структурами,
обладающими сознанием, как горы, океаны, реки».
В.В.Аксенов
последовательно развивает идею о том, что Духовное возрождение человечества
возможно лишь после изменения экономических приоритетов его развития на
духовно-нравственные. При этом наиболее реальным представляется путь принятия
нового направления в одной стране, которой, по мнению докладчика, и является
Россия. В.В.Аксенов приводит программную концепцию нового пути для России.
Экономические
аспекты великой миссии нашей страны анализирует И.С.Медина («Экономический
поиск России — реальная возможность перехода человеческого общества к качественно
новому уровню на рубеже XXI века"), считающая, что именно России предстоит
дать миру новые экономические, политические и иные системы, ориентированные на
максимальную реализацию человеческого потенциала и создание новой цивилизации.
А этой цели невозможно достичь без преображения самого человека. В противном
случае «все попытки отвратить
надвигающуюся катастрофу путем экономических, политических и иных частных
преобразований общества будут сведены на нет эгоизмом и потребительством
людей, их осуществляющих».
Среди других
докладов, прозвучавших на конференции: «Древнерусские традиции и идеи синтеза в
творчестве Н.К.Рериха» Е.П.Маточкина, «Радость искусства» И.Фаустинелли, «К
вопросу об исследовании работы Н.К.Рериха «За морями земли великие» Л.И.Гладковой,
«Посещение Рерихом Сибири и Алтая как открытие пространственного шлюза»
Н.А.Макиенко, Е.В.Ружицкой, Н.В.Протасевич, «Харбин— «Атлантида» русской
культуры» К.И.Новосельского, «Агни-Йога и синергетика» В.Г.Буданова,
«Латвийское общество Рериха и Новая Россия» Г.Р.Рудзите, «Облик Новой России в
творчестве Н.К.Рериха и Р.Тагора» А.Н.Гнатюка-Данильчука, «Духовный образ врача
России» Н.Я.Борисовой, «Проблемы сознания в современных работах отечественных
ученых» А.В.Московского.
В ходе заседаний и в
кулуарах конференции состоялось немало дискуссий, своеобразным центром
которых стали доклады Д.Энтина и С.Ключникова. Они выделены в журнале в
отдельную рубрику «Полемика конференции» и содержат комментарии, составленные в
т.ч. на основе многочисленных выступлений.
Логичным завершением
конференции стало проведение круглого стола, в ходе которого некоторые
докладчики и многие из присутствующих в зале попытались раскрыть тему
формирования сознания в контексте национальных особенностей этого сложнейшего
процесса, еще раз призвали к возрождению и сохранению культуры. Ведь как
повторил вслед за Н.К.Рерихом М.Чирятьев, сейчас человечество проходит самое
главное испытание — испытание восприятием культуры. А призыв А.Яншина
сформулировал как бы вытекающую из этого своеобразную цель. «Нам нужно на основе Живой Этики и других
близких концепций выработать в нашей стране поколение граждан, для которых
духовная жизнь будет главной ценностью существования».
© журнал «Мир Огненный» N 3
(11) за 1996 год