Николай
Сивов
Михаил
Швыдкой дал отповедь деятелям искусства,
вступившимся за наследие великого художника и ученого
В декабре прошлого года группа известных деятелей культуры и науки (среди них многократный чемпион мира по шахматам и известный общественный деятель Анатолий Карпов, выдающийся пианист, президент Академии российского искусства, член Совета при президенте РФ по культуре Николай Петров, знаменитый скульптор, президент Российской академии художеств Зураб Церетели, известный ученый, академик РАН Константин Фролов и другие) опубликовала открытое письмо президенту Путину. Они обратились к главе государства с просьбой обратить внимание на тревожную ситуацию, сложившуюся вокруг наследия Рерихов — выдающихся русских художников, философов и ученых. В частности, на то, что в 2004 году исполняется 100 лет со дня рождения Святослава Рериха. В декабре 2002 года главы Индии и России договорились о принятии Программы культурных обменов в 2003-2004 гг., которая вскоре и была подписана. В соответствии с договоренностью юбилей Святослава Рериха будет отмечаться в двух странах на правительственном уровне. В Индии с почтением относятся к памяти Рерихов. Там уже начались разнообразные праздничные мероприятия, а в России до сих пор, увы, тихо. Как будто и не было договоренности глав двух государств. Авторы письма просили президента принять решение о создании авторитетной комиссии по подготовке юбилея.
В письме также шла речь о фактах надругательства над волей С.Рериха. Он завещал наследие своей семьи, в том числе и те картины, которые до сих пор удерживаются Минкультом, передать в созданный им Центр — Музей имени Н.К.Рериха. Но в год смерти Святослава Николаевича (1993 г.), вняв настойчивым просьбам чиновников Министерства культуры, правительство РФ приняло решение о создании на базе музея, учрежденного самим Святославом Николаевичем, государственного музея Рериха и передаче ему всего наследия.
Между тем Святослав Рерих передал наследие своих родителей в Россию с условием создать музей не государственный, а общественный. В письме к президенту Ельцину в 1992 году он просил главу государства помочь забрать из незаконного владения государственного музея Востока картины свои и отца и отдать их Международному центру Рерихов. Авторы обращения к президенту также выражали беспокойство по поводу пропажи картин из государственного музея Востока.
Ответ подписанты получили довольно скоро. Но не от президента, а ...от министра культуры Михаила Швыдкого. Видимо наш министр культуры почувствовал, что ему стало тесновато в его нынешней должности. Он опубликовал ответ деятелям искусства на страницах одной из газет. Что вдруг заставило министра выступить в несвойственной для него роли? Конечно, быть устами президента — миссия почетная. Но это в том случае, если бы Михаил Ефимович еще и взял на себя труд ответить по существу на поставленные в письме вопросы. Но этим как раз министр и не озаботился. Получилось прямо как в народной поговорке: ему про Фому, а он про Ерему. В свойственном ему стиле Швыдкой умудрился обойти стороной все острые вопросы. Ни о праздновании 100-летнего юбилея, ни о выполнении воли Рериха, ни о судьбе пропавших картин в отклике нет ни слова. Министр вспомнил лишь о результатах работы Счетной палаты РФ, которая взялась разобраться, насколько правомерно находятся в Музее Востока картины Рерихов. Впрочем, аудиторы этого так и не сделали, зато неожиданно предложили вернуться к выполнению правительственного постановления о создании государственного музея. В общем, будь Рерих жив, возможно, откликнулся бы на это словами еще одной поговорки: куда ни кинь — всюду клин...
Одновременно в названной публикации министр культуры Швыдкой дал отповедь деятелям искусства, заявив, что «оценки, изложенные в этом письме, практически полностью не соответствуют действительности», а уважаемые авторы письма пытаются склонить главу государства к вмешательству в деятельность органов правосудия. Но тут у главы отечественной культуры вышла явная промашка. Этого авторы письма как раз и не просили. Хотя, если уж начистоту, органы правосудия сыграли не самую благородную роль в этой истории, итогом которой стало то, что наследие Рерихов оказалось под угрозой уничтожения. Дошло до того, что президиум Мосгорсуда отменил решение Хамовнического районного суда, который подтвердил права Международного центра Рерихов на наследие Рерихов и признал факт получения им наследственного имущества в соответствии с завещанием Святослава Рериха. Причем само заседание суда прошло в такой спешке, что закралась мысль о заранее предрешенном вердикте.
После этого мастерам культуры и пришлось направить письмо в Кремль. Увы, жанр коллективного обращения к президенту рожден не от хорошей жизни. Он считается свидетельством правового неблагополучия в обществе. Люди (в том числе и с именем) обращаются к главе государства, когда исчерпываются возможности решить проблему законно, в правовом поле.
К сожалению, в последние годы обозначилась очевидная тенденция. Курс на укрепление государства иные чиновники поняли однозначно: нужно и можно все подминать под себя, в том числе и дорогостоящие культурные ценности. Министр культуры, взяв на себя миссию президентского глашатая, как раз и явил такой типаж современного чиновника. Мол, оцените, как я пекусь о благе державном. Как сказал бы отец Федор из «Двенадцати стульев», не корысти ради, а токмо волею пославшей мя жены. На деле же ситуацию с наследием Рерихов министр повернул с точностью до наоборот.
Будь жив Святослав Николаевич Рерих, он нашел бы точные слова для оценки такого поведения должностного лица. При жизни семья Рерихов выше всего ценила свободу человеческой личности и ее творчество, торжество духа, бескорыстие и, конечно, честное правосудие. Увы, пока нашей культурой руководит Михаил Ефимович Швыдкой, исполнение этих заветов — лишь видение будущего.
© Газета “Трибуна”, 29 января, 2004 г.