«Елена Ивановна Рерих, в девичестве Шапошникова, родилась в Петербурге в 1879 году и умерла в 1955 году в Индии, в небольшом курортном городке Калимпонге, расположенном на склонах Восточных Гималаев.
Её недлинная жизнь, объединившая русский Петербург с индийским Калимпонгом, вместила в себя как бы несколько жизней. Я вижу их в виде витков спирали, уходящих вверх. И если смотреть на эту спираль снизу, с земли, то можно заметить, что нижняя спираль составляет как бы внешний круг, а спирали более высокие — внутренний. Если внешний круг, представляя собой канву её жизни, связывает её с каждым из нас, то внутренний, являя собой уровень её духовного развития, ставит её в один ряд с великими личностями планеты.
Мать Елены Ивановны была двоюродной внучкой великого русского полководца М.И. Кутузова. В самой Елене Ивановне рано проявились богатые способности и незаурядная одаренность. Она была прекрасной пианисткой, тонко разбиралась в живописи и увлекалась индийской философией. Книги Вивекананды, Рамакришны, Тагора были её любимым чтением. В 1899 году она встретила молодого художника Николая Константиновича Рериха и в 1901 году стала его женой. В 1902 году у супругов появился сын Юрий, в 1904-м — Святослав. Так возникла та уникальная семья Рерихов, которая сыграла важную роль в русской и мировой культуре. Елена Ивановна была сердцем и главным устоем этой семьи. В 1918 году Рерихи уехали в Европу, а в 1923-м, после долгих мытарств, попали в Индию. К этому времени Елена Ивановна сложилась как философ, писатель и общественный деятель.
Николай Константинович называл её другиней. Это старинное слово очень точно соответствовало духу и характеру Елены Ивановны. Многие картины Рериха — результат творчества двоих. Она была вдохновляющим началом в этом творчестве. Большое количество полотен художник написал по замыслам своей жены. Но её замыслы были не только в его картинах. Трудно назвать хотя бы одну область в деятельности Николая Константиновича, где бы их не было.
Они вместе участвовали в Центрально-Азиатской экспедиции, прошли по неизвестным тропам Трансгималаев. Тяжёлые переходы, нападения разбойников, препятствия, чинимые английскими властями, чуть было не приведшие к гибели экспедиции, — всё это требовало не только выносливости, но и незаурядного мужества.
«На коне вместе с нами, — пишет Рерих, — Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрей, готовней и радостней была она. У самой пульс был 140, но она всё же пыталась лично участвовать и в устроении каравана, и в улаживании путевых забот. Никто не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому было немало поводов самого различного характера».
В 1928 году, после завершения экспедиции, Рерихи создали в долине Кулу Институт Гималайских исследований. Елена Ивановна стала его почётным Президентом-основателем. И тут ещё раз можно удивиться. Тонкий знаток искусства, уникальный философ, она довольно легко ориентировалась в научных проблемах, которыми занимался институт, и часто направляла их с мудростью хорошо подготовленного учёного. Её мысль всегда была устремлена в будущее, и она мечтала о том, что в долине когда-нибудь вырастет город Знания, который превратится в международный центр научного сотрудничества…
«Вперёд, вперёд, только вперёд!» — не уставала повторять она. Её мысли и труды сейчас становятся путеводной звездой для многих. Переживя годы забвения и небрежения, они обретают новую жизнь на её Родине.
Внимательный и вдумчивый читатель вновь раскроет её «Письма», погрузится в мир высоких энергий, Космических законов и многообразия форм материи. Но всё это, такое, казалось бы, далекое от нас, от нашего бытия, вновь свяжет нас с сегодняшним днём, по-иному осветит волнующие нас проблемы. В этом умении показать единство далекого и близкого, высокого и сиюминутного, иными словами, макро и микрокосма, и состоит сила и актуальность «Живой Этики» и «Писем» — уникальных произведений, в создании которых сыграла важнейшую роль русская женщина, принёсшая в нашу нелегкую жизнь свет далеких звёзд, дыхание Космоса, понимание смысла человеческой жизни и необходимости такого духовного продвижения, при котором этот смысл стал бы высоким и космичным.
Вперёд, вперёд, только вперёд! — зовёт она нас и сейчас».
Л.В. Шапошникова, вице-президент МЦР,
директор Музей им. Н.К. Рериха.
Фрагмент статьи из журнала
«Духовное созерцание» № 1-2, 1997 г.