Великие люди всегда тянулись сразу ко многим сферам знания и культуры. Николай Константинович Рерих в полной мере проявил мощь всестороннего гения. Он известен как художник, археолог, писатель, философ, путешественник, искусствовед. С каждым годом неизменно растёт число людей, увлечённых идеями и самой личностью Рериха. Одних привлекает поэтичность и своеобразие его живописных решений; других — его широкая общественная деятельность по созданию Международного Договора о защите культурных ценностей; третьих — Учение Живой Этики; четвёртых — патриотическая борьба Рериха за сохранение русских древностей; пятых — его подвиги путешественника, открывшего целые неизведанные миры во время Центрально-Азиатской экспедиции; шестых — его близость к исканиям русских космистов… И всех вместе масштаб и многогранность его свершений.
Известный индийский учёный К.Л. Вайдья признался: «Никто просто не может поверить, что всё это могло случиться в жизни одного человека. Мир обязан принести ему благодарность за его вклад в искусство, археологию, путешествия, философию и науку…»
Сам Николай Константинович Рерих так выразил своё жизненное кредо: «Искусство объединит человечество». Он считал искусство истинным международным языком, который минуя все различия речи, непосредственно говорит от сердца сердцу. Искусство всегда будет напоминать о том, где истинные ценности. «Осознание Красоты спасёт мир», — был убежден художник. Вот почему Рерих многократно организовывал передвижные выставки по всему миру, ратовал за культурный обмен между народами.
Как порой хочется остановить прекрасное мгновение! Художнику это под силу. Он может сделать и большее: из крупиц отдельных наблюдений синтезировать образ, обретающий новую силу, закрепить в нём то, что достойно восхищения. Настоящему художнику дано переплавить вибрацию света и воздуха в сложнейшую игру звучных и чистых мазков и возбудить в зрителе не просто любопытство, но духовно насытить.
«Искусство, — говорил Аристотель, — учит нас правильно радоваться». Общение с искусством всегда сотворчество, интенсивная работа мысли и чувства, воображения и воли. Нет иного способа «усвоить» произведение, кроме как самому его пережить. Переживание художественного произведения есть своего рода сопереживание, где душевный опыт художника сливается с душевным опытом зрителя, внутренний мир которого обогащается в этом акте сотворчества. Поэтому высокое призвание художника — быть для людей учителем жизни, показывать им путь в будущее, укрепляя их дух, пробуждать в человеке Человека. И Николай Константинович Рерих блестяще исполнил это призвание.
Художественное наследие Рериха огромно: более 7000 живописных полотен, и каждое является своего рода шедевром искусства. Картины, этюды, эскизы декораций хранятся в музеях и частных коллекциях многих стран мира.
Художественное творчество Рериха многогранно. Тематика его картин охватывает все времена: от прошлого к будущему, все земли: от Запада до Востока, все Миры: от земного до Надземного.
Начало творчества Рериха — древнерусская серия. Рерих спускается в IX век, к тем туманным временам, откуда «пошла земля Русская». Он убеждён: «Нам есть что вспомнить ценное в глазах всего мира». Это живописная повесть под общим названием «Начало Руси. Славяне». Названия картин этой серии — своего рода главы повествования: «Гонец. Восстал род на род», «Идолы», «Заморские гости», «Славяне на Днепре». Таланта художника достаточно, чтобы воспроизвести черты этого прошлого, завязать их в единый сюжет. Но вдохнуть жизнь в прошлое дано только настоящему Мастеру. Рерих сумел ухватить и передать то, что мы называем духом Времени. Кажется, что художник рисовал в том далёком времени и сам был оттуда. И поэтому прошлое живёт на его картинах.
Он сумел воспринять духовную силу русской культуры, непреходящую мудрость русской истории, дивные образы русских подвижников, он словно вобрал в себя пути и судьбы своего народа.
«Рерих приобщает человечество к генератору великого тока — к России, — писал Всеволод Иванов. — Петр Великий открыл России окно на Запад. Рерих открыл миру окно в Россию, окно на Восток».
В 1903 году Николай Константинович вместе с женой начал большое путешествие по России. «Поездкой за стариной», — называл его художник. Он объездил около 40 старинных русских городов, написал целую архитектурную серию — 90 этюдов, воссоздающих облик памятников древнерусского зодчества. Искусствовед Сергей Эрнст именовал её «Пантеоном былой славы». Поражённый увиденным, Рерих обращается к обществу с призывом «узнать и полюбить Русь».
Россия представлялась ему как стык культур Запада и Востока, «чудесный, единственный в мире край, куда, по воле судьбы, текут пути многих странников мира». Для понятия о началах русского искусства, считал Рерих, надо обратиться к Востоку. И в 20-е годы художник и его жена, Елена Ивановна, отправляются в многолетние экспедиции по тропам Азиатского континента. От Брахмапутры до Иртыша, от Жёлтой реки до Каспия, от Байкала до берегов Бенгальского залива лежат их пути. Впечатления и думы этого периода легли в основу цикла, названного индийским. Сюжетами многих его картин служили старинные предания о пещерах, ведущих в глубокие подземелья, где «собраны сокровища от начала мира». «Знамя Грядущего», «Мощь пещер», «Страж пустыни», «Кулута», «Тибет», «Гималаи»… С бесконечной любовью Рерих запечатлевает пустыни Азии и высочайшие горы планеты — Гималаи, стараясь навсегда удержать в памяти их о6лик. Когда Николая Рериха спросили: «Что значит ваше тяготение к Гималаям?» — Он ответил: «Это тяготение к величию, которое питает дух». Недаром Рабиндранат Тагор называл художника «певцом священных гор».
В годы второй мировой войны, думая о Родине, Рерих снова возвращается к русской тематике. «Поход Игоря», «Александр Невский», «Ярослав Мудрый», «Настасья Микулична» — в этих картинах художник стремится символически выразить несокрушимую мощь русского народа. Русь и Азия в его произведениях уже слиты воедино и не случайно. Художник пытался дать единый образ двух великих земель, к которым был привязан.
Патриотом России Рерих оставался всю жизнь, но патриотизм его не замкнут, ему свойственна та «всемирная отзывчивость», которую находил Достоевский в русском человеке. Он утверждал великую Культуру на основе многообразия национальных культур.
В своём творчестве Николай Константинович неоднократно обращался к образам героев, подвижников, духовных учителей человечества. На его полотнах мы видим Христа, Сергия Радонежского, Моисея, Зороастра, Рамакришну, Гесэр-хана — тех, кто приходил на Землю в переломные моменты её истории, чтобы принести людям свет высших духовных истин. «Ради одного праведника целый град бывал помилован, — писал Николай Константинович. — Маяками, громоотводами, твердынями Блага стояли Риши. Разных народов, разных вер, но Единого Духа, во спасенье и восхождение всех!»
Картины-сказания, картины-предвидения, картины-зов вечности — они стали неотъемлемой частью духовного наследия Рериха. Глядя на эти картины, мы понимаем, что его искусство есть нечто большее, чем искусство в обыденном понимании, — оно кристаллизирует в себе огни лучших человеческих устремлений, оно является великим служением человечеству.
Поэт и философ Индии Рабиндранат Тагор так говорил о картинах Рериха: «Они глубоко тронули меня. Они заставили меня осознать нечто очевидное, но нуждающееся в постоянном открытии: что правда беспредельна. Картины ясны и всё же невыразимы словами. Искусство Рериха независимо, ибо оно велико».
Во многих странах имя Рериха является символом объединения и созидания. По его инициативе по всему миру были созданы многочисленные культурные организации. Сейчас рериховских обществ только в нашей стране насчитывается около 300. В исполнении его заветов созданы и плодотворно работают Международный Центр Рериха и Международная Лига защиты Культуры.
Вспомним определения Культуры, данные Рерихом, — краткие, чёткие формулы, полные глубокого значения призывы к Свету, добру, знанию. «Культура есть почитание Света. Культура есть любовь к человеку. Культура есть сочетание жизни и красоты. Культура есть синтез возвышенных и утонченных достижений. Культура есть спасение. Культура есть двигатель. Культура есть сердце». Вся многогранная деятельность Николая Константиновича была претворением в жизнь этих призывов, они были для него не отвлечённостью, но программой действия.
«В жизни нашей всё, что может поднять и облагородить дух наш, должно иметь господствующее место», — утверждал Рерих. Он призывал вводить Прекрасное в нашу каждодневную жизнь; всячески развивать «внутреннее сознание прекрасного». И не только посредством произведений искусства приобщаться к Красоте, но и уметь видеть её в природе, в самой жизни.
«Как бы ни ссорились, как бы ни озверели люди, — писал Н.К. Рерих, — они всё же объединенно замолкают при звуках мощной симфонии и прекращают препирательства в музее или под сводами Парижской Богоматери».
Не это ли так нужно нам всем сегодня?