В
ЗАЩИТУ ВЫСОКИХ ИМЕН
С.Скородумов, Ярославское
Рериховское общество.
Отлучение
от культуры
Время, в котором мы живем,
наполнено трудностями и страданиями, крушениями устоявшихся взглядов и
традиций. Все это способствует поиску ответов на извечные вопросы о смысле человеческого
существования. Люди, пытаясь найти опору в жизни, обращаются к вопросам русской
истории, духовности, своим корням. Многие приходят к Православию, которое
постепенно становится символом российской духовности.
Но что же такое Православие?
Неужели его традиции заключаются только в богословии и обрядности? Вероятно, та
эпоха, когда у нас в обществе была единственная направляющая и руководящая сила
в лице коммунистической партии, наложила неизгладимый отпечаток на сознание
многих людей. В том числе и на тех, которые совсем недавно стали православными.
Иногда кажется, что неуловимо сдвинулось время. Как-то незаметно русская
православная церковь стала напоминать коммунистическую партию самых застойных
времен. Создается впечатление, что еще чуть-чуть и у нас появится очередная
«честь и совесть современной эпохи». На этот раз в лице церкви. Радость по
поводу вновь открывающихся храмов постепенно стала утихать и сменяться
тревогой. Почему храмов и священников становится все больше, а духовный и
нравственный уровень в обществе продолжает падать? Почему количество никак не
переходит в качество? При этом все возрастает нетерпимость священнослужителей к
инославным конфессиям, к философским системам и даже к …культуре.
К сожалению, сегодня редко
можно встретить служителей церкви, на лицах которых был бы заметен отблеск
Света Превышнего. Редко ощущается волна Благодати и молитвенного благоговения в
храмах во время служб. А чего стоят общие исповеди, на которых проводятся
массовые отпущения грехов? В качестве аналогии невольно вспоминаются партийные
собрания.
В борьбе за духовное
пространство церковь стала прибегать к услугам государства в лице закона «О
свободе совести и религиозных объединениях». Поражают факты, когда паства прямо
во дворе церквей занимается сожжением «неугодных» философских книг. Что это?
Возвращение инквизиции или пока только ее репетиция? С трудом верится, что
попытка изгнать всех неугодных из духовного пространства России относится к
православным традициям.
Так действительно ли у нас
возрождается Православие? Или под видом Православия в российском государстве
вводится новомодная и удобная для многих идеология? Одна моя знакомая, которой
удалось пронести православную веру через атеистические годы, как-то с грустью
сказала: «Не обращайте внимания на такое большое количество современных
верующих. Сколько раньше было настоящих православных, столько же их осталось и
сейчас». С этим утверждением трудно не согласиться. В русском Православии,
безусловно, заключено зерно духа. Пламя этой духовности на протяжении многих
веков поддерживали русские святые подвижники: Сергий Радонежский, Серафим
Саровский… Они же с горечью предсказывали и предвидели падение духовности в
наши времена. Почему же это происходит? Может быть, одна из причин состоит в
том, что церковь долгое время не принимала науку и культуру как способы
познания Высшей реальности, видя в них только прельщения и искушения. Но ведь
русская культура тоже неразрывно связана с духом Православия!
Тот же самый огонь духа
Православия – духа русской земли – сияет в творчестве наших писателей, поэтов,
в прекрасных произведениях художников, скульпторов, зодчих. В том числе и в
работах Льва Николаевича Толстого, отлученного от Церкви в начале века за
искренние поиски Божественного Начала. Пламя духа и искренний духовный поиск
видим мы и в трудах всей семьи Рерихов, отвергнутых Архиерейским собором
православной церкви в 1994 году.
Русская православная
культура высоко почиталась всеми членами семьи Рерихов. Они выросли на этой
культуре, хорошо знали ее. Вспомним несколько фрагментов из трудов Н.К.Рериха.
«Где же желать
вершину красоты, как не в храме, высочайшем создании нашего духа?» (1).
«Имя Бога, имя
Христа, имена святых подвижников звучат благовестом чудным и животворным…
Спас-Милостивый, Спас-Кроткий, Спас-Всеведущий, Спас-Всемогущий, Спас-Грозный,
Спас-Всеисцеляющий, все тот же Великий Лик, полный бездонной мощи…» (2).
О Святом Праведном Иоанне
Кронштадтском Николай Константинович написал такие строки:
«Невозможно было без
трепета и слез слушать, как обращался этот Высокий Служитель к самому Господу с
такою верою, с таким утверждением, в таком пламенном молении, что Священное
Присутствие проникало в сердца… Какие это были истинно особые дни, когда
Христово слово во всем вдохновенном речении Великого прозорливца приносило мир
дому… Вместе с о. Иоанном входило ощущение молитвы, исповедание веры». (3).
Постижение Рерихами мудрости
Востока происходило именно на твердой основе российской культуры, в которой
Православие играло важную роль. Вероятно, именно поэтому в книгах Николая
Константиновича и Елены Ивановны Рерихов в такой полноте осуществлен синтез
восточных и западных культурных и научных достижений. Знамя Мира, предложенное
Николаем Константиновичем, является символом единения всех прогрессивных сил
планеты в защиту Культуры.
В этом контексте очень
логично видится переписка последнего из великой семьи Рерихов Святослава Николаевича с Патриархом
Московским и всея Руси Алексием. Известно, что Святослав Николаевич обращался к
Патриарху с просьбой стать почетным попечителем Международного Мемориального
Треста Рерихов. Приведем полностью ответ Патриарха на это обращение.
20 апреля 1992 г. №
1310.
Президенту
Международного Мемориального Треста Рерихов
С.Н.Рериху.
Дорогой Святослав
Николаевич!
Сердечно благодарю
Вас за добрые пожелания мне и за тронувшее меня предложение стать почетным
попечителем Международного Мемориального Треста Рерихов.
Заверяю Вас, что
Русская Православная Церковь с неизменной поддержкой относится к инициативам,
направленным на дальнейшее сближение русского и индийского народов. Поэтому
намерения, высказанные организаторами Треста, вызывают у меня немалый интерес и
симпатию.
В то же время я с
сожалением сознаю, что моя крайняя занятость не позволяет мне принять Ваше
предложение. Поймите меня.
Желаю Вам, дорогой
Святослав Николаевич, и всем участникам Международного Мемориального Треста
Рерихов благоуспешной деятельности.
Мои
лучшие пожелания Вашим близким.
С глубоким
уважением,
Патриарх Московский
и Всея Руси Алексий.
Говорят, что история не
знает сослагательного наклонения. Нет смысла рассуждать о том, как сложились бы
события, если бы ситуация разворачивалась по-иному. Но, оглядываясь назад, мы
можем наблюдать важные исторические перекрестки, когда судьба ставит участников
событий перед очень непростым выбором. Тем самым выбором, от которого зависят
судьбы многих людей. Одним из таких перекрестков и стала переписка Святослава
Николаевича Рериха с Патриархом Алексием. Вежливый, добрый ответ Патриарха,
готовность к сотрудничеству…
Пройдет всего несколько лет
и Учение Живой Этики, ставшее вершиной творческого наследия Рерихов, будет
осуждено Архиерейским собором русской православной церкви. Почему-то никому и в
голову не приходит, что подобные
богословские нападки на фоне снижения уровня русской культуры и духовности,
падения нравственности выглядят просто кощунственно. Любой культурный человек,
познакомившись с Учением Живой Этики, не сможет не заметить единой этической
основы Православия и Живой Этики, огромного миротворческого и духовного
потенциала Рериховского наследия. Союзу прогрессивных общественных сил, в
который могли бы войти как православные деятели, так и последователи Живой
Этики, не суждено было состояться…
Таким образом,
постановлением Архиерейского собора церковь еще раз отлучила себя от культуры.
Результат не замедлил себя ждать. В церкви стала нарастать агрессия и даже
криминализация отдельных церковных структур. Начинает оформляться крыло
агрессивных православных фундаменталистов, которые, похоже, перепутали
церковную службу с политическим митингом. И вот уже в наши времена в
Екатеринбурге раздаются возгласы батюшек о том, что «Культура это костыли для интеллигенции», ведутся
нападки с обвинениями в сектантстве на ректора Екатеринбургского университета и
т.п.
Вы не задумывались, почему
Россию накрыл самый настоящий поток так называемого «черного пиара» в отношении
к Рериховскому движению? К сожалению, зеленый свет этому явлению дали отдельные
церковные деятели, в авангарде которых выступает бывший научный атеист - дьякон
Кураев. Примером «черного пиара» могут служить практически все работы дьякона,
в первую очередь его книга «Сатанизм для интеллигенции» изощренная клевета на философское наследие
Рерихов.
Кто-то заметил однажды, что
если бы в истории человечества не было бы столько недостойных людей, негодяев и
преступников, то учебники истории были бы значительно тоньше по объему.
К сожалению, попытки
затормозить исторический процесс не прекращаются, хотя обычно оборачиваются они
страданиями многих людей. Особенно в том случае, когда это касается нападок на
культуру.
Ядовитые семена лжи,
посеянные дьяконом Кураевым и его последователями, дают свои всходы. «Сон
разума рождает чудовищ», писал Гете.
Сон разума нашей интеллигенции, похоже, рождает инквизицию.
Приведем несколько свежих
примеров.
Совсем недавно (23-25 апреля
2001 г.) в Нижнем Новгороде прошла православная конференция «Тоталитарные секты
– угроза XXI века», где последователи Учения Живой Этики отмечены в числе
опасных тоталитарных сект.
Еще один пример. На листке отрывного православного календаря
(4) за 9 октября этого года (день
рождения Н.К.Рериха) мы читаем комментарий дьякона Кураева, где до
неузнаваемости искажается смысл цитаты из книги «Письма Махатм». Календарь
выпущен тиражом 1 млн. экземпляров по благословению епископа Костромского и
Галичского Александра.
В газете «Алфавит» (№ 21 за
2001 г.) на первой странице появляется заголовок статьи в стиле творца
американских фильмов-ужасов Хичкока – «Смерть от Агни Йоги». Материал для
статьи предоставлен Православным центром им. Иринея Лионского (иеромонах
А.Берестов, доктор медицинских наук).
Все вышеперечисленные
случаи, казалось бы, разные, но диагноз один – острое отравление книгами
Кураева или «черный пиар» в действии. Так стоит ли удивляться разгулу самой
разнообразной клеветы на страницах прессы, если представители церкви занимаются
тем же самым!
Как же все это непохоже на
свидетельства известных иерархов православной церкви, лично знавших Николая
Константиновича.
«Не болей! Придется
много для Родины потрудиться» (5), - такими словами напутствовал Н.К.Рериха
известный русский святой Иоанн Кронштадтский.
Православный священник отец
Нафанаил в 30-е годы в Харбине, протестуя против обвинений Н.К.Рериха в
антихристианстве и сатанизме, писал: «Истинно великое недоступно для пыли.
Только людям грядущих веков будет стыдно читать о клевете и злобе современных
клеветников, как больно и стыдно читать нам о нападках на наших прежних
гениев». Он же отмечал: «Николай Константинович стоит на церковной
почве, исповедуя церковными словами свою веру, и за него можно не бояться.
Великие святители нашей Церкви знают, что делают, когда призывают Божие
благословение Н.К.Рериха». (6).
История Православия знала и
светлые, и темные страницы. Жаль, если в современном Православии в России
возобладают именно реакционные тенденции. По всему видно, что церковь и люди,
принявшие Православие, проходят сейчас одно из труднейших своих испытаний испытание культурой.
Яков
Полонский написал в 1819 году стихотворение «Бэда-проповедник», которое
заканчивается строками:
«…И вот, проповедуя,
слышит старик:
Зовет его мальчик,
смеясь и толкая:
«Довольно, пойдем!
Никого уже нет…»
Замолк грустно
старец, главой поникая,
Но только замолк он
– от края до края
«Аминь»
ему грянули камни в ответ».
Николай Константинович Рерих
писал об этом стихотворении: «Каждый из нас помнит прекрасную поэму
«Бэда-проповедник», когда камни хором грянули в ответ на его зовущее слово.
Если камни могут согласиться и стройным хором утверждать что-то, то неужели
люди будут ниже камней? Будут в состоянии лишь ссориться и противоречиво
болтать ненужные вещи? Соединяет людские сердца прекрасная симфония. Люди
делаются не только слушателями, в сердце своем они становятся соучастниками
прекрасного действия…»
Прекрасный призыв к
Культуре, который звучит в трудах всей семьи Рерихов, очень напоминает слово
«Бэды-проповедника». Обращен этот зов к сердцам людей. Конечно, если эти сердца
еще не совсем окаменели…
Ссылки:
1. Н.К.Рерих. Собрание
сочинений. Книга 1. М., 1914 г.
2. Н.К.Рерих. Священный
дозор. Рига, 1992 г.
3. Н.К.Рерих. Очерк
"Светочи".
4. Издан Костромской
епархией по благословению архиепископа Костромского и Галичского.
5. Н.К.Рерих. Очерк
"Памятка".
6. К.Мяло. "Звезда
волхвов или Христос в Гималаях".
©
Межрегиональное культурно-просветительское издание "Орион",
№ 19, сентябрь 2001 г.