НОВЫЙ ВЕК
Культура и мы
Фрагмент
интервью с Дмитрием Сергеевичем Лихачевым
из его книги "Заметки и
наблюдения. Из записных книжек разных лет".
(Изд. "Советский
писатель", 1989 г.)
Корреспондент. Дмитрий
Сергеевич, вы много пишете о проблемах культуры, исторического наследия, воспитания
гармонически развитого человека. Каковы, по вашему мнению, роль и значение
культуры в современном мире, когда научно-технический прогресс, возросший поток
информации требуют все больше узких, специальных знаний, когда ритм жизни, как
нам, по крайней мере, представляется, увеличился во много раз?
Д.Лихачев. Что ж, это непростая проблема. Вернее, целый
комплекс проблем, которые в наше время, безусловно, актуальны. Вначале я хочу
сказать об упомянутом вами ускорении ритма жизни. Да, мы стали во много раз
быстрее, чем, например, в XIX веке, ездить, летать, общаться (телефон, увы,
вытесняет письмо) и так далее. Но стали ли мы быстрее, а самое главное, я на
это обращаю особое внимание, лучше работать? Я не говорю даже о технических
специалистах, инженерах, например. Проблема подготовки современного инженера,
вопрос о престиже этой профессии поставлены сейчас остро и принципиально. В
свое время звание «инженер» в России гарантировало высочайший уровень, широкую
техническую и не только техническую культуру. Я знал таких старых инженеров,
конечно, они принципиально отличаются от массы современных выпускников
технических вузов, тоже, впрочем, называющихся инженерами. Я могу говорить об
этом, потому что сам вырос в инженерной семье. Мой отец и братья - инженеры.
Да, мы многое делаем быстрее, значительно быстрее (например, строим
дома), но лучше ли, чем наши деды и отцы?
Обратимся к более близкой мне области — гуманитарной. Взгляните на полки
своей библиотеки, вы поразитесь, как работали наши предшественники. Толстой —
90 томов, Достоевский — 30 томов, Пушкин — 16 томов, некоторые в двух книгах
(а прожил всего 37 лет); Блок — сейчас готовится его полное собрание сочинений,
и оно не вмещается в 15 томов (прожил 41 год); Чехов — 30 томов (прожил 44
года); Горький — 25 томов только художественных произведений и так далее и так
далее. Могут ли такой продуктивностью, я уж не говорю о качестве, уровне
литературного труда, похвастать наши современники? А ведь все те, кого я
перечислил, не только сидели за письменным столом. Жизнь каждого из них полна
событиями и самой разнообразной деятельностью, которые отрывали их от пера и
бумаги. Но как они работали! Так что, говоря об убыстрившемся ритме жизни, мы
часто вольно или невольно скрываем свое неумение, а может быть, нежелание
сосредоточенно, целенаправленно и продуктивно трудиться…
Я не пессимист, но снижение уровня культуры, в том числе и культуры
производства, обусловленное неумением, а может быть, нежеланием трудиться
упорно, последовательно, сосредоточенно, представляется мне опасным явлением…
Культура — это нравственность, прежде всего. И задача литературы,
искусства в наше непростое время — воспитать у человека нравственное, честное
отношение к жизни…
Что же касается «деятелей»
так называемой массовой культуры в литературе, театре, на эстраде, в кино, то,
увы, они у нас порой не встречают не только отпора, но и легкой критики не удостаиваются.
Огромные концертные залы, например, предоставляются невзыскательным, но
популярным эстрадным певцам и певицам, исполняющим тексты такого
фантастического уровня, что их и песнями назвать нельзя. Я совершенно не против
современной музыки, современной эстрады, но это должно все же быть искусство,
а не его профанация, вполне ясная специалистам, но почему-то почти не
встречающая у них отпора. Часто критерий кассовости, денежных сборов определяет
репертуарную политику, и не только на периферии, но и в центре, в столице, и
как много вреда наносит это настоящей культуре. Воспитание у человека высоких
чувств и вкусов подменяется, по сути, подстраиванием под самые низменные
инстинкты…
Кор. Однажды вы сказали:
«Память истории священна» — и привели целый ряд примеров нашего небрежения к
памятникам истории, к нашему прошлому. Как обстоит дело сейчас?
Д.Л. Недавно я возвратился из поездки до Астрахани и
обратно. Теплоход современный, огромный, комфортабельный. На нем более
трехсот пассажиров. Но не было ни одного, который оставался бы равнодушен при
виде затопленных лесов и ободранных памятников архитектуры на берегах. Не
успевало скрыться из виду одно когда-то красивое здание с провалившейся
крышей, как появлялось в поле зрения другое. И так все двадцать два дня
путешествия. Беда, лебедиными крыльями бьет беда! А еще больше огорчало, когда
мы вообще не видели здания, еще недавно высившегося на берегу, но безжалостно
снесенного под тем предлогом, что вид его из-за безнадзорности и запустения
стал безобразен. Это же вопиющая безответственность и бесхозяйственность.
Неужели нельзя приспособить погибающие церкви, старые усадьбы к нуждам окружающего
населения или оставить их как памятники, знаки минувшего, покрыв только
добротными крышами, предотвратив дальнейшее разрушение?! Ведь почти все они
удивительно красивы, поставлены на самых видных местах. Они плачут глазницами
своих пустых окон, глядя на проплывающие дворцы отдыха. И огорчало это
решительно всех. Повторю, не было ни одного человека, которого зрелище
«уходящей культуры» оставляло бы равнодушным.
Мы не храним старину не потому, что ее много, не потому, что среди нас
мало ценителей красоты прошлого, мало патриотов, любящих родную историю и
родное искусство, а потому, что слишком спешим, слишком ждем немедленной
«отдачи», не верим в медленные целители души. А ведь памятники старины
воспитывают, как и ухоженные леса воспитывают заботливое отношение к
окружающей природе…
Словом, проблем в деле
сохранения и использования памятников много, и их необходимо решать быстро,
конструктивно и компетентно. Но мое твердое убеждение: пока охраной
памятников истории и культуры будут заниматься различные организации, дублируя
друг друга, — реально, а не бумажно, в государственном масштабе дело с места
не сдвинется. «У семи нянек дитя без глазу», — к сожалению, эта пословица в
данном случае применима. Решать проблему необходимо, не откладывая. Она связана
с духовным воспитанием народа…
Кор. Какие недостатки вы
замечаете в развитии современной культуры?
Д.Л. Излишний во многих случаях волевой ее характер: командные
интонации в лирике; чрезмерность ритмов в молодежной музыке (к тому же и
излишняя ее громкость); гимнастичность современного балета; навязчивая
нравоучительность прозы; гигантомания в скульптуре; брутализм архитектуры и так
далее.
Хочется большей мягкости,
гибкости, человечности, иногда терпимости, размышлений, а не решений,
разнообразия в педагогике, в градостроительстве, в искусствоведении, в науке
вообще; хочется большего умения понимать чужие культуры, индивидуальность иного
человека, его личность. Личность должна больше цениться.
Кор. Сейчас происходит
реформа школьного образования. Она касается как изменения программ, так и общих
принципов современной школы. Какова, по-вашему, ее роль на рубеже XX и XXI веков?
Д.Л. Что, мне кажется, должна делать современная школа?
Прежде всего, нужно помнить, что учение — это тоже труд. И школа должна
учить человека умению работать самостоятельно, работать дома, должна приучать
к труду, в том числе и к труду научного работника...
Потом школьники могут быть кем угодно, бухгалтерами или рабочими и так
далее, но это будет рабочий-ученый, так что нужно воспитывать ученого, потому
что это профессия будущего.
И всегда следует помнить, что только в молодости закладывается
интеллигентность. Поэтому людей нужно воспитывать не с 8-летнего возраста, а
с шестилетнего, с пятилетнего; я бы даже сказал, с пеленок закладывать в них
основы интеллигентности.
И воспитывать с очень большой интенсивностью, ведь подумайте, уже
сейчас учение в среднем отнимает одну треть жизни человека. Эту треть жизни
нужно сделать как можно более насыщенной. Следует активно прививать молодежи
способность осмысленно выбирать профессию. К этому надо готовить очень рано,
но самый выбор можно осуществлять лишь тогда, когда молодой человек достиг
известного культурного уровня, то есть с 18-19 лет. Здесь он сам должен
выбирать профессию, опираясь на широкий фон общих знаний, на культурную
подготовку интеллигентного человека…
Конечно, среди гуманитарных
наук, которые преподаются в школе, особенная роль должна отводиться тем, что
воспитывают нравственность. Ведь проблемы нравственности сейчас очень
усложнились и актуализировались. И потому науки, несущие сильный моральный
заряд, такие как литература, история, должны преподаваться очень умело, по
прекрасным учебникам, хорошо подготовленными педагогами…
Кор. Так что же такое
все-таки культура: цель ли она, к которой должен стремиться человек, или
средство для достижения каких-то более высоких целей?
Д.Л. Культура в конечном счете — цель, а не средство, не
условие, не благоприятствующая среда. Научно-технический прогресс, борьба за
мир, достижение высших скоростей, изобилие потребительских товаров — все это
имеет целью развитие человеческой культуры.
Природа миллиарды лет совершенствовала сама себя и, наконец, создала
человека. Человек создан с огромными, до конца не использованными творческими
возможностями. Для чего все это? Для того, очевидно, чтобы человек не
прекратил собой это развитие, не замкнул на себе то, к чему природа стремилась
миллиарды лет, а продолжил это развитие. Конечно, продолжение — это не создание
еще более совершенного организма, а использование тех возможностей,
которые уже есть в человеке, для создания произведений высочайшей культуры.
Однако культура — такая цель, которая сама является и средством к
достижению своих вершин. Если та или иная наука, та или иная отрасль техники
будет замкнута на самой себе, произойдет замедление их развития, наступит
творческое обеднение, истощение творческих возможностей, возникнут тупиковые
ситуации.
Мы живем в мире все усложняющихся нравственных проблем, которые ставят
перед нами усложняющиеся наука и техника. Кто ответит нам на многие вопросы,
возникающие перед нашим сознанием? Именно литература, если она будет достаточно
ответственна и глубока!
Наступает эпоха, когда
ошибки перестают быть допустимы. Нет ничего вреднее сейчас в нашем мире
невероятных возможностей, чем утверждение: «На ошибках учимся!» На чьих
ошибках? Своих! Их не должно быть. От ошибок теперь может пострадать все
человечество. Будем же учиться на ошибках прошлого, то есть хорошо знать
историю, уметь анализировать пройденный путь и ни в коем случае об этом пути
не забывать. Как охотники, которые не хотят заблудиться в лесу, мы должны
постоянно оглядываться назад. Эта оглядка касается всех: градостроителей,
писателей, мелиораторов, физиков, педагогов, реставраторов, художников,
торговых работников — кого угодно. Нет такой специальности, которой не нужна
была бы история — основа культуры.
Кор. То есть вы считаете, что
память — один из определяющих факторов эволюции культуры?
Д.Л. Безусловно. Ведь действительно, мы заботимся о
своем здоровье и здоровье других, следим за правильным питанием, за тем, чтобы
воздух и вода оставались чистыми, незагрязненными. Загрязнение среды делает
человека больным, угрожает его жизни, грозит гибелью всему человечеству.
Наука, которая занимается охраной и восстановлением окружающей
природы, называется экологией. И экология начинает уже сейчас преподаваться в
университетах.
Но экология не должна ограничиваться задачами сохранения окружающей
нас биологической среды. Человек живет не только в природной среде, но и в
среде, созданной культурой его предков и им самим. Сохранение культурной среды
— задача не менее важная, чем сохранение окружающей природы. Если природа
необходима человеку для его биологической жизни, то культурная среда не менее
необходима для его духовной, нравственной жизни, для его духовной оседлости,
для его привязанности к родным местам, следования заветам предков, для его нравственной
самодисциплины и социальности. Между тем вопрос о нравственной экологии не только
не изучается, но и не поставлен. Изучаются отдельные виды культуры и остатки
культурного прошлого, вопросы реставрации памятников и их сохранения, но не
изучается нравственное значение и влияние на человека всей культурной среды в
ее целом, ее воздействующая сила...
До известных пределов утраты в природе восстановимы. Можно очистить
загрязненные реки и моря; можно восстановить леса, поголовье животных,
конечно, если не перейдена известная грань.
Совсем иначе с памятниками культуры. Их утраты невосполнимы, ибо
памятники культуры всегда индивидуальны, всегда связаны с определенной эпохой
в прошлом, с определенными мастерами. Каждый памятник разрушается навечно,
искажается навечно, ранится навечно… «Запас» памятников культуры, «запас»
культурной среды крайне ограничен в мире, и он истощается со все
прогрессирующей скоростью…
Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных
ценностей он живет. Он не должен быть самоуверен и нагл в отвержении культуры
прошлого без разбора и «суда». Каждый обязан принимать посильное участие в
сохранении культуры.
Ответственны за все мы с
вами, а не кто-то другой, и в наших силах не быть равнодушными к нашему
прошлому. Оно наше, в нашем общем владении.
Беседу вел Д. Чуковский. 1985 г.
©
Межрегиональное культурно-просветительское издание "Орион",
№ 19, сентябрь 2001 г.