В ЗАЩИТУ ВЫСОКИХ ИМЕН
Рерихи
о Православной культуре
Николай Константинович
Рерих
«Всего
десять лет назад, когда я без конца твердил о красоте, о значительности наших
старых икон, многие даже культурные люди еще не понимали меня и смотрели на мои
слова как на археологическую причуду… Слава Богу, слепота прошла: иконы
собирают, из-под грязи возжигают чудные, светоносные краски… Наконец, мы
прозрели: из наших подспудных кладовых добыли еще чудное сокровище». (Н.К.Рерих.
Собр. Сочинений, кн.1)
«Икона
как живое звено церкви и жилища входит широко в жизнь…Лики всего Священного
Христова воинства и освещают, и укрепляют, и бодрят народное сознание». (Н.К.Рерих.
Священный Дозор).
«Вспоминаются
встречи с Иерархами. Вот Флавиан Киевский говорит, посетив нашу иконную
мастерскую: «Истинный терем изографов». Антоний Волынский восклицает, смотря на
мой «Ростов Великий»: «Молитва земли Небу». Евлогий в Париже однажды кому-то возрази:
«Насколько Н.К. православный мне неизвестно, но что он - последователь Христа –
это я знаю». Вспоминаю добром митрополита Платона, митрополита Сергия,
о.Георгия Спасского… Потом Иоанн Кронштадтский: «Не болей. Придется много для
Родины потрудиться»…Наконец, Валаам со схимниками… (Н.К.Рерих. Листы
дневника. Очерк "Памятка". - Т.3.).
«Вспомним горестные кощунственные разрушения
Симонова монастыря, Спаса на Бору, храма Христа Спасителя. Куда же дальше идти?
Наш комитет в лице председателя французского комитета барона М.А.Таубе и
генерального секретаря доктора Шклявера горячо протестовал против такого
варварского кощунства как в Париже, так и во время нашей международной
конференции в Брюгге. Здесь же мне приходилось слышать вопросы, основанные на
очевидном незнании, что наш комитет не протестует при таких губительных
вандализмах. И я отвечаю на это: наши то комитеты, конечно, неукоснительно
протестуют, но печально то, что общественное мнение сравнительно мало
отзывается на эти протесты и даже не стремится узнать о них. Вместо того, чтобы
спросить, где именно были протесты, люди просто восклицают: «Почему таких
протестов не было?» В таком обороте речи можно чувствовать уже какое-то
недоброжелательство к делу охранения памятников культуры. Вместо того, чтобы
сойтись в дружном стремлении и взаимном почитании, некоторые люди предпочитают
бросить в пространство злобные разъединительные формулы. Мы протестовали и при
разрушении храма Христа Спасителя, при разрушении монастырей при революции в
Испании, протестовали против изуродования знаменитых картин Милле, и теперь мы
также протестуем против разрушения знаменитого собора Овиедо». (Н.К.Рерих.
Защита, 1935 г.).
«Имел
счастье произносить Имя Преподобного и буддистам, и мусульманам, и евреям, и
индусам, и огнепоклонникам и почитателям Великого духа. Было ли при этом хоть
одно отрицание или отстранение? Не было, ибо всепрощающая и всевозносящая
духовная культура заложена в каждом человеческом сердце. И не мечом, но
сотрапезою духовною открывается этот светоносный сосуд благодати». (Н.К.Рерих.
Держава Света. Слово на освящении часовни Преподобного Сергия, сооруженной
Сибирским отделом Общества друзей Музея Рериха в Радонеге, Чураевка, штат
Коннектикут. - Рига, 1992).
Елена Ивановна Рерих
«Я
так люблю Христа! Помню, как, смотря на Его изображение в терновом венце (в
Новодевичьем монастыре в Петрограде), я впервые ощутила физическое горение в сердце, как бы жаркое пламя зажглось…» (Е.И.Рерих.
Из письма В.Л.Дутко, 4.8.45. Из архива МЦР).
«Истинное
христианство ни в чем не расходится с Учениями Востока и Учением Живой Этики». (Письма
Елены Рерих. - Т.1. 18.6.35).
«Мы
можем любить и даже предпочитать обрядность нашей православной церкви, но мы
никогда не позволим себе умалить святыню ближнего, ибо нет предела
Божественному выражению мысли». (Е.И.Рерих – В.К.Рериху, 30.3.35. «Утренняя
звезда», N 2-3).
«Живой
церковью я называю церковь, следующую истинным заветам Христа во всетерпимости
их, церковь, устремленную к объединению, а не к разъединению. Именно, где
любовь Христова положена в основу… Никто их сотрудников наших никогда не будет
разрушать храма, но в каждом затеплит свою свечу». (Письма Елены Рерих. -
Т.1. 6.6.35).
Святослав Николаевич
Рерих
«Среди тех
впечатлений, которые стали моими источниками вдохновения, ярко помню очень
трогательный случай, который пережил четырнадцатилетним мальчиком. Это было
богослужение памяти двух великих русских святых… В склепе вокруг гранитного
саркофага стояли отрешившиеся от мира старцы
в своих торжественных одеяниях. Их неподвижные, суровые и добрые лица были скрыты под покровами схимнических одеяний. Видны были только
седые бороды. Худые пальцы держали длинные восковые свечи. Что может быть значительнее,
чем то состояние, когда находишься среди святых и можешь присоединиться к их
молитве во время богослужения!.. Это воспоминание никогда не забывается, не
тускнеет и вечно излучает на меня свою благодать». (С.Н.Рерих. Стремиться к
Прекрасному. - М., 1993).
«Видите ли,
стремление к добру, осознание добра находится в нас самих. Догматы – это
внешнее приложение, но мы ничего не найдем в них, если внутренне не осознаем,
не ощутим потребность в добре… Важен не догмат, не теория, а живое устремление
к чему-то более прекрасному, важна внутренняя энергия, которая поднимала бы на
следующую ступень. В сущности, это же имел в виду Серафим Саровский, когда на
вопрос, зачем нужны пост и молитва, сказал: «Для нисхождения Святого Духа»…» (С.Н.Рерих.
Стремиться к прекрасному. Интервью "Литературной газете").
Использованы материалы из книги "Рерихи и
Россия". - Новосибирск: "Свет", 2000 г.
©
Межрегиональное культурно-просветительское издание "Орион",
№ 19, сентябрь 2001 г.