ПОЭЗИЯ
К 80-летию со дня рождения Юрий Левитанского
Каждый выбирает для себя
...Я
убежден в том, что художник, если он настоящий, должен постоянно испытывать
стремление к самообновлению: в известном смысле даже традиция — это только
обратная сторона новаторства, поскольку понятию традиции отнюдь не чужда
эволюция. Ведь именно эволюция и создает неповторимость каждого отдельного
поэта: интересен тот путь, который пройден им одним и который другим повторен
быть не может. Меня вот навязчиво преследует пушкинское: «Четырехстопный ямб
мне надоел. Им пишет всякий...» А ведь «всяких» во времена Пушкина было раз,
два — и обчелся. Сейчас же, когда «всяких» — тысячи, это никого не смущает. Но
оно не может не смущать! Потому что стихотворный размер — это из области «как»,
которая очень важна в искусстве. «Как» важнее, чем «что». Я даже думаю, «что» —
может быть, вообще не важно. И для меня особенную ценность имеет способ, хоть я
и понимаю, что способ представляет собой именно то, для чего не существует
объяснений — темная, иррациональная зона, движение по которой, однако, только и
интересно. Ибо ничто из области «что» не спасет никакое произведение искусства
от всегда возможного провала.
А
тут я узнал — недавно, к стыду своему, — что у Блока тоже была такая система
оценок, но он строго испытывал каждое произведение искусства тремя вопросами:
что, как и зачем? Для меня же хватало и двух — что и как. «Зачем» — это порою
странно звучит применительно к искусству: в случае с Блоком, может быть, сыграл
свою роль тот самый «ветер революции», который время от времени в нем задувал,
— отсюда, скорее всего, и вопрос «зачем».
Но
вот что странно: в настоящее время вопрос «как» вдруг начинает порождать
парадоксальные ответы, которые на практике превращаются в апологию
бессмысленности. Да, в поэзии много непонятного, но когда «написать непонятно»
становится творческой задачей — это, по-моему, просто от невоспитанности.
Воспитанный человек найдет способ, чтобы его поняли, — ибо он знает, что
незачем увеличивать «количество» непонимания в мире, где люди и так не слишком
хорошо понимают друг друга. И мне кажется, что по-настоящему интеллигентное
искусство - это искусство, которое, по крайней мере, стремится к тому, чтобы
быть понятым. Чтобы быть прозрачным.
Об
этом я всерьез начал задумываться именно теперь, к старости. Притом, что я
убежден: старость — самое подходящее время для поэзии, и фактически всю поэзию XX века, лучшие ее образцы
сделали старики.
Правда, в старости делать поэзию довольно трудно...
Сердце не выдерживает. Но вот что я прочитал недавно в одной статье, я даже вырезал
ее из газеты, — в статье, где речь идет о том, какими растениями что лечить:
тем, у кого больное сердце, «показаны» розы. Теперь я знаю, чего мне не хватало
в жизни. В жизни мне не хватало роз…
Ю.
Левитанский."Миссия".
Газета независимой
интеллигенции.
Сентябрь, 1993 г
ДИАЛОГ У НОВОГОДНЕЙ ЕЛКИ
- Что
происходит на свете?
- А просто
зима.
- Просто зима,
полагаете вы?
- Полагаю.
Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю
В ваши уснувшие ранней порою дома.
- Что же за
всем этим будет?
- А будет
январь.
- Будет
январь, вы считаете?
- Да, я
считаю.
Я ведь давно эту белую книгу читаю,
Этот, с картинками вьюги,
старинный букварь.
- Чем же все
это окончится?
- Будет
апрель.
- Будет
апрель, вы уверены?
- Да, я
уверен.
Я уже слышал, и слух этот мною проверен,
Будто бы в роще сегодня звенела свирель.
- Что же из
этого следует?
- Следует
жить,
Шить сарафаны и легкие платья из ситца.
- Вы
полагаете, все это будет носиться?
- Я полагаю,
что все это следует шить!
Следует шить, ибо сколько вьюге ни кружить,
Недолговечны ее кабала и опала.
Так разрешите же в честь новогоднего бала
Руку на танец, сударыня, вам предложить!
Месяц серебряный, шар со свечою внутри,
И карнавальные маски - по кругу, по кругу!
Вальс начинается. Дайте ж, сударыня, руку,
И - раз-два-три, раз-два-три,
раз-два-три, раз-два-три!..
* * *
Собирались
наскоро, обнимались ласково,
Пели,
балагурили, пили и курили.
День прошел —
как не было.
Не поговорили.
Виделись, не
виделись, ни за что обиделись,
Помирились,
встретились, шуму натворили.
Год прошел —
как не было.
Не поговорили.
Так и жили —
наскоро, и дружили наскоро,
Не жалея
тратили, не скупясь, дарили.
Жизнь прошла —
как не было.
Не поговорили…
* * *
Каждый
выбирает для себя
Женщину,
религию, дорогу.
Дьяволу
служить или пророку -
Каждый
выбирает для себя.
Каждый
выбирает по себе
Слово для
любви и для молитвы.
Шпагу для
дуэли, меч для битвы
Каждый
выбирает по себе.
Каждый
выбирает по себе
Щит и латы,
посох и заплаты.
Меру
окончательной расплаты
Каждый
выбирает по себе.
Каждый
выбирает для себя.
Выбираю тоже -
как умею.
Ни к кому
претензий не имею.
Каждый
выбирает для себя.
* * *
Всего и надо,
что вглядеться, - боже мой,
Всего и дела,
что внимательно вглядеться, -
И не уйдешь, и
никуда уже не деться
От этих глаз,
от их внезапной глубины.
Всего и надо,
что вчитаться, - боже мой,
Всего и дела,
что помедлить над строкою -
Не пролистнуть
нетерпеливою рукою,
А задержаться,
прочитать и перечесть.
Мне жаль не
узнанной до времени строки.
И все ж строка
- она со временем прочтется,
И перечтется
много раз и ей зачтется,
И все, что
было с ней, останется при ней.
Но вот глаза -
они уходят навсегда,
Как некий мир,
который так и не открыли,
Как некий Рим,
который так и не отрыли,
И не отрыть
уже, и в этом вся беда.
Но мне и вас
немного жаль, мне жаль и вас,
За то, что
суетно так жили, так спешили,
Что и не
знаете, чего себя лишили,
И не узнаете,
и в этом вся печаль.
А впрочем, я
вам не судья. Я жил, как все.
Вначале слово
безраздельно мной владело.
А дело было
после, после было дело,
И в этом дело
все, и в этом вся печаль.
Мне тем и
горек мой сегодняшний удел -
Покуда мнил
себя судьей, в пророки метил,
Каких сокровищ
под ногами не заметил,
Каких
созвездий в небесах не разглядел!
ПРИЯТЕЛЬ
Как поживаешь?
Ты хорошо поживаешь.
Руку при
встрече дружески пожимаешь.
Мне пожимаешь,
ему пожимаешь руку,
Всем пожимаешь
— недругу или другу.
— Ах, —
говоришь, — не будем уж так суровы!
Будем здоровы,
милый, будем здоровы! —
Ты не
предатель. Просто ты всем приятель,
И оттого-то,
наверное, всем приятен.
Ты себя
делишь, не отдавая полностью,
Поровну делишь
между добром и подлостью,
Стоя меж ними,
тост предлагаешь мирный.
Ах, какой
милый! Ах, до чего же милый!
Я не желаю
милым быть, не желаю.
То, что
посеял, - то я и пожинаю.
Как поживаю?
Плохо я поживаю.
Так и живу я.
Того и тебе желаю.
* *
*
Не бойся явных
— бойся тайных тюрем.
В одну из них
тебя еще заманят.
Застенчивыми
шторами и тюлем
Решетки
откровенные заменят.
А там шкафы,
насупленные, строже,
Чем стражники,
глядящие из мрака.
А там слоны
поставлены, как стражи,
На подписные
томики Бальзака.
Крепка тахта,
окованная плюшем, —
Как в
прочности семейной заверенье.
.. .Приходим в
гости. Ужинаем. Пляшем.
Благодарим
хозяйку за варенье.
От музыки
подрагивает горка,
Поставленная в
узенький простенок.
О, сладкое
варенье! О, как горько
От медленно
играющих пластинок!
О, ханжество
тюремного комфорта,
Где пахнет
прошлогоднею сиренью,
И газовая
высится конфорка,
Как памятник
забытому горенью!
Похвальность
добродетельности верной —
Не все равно
ли, с милым ли, не с милым!
. ..А на углу
уже торгуют вербой.
Она тревожит
запахом несмелым.
Она бела, как
твой домашний кафель.
Две ветки
покупаю наудачу,
И маленькие,
влажные от капель,
Несу в твою
тюрьму,
как передачу.
* *
*
Что я знаю про
стороны света?
Вот опять, с
наступлением дня,
Недоступные стороны
света,
Как леса,
обступают меня.
Нет, не те
недоступные земли,
Где дожди не
такие, как тут,
Где живут
носороги и зебры
И тюльпаны
зимою цветут,
Где лежат на
волнах кашалоты,
Где на ветках
сидят какаду...
Я сегодня иные
широты
И долготы имею
в виду.
Вот в
распахнутой раме рассвета
Открываются
стороны света.
Сколько их? Их
никто не считал.
Открывается
Детство и Старость,
И высокие горы
Усталость,
И Любви
голубая дорога,
И глухие
низины Порока.
И в тумане
багровом Война -
Есть такая еще
сторона
С небесами
багрового цвета.
Мы закроем
вас, темные стороны света!
Сколько есть
неоткрытых сторон!
Все они
обступают меня, проступают во мне,
Как узоры на
зимнем окне, очень медленно тают,
И вновь
открываются в раме рассвета -
Неоткрытые стороны
света…
©
Межрегиональное культурно-просветительское издание "Орион",
№ 21, январь-февраль 2002 г.