БЕСЕДЫ О
НРАВСТВЕННОСТИ
В.И.Алексеева, г. Калуга, аспирант МГУ, кафедра
философии.
Лев
Толстой: живой источник
"Вчера разговор о божественном и вере навёл
меня на великую громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным
посвятить жизнь. Мысль эта - основание новой религии, соответствующей развитию
человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии
практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле.
Привести эту мысль в исполнение я понимаю, что могут только поколения,
сознательно работающие к этой цели. Одно поколение будет завещать мысль эту
следующему..."
Л.Толстой.
Дневники. 2-4 марта 1855 г.
О теории относительности Эйнштейна говорили, что её могут понять всего
несколько человек на земном шаре. То же самое можно сказать о религиозном
учении Льва Николаевича Толстого - за простыми словами его текстов стоят такие
духовные вершины, которые сложно понять, невозможно реализовать. Что же могут
они вызывать в человеческом сознании, кроме неприятия? Я имею в виду, прежде
всего, учение Толстого о непротивлении злу насилием. Поскольку это
действительно одно из самых сложных мест в его философии, отложим его на следующий
раз и начнём с более простого.
«Каждый человек - алмаз, который может очистить или
не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный
свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать
себя». (Л.Толстой. Христианская этика).
Каждый человек - алмаз. Каждый! Несмотря ни на что, ни на какие
обстоятельства, люди разных рас, вероисповеданий, разной морали, люди с любыми
наборами греховности, воры, насильники, убийцы - все они алмазы, то есть духи,
несущие на себе божественную печать, все они дети божьи. Нет ничего на свете не
от Бога, нет ни одного произведения природы (живой или неживой) не от Бога.
Однако не только божественная печать лежит на людях. Единицы святых были в
истории человечества, живущих почти одним духом. Большинство людей мысленно и
эмоционально живут в материальном мире, принимая его, приспосабливаясь к нему.
Есть и нечистые духи, пораженные грехами, которые незачем перечислять. Однако,
в глубине каждой души теплится истинный божественный огонь, как бы сам человек
ни отрекался от него, ни затемнял чёрными делами, как бы ни нарушал заповеди
сознательно или неосознанно.
В той мере, в какой очищен алмаз, через него светит вечный свет. В этой
фразе Толстой показал механизм взаимодействия божественных сил, внешних по
отношению к человеку (это Господь, к которому обращаются верующие), и его
собственной души, индивидуальной души каждого человека. Чем больше человек
поражен грехами, пороками, тем меньше помощи получает от Господа, тем больше
подвержен влиянию чёрных сил, тем более беспомощен помочь самому себе увидеть
этот вечный свет, почувствовать его.
Божественная благодать идёт ко всем детям божьим одинаково, но одних
достигает и питает, других не может достичь, не может им помочь, потому что
пороки мешают человеку осознать свои собственные духовные потребности. Многие
вообще не имеют духовных потребностей, сосредоточив все жизненные силы на
материальном. Душа таких людей спит, молчит, подавленная стремлением к
материальным благам, к деньгам, власти, насилию. Человек крутится всю жизнь в
иллюзиях материального мира, временного для него, и не испытывает ни малейшей
потребности в развитии собственного духа, о существовании которого не
подозревает. Не очищен такой алмаз, время его светить ещё не пришло, и
божественный вечный свет не в силах помочь.
Ещё одно замечательное выражение есть у Толстого по этому поводу:
«Самая сильная струя воды не может прибавить ни
капли жидкости в сосуд, который полон» (Л.Толстой. «Царство Божие внутри вас»).
Чем обыкновенно бывают наполнены наши с вами сосуды, то есть души?
Много всякого нужного и ненужного. Беспокойство за будущее, страх за ближних,
претензии к государству и обществу, ежедневное вращение в материальном мире,
которое отнимает все силы. Человек связан огромным количеством условностей, которые
накладывает время, национальная культура, государственность, профессия,
возраст, характер, пол. Каждый человек на самом деле находится в колеях многих
и многих условностей жизни и, чтобы расширить собственный духовный мир, очень
полезно иногда попытаться отрешиться от них и почувствовать свободу духа,
который не зависит ни от количества денег в кошельке, ни от вашего
вероисповедания. Чтобы Божественные силы смогли наполнить ваш сосуд, надо им
позволить сделать это.
Чистый алмаз, то есть человек, сознающий потребности собственной души,
у которого душа более развита,
обязательно получает помощь от Высших сил, откликается на них,
развивается духовно. Такие люди живут в материальном мире, но не ограничивают
себя только материальными потребностями, но имеют духовные искания. Они
приобщаются к религиям, музыке, искусству, стремятся жить по заповедям. Подпитываясь
чистой энергией, такие люди имеют чистые потребности, чистые желания. Я думаю,
каждый из нас хоть однажды в жизни говорил о ком-нибудь: "светлый человек".
Эту градацию людей разного
духовного уровня Толстой показал в одном замечательном сравнении, которое отнёс
и к себе самому.
«Есть люди мира
тяжёлые, без крыл. Они внизу возятся. Есть из них сильные - Наполеоны пробивают
страшные следы между людьми, делают сумятицы в людях, но всё по земле. Есть
люди, равномерно отращивающие себе крылья и медленно поднимающиеся и
взлетающие. Монахи. Есть лёгкие люди, воскрылённые, поднимающиеся слегка от
тесноты и опять спускающиеся - хорошие идеалисты. Есть с большими, сильными
крыльями, для похоти спускающиеся в толпу и ломающие крылья. Таков я. Потом
бьётся со сломанным крылом, вспорхнёт сильно и упадёт. Заживут крылья, воспарит
высоко» (Л.Толстой. Дневники. 28 октября
1879 г.).
Похотями Лев Николаевич называл
человеческие страсти. Это и зависимость от женщин, и любовь к картам, которую
он пережил, как известно. Это и условности светской жизни, отрешиться от
которых ему, с его общественным положением, было сложно. Это и недостатки характера,
которые он замечал за собой в молодости и беспощадно описывал в дневниках. Как
воспарить в небеса, будучи человеком из плоти и крови? Но фантастический
духовный потенциал, интуиция, чистое духовное знание росли и крепли в душе.
Именно об этом его религиозно-философские труды.
Алмаз, по Толстому, может очистить или не очистить себя сам. В этой
мысли заложена активная роль человека, его шанс быть не просто игрушкой в руках
Всевышнего. Каждый может постараться приблизиться к тому Источнику чистого света, о котором идёт речь. Разве не прав
Толстой и в этой своей мысли? Не случайно указаны человеку смертные грехи - то
дно, с которого он должен подняться, тот нечистый груз, от которого должен
избавиться, если пожелает. Не случайно даны заповеди - высочайшая мораль,
данная человеку как руководство к действию. Сложно заповеди понять, сложно
принять, сложно по ним жить. Однако, попытаться продвигаться вперёд можно. Нет
дороги, которую невозможно пройти, нужно только захотеть идти.
Возьмём хотя бы земной подвиг Иисуса Христа. Кто-то верит в то, что он
был Богочеловеком, кто-то признаёт его как историческую личность, сейчас это не
важно. Все согласятся, что его миссия была светлой и чистой. Почему же не
попытаться взять этот пример для себя самого? Планка слишком высока? Но вы же
алмаз, который может очистить себя. Перед вами пример чистейшего алмаза,
попробуйте сделать хотя бы одно маленькое усилие, чтобы очистить крохотную
грань в себе самом. Даже если вы считаете Христа Богочеловеком, то не уничижайте
себя рядом с ним, потому что в вас тоже есть искра Божья. Развивайте в себе его
качества и избавляйтесь от грехов. Если нет сил, но есть желание, то вы найдёте
верный путь. Обратитесь к Христу с вашими проблемами, вы обязательно получите
помошь. В эпиграфе, который я привела, Толстой говорит о религии практической.
Сравним с Евангелием от Луки: «Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих
здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие»(9.27). Речь
идёт о том, что человек при жизни может оказаться в "Царстве Божием".
Он способен очистить свою душу так, чтобы она стала чистым алмазом, через
который светит вечный свет. Снова вы думаете, что планка слишком высока? Не
надо раздумывать, надо идти вперёд. Далее в Евангелии от Луки: «И когда
молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею»
(9.29). Однако, секрет мировоззрения Толстого в том, что церковь, монастырь,
православная молитва не являются единственным источником духовности. Силу
божественного духа можно почерпнуть из священных книг любой мировой религии -
Упанишад, Бхагават-Гиты, Корана, из учений Конфуция и Будды, из русской
народной музыки или слов простой украинки, которая сказала по поводу недавнего
посещения Папой Римским Украины: "Чоловика любити надо..."
Учение Толстого носит универсальный,
всемирный характер. Лев Николаевич оперировал многими именами, которые чужды
слуху православного. В книге «Христианская этика» он утверждал: «Религии
различны по своим внешним формам, но все одинаковы в своих основных началах. И
вот эти-то основные начала всех религий и составляют истинную религию, которая
одна в наше время свойственна всем людям и усвоение которой одно может спасти
людей от их бедствий. Истинная религия есть такое согласное с разумом и
знаниями человека установленное им отношение к окружающей его бесконечной
жизни, которое связывает его жизнь с этой бесконечностью и руководит его
поступками».
Религия есть связь с
Божественным. Ну, нельзя же считать, в самом деле, что христианство истинно, а
мусульманство, иудаизм, буддизм - ложны. Зёрна истины разбросаны во всех
священных текстах всех народов; и
в Евангелиях, и в Ведах, и в Пуранах, и в Коране. Кто поверит в наше время, что
только одному народу когда-то Господь дал истинное знание, совершенно забыв про
все остальные?
С самых древних времён и в
самых различных народах великие Учителя человечества открывали людям всё более
и более ясные определения жизни, разрешающие её внутренние противоречия, и
указывали им истинное благо и истинную жизнь, свойственные людям. А так как
положение в мире всех людей одинаково, и потому одинаково для всякого человека
противоречие его стремления к своему личному благу и сознания невозможности
его, то одинаковы, по существу, и все определения истинного блага и потому
истинной жизни, открытые людям величайшими умами человечества.
«Жизнь - это
распространение того света, который для блага людей сошёл в них с неба», - сказал Конфуций
за 600 лет до Рождества Христова.
«Жизнь - это
странствование и совершенствование душ, достигающих всё большего и большего
блага», - сказали брамины того же времени.
«Жизнь - это
отречение от себя для достижения блаженной нирваны», - сказал Будда,
современник Конфуция.
«Жизнь - это путь
смирения и унижения для достижения блага», - сказал Лао-Цзы, тоже
современник Конфуция.
«Жизнь - это то, что
вдунул Бог в ноздри человека для того, чтобы он, исполняя его закон, получил
благо», - говорит Еврейская мудрость.
Заметьте, дело человека не стараться светить, но стараться очищать
себя. Эта мысль Толстого направлена против гордыни человека, который очень
часто стремится доминировать над другими людьми в религиозных вопросах.
Исполняй беспрекословно то, что говорит церковь, иначе впадёшь в грех. Если бы
церковь была чистым проводником Божьей благодати, то она никогда не позволяла бы
себе запугивать людей возмездием за грехи, отвращать их от других
вероисповеданий. Бог есть любовь!
«Ты хочешь, чтобы все жили для тебя, чтобы все
любили тебя больше себя? Есть только одно положение, при котором желание твоё
может быть исполнено. Это такое положение, при котором все существа жили бы для
блага других и любили бы других больше себя. Тогда только ты и все существа
любимы бы были всеми и ты в числе их получал бы то самое благо, которого ты
желаешь… Только при этом условии возможны благо и жизнь человека, и только при
этом условии уничтожается то, что отравляло жизнь человека - уничтожается
борьба существ, мучительность страданий и страх смерти». (Л.Толстой. «О жизни»).
В наше время переизданы все религиозно-философские работы Толстого,
напомню их названия: "Исповедь", "Христианская этика",
"В чём моя вера?",
"Царство Божие внутри вас, или христианство не как мистическое
учение, а как новое жизнепонимание", "Учение Христа, изложенное для
детей", "Что такое религия и в чём сущность её?", "Религия
и нравственность", "Закон насилия и закон любви", "Путь
жизни", "О жизни", "Моя жизнь", "Соединение и
перевод четырёх Евангелий".
Читайте, думайте, постигайте живой источник великого человека!
©
Межрегиональное культурно-просветительское издание "Орион",
№ 21, январь-февраль 2002 г.