Л. Шапошникова

О НЕКОТОРЫХ ПРОБЛЕМАХ “ЖИВОЙ ЭТИКИ”

Выступление на Всесоюзной встрече рериховских обществ 3 марта 1991 г.

(Статья из журнала “Путь к себе” N 7 1991 г.)

В прошлом номере журнала мы обещали опубликовать текст лекции Людмилы Шапошниковой, выступление которой на Всесоюзной встрече рериховских обществ закончилось бурными овациями зала. Имя Л.Шапошниковой в рериховском движении очень известно. Для тех же, кто встречает его впервые, предлагаем небольшую справку.

Людмила Васильевна Шапошникова — индолог, автор художественно-публицистических книг “От Алтая до Гималаев”, “Тайна племени Голубых гор”, “Австролоиды живут в Индии” и многих других. Она прошла одна большую часть маршрута Центрально-Азиатской экспедиции, которую когда-то предприняли Е.И. и Н.К. Рерихи. Л.В. Шапошникова — лауреат международной премии Джавахарлала Неру. В настоящее время она является директором Центра-музея и заместителем председателя Фонда Рерихов. В мае 1990 года она привезла из Индии наследие Е.И. и Н.К. Рерихов, переданное Советскому Фонду Рерихов С.Н. Рерихом. Сейчас она отдает все свои силы созданию и разработке проекта Центра-музея Рерихов в Москве.

Книги “Живой Этики”, о которых сейчас уже знают многие, появились в результате сотрудничества группы индийских философов и Учителей с Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной Рерихами. Вся серия вышла в свет в течение 20-х — 30-х годов XX века. Это было не случайным. XX век оказался переломным периодом в развитии человечества. Количественные накопления предыдущих столетий перешли в иное качество. Человечество приблизилось к новому эволюционному витку. Ощущение предстоящих планетарных изменений проявилось и в мысли Востока, и в науке Запада. Именно в 20—30-е годы К.Э.Циолковский писал о наступлении космической эры человечества, В.И.Вернадский и Тейяр де Шарден исследовали новое состояние биосферы Земли — ноосферу — сферу Разума. Пророки Востока вещали о наступлении светлого века Майтрейи. Индусские брамины вычисляли годы, когда Кали Юга — Век Зла будет сменен Сатьей Югой — Веком Справедливости. В экспедиционных дневниках Н.К.Рериха мы находим немало подобных пророчеств, собранных им на маршруте Центрально-Азиатской экспедиции. На фоне подобной информации появление книг “Живой Этики” было важнейшим событием в истории нашей планеты.

Живая Этика синтетически объединила древние и современные знания, умозрительную мысль Востока и научную мысль Запада. Она гласит о Великих законах Космоса и по-иному нежели современная наука, трактует такие фундаментальные понятия, как материя и энергия. Все, о чем сообщает этот уникальный труд, имеет отношение к Космической эволюции человечества. Живая Этика разъясняет основные понятия этой эволюции и определяет роль человека в ней. Предстоящий эволюционный виток Космической эволюции требует осмысления, и книги Живой Этики его дают.

С точки зрения Живой Этики мироздание представляет собой гигантскую энергетическую структуру, в которой человек является ее неотъемлемой частью, тесно взаимодействующей с остальным Космосом. Энергетическое взаимодействие человека с Космосом и составляет основу их единства. Человек несет в себе космическую энергетику, а Космос, в свою очередь, является одухотворенной системой, в которой дух представляет собой одну из сил Природы. Энергетическая система мироздания, состоящая из различных энергетических структур, живет и развивается согласно Великим Законам Космоса, таким как Закон кармы или причинно-следственных связей, Закон соответствия формы и энергии, Закон космического сотрудничества, Закон гармонии двух начал и многие другие. Жизнедеятельность Космоса поддерживается энергетическим обменом. Космическая эволюция человечества есть по сути своей энергетический процесс, в основе которого лежит все тот же энергетический обмен. Последний составляет главную движущую силу эволюции. И так же, как все остальное в Космосе, подчиняется Великим Космическим законам. Незнание этих законов и неумение ими пользоваться влияет на нашу эволюцию самым губительным образом, отчуждает ее от тех категорий, которые составляют ее основу: духовность, нравственность и многое другое. Живая Этика дает нам знание о предстоящем эволюционном витке и определяет в связи с этим наше поведение.

Мы участвуем в энергетическом обмене, можно сказать, и по горизонтали, и по вертикали. Например, все мы, собравшиеся в этом зале, в первую очередь, включены в энергообмен по горизонтали. Возможно, многие этого не осознают, но те, кто осознает, участвуют в нем сознательно. Не осознающие не контролируют свои эмоции и могут негативно влиять на энергетику присутствующих. Агрессия, недоброжелательство, раздражение наносит ущерб нашей энергетике. С другой стороны, такое чувство, как любовь, поднимает энергетику. Ведь недаром сказано в одной из книг “Живой Этики”, что Любовь есть основа Космоса. Мы должны стремиться к положительному энергообмену и как можно больше сокращать негативный. Горизонтальный энергообмен идет также между целыми сообществами, народами, странами и т.д.

Вертикальный энергообмен — более сложный процесс и связан непосредственно с Космосом. Этот процесс направлен ввысь и так же, как и горизонтальный, имеет свою обратную связь. Первой ступенью такого энергообмена для нас служат те, кто находится на более высокой ступени эволюционного развития. Таких сущностей на Планете немного, но они есть. К ним относились и Николай Константинович, и Елена Ивановна Рерихи.

Вы знаете хорошо, что за каждой легендой стоит своя реальность. Легенда о Шамбале также имеет ее. Если подходить к ней с точки зрения изложенной концепции, то можно сказать: заповедная страна, легенды о которой прошли через всю историю человечества, есть энергетический полюс на нашей планете, через который проходит наш энергетический обмен с Космосом. Затем следует Солнце. Вы помните, как Учитель, обращаясь к Елене Ивановне, сказал: “Говорю с вами из области Солнца”.

Дальше, от Солнца, идет энергетический обмен с созвездиями зодиака. От созвездий зодиака мы выходим на созвездие Ориона, о котором писали Рерихи.

Но обмен по вертикали несколько иной, чем по горизонтали. Когда мы посылаем энергию в Космос, и она проходит сначала через высокую сущность, потом через полюс энергии, потом через Солнце и т.д., то мы посылаем очень слабенький импульс, который тем слабее, чем ниже сознание, и тем сильнее, чем выше сознание посылающего.

Мы посылаем сигнал, и первая сущность действует как трансформатор, усиливая наш импульс, дальше Солнце тоже действует как трансформатор, усиливая напряжение и т.д. И чем выше поднимается наш маленький импульс, тем выше энергия и напряжение. Вы понимаете, какую ответственность мы несем перед каждой нашей посылкой? А дальше это может дойти до уровня, где находится то, что в Живой Этике называется Космическим Магнитом. Это одухотворенная энергетическая структура, регулирующая нашу жизнедеятельность и контролирующая наш эволюционный коридор.

В результате энергетического обмена происходят количественные и качественные накопления энергии. Когда уровень энергий человека, народа, страны, планеты повышается - создается возможность эволюционного продвижения. Н.К. Рерих говорил: “Вспышками энергии движется человечество”. Эти вспышки возникают в результате энергетического обмена. Я не случайно цитирую Николая Константиновича, потому что у нас долгое время считалось, что Живая Этика связана только с Еленой Ивановной и не имеет отношения к творчеству Николая Константиновича. На самом деле все его творчество — художественное, литературное, научное — пронизано идеями Живой Этики, которая представляет философскую основу всей деятельности Рериха.

Итак, когда мы накопили энергию, возникает необходимость продвижения вверх. И здесь нужно помнить одно обстоятельство. Человек может быть объектом эволюции, но может быть и ее субъектом. Объект эволюции - категория объективная и в какой-то мере пассивная. И в этом случае прохождение человека по эволюционной спирали не зависит от того, хочет он этого или не хочет. Энергетика тянет его по эволюционному коридору, но до определенного предела. Пока для этого процесса у объекта хватает сознания. Остановка в коридоре эволюции ввергает человека в инволюцию. Но это уже особая тема.

Субъект эволюции — это человек, который относится к эволюционному продвижению сознательно, контролирует свою энергетику и получает возможность не только правильно проходить эволюционный коридор, но и влиять на эволюционные процессы.

Дабы не быть голословной, я расскажу вам о Елене Ивановне Рерих так, как она видится в этих космических процессах эволюции и в этой энергетической структуре мироздания. Елена Ивановна Рерих стояла на более высоком уровне развития, чем мы с вами, она сознательно относилась к эволюции и была, вне всякого сомнения, субъектом этой эволюции. Будучи высокой сущностью, она сознательно участвовала в вертикальном энергетическом обмене. Из книг “Живой Этики” вы знаете о том, что новый эволюционный виток приближает к нам и новые, более высокого напряжения космические энергии. Сердце Елены Ивановны было тем магнитом, тем трансформатором, который находился между нами и космическими силами. Вы знаете, что сердце является трансмутатором энергии, повышает или понижает напряжение психической энергии в зависимости от объективных условий. Но для того чтобы стать таким трансформатором, необходимо иметь не только высоко развитое Тонкое тело. Нужно иметь развитое Огненное тело. Все мы несем в себе зерно огненного тела, но только зерно, возможность. Для того, чтобы стать огненным трансмутатором, у нас должно быть сформировано Огненное тело. В книгах “Живой Этики” много упоминаний о том, как формировали Учителя — люди высочайшего эволюционного сознания — Огненное тело Елены Ивановны. Это было очень тяжкое испытание для нее, но Елена Ивановна взяла на себя это бремя: одновременного пребывания и здесь, на этой земле, и в Космосе. Мы, жители земного плана, конечно, тоже можем попытаться понять мир иной, но совсем другое дело, когда в вашу жизнь врывается и звучит в ней сам Космос. Это величайшее испытание. Это нужно понять.

Итак, когда у Елены Ивановны было сформировано Огненное тело, она стала тем, что мы называем Спасителем. Мы знаем из нашей истории, культуры, мифологии о такой категории — Спаситель. Но что за этим стоит, нам не ясно. От чего и зачем нас спасают? Тоже не ясно, Христос был Спасителем. Все великие Учителя были Спасителями.

И каждый из них имел свою энергетическую задачу, соответствовавшую тому времени и пространству, в которых действовал тот или иной великий Учитель. Елена Ивановна действовала в пределах той космической энергии, о которой идет речь в Живой Этике. И если наше сознание не будет готово к принятию приближающейся космической энергии, случится катастрофа, потому что принять эту напряженную энергию нашими слабыми энергетическими центрами мы не можем. Именно поэтому между нами и землей стоит Спаситель, распинаемый на кресте. Христос был распят. Елена Ивановна тоже была распята, ибо через нее проходил огромный поток космической энергии, который, выходя из ее сердца, мягким серебряным покрывалом окутывал Землю и давал космическую энергию тем, кто по своей лености и невежеству не потрудился поднять уровень своего сознания. Вот она и спасала, давая людям возможность продолжить себя в истории. Вы помните картину Николая Константиновича “Мадонна Лаборис”, посвященную Елене Ивановне. Мадонна спасает грешную душу из ада, в который человек сам себя поместил, и опускает ему “хадык” — священный шарф, по которому он может подняться. Елена Ивановна несла в себе миссию Спасителя, и очень немногим известно, что скрывалось за этой миссией. Это были ежедневные страдания, это были острейшие, потрясающие боли, прежде всего, сердца, которое должно было перерабатывать огромный поток энергии, особенно в 1936 году. Вы помните эту дату? Она всюду отмечена. Сердце Елены Ивановны болело так, что она даже теряла сознание. Когда мне пришлось заниматься наследием Рерихов и я разбирала чемоданы, то нашла в чемоданах Елены Ивановны большое количество лекарства, которым в последние годы жизни она поддерживала свое сердце. Поистине, жить в двух мирах — земном и огненном — это высочайший подвиг, это распятие. И за то, что наша планета не испытала энергетической катастрофы, мы должны быть благодарны Елене Ивановне и ей подобным.

Я вам привела пример того, как может действовать субъект эволюции, и надо понимать, что субъект эволюции отнюдь не пребывает в непрерывном блаженстве и радости, наоборот, чем выше — тем труднее, но и тем неотложнее.

В книгах “Живой Этики” мы находим указания на основные тенденции нашей эволюции. Главное направление — это движение к синтезу, от Разъединения к Объединению. В этом процессе существуют свои закономерности. Чем выше уровень сознания, тем тоньше материя и выше вибрации энергии, тем выше уровень синтеза основных явлений. Чем ниже, тем больше дифференциация, раздвоенность. Наш тяжелый физический мир страдает разделенностью, обусловленной низким сознанием. Основная линия эволюционного противостояния проходит по противоположению: разъединение — объединение. Это же относится и к человеку. Возьмем, например, интеллект и сердце. Они нередко противополагаются. Одни живут умом, другие — сердцем. Интеллект к современному периоду эволюции достиг своей вершины. Больше, согласно Живой Этике, он развиваться в этих условиях не будет. Вот почему наука ставит проблему искусственного интеллекта, считая, что именно на этом уровне у интеллекта появляется дальнейшая перспектива. Однако, это тупиковый путь. Таким же тупиковым вариантом являются и утверждения некоторых “мыслителей” о вреде интеллекта. Реальная эволюция проходит где-то посередине. Синтез сердца и интеллекта выводит из любого тупика, делая интеллект одухотворенным, а сердце умным, таким образом намного повышается дееспособность того и другого.

В нашем мире интеллект и сердце разделены: сердце в левой стороне груди, интеллект — в голове. Вот вы, наверное, не раз читали в книгах “Живой Этики” в одном месте: Космический Магнит — это космический Разум, а затем в другом: Космический Магнит — это космическое Сердце. Так вот, это потому, что там все едино. И к такому единству и синтезу устремляется эволюция. А учиться начинаем этому мы здесь, на Земле.

Теперь вернемся к моменту, связанному с творчеством Николая Константиновича. Вы помните об экспедиции в Центральную Азию и о том, какую роль в своих экспедиционных дневниках отвел Николай Константинович проблеме переселения народов. Хочу сразу подчеркнуть, что сама эта экспедиция имела огромное эволюционное значение, ибо, опять-таки, была связана с энергетикой планеты. Вы, конечно, понимаете, что сам процесс истории — тоже природно-космический и в нем действует лишь одна единственная причина — энергетика. Именно, энергетика одухотворенного Космоса. Центрально-Азиатская экспедиция шла для того, чтобы заложить центры будущей цивилизации. Как ни странно или фантастически это ни звучит, но это именно так. Из книг Живой Этики вы, наверное, помните выражение “заложение магнитов”. Такие магниты и были заложены. И если посмотреть с этой точки зрения на маршрут Центрально-Азиатской экспедиции, то можно понять, какие страны вошли в систему будущей цивилизации нашего нового эволюционного витка. Это — Индия, Китай, Россия (в первую очередь — Сибирь), Монголия, Тибет. Вот тот “круг почета”, который был совершен Центрально-Азиатской экспедицией.

Как закладывались магниты? Что может быть магнитом? Это не обязательно металл или электрическая катушка. Магнитом может быть энергетика самого человека, если она достаточно высокая, и там, где прошел этот человек, остаются особые наслоения. В нашем случае шли два высочайших магнита: Елена Ивановна и Николай Константинович. Кроме того, был еще один магнит — легендарный Камень. Этот Камень небольшой, черного цвета, помещается в ладони. И Рерихи шли с этим Камнем. Наверное, многие читали легенду об этом Камне (Чинтамани), где прослежен его исторический путь. Камень — часть метеорита, попал на Землю из созвездия Орион. Но не так, как мы себе представляем — летел, летел и упал в соответствующее место. Нет, этот Камень был доставлен на Землю одним из светлых Духов. Основное тело метеорита находится в Заповедной стране, где существуют три главных ашрама. Этот основной метеорит был связан также с закладыванием магнитов по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции.

Проблема переселения народов, которой Николай Константинович уделял большое внимание, также связана с энергетическими процессами истории человечества. Историки считали, и многие из них до сих пор считают, что в основе переселения народов лежало стремление найти лучшие пастбища и лучшие условия жизни. Однако, Учителя и Н.К. Рерих смотрели на это совсем по-другому. Рождение динамичного кочевого мира в первом тысячелетии до н.э., затопившего евразийские степи, было связано с необходимостью активизации энергетического обмена и накопления энергетики, нужной для дальнейшего продвижения человечества по эволюционной спирали. Это был переломный период, когда древние оседлые земледельческие цивилизации умирали, истощив в тысячелетиях свою энергетику. В основе движения кочевого мира лежали энергокосмические причины. Николай Константинович очень точно и кратко сформулировал причины таких движений. “Великие переселения народов, — писал он, — не случайность. Не может быть случайностей в мировых постоянных явлениях. Этой особенностью закаляются наиболее живые силы народов. В соприкосновении с новыми соседями расширяется сознание и куются новые формы рас. Поэтому живая передвигаемость есть один из признаков мудрости”.1 Тогда в первом тысячелетии до н.э. в степях Европы и Азии появилась новая общность народов — индоевропейская. Кочевой мир влил новую энергию или новую кровь в цивилизацию древнего мира и обеспечил то, что мы называем культурной преемственностью. Это сказалось и на искусстве. На смену тяжеловесному искусству умиравших древних цивилизаций пришел изящный и летящий “звериный стиль” кочевых племен.

Природно-космический процесс истории — это не история орудий производства, как утверждают наши исторические материалисты. У истории есть свои циклы, есть свои взлеты и падения, свои потери энергии. История, как и любой энергетический процесс Космоса подчиняется Великим законам Космоса и развивается в согласии с ними. Нарушение этих законов или незнание их ведет к искажению исторического развития человечества. Учителя, которых мы знаем, являются лучшими историками планеты Земля, в совершенстве владеющими историческим прогнозом. Н.К. Рерих был их блестящим учеником.

Кочевой мир первого тысячелетия до н.э., активизируя энергетический обмен, подготовил переход человечества на новый эволюционный виток. Именно это обстоятельство объясняет тайну VI века до н.э., когда сразу появились Будда, Махавира, Конфуций и чуть раньше — Лао-Цзы, когда возникла новая философия, новое мышление и на смену мифологическому мышлению постепенно стало приходить религиозное. Новая энергия порождала новое человечество.

Николай Константинович Рерих не раз говорил о единстве Прошлого, Настоящего и Будущего, о том, что без прошлого нет будущего, о том, что будущее опирается на прошлое. Поэтому, изучая прошлые переселения народов, он выявлял энергетические закономерности для сегодняшнего дня. XX век тоже имеет свой энергетический обмен, и по силе не менее значительный, чем энергетический обмен первого тысячелетия до н.э. Но это, конечно, не значит, что однажды мы все сорвемся с места и запылим по степи в неизвестном направлении. У двадцатого века есть свои формы обмена и часто более страшные, чем те, которые мы наблюдали у кочевников. Дело в том, что наш век прошел через две мировые войны. Еще в 1914 году Николай Константинович Рерих, определяя состояние мира в тот момент, писал: “С 14-го года человечество пришло в космическое беспокойство”.2 Человечеству нужно было куда-то двигаться, куда-то идти, а уровень сознания был еще низким, и агрессия стала играть главную роль в энергообмене. Можно ли считать, что война — это единственная для нас форма энергообмена? Конечно, нет. Чем выше сознание человечества, тем цивилизованней и культурней эти формы. XX век знает такие формы, как пути сообщения и коммуникации, научная мысль и искусство. На эти формы указывал и Вернадский, развивая свою теорию ноосферы, и Рерих, говоря о новом эволюционном витке. Николай Константинович всегда обращал при этом внимание на необходимость одухотворенных энергообменных процессов. Если пути сообщения, то в каких целях они используются, если коммуникации, то какие вести они несут.

Я хотела бы остановиться еще на одном вопросе, который обычно волнует многих из нас. Это место России в ваших эволюционных процессах, в истории нашей планеты.

Существует неверное мнение, что Николай Константинович и Елена Ивановна Рерихи, покинув Россию и живя годами в Индии, не интересовались Родиной и не имели представления о происходящем в ней. Если мы внимательно вчитаемся в очерки Николая Константиновича и письма Елены Ивановны, мы найдем в них немало поучительного. Николай Константинович, не всегда в прямой форме, но тем не менее дал нам представление об основных чертах тоталитарного режима и о том, что происходило в России в 30-е годы. Я позволю себе зачитать несколько цитат из рериховских очерков. Они о разрушении культуры в нашей стране, о репрессиях, о подчинении власти диктатора умов, о превращении науки в служанку государства, об уничтожении всего выдающегося и нестандартного.

“...Ужасно разрушительное состояние, — писал Николай Константинович в 1936 году. — Если с одной стороны несется торжествующий рев, угрожающий разрушением всем храмам и музеям, то с другой стороны готовят пистолеты, чтобы застрелить всех Пушкиных и обозвать изменниками всех Голенищевых-Кутузовых и прочих героев Российской истории”.3

Или: “Вот мы слышим о каких-то допросах с пристрастием, об ужасах пыток, происходящих в наше, так называемое, культурное время. Какой это срам! Какой это стыд знать, что и сейчас совершенно так же, как и во времена темнейшие производятся жестокие мучения!”4

И еще: “Списки темных подавителей как скрижали стыда неизгладимо запечатлелись на хартиях образования и просвещения. Некультурные ретрограды бросились урезать и искоренять многое в области образования, науки и искусства”.5

Вот еще знаменательные слова: “Всякое желание заставить мыслить по своему рецепту, не может служить признаком культурности”.

Можно немало привести подобных высказываний, свидетельствующих о том, что Рерихи были прекрасно осведомлены о происходящем в России. Николай Константинович публично протестовал против разрушения в Москве храма Христа Спасителя. И тем не менее, несмотря на происходившие на Родине разрушения, репрессии, преследования, и Рерихи, и их Учителя писали о великом будущем России, о ее важной роли в эволюции Планеты. Это утверждение не изменилось и до сих пор.

Существуют две реакции на эти слова. Люди, склонные к самовозвеличиванию, к незаслуженным почестям, не глубоко мыслящие, а таких немало, начинают сразу ощущать себя представителями избранного народа. Это очень соблазнительная идея — избранничество по рождению, а не по труду или способностям. В истории человечества были избранные народы, и всем известно, чем это кончилось. Избранничество — легкий и бесплодный путь. Сама идея противоречит всей концепции Живой Этики. К сожалению, она проникла на страницы наших публикаций и ее используют экстремистские силы, пытающиеся стать под знамя Рериха.

У других утверждение о великом будущем России вызывает недоумение. Откуда же может взяться это великое будущее? Посмотрите, что Россия сотворила с собой за семьдесят три года. Она уничтожила свою энергетику, свою красоту — храмы, дворцы, картины. А ведь красота — это энергетические очаги. Не случайно Достоевский сказал: “Красота спасет мир”. Затем Рерих добавил: “Сознание красоты спасет”. Красота — это факел, источник энергии. Далее — уничтожили интеллигенцию, носителей высокой энергетики. Уничтожили культуру — основу эволюции, ведь когда люди ведут себя некультурно, они нарушают великие законы Космоса. Железный занавес отторг нас от остального мира, от всех главных мировых процессов, от мирового энергетического обмена.

Обе точки зрения отражают, я бы сказал, одномерное мышление, столь характерное для тоталитаризма. Нас приучили давать однозначные ответы — “да” или “нет”. Мы были лишены способности ощущать всю гамму переходов и оттенков, заключенных между этими “да” и “нет”. Одномерное мышление статично, лишено диалектической глубины, иллюзорно по своей сути.

Теперь давайте порассуждаем о “великом будущем” с точки зрения энергетической концепции Живой Этики.

Для того чтобы та или иная страна сыграла важную эволюционную роль, она должна обладать упругим энергетическим пространством Культуры. Ибо культура и есть основа нашей эволюционной энергетики. Такое пространство или поле создается вехами народного творчества. Перед тем, как построить святилище или храм, необходимо выбрать энергетически правильное место. Ведь у Планеты тоже своя энергетика. Это место, как правило, святое или красивое. Вы посмотрите, на каких красивых местах стоят русские церкви, буддийские ступы, индуистские храмы. Это особые места, где человеческим опытом нащупана высокая энергетика. Они используются тысячелетиями. Везде, где стоят поздние храмы, когда-то были древние святилища. Это один из немногих примеров создания энергетического поля культуры. Но есть еще и иные пути, более, я бы сказала, страдальческие. Видимо, на долю России выпал именно он. И поэтому великое будущее нашей страны сложится через мученичество, а не через избранничество. “Энергию родит противостояние”, — говорил Николай Константинович. Каким бы оно ни было — внутренним или внешним. И в период репрессий, в период уничтожения культурного генофонда страны, в период величайших страданий нарождалась новая энергетика. Ибо, как говорил Николай Константинович: “Препятствиями мы растем”.

Создание новой энергетики России происходит в самых драматических обстоятельствах. Речь идет о процессе, который собственно был порожден тоталитаризмом.

Об этом специфическом процессе есть упоминание в Живой Этике, о нем писал и Николай Константинович. “Не может человеческое существо, отражающее в себе все сияние Космоса, ограничить себя мерзостью, духовною нищетою, ложью ради тленности сегодняшнего дня. Ранее или позднее психическая энергия восстает мятежом, если ей не дано широкое русло прекрасного восхождения. История человечества дала достаточно примеров мятежа психической энергии”.6

Вот этот мятеж психической энергии, как естественный результат “прелестей” тоталитарного режима, составляет одну из важнейших черт нашего сегодняшнего состояния и служит основным фоном для всех энергетических построений. Мысль о мятеже психической энергии служит ключом к пониманию всего того, что у нас происходит. Мятеж психической энергии, которая есть основная энергия жизнедеятельности человека, нашел свое выражение в таких явлениях как алкоголизм, наркомания, жестокость, алогичные, на грани иррациональности, поступки, преступность.

Создание “нового человека” завершилось бунтом психической энергии, который ведет в инволюцию. Россия сейчас проходит энергетический катаклизм, в котором столкнулись эволюция и инволюция, культура и невежество, будущее и отживающее прошлое. Два противоборствующих энергетических потока — эволюционный и инволюционный — складывают сейчас энергетическое поле России. Эти потоки не существуют где-то в стороне от нас. Они проходят через каждого из нас, через наши сердца и души. В горниле космической схватки мы получаем возможность стать субъектами эволюции скорей, чем это случается в обычной жизни. Осознавая Космические законы, поддерживая в себе и других энергию эволюции, закрывая пути инволюции, поглощающей эволюционную энергию, мы боремся на стороне сил Света. И от всех нас сейчас зависит - будет ли у России великое будущее, сможет ли она выковать в страданиях, муках и противостоянии энергетическое поле на огромном своем пространстве, связывающем Европу и Азию, Восток и Запад. Нам дана возможность, наш долг ее реализовать. И поэтому не зря Рерих повторяет все время: Культура, Культура, Культура. Ибо только ее возрождение, ее энергетика может дать нам надежду на будущее, которое, в конечном счете, зависит от нас же самих. Давайте же становиться активно действующими субъектами эволюции, а не оставаться пассивными объектами.

В работах Николая Константиновича мы находим предупреждения, которые адресованы уже нам сегодняшним. Вот он пишет: “Обновление есть естественная эволюция, или происходит загнивание, или расцветает возрождение”.7 У нас произошло загнивание, и здесь сработал Великий Закон свободной воли — мы выбрали то, что выбрали. “Невежеству, — пишет Рерих, — нужно что-то истребить, нужно обрубить чью-то голову, хотя бы каменную, нужно вырезать дитя из утробы матери, нужно искоренить жизнь и оставить место пусто. Вот идеал невежества. Оно приветствует безграмотность, оно улыбается порнографии, оно восхищается всякой пошлостью и подлостью. Ведь, где кончается одно и начинается другое и наоборот, отмерить очень трудно. И вообще меры весов невежества неисповедимы”.8 Это ли не о нашем сегодняшнем дне? Или вот еще он пишет: “Кто читал о последних годах Римской империи или Византии, тот с изумлением мог бы найти многие параллели. Среди них бросается в глаза необыкновенное устремление к цирку, к гладиаторам, к конским гонкам и ко всяким условным призам. Разве и теперь каждая деревня, а скоро и каждая улица, не будут иметь свою королеву красоты, или свою замечательную руку, или ногу, или свой особый волос”.9

В заключение мне хотелось бы обратить ваше внимание на следующее.

Во-первых, перед тем как приступить к Живой Этике, мы должны стать просто культурными людьми, ибо есть общая культура, и она никого от себя не освобождает.

Второе — мы должны избавиться от высокомерия, которое несет негативную энергетику, и в вашей ауре создаются узлы, которые с трудом пробиваются космической энергией.

Необходимо быть более терпимыми друг к другу. Не старайтесь использовать знания Живой Этики, чтобы самоутвердиться. На этом пути главным является сотрудничество.

Овладение психической энергией приходит естественно, как результат труда, какой бы характер этот труд ни носил. И поэтому я хочу сказать, что ключом к нашим достижениям является только труд, неустанный и систематический. Чудес не будет. Не придет волшебник и не сделает за нас то, что суждено сделать нам самим. Только мы сами на путях труда и сотрудничества сумеем подняться на новый виток эволюционной спирали и стать лучше и совершеннее.

3 марта 1991г.

 

Примечания

  1. Рерих Николай. Держава Света. Нью-Йорк, 1931, с.155.
  2. Рерих Николай. Пути Благословения. Рига, 1924, с.91.
  3. Рерих Николай. Врата в Будущее. Рига. 1936, с.15.
  4. Там же, с.26.
  5. Рерих Николай. Твердыня пламенная. Нью-Йорк.1933,с. 17.
  6. Рерих Николай. Держава Света. Нью-Йорк. 1931, с. 208.
  7. Рерих Николай. Нерушимое. Рига. 1936, с. 284-285.
  8. Рерих Николай. Врата в Будущее. Рига, 1936, с. 189-190.
  9. Рерих Николай. Нерушимое. Рига, 1936, с.12.

Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz