Лариса Белая
К именам великих
соотечественников люди всегда испытывают неподдельный интерес, Гений ученого,
мыслителя, мастера этого заслуживает. Между тем, всегда находятся те, кому не
претит купаться в лучах чужой славы или зарабатывать на громком имени.
Имя Рерихов известно всему
миру. Глава семьи Николай Константинович Рерих был художником, ученым,
исследователем, писателем, философом, путешественником, археологом и
общественным деятелем, автором свыше семи тысяч картин, большого числа научных
и философских работ. В двадцатые годы прошлого столетия Н. К. Рерих предпринял
беспрецедентную научно-художественную экспедицию через Гималаи, Тибет, Алтай и
Монголию, а в 1934-1935 г.г. - по Маньчжурии и Китаю. С 1928-го и до смерти
Николая Константиновича Рерихи жили в Индии, в долине Кулу, где основали
Гималайский институт исследований «Урусвати».
Супруга Николая
Константиновича Елена Ивановна разделяла взгляды мужа, писала философские
труды, занималась переводами. Большой вклад в развитие науки, культуры и
духовности России, всего мира внесли и сыновья Рерихов - Юрий и Святослав. По
инициативе С.Н. Рериха в СССР был создан Советский фонд Рерихов, позже
переименованный в Международный центр Рерихов.
Интерес к наследию Рерихов
был всегда. Практически в каждом большом городе мира есть рериховское общество.
И зачастую не одно. В Омске тоже действуют рериховские общества. Популяризируют
творчество Николая Константиновича, изучают философские труды, проводят
выставки репродукций его картин, конференции.
К слову, имя Рерихов связано
с нашим городом. Об этом свидетельствует мемориальная доска на старом здании
музея изобразительных искусств имени Врубеля (Ленина, 23). Николай
Константинович, Елена Ивановна и Юрий Николаевич были в Омске проездом из Индии
в Москву в 1926 году и прожили здесь три дня. Известно, что в столицу они везли
советскому правительству послание Махатм, ларец со священной индийской землей и
бесценный дар - серию картин «Майтрейя» Николая Константиновича.
В нашем городе Рерихи
посетили Никольский собор, Дом солдата, Тарские ворота, останки омского
острога, особняк Колчака, краевой музей. В краевом музее Н. К. Рерих обнаружил
две свои незавершенные картины – «Древо Преблагое» и «Ладьи». (В настоящее
время они вместе с несколькими литографиями и карандашным рисунком хранятся в
музее изобразительных искусств). Останавливались Рерихи в гостинице «Европа».
Она располагалась рядом с нынешней «Сибирью».
В Омске Николаю
Константиновичу очень понравилось. В своих дневниках он написал об исключительной
доброжелательности и любознательности омичей, о том, как все им здесь старались
помочь. И о том, что его удивило, насколько они сами оказались интересны
местным жителям.
Не пропал этот интерес и в
наши дни. Вот только удовлетворить его сполна омичи не могут: кроме имеющихся в
Омске картин Николая Константиновича, омичи практически ничего не видели.
Организовывать и привозить картины из Москвы и Новосибирска омским музейщикам,
видимо, не с руки.
Но любой спрос, как
известно, рождает предложение. Таков закон. Однако то, что предложило омичам
некое восточное рериховское общество «Урусвати» (сейчас его организаторы
проводят выставку «Русь – Индия» в краеведческом музее), честно говоря,
премного удивило.
Экспозиции выставки
достаточно сумбурны, с ходу понять, что к чему и как между собой согласуется,
совсем непросто. Объяснять это посетителям экскурсоводы не торопятся. Может
быть, сами не в курсе?
Половина экспонатов не
подписана. Одежда, бижутерия, предметы быта индийцев безымянны. Природа Индии и
индийский народ (в основном, девушки) в фотографиях - тоже без комментариев.
Затем следует экспозиция очень низкого качества копий картин Николая
Константиновича Рериха и его сына Святослава Николаевича, копии фотографий
семьи и большое количество каких-то газет, листовок, брошюр, якобы написанных
на основе трудов Николая Константиновича и Елены Ивановны. Но при этом
настолько вольно трактующие их собственные произведения, что любому
посвященному человеку сразу становится ясно, что все это - липа.
Н. К. Рерих говорил, что
культура должна быть идеологией. И считал культуру общим полем для науки,
искусства и философии. В 20-е годы написал о том, что час настал для принятия
информации, расширения сознания, о том, что начинается новая эпоха, эпоха
эволюции. «Час настал» - это о будущем расцвете человечества, устремлении людей
к красоте. Однако посетителям выставки рассказывают, что «Час настал» - это
было сказано Рерихом о конце света, о гибели человечества. Правда, не всего, а
лишь наркоманов, алкоголиков и тех, кто любит сквернословить. Ни больше, ни
меньше. Но не только в этом проявилось невежество устроителей. Так, под
известной фотографией, где Елена Ивановна Рерих запечатлена вместе со
свекровью, стоит подпись: «Елена Ивановна с мамой». Под некоторыми другими нет
и того. Видать, поленились узнать,
Зато преуспели организаторы
(вот уж ни за что не догадаешься)... в торговле. Скупить, без преувеличения,
здесь можно полвыставки: газеты, листовки, книги, открытки, репродукции картин,
переводные картинки, шарфики, бусы, браслеты и даже кусочки дерева (якобы от
усадьбы Рерихов в Индии, заряженные их энергетикой).
Основное содержание
представленной на выставке литературы - рассуждения о конце света и о
неизбежности всемирных катастроф. Газета «Духовное физическое здоровье» (ею торгуют
здесь то за десять, то за пятнадцать рублей) и вовсе представляет смесь из
политических лозунгов, призывов к разжиганию межнациональной розни,
оскорбительных высказываний в адрес армии, милиции, церкви.
- И самое неприятное, -
говорит председатель Омского рериховского общества Вера Викторовна Плаксина, -
что все это рядом с цитатами Рерихов, интерпретированными с бесцеремонной
вольностью и явным невежеством. Приводимые тексты никакого отношения к
гуманистической философии и культурной деятельности семьи Рерихов не имеют. К
тому же организаторы выставки и издатели этой продукции - некое Восточное
рериховское общество «Урусвати», возглавляет которое Михаил Лунев, - не имеют
авторских прав на использование символики и публикацию наследия Рерихов. Это право
принадлежит исключительно законному правопреемнику - Международному центру
Рерихов. На мой взгляд, используя патриотические чувства людей, естественный
интерес к Рерихам, дружественной Индии, эта организация под прикрытием названия
рериховской занимается профанацией идей и трудов Николая Константиновича и
Елены Ивановны, нагнетает нездоровую атмосферу в обществе, порочит известных и
уважаемых в России и Индии людей: посла России в Индии А. М. Кадакина и трижды
академика, заслуженного деятеля культуры России, лауреата премии Джавахарлала
Неру, директора Международного центра Рерихов Л. В. Шапошникову.
Впрочем, и сама деятельность
этого общества незаконна. Как удалось узнать нашему корреспонденту, в 1994 году
оно было зарегистрировано в управлении юстиции Приморского края. В сентябре
1999-го эта организация ликвидирована по решению Ленинского районного суда г.
Владивостока. И в повторной регистрации ей было отказано. В августе 2000-го
зарегистрирована под тем же названием в главном управлении юстиции по Краснодарскому
краю. Однако впоследствии это общество самоликвидировалось.
И все же удивляет другое:
как могло случиться так, что в столь уважаемом заведении, каковым является
Омский государственный краеведческий музей, стала возможной низкопробная
выставка? Выставка, от которой не то что невозможно получить эстетическое
наслаждение, но и которая дискредитирует творчество Рерихов, умаляет их имя и,
по большому счету, выставляет в неприглядном виде все рериховское движение?
К чести музея, поначалу,
поняв, что с «Русь – Индией» вышла промашка, выставку решили прикрыть. По этому
поводу даже собирался совет музея. Но потом передумали. Почему?
- Для передвижных выставок это приемлемо, -
комментирует такое решение заместитель директора Омского краеведческого музея
Татьяна Назарцева. - Мы не художественный музей. Современный выставочный
маркетинг тоже имеет право на существование. Никакой запрещенной литературы у
них нет. А вот продажу литературы в залах нашего музея мы организаторам
запретили. И нас они заверили, что все эти газеты и книжки - экспонаты.
Согласно составленному договору они имеют право торговать только репродукциями
картин и открытками. Что касается документов, которые представила эта
организация, мы их тщательно проверили.
Однако к концу нашего
разговора Татьяна Михайловна уже не была столь категорична. Признала низкий
уровень выставки и пообещала ее досрочно прикрыть. И даже более того,
рассказала корреспонденту «ОП» о новом проекте музея. Так что, возможно, уже в
этом году омичи смогут увидеть подлинные полотна мастера. А это уже дело чести
омских музейщиков.
©
Издание «Омская правда» (Омск),
06.08.2003