Уважаемая редакция!
В связи с выходом в печать интервью В. Устиновой
с председателем Восточного Рериховского общества «Урусвати» М.С. Лунёвым «Выявление ликов необходимо,
это есть очищение пространства» (журнал «Урусвати»,
№ 1 1998 г., с. 35-101) я вынуждена
просить Вас опубликовать моё письмо.
Давно не приходилось встречать такого противоречивого
издания! Первые 34 страницы, а также некоторые из последних
содержат довольно интересные и полезные материалы, ряд из них известен
читателям, другие публикуются впервые. <…> Но почти половина
журнала (66 стр.) отведена указанному интервью. Чтение его побуждает
задать вопрос издателям:
— Какое отношение имеет Ваш журнал к издававшемуся
Рерихами журналу Гималайского института научных исследований «Урусвати»?
Ответьте также, кто дал Вам право использовать светлое
Имя Урусвати для прикрытия своего бескультурья и амбициозности?!
Я глубоко убеждена, что данный номер журнала нельзя
считать преемником научного журнала Рерихов и об этом следует широко оповестить
общественность страны.
Кроме того, считаю своим долгом защитить честь и
достоинство своих родителей, ныне покинувших этот Мир, упоминаемых
М. Лунёвым в интервью, — Эры Михайловны и Юрия Николаевича
Размахниных, известных приморских геологов.
Действительно, именно в нашем доме целеустремлённый
путешественник Миша Лунёв, проехавший за 4 месяца одиночным маршрутом на
велосипеде из Магадана в Гагры, услышал в 1981 году об Учении Света. Нашими
ксерокопиями Агни Йоги пользовался на первых порах. Был сердечно принят и отвечал
взаимностью. Через месяц чтения книг Миша уехал, и вскоре Э.М. получила письмо
уже от человека, облечённого «миссией». Помню, как мама была удручена смыслом
письма: мол, Ваша главная жизненная задача, уважаемая Эра Михайловна, состоит в
том, чтобы в течение месяца по моему приезду передать мне, т.е. М. Лунёву,
весь свой жизненный опыт, все знания. Далее шли плохо завуалированные намёки на
особую избранность будущего общественного деятеля. Весьма
своеобразное поведение «ученика» — даже по отношению к «земному
Учителю», коим М. Лунёв называет Э.М.!
В архиве моих родителей сохранилось неоконченное
письмо её к очень уважаемому ею человеку, где она писала о своих принципиальных
разногласиях с М. Лунёвым, — «постоянным участником рериховских
конференций». Э.М. Размахнина никогда не претендовала на духовное
водительство, <…> но после её Ухода многие признавались, что считали её
своим земным Учителем. Здесь М. Лунёв не одинок. Он одинок в том, что
пытался руководить /!/ «своим земным Учителем», поучать Учителя, оценивать
самоотверженные поступки его как ошибочные. Он совершенно забыл смысл
Учительства! Ведь назвав кого-то своим Учителем, надо следовать ему, быть его
достойным. Но пасквилянт не имеет права называть себя учеником Эры Михайловны!
Я вынуждена заявить, что Э.М. никогда не считала
М. Лунёва своим учеником, впрочем, как и других, привлечённым светом её
сердца, которое было мудрым, добрым, терпимым, мужественным, много страдавшим и
не ожесточившимся на самых тяжких жизненных испытаниях. В сферу её сознания
входили высоконаучные проблемы геологии /от зарождения земных недр до
дешифрования космических снимков Земли/, философия, литература, искусство,
история, политика… Обладая многими талантами, она
оставила серьёзные научные труды и добрую память о себе во многих сердцах. Её
мощный интеллект и утончённая образованность, пронизанные светом синтеза
сердца, неизменно вызывали восхищение знавших её.
Относительно же М. Лунёва вспоминаются слова Анатоля
Франса, книги которого так любил Н.К. Рерих: «… без известной умственной
культуры не может быть утончённых чувств». Безусловно, упрёки Лунёву в
малообразованности имеют в виду не отсутствие у него диплома о высшем
образовании. Культура ума и культура сердца не приобретаются за 5 лет обучения
в вузе. Отсутствие утончённых чувств, проявляемое им в последние годы в
отношении практически всех людей, с кем он контактировал, сделало неизбежным
вывод об отсутствии у него умственной культуры, т.е. недостаточном образовании.
<…>
Всё интервью с М. Лунёвым пронизано саморекламой.
Удивительно, но вот уже который год он один спасает Мир! <…> Поэтому позвольте не поверить, что Лунёв находится под прямым
воздействием Великого Владыки (цитирую слова Лунёва со стр. 91 указанного
интервью: «Это не Лунёв говорит, но сам Владыка
Шамбалы, Предупреждая о непоправимом»), т.к. почти 70-страничное интервью с ним
оставляет впечатление грубости, бескультурья, исступлённости, болезненности.
<…>
О. Коюрова