«Диалог культур Востока и Запада»
в Музее истории г. Ярославля
30 апреля в
Музее истории города Ярославля в рамках лектория «Путешествие в страну
Культуры» состоялась видеопрограмма «Диалог культур Востока и Запада». Лектор,
председатель Ярославского Рериховского общества, член Международной ассоциации
писателей и публицистов С.В. Скородумов, начал разговор с обращения к мудрости
Востока: прозвучали стихи Омара Хайяма, высказывания Конфуция, японские хайку.
Восток и Запад, исторически находясь в постоянном взаимодействии, взаимно
влияли друг на друга. И хотя это взаимодействие не всегда было мирным, можно
утверждать, что оно давало импульс для исторического развития человечества.
Многие века культуры Востока и Запада противопоставлялись друг другу. Фраза Р.
Киплинга: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и вместе им не сойтись»
принималась западным миром. Восток долгое время был скрыт от Запада не только
далью тысяч километров, но и стеной предвзятых толкований и умышленных
искажений. Однако, Россия относилась к Востоку по-другому.
Положение
России между Востоком и Западом как моста, объединяющего эти два мира,
обусловило многие особенности русской культуры, русского духа и русского
характера. «Россия может осознать себя и свое призвание в мире, « - писал
крупнейший русский философ Н.А.Бердяев, - «лишь в свете проблемы Востока и
Запада. Она стоит в центре восточного и западного миров и может быть определена
как Востоко-Запад». Многие замечательные представители русской культуры
понимали, что на огромных пространствах России в течение веков кипел и плавился
культурный синтез Востока и Запада, формируя самобытную русскую культуру.
Многие русские люди стали первопроходцами в изучении Востока.
Среди тех, кто
внес большой вклад в приближение к нам культуры Востока, можно назвать
тверичанина Афанасия Никитина (15 в.), первого русского ученого-индолога
ярославца Герасима Степановича Лебедева (1749-1817) и многих других
путешественников, деятелей науки и культуры. Культурным мостом между Россией и
Индией стала жизнь и деятельность великого русского художника, мыслителя и
общественного деятеля Н.К.Рериха. Его мысли о всеединстве, общечеловеческих
духовных ценностях и особой роли России как связующего звена между Востоком и
Западом оказались созвучны идеям таких замечательных русских философов, как
Н.А.Бердяев, П.А.Флоренский, Н.О.Лосский, В.С.Соловьев. Отмечая общий исток
славянской и индийской культур, Н.К. Рерих в своем творчестве показал, что
«священные берега Ганга» не так уж далеки от России. Рассматривая культурные
процессы, происходящие в наших странах, он писал о сходстве героев эпосов,
родственных связях в фольклоре, находил общее в народных праздниках, искусстве
и многом другом. Н.К.Рерих верил в будущее культурное единение человечества.
Мнению «Запад есть Запад - Восток есть Восток» Н.К.Рерих твердо противопоставил мысль: «Лучшие розы Востока и лучшие розы Запада благоухают одинаково прекрасно». Он утверждал, что только общность эволюционных путей Востока и Запада будет способна решать судьбы народов, а для того, чтобы эти пути сошлись, необходимо взаимопонимание, построенное на широкой основе обмена культурными и духовными ценностями. События последних лет подтвердили актуальность этого утверждения. Пространство Культуры едино для всего мирового сообщества. Именно в этом пространстве Восток и Запад соединяются в необходимости сохранения всего самого ценного, чем живо человечество.
© Интернет-портал «Музеи
России», 4.05.2006 г.