Мастер прозрачности
Смирнов-Русецкий искал
идеал красоты
В Музее истории города Ярославля открылась
выставка Бориса Смирнова-Русецкого. Продолжатель традиций русского космизма, художник
принадлежал к творческой группе «Амаравелла», возникшей в России в 20-х годах прошлого
века.
Изобразить так природу мог только Рерих, а
придать объем – Кандинский, так говорят те, кто видят его картины. Продолжатель
дела великих, мастер прозрачности Борис Смирнов-Русецкий, не так известен, как его
учителя, но его картины есть в Русском музее и в частных коллекциях ценителей русского
космизма. Художник был уверен, жизнь может изменить только красота. Всю свою жизнь
мастер искал образы идеальной красоты.
На его картины, как на слова, пишут музыку.
Смирнов-Русецкий принадлежал к русским космистам, но почему-то чаще его называют
мастером прозрачности. Полотна художника - все больше пейзажи. «Зима» и «Осень».
«Раздумья», «Острова в пространстве», «Север», «Белые стены», «Утренний свет»,
«Тишина». Богородицу Смирнов-Русецкий представил как Матерь Cвета. Она, как и остальные
– очень прозрачная.
В Ярославль выставку привез Валерий Кучеровский.
Журналист–искусствовед в свое время был очень дружен с автором. Этюды Смирнова-Русецкого
он считает не просто изображением природы, а отражением человеческой души.
Зрители и приглашенные признавались честно
– о мастере прозрачности слышат в первый раз. Рерих и Кандинский - учителя Смирнова-Русецкого.
Художник входил в группу «Амаравелла», название красивое и переводится по-разному.
«Обитель богов» уже неактуально, все чаще их называют «Свет несущими». Света в работах
много, но больше печали. Деревья большие и тонкие. Листьев нет - они прозрачны.
И только по общему цвету можно догадаться, какое время года хотел изобразить художник.
Здесь не нужно думать и придумывать. Либо чувствуешь, либо нет, научить этому нельзя,
творчество больше интуитивное.
© Сайт ГТРК «Ярославия», 22.09.2005