От России до Гималаев

 

Министерство культуры Российской Федерации.

Официальный сайт

 

  C 20 марта по 18 апреля в Ярославском художественном музее пройдет выставка картин Николая Константиновича Рериха из фондов Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха, посвященная 100-летию путешествия семьи Рерихов по Руси и посещения ими Ярославского края.

Выставка в Ярославле является началом большого проекта, посвященного юбилею путешествия Рерихов по Руси, в котором участвуют также Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Костромской художественный музей, где последовательно пройдут выставки картин Н.К.Рериха. Инициатором и координатором проекта стало Ярославское Рериховское общество.

В 1903 - 1904 годах Николай Константинович вместе с женой Еленой Ивановной посетили более 40 городов, теснейшим образом связанных с русской историей: Ярославль, Ростов, Кострому, Казань, Нижний Новгород, Владимир, Изборск, Псков, Смоленск... «Поездка за стариной» - так назвал это путешествие Н.К.Рерих. Он поставил большую задачу изучения древнерусской архитектуры различных эпох и школ. Попутно знакомился со старой живописью, предметами прикладного искусства, слушал народные сказания, песни. И во всем этом видел красоту народную «его дива дивные, веками им взлелеянные».

Итогом этого путешествия стали новые картины, статьи Н.К.Рериха, фотографии храмов, выполненные Е.И.Рерих. Художником была создана большая живописная серия, насчитывающая более 90 архитектурных этюдов. В них широко показано многообразие и богатство древнерусского зодчества. «Пантеоном нашей былой славы» и «Российскими Елисейскими полями» назвал эти этюды искусствовед Сергей Эрнст.

Зрелище русской культуры в ее историческом развитии, развернувшееся перед Н.К.Рерихом во время путешествия, потрясло его как художника и как ученого. Острым взглядом непредубежденного исследователя он уловил многослойность русской культуры, ее синтетические элементы, в которых сочетались Восток и Запад.

В прекрасном и глубоком образе выявил Рерих русскую сущность: «Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша - полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждет».

В 1903 году Рерихи посетили Ярославль, Романово-Борисоглебск, Ростов, Кострому. В 1904 году Николай Константинович побывал в Угличе. На полотнах художника остались запечатленными прекрасные храмы Ярославской земли. В числе этих картин: «Ярославль. Церковь Святого Власия», «Ростов Великий», «Воскресенский монастырь в Угличе», «Церковь на Ишне» и другие.

Николай Константинович Рерих открывал Русь не только как путешественник и художник, но и как археолог. «Нам есть, что вспомнить ценное в глазах всего мира», - считал он.

Находясь в Ярославской губернии, Николай Константинович провел археологические раскопки Сарского городища под Ростовом Великим. Во время раскопок было обнаружено 25 предметов X века (железные ножи, кресало, фибула, гребень, украшенный орнаментом и т.д.). Сегодня коллекция найденных Рерихом вещей хранится в фондах Гос. Эрмитажа.

Восхищение художника шедеврами древнерусского искусства сочеталось с чувством отчаяния за их судьбу. Две свои статьи «Церковь Ильи Пророка в Ярославле» и «Тихие погромы» Николай Константинович посвящает Ярославским храмам. Работа «Тихие погромы» рассказывает о неумелой реставрации храма Иоанна Предтечи в Толчкове, когда были испорчены прекрасные старинные фрески. Николай Константинович пишет: «По всей России идет тихий мучительный погром всего, что было красиво, благородно, культурно…Печально, когда умирает старина. Но еще страшнее, когда старина остается обезображенной, фальшивой, поддельной…».

Некоторые храмы, изображенные на полотнах Мастера, к настоящему времени не сохранились, и мы можем любоваться ими только на его картинах. Неслучайно художник призывал: «Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец ее. Запечатлейте чудесные обломки для будущих зданий жизни».

Именно путешествие Н.К.Рериха по Руси послужило началом борьбы художника за охранение памятников старины, которая завершилась принятием в 1935 году Пакта Рериха - первого международного документа по защите культурных ценностей человечества.

Сам Николай Константинович Рерих так выразил свое жизненное кредо: «Искусство объединит человечество». Не допуская ни малейшей фальши в русской тематике, Рерих смог с большой проникновенностью постичь и воспроизвести в своих картинах духовную жизнь Индии. Так Россия и Индия нашли в лице Рериха яркое доказательство интернациональных основ искусства, общечеловеческих принципов восприятия красоты.

Из бесед и экскурсий посетители выставки узнают о творческой биографии всех членов выдающейся семьи Рерихов, о путешествии Рерихов по Руси, об истории создания общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха. Предполагается провести беседу по теме защиты имени и наследия Рерихов, где посетителям выставки будут представлены документы и материалы Международной научной конференции, посвященной этой проблеме.

В Художественной гостиной, открытой в рамках выставки Ярославским Рериховским обществом, можно будет познакомиться с книгами из наследия Рерихов, документами, работами ученых и искусствоведов, посмотреть видеофильмы по тематике выставки.

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz