|
Под таким названием 29
октября состоялась видеопрограмма в Музее истории города Ярославля.
Это мероприятие прошло в рамках видеолектория «Путешествие в страну Культуры» -
совместного проекта Музея и Ярославского Рериховского общества.
На программу собрались педагоги и общественность из Ярославля, Костромы, Данилова, Ростова, Тутаева. Повышенный интерес к этой теме связан с тем, что в последнее время по всему миру отмечается массовое появление детей с удивительными способностями.
Кто же они – эти необычные
дети? Их называют по-разному: «сверходарённые», «дети света», «дети нового вида
человечества», «дети Индиго». За рубежом вышла целая серия книг под общим
девизом «Новые дети уже пришли», в которых высказывается мнение, что дети
Индиго - это вестники будущего планеты.
Отношение к явлению новых
детей в мире было проявлено двоякое: от слепого восторга до полного скепсиса.
Кто-то делает из детей Индиго культ. У кого-то явление необычных детей вызывает
недоверие и раздражение. Многие педагоги и родители откликаются на это явление
по-старому: медикаментозным вмешательством или изоляцией «странных» детей в
группы коррекционной педагогики. Некоторые меркантильно настроенные взрослые
бросились делать деньги на демонстрации необычных качеств этих детей. Появилось
немало мифов на эту тему: об агрессии детей Индиго, их якобы измененной ДНК,
…инопланетянах, и т.п. Вред подобной шумихи состоит в том, что проблема,
связанная с появлением качественно новых детей, обесценивается, и на нее
перестают обращать внимание. На самом деле это одна из вжнейших проблем, и ее
необходимо решать!
Во время видеопрограммы в
Музее истории города Ярославля лектор Себелева Ирина Михайловна, член
Международной Ассоциации писателей и публицистов представила присутствующим
материалы 2-х международных общественно-научных конференций, которые проходили
в Международном Центре-Музее имени Н.К.Рериха в Москве и были посвящены этой
теме.
Первая научная конференция,
которая впервые на серьезном уровне обозначила суть явления необычных детей и
начала разговор о том, как помочь им, состоялась в 2000 году под названием
«НОВАЯ ЭПОХА - НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК». Вторая международная научная конференция прошла
в октябре этого года и называлась «ДЕТИ НОВОГО СОЗНАНИЯ».
Общепризнано, что
человечество в своей истории прошло через 3 вида мышления, каждый из которых имел свои особенности, культуру, эпоху.
Это - мифологический, религиозный и, наконец, научный вид мышления, который
соответствует нынешнему периоду развития человечества. На подходе
четвертый – космический вид мышления
В своих выступлениях на этих
конференциях Генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха, академик РАЕН и
Российской Академии Космонавтики имени К.Э.Циолковского Л.В.Шапошникова
утверждала, что дети нового сознания представляют новый этап в эволюции
человечества, они пришли, чтобы помочь человечеству перейти к новому
космическому мировоззрению, в основе которого лежат оригинальных разработках
философов – Н.Федорова, В.Соловьева, Н.Бердяева, П.Флоренского;
в трудах передовых ученых – К.Циолковского, В.Вернадского, А.Чижевского; в
провидческом творчестве художников, музыкантов, поэтов Серебряного века –
М.Чюрлениса, М.Врубеля, Н.Рериха, А.Скрябина, А.Блока, М.Волошина и других.
В этом году на международной
научной конференции в Международном Центре-Музее имени Н.К.Рериха было
отмечено, что одаренные дети рождались на протяжении всей истории человечества.
Но те, которые приходят сейчас, качеством своей одаренности отличаются от предыдущих. Они высокочувствительны, наделенны высоким
интеллектом, развитым сердцем, многочисленными талантами и утонченными
интуитивными способностями. Они демонстрируют огромный объем памяти, включающий
знания о прошлых жизненных накоплениях, имеют врожденную развитую нравственность.
Ученые, педагоги, психологи,
врачи, деятели культуры из многих регионов России и других стран, выступавшие
на конференции «Дети нового сознания», обсуждали не только особенности новых
детей, но и труднейшие проблемы, которые это явление поставило перед взрослыми.
На конференции в
Международном Центре-Музее имени Н.К.Рериха очень остро встал вопрос о
принципиально новых приемах воспитания и школьного образования. Явление новых детей
с особой силой обозначило разрыв между распространенной в современных школах
авторитарной и гуманной педагогикой. Особое внимание в решении этой проблемы
было уделено гуманной педагогике, корни которой лежат в глубинах мирового
философского и педагогического наследия.
Один из ведущих
представителей гуманной педагогики в России - академик Российской Академии
Образования, профессор, руководитель Центра Гуманной Педагогики Шалва
Александрович Амонашвили отметил, что основной целью гуманной педагогики является
воспитание и развитие в ребенке не просто личности, а Благородного Человека.
Центр Гуманной Педагогики в
Москве уже несколько лет проводит ежегодные международные педагогические
чтения, на которых обобщается практический опыт учителей-последователей гуманной
педагогики.
Выступавшие
на конференции представители гуманной педагогики предлагали свои средства
помощи новым детям - путем приемов артпедагогики, сказкотерапии, спонтанного
рисования, специальных музыкальных занятий.
О миссии детей нового сознания,
очевидно, будут спорить еще долго. Но одно уже ясно: появление духовно развитых
детей заставило взрослых задавать вопросы, связанные с их собственной
духовностью. Многие стали осознавать необходимость собственного преображения
для того, чтобы помочь и этим детям, и миру будущего.
Самый главный вывод, прозвучавший в этом году на конференции в Москве: дети нового сознания нуждаются в нашей защите! Сопротивление им со стороны консервативных сил явное, особенно в России. Нельзя отворачиваться от социальной незащищенности детей, агрессивной среды, которая ломает их таланты и жизни. Нужно как-то противостоять злу. Дети — творцы нового мира, они - испытание готовности человечества к переходу на более высокий уровень сознания. Выдержим ли мы его, зависит от каждого из нас.
Во время лекции
И.М.Себелевой в Музее истории города Ярославля был представлен Задачник по математике,
который составил 7-летний Лев Бондарев из Феодосии. Посетители видеолектория
смогли познакомиться с литературой по гуманной педагогике, журналами «Культура
и время», «Три ключа», на страницах которых поднимается тема детей
нового сознания.
По отзывам посетителей
видеолектория эта программа, которая представила мнения ученых, исследующих
явление необычных детей, никого не оставила равнодушным и дала много информации
для размышления.
© Интернет-портал «Музеи России». 4.11.2006 г.