председатель Ярославского Рериховского общества
СОЛЬ
ЗЕМЛИ
"Отче
Сергие, Дивный, с Тобою идем, с Тобою победим!" Е.И.Рерих
Преподобный Сергий
Радонежский. Великий облик этого Святого всегда был близок русским людям.
Именно в нем искали и находили они истоки духовности и национального характера,
черпали силы и надежду. Само слово “Преподобный” - означает “подобный Богу”,
поэтому стремление к облику Сергия означает стремление к Высшей мудрости. О
Сергии с любовью и восхищением писали В.О.Ключевский, Е.Н.Трубецкой,
Н.М.Карамзин, П.А.Флоренский, В.Г.Распутин, Д.С.Лихачев и многие другие
представители передовой русской интеллигенции.
Святой Сергий был высоко
почитаем в семье Рерихов, которые видели в нем своего Учителя и всю жизнь
строили по его заветам. Елена Ивановна Рерих под псевдонимом Н.Яровская
написала прекрасный очерк “Преподобный Сергий Радонежский”. Многие картины
Николая Константиновича Рериха связаны с именем и образом Преподобного. “И мы
не боимся”, “Церковь Сергия”, “Святой Сергий”, “Сергиева пустынь”,
“Сергий-строитель”, “Часовня Святого Сергия на перепутье”, “Сам вышел”, “Мост
славы” - вот названия только некоторых из них. Именно Николай Рерих впервые
показал на своих полотнах Сергия не как канонического святого, а как труженика,
общинника, строителя русской духовной культуры.
“Одним из отличительных
признаков великого народа”, – говорил академик В.О.Ключевский в 1892 году, -
“служит его способность подниматься на ноги после падения. Как бы ни было тяжко
его унижение, но пробьет урочный час, он соберет свои растерянные нравственные
силы и воплотит их в одном великом человеке или в нескольких великих людях,
которые и выведут его на покинутую им, временно, прямую историческую дорогу.”
Именно таким человеком и стал Преподобный Сергий Радонежский.
История, предания и
старинные иконы сохранили для нас наиболее значимые этапы жизни Преподобного: с
самых ранних лет уcтремление к Высшему Миру, духовные подвиги в лесной глуши
Радонежских лесов и, наконец, основание Троице-Сергиевой Лавры. Примером
собственного труда вводил он основы общинножительства в разрозненной России,
формировал русский характер. Мы видим Сергия как объединителя Руси и
примирителя князей.
Величественен облик
Преподобного, взявшего на себя ответственность за будущую историю России.
Осенено Высшим светом явление Божией Матери Сергию. А сколько еще духовных и
общественных деяний Преподобного остались неизвестными нам!
Духовная деятельность Сергия
относится к тяжелому времени раздробленности Руси и нашествия монголо-татарских
завоевателей. Почувствовав неповторимость и важность исторического момента,
Преподобный благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву с полчищами
Мамая и предсказал князю победу. Сергий дал в помощь Дмитрию Донскому двух
своих иноков: Александра Пересвета (бывшего боярина Брянского) и Андрея Ослябю
(боярина Любецкого). Пересвет победил в поединке с татарским богатырем
Челубеем, но и сам сложил голову.
В течение всей битвы Сергий,
находясь в церкви, духовным взором наблюдал весь ход боя. Он сообщал братии о
битве, время от времени называя имена погибших воинов, тут же совершая
заупокойные молитвы о них. Наконец он возвестил о победе русских войск и воздал
со всей братией благодарение Богу. Велико было значение победы в Куликовской
битве. Она необычайно подняла дух русского народа. Русские люди, испытывавшие
ранее панический страх перед завоевателями, почувствовали себя победителями, ощутили
свое единство.
По-разному обращаются в
молитвах к Преподобному Сергию. Суть этих сердечных воззваний едина. Для
прошедших и будущих поколений Сергий стал воеводой земли русской, духовным
спутником и учителем жизни.
Обычно имя Преподобного
Сергия Радонежского по праву связывают с воздвигнутой Им Духовной твердыней
Руси - Троице - Сергиевой Лаврой. Почитая Сергия, вспоминают Радонеж -
местечко, где жил Преподобный и откуда направился на свершение духовных
подвигов. Известен Покровский женский монастырь в Хотьково, где покоятся мощи
родителей Преподобного - Кирилла и Марии. По традиции паломничество в Сергиеву
Лавру проходит именно через Хотьков монастырь. Эти три места, объединенные
именем Сергия, образуют как бы некий духовный треугольник
Далеко в стороне от этого
треугольника, в пригороде Ростова Великого Ярославской губернии находится
малоприметное местечко Варницы. О нем упоминают далеко не все туристические
путеводители. Варницы даже не нанесены на последнюю топографическую карту
Ярославской области. И все-таки это небольшое поселение имеет огромное значение
в духовной жизни и истории Руси. Именно здесь родился Преподобный Сергий
Радонежский.
По древнему преданию вотчина
родителей Сергия находилась в 4-х верстах от Ростова Великого по Ярославской дороге
со стороны Москвы. С тех пор город значительно вырос, и сейчас от Ростовского
железнодорожного вокзала до поселка Варницы можно добраться пешком. Сначала
следует направиться по московской автомобильной трассе вдоль железной дороги,
затем перейти через переезд. Совсем недавно у переезда появился указатель:
“Свято-Троицкий Варницкий монастырь. Родина Преподобного Сергия Радонежского”.
Сделав поворот, дорога уходит вправо, вдоль старого городского кладбища. Весь
путь занимает минут сорок ходьбы. И вот, наконец, мы в Варницах!
Не сразу, но постепенно
начинаешь осознавать, что места эти - святые. Здесь Преподобный Сергий родился.
Здесь прошли его детские годы. По этой земле он ходил. В Варницах, конечно, уже
невозможно найти постройки тех времен. Но легенды и предания сохранили память о
Сергии. В Варницах вам покажут старый колодец. Считается, что из него пили воду
будущий Подвижник земли русской и его родители. Рассказывают, что на территории
местного Свято-Троицкого Варницкого монастыря рос огромный древний дуб, и
именно под его ветвями состоялась известная встреча отрока Варфоломея с
удивительным старцем. Не так давно в память об этом событии установлен
православный крест. О почитании Сергия нашими предками многое могли бы
рассказать и остатки старых монастырских построек, чудом сохранившиеся в
Варницах. Возникает впечатление, что этот небольшой поселок, несмотря на
видимое запустение и отсутствие значительных архитектурных памятников - словно
храм под открытым небом.
Трудно сказать, как
называлась эта местность во времена Сергия в далеком 14 веке. Имеются
упоминания о том, что тут была некая весь, имя которой забылось в истории. Надо
полагать, название «Варницы» появилось позднее. Ростовская земля богата солью.
В 16 веке (по другим источникам в 15 в.) здесь начали ее добычу. Историки
упоминают о четырех солеварнях. Добыча соли в то время была доходным делом, и
ростовские варницы находились в ведении Большого Приказа царского двора.
Закрыты они были в конце 17 - начале 18 века ”по недостатку топлива для выварки
соли и за истощением соли в колодцах”. Солеварение продолжалось в поселке
Угодичи, находящемся на другом берегу озера Неро. Между тем, название Варницы
или Варницкая слобода осталось. Возникший в 15 веке на святой земле монастырь
также получил название Троице-Варницкого.
До сих пор в поле, поросшем
осокою, немного в стороне от поселка сохранился старый соляной колодец 18 века.
Рядом с колодцем также установлен памятный крест. Солоноватая вода в колодце
считается целебной, и паломники используют ее для омовений. Праздным туристам
местные монахи о колодце обычно не рассказывают и место, где он расположен, не
показывают.
В Варницах к памятной дате
600-летия со Дня преставления Преподобного Сергия установлена часовня,
выполненная по проекту архитектора А.Рыбникова. Неподалеку от часовни когда-то
располагался Троицкий собор, впоследствии полностью разрушенный. Сейчас от
собора сохранились лишь остатки фундамента. С недавнего времени Троицкий собор
начали восстанавливать.
Знаменательно, что
преставление святых отмечается в Православии как праздничная памятная дата.
Преставление – окончание земной жизни и возвращение святых на свою Небесную
Родину. В самом факте такого отношения к преставлению сохранилось восприятие
смерти как к переходу в иную, более высокую форму существования, в тот Высший
мир, из которого святые продолжают духовно помогать нам. Трогательно обращены
слова православной молитвы к Сергию: «Ты днесь предстоиши престолу Света
неприступнаго, и в нем, яко в зерцале, зриши вся наша нужды и прошения…»
Соль, содержащаяся в
Ростовской земле, дала название поселку Варницы. В Новом Завете людей духовных
Иисус Христос сравнивает с солью земли. Именно такой солью земли русской,
вернее, ее сутью, и стал Преподобный Сергий - Тот, кто духовно напитал русскую
историю на все последующие века.
“Творя память Преподобного
Сергия, мы проверяем самих себя, просматриваем свой нравственный запас,
завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем
его, пополняя произведенные в нем утраты...”, - писал академик В.О.Ключевский в
1892 году.
Традиционно наилучшим
жизнеописателем Преподобного считается его ученик Епифаний Премудрый. К
сожалению, рассказ Епифания дошел до нас с правками. Его свитки исчезли
бесследно, а «Житие Сергия» в первоначальном виде не сохранилось. После смерти
Епифания «Житие» было отредактировано другим писателем – Пахомием-Логофетом,
сербом по происхождению. Впрочем, и сам Епифаний включил в свой рассказ далеко
не все подробности из жизни великого подвижника. Кто знает, может быть, на
кусочках бересты и пергамента, которые использовал Епифаний для записей,
остались очень важные заметки о жизни Сергия. Именно эти записи помогли бы нам
еще глубже почувствовать красоту и величие этого духа.
Благодаря трудам Епифания,
до нас дошло довольно подробное повествование об удивительных событиях в жизни
Сергия. Часть из них происходила именно здесь, на месте современных Варниц.
Преподобный Сергий родился в 1314 году в семье ростовских бояр Кирилла
и Марии. Днем его рождения принято считать 3 мая (по старому стилю). Рождению
Преподобного предшествовали многие чудесные события. 11 июня в день его
крещения Православная церковь отмечала память апостола Варфоломея. Сообразно
этому событию младенцу и было дано имя Варфоломей, что означает “сын радости”.
Он был вторым ребенком в
семье. Когда пришло время учиться, Варфоломей вместе со старшим братом Стефаном
и младшим Петром был отдан в школу. Тогда детей учили грамоте по священным
книгам и житиям святых. Надо полагать, все это находило глубокое созвучие в
юной душе отрока. Но вот беда: мальчику никак не давались премудрости учения.
До тех пор, пока не случилась в его жизни удивительная встреча.
Елена Ивановна Рерих в своем
очерке “Преподобный Сергий Радонежский” так описывает это событие:
“... Однажды отец послал
Варфоломея разыскать коней в поле. Мальчик во время поисков своих вышел на
поляну и увидел под дубом “старца-схимника, погруженного как бы в молитвенное
созерцание”. Варфоломей приблизился и молча стал в ожидании, когда старец
заметит его. И вот старец обратился ласково к отроку, спросив: “Что тебе надо,
чадо, от меня?” И Варфоломей, земно поклонившись, с глубоким душевным
волнением, сквозь слезы, поведал ему свое горе и просил старца молиться, чтобы
Бог помог ему одолеть грамоту. И под тем же дубом старец стал на молитву и
рядом с ним Варфоломей. Окончив, чудный старец вынул из-за пазухи ковчежец и
взял из него частицу просфоры, благословил и велел ему съесть, сказав: “сие
дается тебе в знамение Благодати Божией и уразумения Святого Писания, не скорби
более, чадо мое, о грамоте, ибо отныне даст тебе Господь разум в учении”.
Сказав это, старец хотел удалиться, но благородный Варфоломей молил его
посетить дом его родителей. С честью приняли странника благочестивые Кирилл и
Мария. За трапезой родители Варфоломея рассказали многие знамения,
сопровождавшие рождение сына их, и старец пояснил им, что сыну их “надлежит
сделаться обителью Пресвятой Троицы, дабы многих привести вслед себе к
уразумению Божественных Заповедей”. После этих пророческих слов чудный старец
удалился...”
По некоторым легендам старец
передал юному отроку чудесный камень, который повелел зарыть в определенном
месте.
Жизнеописатели Сергия
считают, что в образе старца юному Варфоломею явился ангел. Слово “ангел” в
переводе с греческого означает “вестник”. Следовательно, именно при встрече со
старцем юный отрок получил первую весть Высшего мира. В земной жизни Варфоломея
просиял первый луч Духовного Света. Пройдут годы, и Мир Высший полноправно
войдет в жизнь Преподобного. Но начало всему было положено именно здесь, в
Варницах.
Около 1330 года боярин
Кирилл вместе со своей семьей, будучи полностью разорен татарскими набегами и
алчностью великокняжеских московских воевод, оставляет Ростовские пределы и
перебирается на новое место жительства - в Радонеж. Казалось, юный Варфоломей
навсегда покидает родные края. Со временем в его душе все сильнее и призывнее
зазвучит зов Высшего мира. 7 октября 1337 года Варфоломей примет монашеский
постриг с именем Сергий. Впоследствии люди начнут называть его Сергий
Радонежский. Многие так и будут считать, что родился он именно в Радонеже. Но
родные ростовские места останутся в памяти Сергия, и через много лет ему
суждено будет вернуться к ним.
Уже после того, как Сергий
становится игуменом, он дважды путешествует в Ростов “на богомолье к ростовским
чудотворцам” в 1358 и в 1363 годах. В обоих случаях Сергий ставит основной
целью своего путешествия примирение ростовского князя с великим князем
московским. Историки и жизнеописатели Сергия отмечают огромное значение такой
его общественно-государственной и духовной деятельности во имя единства Руси. В
некоторых книгах Преподобного называют “умиротворителем князей”.
Будучи в 1363 году в
Ростове, Сергий указывает своему племяннику и верному ученику Федору место для
строительства Борисоглебского монастыря. Дорога на поселок Борисоглебский
проходит как раз недалеко от Варниц. Вероятно, Преподобный все-таки посетил
места, где прошло его детство, и где ему явился чудный старец. Много лет спустя
в память о посещении Сергием родных мест в Троицком храме Свято-Варницкого
монастыря был устроен Сергиевский придел.
Наши предки свято хранили
память о Преподобном Сергии. Свято-Троицкий Варницкий монастырь в его честь был
основан в 1427 году. До 1725 года это был мужской монастырь, затем некоторое
время - женский, а с 1731 года - вновь мужской.
Сохранились рисунки, на
которых изображен монастырь в начале века. На рисунках можно рассмотреть
Троицкий собор, Введенский храм, колокольни, трапезный и братский корпуса,
монастырскую ограду со святыми воротами и четырьмя угловыми башнями. Около
монастыря протекает река Ишня, по которой на лодке едут монахи...
Что же осталось от монастыря
сейчас? К сожалению, совсем немногое. Если мы посмотрим на рисунок художника,
изобразившего монастырь до разрушения, то с большим трудом сможем сравнить его
с современной действительностью. В 20-30-е годы нашего века монастырь был
практически разрушен. Троицкий собор, поставленный недалеко от места рождения
Преподобного, взорвали. Река Ишня с той поры поменяла русло и очень сильно
заросла камышом.
К настоящему времени
сохранился Введенский храм 19 века. Местные власти не слишком обременяли себя
заботой о духовной истории Руси. Еще совсем недавно в храме был расположен
инкубатор. Чудом уцелели двухэтажные Настоятельский и Братский корпуса. В
здании бывшей церковно-приходской школы первый этаж занимает сейчас контора
лесхоза. Монастырская гостиница представляет собой старый заколоченный дом, в
котором давно уже никто не живет.
В лучшем состоянии находится
Воскресенско-Никольский храм (19 век) в комплексе с Усыпальницей Преподобного
Паисия. На внешней стене храма изображен Святитель Николай. Немного неожиданным
для православного храма может показаться второе изображение - Святого Климента,
Папы Римского. Впрочем, все объясняется просто. Раскол христианской церкви на
западную и восточную ветви произошел в 1054 году. Поэтому все святые до этой
даты (в том числе и папа Римский Климент) почитаются в Православии. Теперь эти
два образа напоминают нам о былом единстве христиан. Символично, что этот храм
находится на Сергиевой земле.
Немногие знают, что в
Воскресенско-Никольском храме находится святыня - икона с частицей мощей
Преподобного Сергия - пожертвование Троице-Сергиевой Лавры. Мощи помещены в
маленькую круглую прозрачную капсулу. Справа от иконы Преподобного расположена
большая икона Божией Матери, слева - икона родителей Сергия - Преподобных
Кирилла и Марии.
В храме есть еще одна икона
с изображением Сергия. Левая рука Святого лежит на сердце. В правой - свиток,
на котором начертано: “Внимайте себе, братие, всех молю: прежде имейте страх
Божий, чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную”.
В одной из рукописей XVII
века, принадлежавших новгородской Софийской библиотеке, а затем переданной в
библиотеку Санкт-Петербургской Духовной академии, текст Сергиева поучения
приведен полностью:
“Внимайте себе, братие, всех
молю: прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и любовь нелицемерную; к сим
и страннолюбие, и смирение с покорением, пост и молитву. Пища и питие в меру;
чести и славы не любите, паче же всего бойтеся и поминайте час смертный и
второе пришествие”.
Трудно сказать,
действительно ли приведенные слова записаны самим Преподобным Сергием или
переданы его учениками. Тем не менее, этот текст в сокращенном виде встречается
на многих иконах. Обычно он изображается начертанным на свитке, который
находится в руке Преподобного.
Монашеская община, которая
занимается возрождением Свято-Троицкого Варницкого монастыря, совсем невелика и
составляет около 12 человек вместе с рабочими. Складывается впечатление, что
восстановить монастырь им просто не под силу. Но братья верны трудовым заветам
Сергия, не опускают руки и не отчаиваются.
Судя по историческим
сведениям, монастырю была чужда роскошь. “Монастырь этот очень беден и вообще
нуждается в поддержке. До начала 18 века он находил ее, получая средства
частично от Троице-Сергиевой Лавры, а частично от многочисленных богомольцев и
почитателей Преподобного Сергия, - читаем мы у известного ростовского историка
и краеведа прошлого века А.А.Титова, - ныне поклонники мало посещают место его
родины, и обитель, к сожалению, во многом терпит недостаток”.
Эти же самые слова еще более
актуальны и в наше время, то есть более ста лет спустя. Разница лишь в том, что
сейчас монастырю помощь нужна даже больше, чем раньше.
Всю жизнь посвятил Сергий
Радонежский борьбе против “ненавистной розни мира сего”. Не это ли более всего
нужно нам и сегодня, на пороге 21 века ? Восстановление монастыря могло бы
стать долгом нашей памяти. Кроме того, именно здесь можно было бы создать
Музей, посвященный Сергию.
“Святой Сергий - Строитель
Русской Духовной Культуры.
Каждое упоминание этого
священного имени повелительно зовет нас к непрестанному светлому труду, к
самоотверженному созиданию и делает из Святого Сергия, поистине, Преподобного
для всех веков и народов. Повторяю, для всех веков и народов, ибо культура духа
стоит над всеми границами. И нет такой религии, и нет такого учения, носитель
которого не преклонился бы перед образом Преподобного...”, - писал Николай
Константинович Рерих в 1931 году.
Этим строкам созвучат слова
из “Акафиста Преподобному отцу нашему Сергию, игумену Радонежскому,
Чудотворцу”: “Радуйся, не точию России, но и всей вселенней прославленный...”
Монастыри, основанные самим
Сергием и его учениками, более точно можно было бы назвать не только
религиозными, но и трудовыми общинами, где выковывался дух русского народа.
Сколько таких духовных магнитов, связанных с именем и памятью Преподобного
Сергия, находится на Руси! До сих пор эти места притягивают людей, стремящихся
к Высшему смыслу жизни. Один из таких магнитов - Варницы. Этот небольшой
поселок является своеобразным российским Вифлеемом. И побывать здесь хотя бы
однажды, наверное, следует каждому, кому дороги история и будущее России!
Примечание:
Православная церковь
совершает память Преподобного Сергия 25 сентября (представление Преподобного
Сергия в 1392 году) и 5 июля (обретение честных мощей Преподобного Сергия в
1422 году). Все даты приведены по старому стилю.