Чесноков П.В.
Приглашение на проповедь
(Есть ли предтеча у
Антихриста?)
О лекциях диакона
А.Кураева,
проходивших в
Донецком медицинском университете
15-17 апреля 2002
года.
Уже не раз в нашем городе проходили лекции
богослова и философа диакона Андрея Кураева. Правда, Донецкий национальный
университет, где ранее проходили подобные лекции, на этот раз отказал в
помещении. Диакону Кураеву отказывали не только отдельные организации, но и
целые города и даже области. Чтение таких лекций запрещено в Санкт-Петербурге
и Калужской области. В Оптиной пустыни, в Славяногорском монастыре запрещена
продажа книг Кураева. Это далеко не полный список. Что же послужило
причиной для подобной реакции? У нас было три дня встреч с проповедником из
Москвы в залах Донецкого медицинского университета, чтобы попытаться ответить
на этот вопрос.
Знаменательным было уже название
первой лекции: «Мир церковных запретов». Почти сразу стало ясно, что тема внутрицерковных
запретов была лишь ширмой для провозглашения запретов более глобальных.
Кто имел несчастье быть на лекциях, смогли убедиться, что заснуть от скуки или
прятать в смущении набежавшую слезу от
нахлынувшего религиозного чувства никому не придётся. Воистину, не
мир, но меч, накал страстей и эмоций. Никому после лекции не удалось уйти с
миром в душе. Каждому присутствующему пришлось испить чашу яда, горечи,
внутреннего разлада и опустошения. Тут нет ничего удивительного, ведь
Кураеву долг миссионера виделся в том, чтобы «кидать камни в болото и
вызывать круги». Сомневаться не пришлось в том, что камней за пазухой у
миссионера-проповедника хватает.
Кто не смог угнаться за полётом
мысли проповедника, имел возможность
наблюдать за стилем работы «мастера». Поражало его умение приводить аудиторию
к общему знаменателю. Люди в зале - самые разные, каждый имеет свою психологическую
защиту – способность к критическому анализу, своеобразный фильтр. Как преодолеть
эти естественные психологические барьеры? Можно пойти по пути уважительного,
доброжелательного отношения к аудитории и надеяться, что сердца людей
откроются для восприятия. Но такой подход
для дьякона оказался неприемлем
изначально. Какое уважение может вызвать болото? Тут нужна специальная
техника. Аудитории задаётся риторический вопрос: «Все ли каноны Иисуса Христа
следует исполнять?» Выдерживается небольшая пауза, во время которой люди
успевают подумать: «Конечно же». Сам же «мастер» дает противоположный ответ:
«Нет!». Далее это будет прокомментировано и даже продемонстрировано на собственном
примере. Но в зале наступает гробовая тишина, которая свидетельствует о
попадании в самое яблочко: люди оказываются в замешательстве, в шоке,
защитные свойства психики парализованы, «фильтр» снят, дорога к сознанию открыта.
Теперь можно говорить вообще всё, что угодно – парализованное сознание должно
принимать всё за чистую монету. В уме возникают не менее шокирующие вопросы:
что же это такое – лекция православного проповедника или сеанс массового
гипноза c применением техник нейролингвистического программирования сознания?
Где можно оказаться после такой лекции – в стаде христовом или в психлечебнице?
Разве использование таких методов не является насилием над личностью?
Или другой пример. Задаются заранее
подготовленные вопросы, на которые никто не знает ответа. Для эрудита и
знатока традиций это не сложно. Затянувшееся молчание или неудачные ответы
комментируются безобидным: «Эх, вы!», и механизм заниженной самооценки приведён
в действие. Людям дают понять, что «их номер шестнадцатый». Безмолвную реакцию
зала нетрудно просчитать: «Какие мы всё-таки непроходимые неучи и тупицы». Кто
попался на эту удочку, безропотно внимают, что «Л.Н.Толстой был старым
моралистом», Иисусова молитва «Отче наш» – «сухое перечисление
нужд», русский философ Серебряного века Бердяев – «простой
журналист», украинский философ Григорий Сковорода – «неизвестно
кто такой, разобраться ещё надо», «все остальные – еретики» и прочие перлы богословия и «высокой»
философской мысли. Прямым оскорблением и унижением это не назовёшь. Но как
по-иезуитски изощрённо люди подводятся к самоумалению, потере элементарного человеческого
достоинства, как ловко загоняются в раболепно-послушное стадо. С какой готовностью
организаторами встреч были выражены верноподданнические чувства. На пожелание
Кураева принести его любимые конфеты «Стрела» было доставлено несколько
коробок. Знаменательно, что об этом пристрастии люди узнали на лекции, посвящённой
аскетизму и во время Великого Поста.
Вот только «мастер» что-то
недоработал, недоделал. Вопросы всё-таки возникали и задавались. Некоторые
вопросы даже удостаивались высокой оценки православного проповедника, вроде: «Этот вопрос задал
подлый человек». У Кураева, очевидно, особое пристрастие к
канону «не судите, да не судимы будете». Или публичное оскорбление нынче в каноне?
Лектор выступил ярым защитником
ортодоксальных православных традиций. Радует, что знакомство с критикой
известного публициста-культуролога, глубоко верующего человека – Ксении Мяло
не прошло для Кураева бесследно. Удивляет другое. Почему статус православной
церкви непременно должен повышаться за счёт унижения и оскорбления всех остальных?
Человеку, реализующему своё конституционное право на свободу совести и вероисповедания,
больно слышать в свой адрес уничижительное «еретик». Это наносит удар по чести
и достоинству и причиняет страдания душе. Как ни странно, она есть у всех. И в
эту душу ткнули своим «стремительным домкратом» и давят: не достоин спасения,
еретик, предатель и пр. Так Кураев раскалывает души людей изнутри и напрасно
уходит от вопроса из аудитории, почему его считают раскольником. Ему и
невдомек, что раскольник не тот, кто нарушает церковные догматы и устои, а
тот, кто вносит раскол в души людей. И что человек, который топчется по душам
других, не в состоянии посеять трепетного отношения к вере и православной
церкви. Проповедник, не гнушающийся работать на публику, как шоумэн, развлекать
её анекдотами, опускаться до публичных оскорблений, по-прежнему безнадежно далек
от традиций и устоев православной церкви.
Продемонстрированными во всей красе
эрудицией и энциклопедическими знаниями аудитории ясно дали понять, кто тут
начальник, а кто «подчинённый». Известно, что эрудированность необязательно
является спутницей духовности, но часто ущемляет её. Мрачная инквизиторская
процедура выравнивания всех по шаблону маскируется под благородный пафос
борьбы за чистоту православных традиций. Для надёжности «героический пыл» приправляется
каноном «не будьте тепло-хладными». И в том же «праведном негодовании» у аудитории
спрашивается: «Какая
может быть свобода совести? Бред какой-то». Следовательно,
конституцию - переделать. Всех - в одну шеренгу и всем - по одной извилине.
Проповедник своими анекдотами и
глумлением над «всеми остальными еретиками» спровоцировал у
«нееретиков» далеко не возвышенные религиозные чувства, но мирские и самые низменные
– издевательский смех, ложное возвышение за счет унижения других. Разве это не
искушение, ввергающее души в адов огонь низменных чувств, не искажение представлений
об истинных духовных ценностях православия? Настоящий ортодокс назвал бы
подобные деяния ересью и расколом.
Любопытную историю аудитория узнала
о юношеских забавах Кураева. Семинаристская игра «найди еретика» «надежды
юношей питала». Правила игры несложные. При известной доле юношеского
нигилизма, сдобренного цинизмом и пошлостью, доказательства отступничества
от истинной веры легко сфабриковывались. Новоиспеченные «еретики» из отцов
церкви шли как с конвейера. Судя по всему, Кураев увлёкся этой игрой и самозабвенно
играет в неё до сих пор. Безобидная игра? Но так ли уж она безобидна, если
аудитория оказывается в атмосфере средневекового религиозного фанатизма,
узкого сектантского мышления с едким запахом костров инквизиции. Современной
науке известна зараза не только физическая. Достаточно вспомнить, как называлась
одна из социальных эпидемий XX века – коричневая чума. Ещё В.М. Бехтерев, в
своё время, писал, что «…психический микроб в известных случаях оказывается не
менее губительным, нежели физический микроб…» (Общая психотерапия: Уч. пособие,
Мн. Высш. шк. 1997г.) Если учесть, что Кураев пишет книги, издаваемые немалыми
тиражами, то вред инфицирования микробами нетерпимости, агрессивности,
предвзятости и глумления над мировыми культурными ценностями сложно
предопределить. Неслучайно книги Кураева запрещены к продаже в Славяногорском
монастыре. На вопрос аудитории: «Почему?», – вразумительного ответа не последовало.
Слова:
«Это их проблемы», - ничего не объясняли.
На второй день лекций была сделана
попытка проповедовать возвышенные понятия и принципы. Только все возвышенные
понятия самим же Кураевым были низвергнуты в пропасть, расколоты неуёмным
стремлением возвыситься за счёт унижения других. Когда речь шла о постной
пище, мимоходом был осмеян Аристотель. Опыт православной традиции контроля
за недостойными мыслями соседствовал с уничижительной оценкой такого же
опыта в буддизме. Вопрос о контроле
сексуальной энергии был в паре с осмеянием одного из Далай Лам Тибета. Когда
говорилось о высоких нравственных идеалах в супружеской жизни, был брошен
камень в личную жизнь Иоанна Кронштадтского. Любые возвышенные понятия с лёгкостью
густо оттенялись ядом уничижения и осуждения. Как не пытался Кураев добросовестно
сыграть роль борца за чистоту и высокие идеалы православия, от себя уйти не удалось.
Из всех щелей сквозило патологической ненавистью к инакомыслию, нетерпимостью,
осуждением, осмеянием и изысканным издевательством над всем, что по каким-то
причинам не могло вместиться в «светлой» голове философа-богослова. Зачем утруждать
себя вмещением такого понятия, как общечеловеческие культурные ценности,
находящие своё выражение в самых разнообразных формах и многонациональных
одеждах. Проще поделить весь мир на еретиков и нееретиков. Абсурд? Да. Но
такая позиция открывает простор для объявления вне закона всех без разбора,
по каким-либо причинам не вписавшихся в прокрустово ложе предлагаемого
деления мира.
К сожалению, позиция не нова. Этим
принципом был пропитан фашизм с его концлагерями и физическим уничтожением
«неарийцев» или «не истинных арийцев» («еретиков» по Кураеву). Этим же
принципом была напитана и идея дальнейшего ужесточения классовой борьбы на
пути строительства развитого социализма. Тогда был провозглашён лозунг –
«кто не с нами – тот против нас». Всех неугодных тоталитарному режиму объявили
«врагами народа» (по сути, теми же еретиками). Эта инквизиторская идея
выкосила духовный и интеллектуальный цвет нации в годы сталинских репрессий.
Уже до боли знакомый принцип нарядился в другие одежды. Может, посмотрим со
стороны, что из этого получится? В Санкт-Петербурге не стали дожидаться
«пышного цветения». Диакону Кураеву туда дорога заказана.
Аналогия со сталинскими репрессиями
пришла не случайно. У Кураева есть книга «Сатанизм для интеллигенции». В своё
время, неугодную «прослойку» общества (так окрестили интеллигенцию
идеологи «вечно-живого учения»),
уничтожали физически, заселяли ими концлагеря Гулага, на их костях
воздвигали «беломор-каналы». Для того, чтобы уничтожить неугодную «прослойку»,
измышлялись жутчайшие, нелепейшие процессы о врачах-отравителях,
инженерах-вредителях и прочих «врагах народа». До каких только гнусностей не
опускались «ягоды», «берии» и им подобные, чтобы выслужиться перед «хозяином».
Но даже эти «столпы» человеконенавистничества не додумались обрядить интеллигенцию
в сатанистов. Кураеву есть, чем гордиться, тут он превзошёл своих идейных
вдохновителей по степени дикости и несуразности выдвигаемых обвинений.
Что же, мы так и будем обманываться
«овечьими одеждами» лжепророка? Подобострастно слушать того, кто самым
наглым, бессовестным образом ратует за скорейший приход Антихриста –
«хозяина» мира сего, лицемерно оправдывая своё нетерпение последующим приходом
Иисуса Христа. То, что Кураев не ощущает сердечности Иисусовой молитвы «Отче
наш», все убедились. «Сухая и рациональная молитва, вежливое перечисление
нужд. А что тут такого? Христос не был певцом и музыкантом».
Облик Иисуса Христа явно не вызывает у Кураева восторга и даже элементарного
почтения. Делать заказ на конфеты, («приносите завтра конфеты «Стрела»),
в дни Великого поста не иначе как издевательством и кощунственным глумлением
над Великой жертвой Христа не назовёшь.
Истинные православные верующие получили жесточайший удар по своей
святыне, хранимой в сердце.
Отдельно следует сказать о значении
Иисусовой молитвы «Отче наш». Глубокого анализа делать не будем, но несколько
слов в защиту этой молитвы сказать необходимо. Тот, кто от чистого сердца
произносит слова «Отче наш», одновременно признаёт себя сыном Отца Небесного.
Нельзя обращаться к кому-то «Отец наш», не признавая себя сыном этого отца. Эти
слова являются сокровенным ключом на пути единения с Богом. Кураев же, принижая
молитву до своего плоского видения только перечисления нужд, своим слушателям
и читателям перечёркивает путь единения с Богом. Обратимся к общему, всем
доступному символизму креста. Основными графическими составляющими
являются вертикальная и горизонтальная линии, пересекающиеся под прямым
углом. Горизонтальная, более короткая линия символизирует земной план. Вертикальная
значительно длинней и характеризует глубину и высоту, линию единения с Царством
небесным – духовный план. Это очень ответственная, важная линия. В православном
символизме она усилена наклонной линией, указующей что по этой линии можно направляться
как вверх – в Царство Отца Небесного, так и вниз – в ад. Разрешение этой
дилеммы зависит от нашего выбора именно в духовном плане (вертикальная линия).
Когда Кураев напрочь удаляет глубинный духовный смысл молитвы Иисуса Христа, он
удаляет из христианского креста вертикальную линию и вместо нательного креста
должен носить плоскую горизонтальную планочку. А это уже что угодно, только не
«Пречестный и Животворящий Кресте Господень». Достаточно вспомнить, кто
искушал Иисуса Христа в пустыне и что предлагал в случае отказа от духовной
линии – славу, богатство, земные царства – сплошь земной план, сплошь плоская
горизонтальная планочка. Трактовка «профессора-богослова» не просто невежественная,
но явно антихристианская.
Вспомним, что Кураев поставил под
сомнение выполнение канонов Иисуса Христа (15 апреля). В качестве примера был
приведён канон «не имейте двух одежд», который Кураев истолковывал буквально,
демонстрируя при этом свой гардероб. Всем известно, что притчи имеют глубинный смысл и многогранный
характер. Приведём здесь лишь одну такую грань. Одежды – это личины, под
которыми люди часто маскируют свои
истинные намерения. Не имейте двух одежд, значит: не имейте двух личин,
другими словами, не будьте двуличными, лицемерными. Мало того, что Кураев
расписывается в своём плоском мышлении, такое же мышление приписывает и Иисусу
Христу. К тому же, Кураев даёт право таким же недалеким и безответственным
людям не исполнять каноны Иисуса Христа или исполнять их выборочно: хочу
ворую – хочу не ворую, хочу лжесвидетельствую – хочу не лжесвидетельствую,
хочу убиваю – хочу не убиваю. Явные враги Христа не смогли бы нанести большего
вреда православию, чем тот, кто скрывает свою сущность под несколькими одеждами.
На третий день лекций, когда речь
пошла о «хозяине мира сего», дьякон заметно преобразился. Сразу появилось и
вдохновение, и пыл, и блеск в глазах. Ярой пропагандой пришествия Антихриста
Кураев вводит это событие в разряд обычных, которые не должны вызывать ни у
кого возмущения, протеста и сопротивления. Скорее радость и восторг. Бдительность
и активная жизненная позиция людей усыпляется изощрённой уловкой: чем быстрей
наступит царство Антихриста, тем быстрей придёт Спаситель. Всем известно,
что у Иисуса Христа был предтеча – Иоанн Креститель. Слушая, с каким знанием
предмета Кураев расписывает ужасы Апокалипсиса, убеждаешься, что у Антихриста
тоже есть свои «предтечи».
То, что Кураев шагу не может
ступить, чтобы не умалить, не опорочить имя Христа, «имеющие глаза»,
«имеющие уши» увидели и услышали. Развязная манера общения, грубые, пошлые
фразочки, типа: «Где
Маша? Молится, наверное, зараза»,– явно не согласовываются
с саном православного проповедника. Но зачем же порочить имя своего земного
покровителя? На третий день лекций (17 апреля) Кураев публично заявил, что в
своей книге «Сатанизм для интеллигенции» он ошибался. В этой книге им было
провозглашено «не всемирно-историческое торжество Евангелия, но
всемирное же владычество Антихриста» («Сатанизм», Т. 1, стр.364).
Якобы об этом говорится в откровении от Иоанна – Апокалипсисе. Но в откровении
сказано, и в этом публично пришлось признаться Кураеву, о временной
победе кумира диакона. И эта ложь, вернее лжесвидетельство профессора (?!) и
богослова (?!), разошлась многотысячными тиражами под официальным благословением
(на первых страницах издания) земного иерарха и высокого покровителя диакона.
Что же получается, отца Андрея благословили на лжесвидетельство? Самурай,
на месте Кураева, уже сделал бы себе харакири. За подобные «ошибки»,
наносящие ущерб чести и достоинству высшего покровителя, благородные люди
стрелялись. «Герой нашего романа» ничего даже не заметил – как с гуся вода.
«Скучно жить на этом свете, господа», –
сказал Гоголь. Уже давно не скучно, а стыдно, мучительно стыдно. Быть
профессором-богословом и не знать Апокалипсиса – вопиющий скандал. Ставить
под удар высокую репутацию благословившего на сей «труд» – несмываемый позор.
Особое внимание следует уделить
миссионерской деятельности Кураева. Ответ на вопрос из аудитории показал, что
суть такой деятельности ему видится в метании камней в болото, чтобы круги шли
в сознании. Совершенно бесспорно и очевидно, что основой, стержнем православия
является центральная фигура Спасителя. И долг любого православного
проповедника заключается в том, чтобы всячески укреплять эту основу, этот
стержень православной веры, а не публично заявлять о выборочном исполнении
канонов Иисуса Христа, о сухости и рациональности единственной молитвы, оставленной
нам нашим Спасителем. За три дня лекций об Иисусе Христе кроме этих пасквилей
ничего сказано не было. Такая проповедь разрушает саму основу православия.
Вполне законно возникает вопрос: а в душе самого отца Андрея есть ли место
Иисусу Христу? Когда в душе человека безграничная любовь, например, к морю – результатом
такой любви являются прекрасные картины Айвазовского. Результатом возвышенной
любви к своей возлюбленной являются бессмертные строки Петрарки о Лауре. Кто
же находится в душе Кураева, если в результате мы имеем лживые строки в книге
“Сатанизм для интеллигенции” о «всемирном же владычестве Антихриста»
и вдохновенную тираду в третий день лекций с жуткими натуралистическими подробностями
(хоть сценарий пиши для фильма-ужаса) о пришествии «князя мира сего». Откуда
черпает отец Андрей свое антихристианское вдохновение? Вопрос можно было бы
оставить открытым, если бы сама церковь не дала подобным явлениям оценку в
определении Архиерейского Собора РПЦ от 2 декабря 1994 года: «Господь
сулил нам жить во времена, когда «много лжепророков появилось в мире» (1 Ин.
4,1), которые приходят к нам «в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные»
(Мф. 7,15).
В сентябре 2002 года нам обещана
следующая встреча с «всемирно-известным богословом и философом». Будет
предложена очередная вредоносная порция психического яда в привезённой литературе.
Хочется пригласить на лекции профессиональных психиатров, которые смогли бы
дать квалифицированную оценку
применяемым в работе с аудиторией методам воздействия на сознание и
психику людей. Насколько эти методы соотносятся с гуманностью и соблюдением
прав человека. Также приглашаются юристы в области конституционного права.
Полагаю, они не будут разочарованы отсутствием фактов посягательства на
конституционное право граждан на свободу совести и вероисповедания.
Любителям истории интересно будет ощутить инквизиторский дух средневековья,
фашисткой Германии и сталинских репрессий. Надеюсь, что всё-таки найдутся православные священники и в
Донецке, которые укажут на злостную профанацию Кураевым религиозного чувства,
как такового и на непоправимый вред, наносимый не только имени Иисуса Христа,
но чести и достоинству Его Святейшества Патриарха Всея Руси Алексия II и в его
лице всей Русской православной церкви. Тогда, возможно, всем, в том числе и
организаторам этих встреч, станет ясно, стоит ли продолжать эту «добрую» традицию.
г.
Донецк.
Апрель
– май, 2002 г.
________________________
В качестве послесловия приведем
несколько цитат из работ разных авторов, посвященных этой же проблемной теме:
«Примером
некорректности, а стало быть, недопустимой для православного богослова полемики,
может служить статья диакона Кураева <…> В противном случае по одной
подобной оплошности можно было бы утверждать, что все диаконы РПЦ пишут
ненаучно, используют приемы дурного журнализма для нагнетения ужаса».
Протоирей
Владимир Федоров, ректор Русского Христианского гуманитарного института.
«О феномене Кураева, его беспардонности, циничности и
лживости кто только не писал. Пишут академики, священники, православные
публицисты, деятели науки и культуры. За всю историю Церкви не было еще
подобного примера, чтобы так безнаказанно «низший церковный чин» мог оплевывать
известных деятелей культуры, науки, провоцируя противостояние Патриархии с
культурой и наукой, восстанавливать против Православия своею хулою не только многие
новые религии и новые духовные движения, но даже традиционные религии,
исповедываемые тысячелетиями и утвердившиеся среди многих народов на огромных
пространствах».
Владимиров
А. «В поисках Православия. Современники». – М.: Беловодье, 2000, с.226-227.
«Сатанизм для
интеллигенции» <…> не только рассадник невежества, но и источник
негативных чувств по отношению к инакомыслящим, пример нехристианской озлобленности
и стремления найти, наконец, снова врага для «подвижнического» уничтожения его,
как это было в не столь далёкие времена. И то, что эта книга лживая и
клеветническая, не удивительно, ибо поиск врага там, где его нет, приводит к
использованию подобных средств…»
«…И
становится просто стыдно, что обскурантист, мракобес и невежда Кураев получил
возможность печатать свою «продукцию» многотысячными тиражами. И это в конце XX и XXI веке!»
Л.В.
Шапошникова, генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха, академик РАЕН.
«Подвижничество
диакона Кураева».