Страна
Культуры Николая Рериха
«Целый новый мир! Да, он
существует, этот прекрасный мир, эта держава Рериха, коей он единственный царь
и повелитель. Не занесенный ни на какие
карты, он действителен и существует не менее, чем Орловская губерния или королевство
Испанское. И туда можно ездить, как ездят люди за границу, чтобы потом долго
рассказывать о его богатстве и особенной красоте, о его людях, о его страхах,
радостях и страданиях, о небесах, облаках и молитвах... И еще одно важнейшее
можно сказать о мире Рериха - это мир правды. Как имя этой правды, я не знаю -
да и кто знает имя правды? - но ее присутствие неизменно волнует и озаряет
мысли особым, странным светом».
Л.Андреев, писатель.
«Были несправедливые наветы
и злошептания, но разве эти факелы дикарей не сопровождают каждого выдающегося
деятеля? Достаточно вспомнить, через какие тернии пришлось пробиваться
творчеству Корина и Фаворского, Кончаловского и Машкова, Павла Кузнецова и
Лентулова», - писал в свое время Н.К.Рерих. Эти слова можно отнести и к самому
Николаю Константиновичу. «Факелы дикарей» сопровождают его творчество до сих
пор. Вокруг имени и наследия Рерихов всегда существовало множество мифов,
домыслов, а то и прямой клеветы. Как ни странно, подобное явление имеет место и
сейчас, в начале 21 века, когда в Москве создан и успешно работает
Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха, опубликованы многие труды семьи
Рерихов, открыты неизвестные ранее архивные документы, и благодаря стараниям
ученых–рериховедов мы узнаем все больше подробностей жизни и творчества этой
выдающейся русской семьи.
В последнее время по России
вновь прокатилась волна недоброжелательства в адрес семьи Рерихов. Ряд газет, в
том числе «Ярославские епархиальные ведомости», не погнушались опубликовать на
своих страницах очередную порцию клеветы на человека, который пламенно любил
Россию, очень многое сделал для русской культуры и примером всей своей жизни
заслужил иного отношения. Самое удивительное, что авторы подобных статей
совершенно не знакомы ни с биографией семьи Рерихов, ни с их научными и
философскими трудами, а все свои умозаключения строят на вырванных из контекста
отдельных цитатах и обрывках фраз. Как говорил Гете: «Нет ничего страшнее
деятельного невежества».
Впрочем, великие люди всегда
служили зеркалом для тех, кто о них пишет. И во всех этих клеветнических
статьях ярко отразились отнюдь не факты биографии великого художника и
философа, а особенности внутреннего мира их авторов.
Кто же такой Николай
Константинович Рерих? Современники сравнивали его с Леонардо да Винчи –
настолько многогранен он был в своих творческих проявлениях. Его художественное
наследие огромно - около 7000 полотен, каждое из которых является произведением
искусства. Кроме этого он оставил нам богатое литературное и научное наследие,
уже издано около 30-ти его
научно-философских трудов.
Яркая жизнь Рериха похожа на
легенду. Начав свой путь в России, пройдя Европу и Америку, он окончил его в
Азии. В 1925-1928 гг. Н.К.Рерих осуществил знаменитую Центрально-Азиатскую экспедицию,
в ходе которой были обследованы малодоступные области Центральной Азии и
Гималаев. Постижение Рерихами мудрости Востока происходило именно на твердой
основе российской культуры, в которой Православие играло важную роль. Вероятно,
именно поэтому в книгах Рериха в такой гармоничной полноте осуществлен синтез
восточной и западной культуры.
Вся его жизнь была посвящена
служению Культуре. «В какой стране предпочитаете жить? – Конечно, в стране Культуры. Ваши
лучшие помыслы чему вы принесете? – Культуре. Чем вы обновите ваше сознание? –
Победным светом культуры», - напишет Николай Константинович в очерке
«Обществу Славянской Культуры».
Прекрасная общественная
деятельность всей семьи Рерихов завершилась созданием Лиги защиты Культуры и
поднятием Знамени Мира – защитного символа культуры. 15 апреля 1935 года в
кабинете президента Рузвельта в Вашингтоне был подписан первый в истории
планеты документ в защиту культурных ценностей человечества – Пакт Рериха.
Гуманистические идеи Рериха о мире через Культуру, о необходимости стремиться
понять друг друга через Культуру поддерживали другие всемирно известные ученые,
художники, писатели, многие деятели культуры в разных странах и даже политики.
Достаточно упомянуть такие имена как Альберт Эйнштейн, Джагадис Боше,
Джавахарлал Неру, Рабиндранат Тагор, Бернард Шоу, Джон Голсуорси, Чарли Чаплин,
Томас Манн, Герберт Уэллс, Игнасио Зулоага, Рокуэлл Кент.
За свою подвижническую культурную деятельность Н.К.Рерих
был награжден российскими орденами Св. Станислава, Св. Анны, Св. Владимира.
Среди зарубежных наград можно отметить Орден Почетного Легиона Франции,
Югославский Орден Св. Саввы, Шведский Королевский орден Полярной звезды. Он
являлся действительным членом многих академий и институтов: Российской Академии
Художеств, Реймской академии Франции, Института науки и литературы Италии,
вице-президентом института Археологии США
- всего более 40. Можно перечислить великих современников Рериха,
которые дорожили своей дружбой или знакомством с ним: Блок, Горький, Андреев,
Врубель, Рахманинов, Прокофьев, Дягилев, Гумилев, Щуко, Бехтерев, Владимир
Соловьев, С. Маковский, Эрнст и т.д. За рубежом это были Рабиндранат Тагор,
Суннити Кумар Чаттерджи, Джагадис Боше, Джавахарлал Неру.
Прожив около 30 лет за
рубежом, Рерих остался верен лучшим традициям русского искусства, всегда
подчеркивал свою принадлежность к русской культуре, до последних дней
возвращался в своем искусстве к русской тематике. Даже в той Индии, которая
отметила кончину Рериха как свою национальную утрату, его знали под именем
«русского Риши». В очерке «Четверть века» Николай Рерих напишет о своей семье: «Каждый
из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта. Но для кого же
мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа
мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Много где нам удалось внести
истинное понимание русских исканий и достижений. Не на миг мы не отклонялись от
русских путей».
Казалось бы, Родина должна отдать должное памяти великого
соотечественника. Почему же многие, казалось бы, интеллигентные люди, перестали
отличать белое от черного? Какие сдвиги произошли в их сознании? Что за мутация
коснулась их душ? Разве не удивительно, что в начале просвещенного XXI века
приходится защищать Н.К.Рериха –
создателя Всемирной Лиги защиты культуры? Защищать от лжи, пошлости,
злотолкований – от всех тех явлений, с которыми он, утверждая культуру, сам
боролся всю свою жизнь.
Обвинения
или оговоры ?
Основные обвинения в адрес
Н.К.Рериха можно условно разделить на две части. Одни сводятся к тому, что он –
«агент ОГПУ». Другие - посредством некоторых реакционных и невежественных
церковнослужителей представляют Н.К.Рериха создателем «антихристианского
учения» и причисляют его наследие к … «сатанизму».
В подтверждение первой части
вымыслов появляются целые книги с названиями одно сенсационнее другого.
Например, Олег Шишкин «Битва за Гималаи. Досье» или И.Минутко «Искушение
Учителя. Версия жизни и смерти Николая Рериха». В каждой из этих книг и статей
Николай Рерих представлен как агент ОГПУ. Аналогичных «версий» придерживается и
профессор Сенкевич – руководитель общества культурных связей между Россией и
Индией. Казалось бы, авторы совершенно разные, но объединяет их одна
характерная черта. Практически ни один факт в этих книгах не соответствует
исторической действительности. Большинство подобных книг и статей содержат
лживые ссылки на фальшивые архивные источники в надежде, что никто не будет их
проверять. Подобные опусы вызывают глубокое возмущение в среде ученых-рериховедов
и последователей идей Н.К.Рериха. Тем не менее, данные обвинения требуют
некоторых пояснений.
Версию о сотрудничестве семьи Рерихов с ОГПУ разрабатывала в свое
время одна из лучших разведок – английская. Дело в том, что после окончания
Центрально-Азиатской экспедиции семья Рерихов поселилась в Индии, которая в то
время была английской колонией. Англичане традиционно не любили русских в своих
пределах и в большинстве случаев изначально считали их шпионами. Но после
долгих расследований, в конце концов, англичане дело Рериха закрыли, поскольку
никаких доказательств причастности его к ОГПУ они не нашли.
Журналист газеты «Известия»
А.Шальнев, действительно работавший уже в наши дни в рассекреченных архивах
советской разведки, убедительно доказал, что Рерих к этому ведомству никакого
отношения не имел (статья «Н.К.Рерих не был агентом ОГПУ, свидетельствуют
документы из секретных архивов разведки», «Известия», 22 октября 1993 г.). Эту
же самую мысль подтвердил позже руководитель пресс-центром Службы внешней разведки
Российской Федерации Юрий Кобаладзе (статья
«Мертвые сраму не имут», «Московский комсомолец», 14 января 1995 г.).
Окончательную точку в этом деле поставил суд. После очередной публикации Олега
Шишкина в газете «Сегодня» с обвинениями Рериха в сотрудничестве с советской
разведкой, Международный Центр Рерихов призвал через Мосгорсуд и газету, и
автора к ответу. Никаких доказательств авторами публикаций суду представлено не
было. И распространяемые сведения в 1997 г. судом официально были
признаны клеветой.
Что касается клеветы на
Н.К.Рериха со стороны отдельных представителей РПЦ, то, пожалуй, нет смысла
приводить здесь критику этих нападок, т.к. все они не имеют научного уровня.
Находясь в жесткой системе координат церковной догматики, вряд ли можно объективно
оценить научно-философскую систему каковой является наследие семьи Рерихов. Для
этого, прежде всего, нужно подходить к предмету изучения без предубеждений и
иметь, как писал Рерих, «глаз добрый».
Что же касается
методологической стороны церковного анализа текстов Живой Этики, то он также не
выдерживает никакой критики. Используя эту методологию, можно легко обвинить в
антихристианстве работы Циолковского, Вернадского и Чижевского, а теорию
относительности Эйнштейна представить как сатанинскую. Выдернув подобным же
образом из Евангелий несколько цитат (например, «Не мир Я принес, но меч»),
можно превратить даже христианство из Учения Любви в злобную воинственную
религию. Кстати, «Святая инквизиция» в средние века именно так и поступала.
Мне бы только хотелось
отметить, что основной организатор всех антирериховских кампаний богослов
Андрей Кураев еще совсем недавно был научным атеистом и вместе со своим отцом –
работником идеологического отдела ЦК КПСС Вячеславом Кураевым на почве
атеизма активно разрушал православную духовность. После крушения
безусловного авторитета КПСС Андрей Кураев стал дьяконом и теперь
многотысячными тиражами выпускает свои скандальные опусы, объявляя сектантами
всех, не вписывающихся в его представление о Православии. Причем, его опусы
также обладают одной характерной чертой - в них нет ни слова правды. А вот
приемы подачи клеветнических материалов и интеллектуального внушения - одни и
те же во все времена: наукообразный стиль, отрыв цитат от контекста, ссылки на
несоответствующее действительности мнение авторитетов, произвольная «склейка» совершенно
неподходящих по смыслу цитат.
Некоторые богословы,
стремясь опорочить Учение Живой Этики, к сожалению, не понимают единой
этической основы христианства, теософии и Живой Этики. Читателям подобных
несостоятельных оценок Учения хотелось бы предложить вместо того, чтобы
опираться на чужие невежественные суждения, самим ознакомиться с Живой Этикой
или прочесть работы современных
ученых-философов.
В настоящее время
сформировалась целая научная школа по исследованию Живой Этики. В статье
Л.М.Гиндилиса и В.В.Фролова «Философия Живой Этики» (журнал Российской академии
наук «Вопросы философии» № 3, 2001 г.) приведен великолепный научный анализ
этой гуманистической философской системы. Международный Центр-музей имени
Н.К.Рериха ежегодно проводит научные конференции международного уровня,
материалы их опубликованы, и познакомиться с ними может любой желающий.
Примечательно, что именно в
Ярославле был напечатан словарь «Русская философия» (Русская философия: Словарь
/Под общ. ред. М.Маслина. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб; Республика, 1999) , в
котором очень достойно представлен вклад в мировую философию Николая и Елены
Рерихов. В одной из статей словаря приведен убедительный краткий анализ Учения
Живой Этики (Агни Йоги), созданного Рерихами в сотрудничестве с выдающимися
учителями Востока – Махатмами.
Главной мыслью философского,
научного и культурного наследия семьи Рерихов является преображение человека
красотой, культурой, знанием. Рерихи мечтали о воплощении в жизнь Музейона –
дома всех Муз. Сегодня такой Музейон существует в России. Центр-Музей имени
Н.К.Рериха, возникший в Москве по воле Святослава Николаевича Рериха – младшего
сына, стал культурным и научным центром мирового уровня. Возглавляет его –
доверенная С.Н.Рериха, известный индолог, академик РАЕН, заслуженный деятель
искусств Людмила Васильевна Шапошникова. Президентом Международного Центра
Рериха является Чрезвычайный и Полномочный Посол России, заместитель
Генерального секретаря ООН Юлий Михайлович Воронцов. Воплощая в жизнь высокие
гуманистические идеи Рерихов, МЦР является центром всего рериховского движения.
Сама история и пример работы Международного Центра Рерихов - пожалуй, является
лучшей защитой от любой клеветы. Музей создавался самыми настоящими
подвижниками культуры без копейки государственных средств. И, несмотря на
непрекращающееся потоки клеветы, Центр-Музей имени Н.К.Рериха живет,
развивается, осуществляет многогранную культурно-просветительскую деятельность
и защиту имени и наследия Рерихов.
Следует заметить, что сами клеветники не способны к
научным исследованиям наследия Рерихов. Они лишь повторяют и развивают клевету
прошлых лет. И когда читаешь подобные
высказывания в адрес семьи Рерихов, трудно отделаться от мысли, что все
это где-то и когда-то уже было. Чтобы понять истоки этой клеветы сделаем
небольшой экскурс в историю, в середину 30-х годов 20-го века, чтобы
познакомиться с событиями и некоторыми лицами той давней драмы, эхо которой слышится
и сейчас. Помощь в экскурсе нам окажет книга культуролога Ксении Мяло «Звезда
волхвов или Христос в Гималаях».
В конце мая 1934 года Рерихи
в составе экспедиции прибывают в Харбин – один из крупных центров русской
эмиграции. До начала второй мировой войны остается всего лишь несколько лет. На
мировой арене происходит перестановка сил. Тех самых сил, которым вскоре
предстоит сойтись на поле битвы. Манчжурия уже оккупирована Японией. Настроения
у русской эмиграции в Харбине - самые тревожные. Вся масса эмигрантов
раскалывается на две основные группы – пораженцев и оборонцев.
Пораженцы были готовы
поддержать любую агрессию против России с целью свержения Советского
правительства и заплатить за это целыми территориями родной страны. Оборонцы
считали Россию своей Родиной в независимости от власти, которая там
существовала. И были готовы защищать Россию от внешних врагов. Можно себе
представить внутреннюю силу этих людей. Ведь они собирались поддержать Красную
Армию, с которой сражались еще совсем недавно на полях Гражданской войны. Через
некоторое время история все расставит на свои места и подтвердит высокий
моральный выбор оборонцев. Но тогда, в конце 30-х этот выбор был очень
нелегким. Быть может, самым трудным в их жизни. Через несколько лет выбор станет
еще более острым и драматическим: либо с Россией, либо с Гитлером.
Позиция Рериха уже в 30-е
годы четко определилась как оборонческая. Он имел большой авторитет во всем
мире. И его пребывание в Харбине резко усилило патриотические настроения
русской эмиграции, особенно среди молодежи.
В это же время Рерих с
великой болью пишет о родной стране, его волнует состояние российской культуры:
«А
кругом столько гибели. С трудом вмещает сердце дикое разрушение. Но ведь
взорван Симонов монастырь, запечатленный Преп. Сергием! Ведь уничтожен Храм
Христа Спасителя. Погублен Спас на Бору. Что-то с Киевской Лаврой, А где мощи
Преподобного Сергия?» (23 февраля 1935 г.).
Пораженцы не простили Рериху
патриотизма, его любви к родной стране и поддержки России. Чтобы очернить его имя, они пустили в ход сплетни о его
причастности к советским спецслужбам, к масонству, о том, что он будто бы
выдает себя за перевоплощение Сергия Радонежского и т.п. К сожалению, в распространении этой клеветы активное
участие приняли и церковные круги Харбина.
Многие знавшие Н.К.Рериха
замечали, что одним своим присутствием он выявлял в людях то глубинное, что
было запрятано в их душах. Потом окажется, что этим же свойством обладает и
творческое наследие художника. Соприкасаясь с ним, человек проявляет либо
внутренний свет, либо темноту, которые
внутренне присущи ему.
Харбинский священник отец
Нафанаил в 30-е годы с горечью напишет: «Среди многих наших недостатков и грехов
есть у нас русских один крупный недостаток, быть может, даже грех перед Богом и
людьми: наше удивительное небрежное отношение к нашим великим людям… И это
особенно ясно и ярко почувствовалось, когда в наш город приехал и остался жить
некоторое время большой великий русский человек, один из вождей нашего
национального творчества – Н.К.Рерих ….Но поползли темные страшные слухи: Рерих
– масон, Рерих – буддист, Рерих – Антихрист, враг Церкви, сатанист, большевик».
Далее отец Нафанаил замечает: «…истинно великое недоступно для пыли.
Только людям грядущих веков будет стыдно читать о клевете и злобе современных
клеветников, как больно и стыдно читать нам о нападках на наших прежних
гениев».
Вероятно, к нашему времени
последние слова отца Нафанаила пока (увы!) не относятся.
То, что сейчас происходит в
отношении к Рериховскому духовно-философскому наследию, можно назвать новой
волной харбинских событий 1934 года. Трудно сказать, кому это выгодно. По
крайней мере, не тем, кто болеет за русскую культуру. Откуда-то с пыльных полок
вновь появляются, казалось бы, давно забытые доносы, пожелтевшие клеветнические
публикации из газет того времени. Все это переиздается огромными тиражами.
Харбинский авантюрист Василий Иванов, сотрудничавший с японской разведкой,
становится в изданиях XXI века «известным историком», и его клевета издается под
видом научных трудов. Нелишне было бы напомнить, что «историк» Иванов издавал
свои брошюры в 30-е годы на немецкие деньги и активно пропагандировал
фашистские идеи. Он читал публичные лекции о желательности японской гегемонии в
Сибири. Кроме клеветы на Н.К.Рериха, он оклеветал также А.В.Суворова,
М.И.Кутузова и А.С.Пушкина. Странно, что к цитированию подобного автора
прибегают сегодня многие богословы.
В этом контексте хочется
вспомнить один интересный документ – письмо Патриарха Алексия II
президенту мемориального Треста Рерихов С.Н.Рериху от 20 апреля 1992 г. № 1310.
Процитируем несколько строк:
«…Заверяю Вас, что русская
Православная Церковь с неизменной поддержкой относится к инициативам,
направленным на дальнейшее сближение русского и индийского народов. Поэтому
намерения. Высказанные организаторами Треста, вызывают у меня немалый интерес и
симпатию… Желаю вам, дорогой Святослав Николаевич, и всем участникам
Международного мемориального Треста Рерихов благоуспешной деятельности…».
Может быть, агрессивным
защитникам «чистоты православной веры» от наследия Рерихов стоит задуматься над
этим? Станет ли когда-нибудь стыдно за содеянное тем, кто плетет кружева
клеветы? Понимают ли сами клеветники, что они стали не героями, а самыми
настоящими геростратами нашего времени, отдаляющими во времени утверждение
Страны Культуры, о которой так мечтал великий сын России – Николай Рерих?
К счастью, все больше
становится известно документов и фактов, помогающих нам в истинном свете
увидеть жизненный подвиг семьи Рерихов и их бескорыстное служение России.
Благодаря энтузиазму рериховских обществ по стране путешествуют передвижные
выставки картин выдающегося Мастера. Так в Ярославском художественном музее в
конце марта состоится уже третья выставка подлинников картин Н.К.Рериха. Первые
две, проходившие в 2001 и 2002 году выявили огромный интерес ярославцев к творчеству Мастера. Оно притягивает все
большее число людей своей красотой, гуманизмом и устремлением в будущее.
Как прав был Н.К.Рерих,
когда писал: «Об искусстве ли думать? Да, да, именно об искусстве и культуре нужно
думать во все времена жизни, и в самые тяжкие. Во всех условиях нужно хранить
то, чем жив дух человеческий»!
1.
Защитим
имя и наследие Рерихов. В 2-х томах. М.: Международный Центр Рерихов, 2001.
2.
Ксения
Мяло. Звезда волхвов, или Христос в Гималаях – М.: Беловодье, 1999.
3.
Александр
Владимиров. В поисках Православия. Современники. – М.: Беловодье, 2000.
4.
С.Лутай,
К.Зайцев, М.Борисенко. Мракобесие для простаков (о том как один дьякон искал
сатанизм в теософии, живой этике и буддизме), 1999. Интернет.
5.
http://www.yro.narod.ru - сайт Ярославского Рериховского общества в
Интернет. Раздел "В защиту имени и наследия Рерихов".
Сергей Скородумов,
председатель Ярославского
Рериховского общества,
главный специалист комитета по ООС департамента АПК Ярославской
области.
©
журнал-газета “Ярославская
культура” № 19-20, 2003 г.