Ответ на статью игуменьи  Евстолии «Наивный романтик»

в газете «Переславская неделя» от 3.09.2006

От редакции газеты «Переславские вести»: 

В разговорах, частых спорах, газетной полемике мы часто обращаемся к прошлому, не имея достаточного подтверждения  своей точки зрения в настоящем. Итак, в позапрошлом веке в России были известны правила честной литературной  борьбы, составленные профессором Киевского университета В.Хлебниковым. Из этих правил следовало, что не может быть уважаем в обществе литератор, если он, в частности, упрекает своего оппонента за его происхождение, религию, национальность, образ жизни.

Несомненно, вопросы терпимости к иным взглядам – отличным, не похожим на ваши собственные – затрагивают духовные аспекты жизни, говорят о нравах, царящих в обществе. «Помни, что ты – только человек!» - слова из триумфального ритуала римских полководцев. Их повторял триумфатору специально приставленный к нему глашатай, чтобы они звучали как предостережение против тирании, насилия, давления.

Но как же быть с раздражающими факторами – с иными высказываниями, мнениями – спросим мы себя? Надо быть терпимыми. Это трудно, но необходимо, это неотъемлемая составная цивилизованного общества. Это не означает отсутствия борьбы за свои взгляды. За свои взгляды нужно бороться, но надо дать такую возможность и людям с иными точками зрения на предмет несогласия.

Летом нынешнего года наш президент Владимир Владимирович Путин, обращаясь к Алексию Второму, сказал такие слова: «Долгие годы Ваше пастырское слово учит милосердию, веротерпимости и толерантности…»

Слово «толерантность» во многих культурах стало своеобразным синонимом слова «терпимость». Именно к терпимости к иным взглядам, к толерантности хочется призвать участников разговора о выставке Н.Рериха в Переславском музее, где были выставлены 54 подлинных картины великого русского художника. Наша газета освещала открытие выставки, затем была публикация Е.В.Путятина о творчестве Рериха. В газете «Переславская неделя» вышла статья Игуменьи Евстолии «Наивный романтик».

К нам в редакцию поступили еще несколько материалов, один из которых мы публикуем сегодня.

Т.Хачатурова 

 

Великий  реалист

 

Ярославль. Церковь Святого Власия. 1903Мудрый Аристотель говорил: «Искусство учит нас правильно радоваться». И, действительно, подлинное искусство всегда будет напоминать об  истинных ценностях. Высокое призвание художника - показывать людям путь в будущее, пробуждать в человеке Человека. В августе–сентябре этого года в Переславле впервые проходила выставка картин великого человека, который блестяще исполнил это призвание.

Художник-философ, художник-гуманист Николай Константинович Рерих, создавший более 7 тысяч картин,  своим искусством призывает людей к вечно насущному: быть добрыми, любить труд, почитать Красоту, стремится к знанию и бережно хранить то, чем жив дух человека. Его призывы никогда не были отвлеченными. На этих принципах строилась вся его жизнь.

Выставка, состоявшаяся в Переславле, представила серию Гималайских этюдов художника. Эта серия не имеет аналогов в мире, неслучайно ее называют «космической симфонией». Ее особенность в том, что художнику удалось тонко соединить в своих работах великолепие, созданное самой природой, и стремление человека к вершинам духа, к самосовершенствованию, к бесконечному познанию. Когда Н.К.Рериха спросили: «Что значит ваше тяготение к Гималаям?», он ответил: «Это тяготение к величию, которое питает дух». Удивительны краски картин. Они ярки, многоцветны, богаты невероятными оттенками. Первый космонавт мира Юрий Гагарин, глядя из Космоса на Землю, записал в бортовом журнале: «Неописуемая цветовая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха».  Художник верил, что человек не будет способен ни на что плохое, если только он постигнет истинную красоту мира. И своим искусством показал, какой может быть высокая Красота, без которой невозможно восхождение человечества по ступеням эволюции.

Книга отзывов выставки наполнена восторженными и благодарными откликами посетителей. И все же не все приняли искусство Рериха однозначно. В газете «Переславская неделя» вышла статья посетившей выставку игуменьи Евстолии.

У людей, хорошо знакомых с жизнью и творчеством Н.К.Рериха, выводы, прозвучавшие в статье уважаемой игуменьи, вызывают  горькое сожаление о том, что некоторые представители христианской церкви либо не знают, либо  не хотят знать об огромном вкладе художника в мировую культуру, в том числе, и в русскую православную культуру. Жаль, что во время посещения игуменьей Евстолией выставки рядом не оказалось ни искусствоведов, ни  исследователей творчества Н.К.Рериха, которые могли бы провести подробную  экскурсию и рассказать о путях исканий этого удивительного человека. Видимо, поэтому и появилась в упомянутой статье нелепая и бессмысленная характеристика  Н.К.Рериха как «человека без Родины и без Христа»! 

В 1945 году в своих «Листах дневника» Н.К.Рерих писал: «Вспоминаются встречи с Иерархами. Вот Флавиан Киевский говорит, посетив нашу иконную мастерскую: «Истинный терем изографов». Антоний Волынский (тогда он широко мыслил) восклицает, смотря на мой «Ростов Великий»: «Молитва земли Небу». Евлогий в Париже однажды кому-то возразил: «Насколько Н.К. православный, мне не известно, но что он последователь Христа — это я знаю». Вспоминаю добром Митрополита Платона, Митрополита Сергия, о. Георгия Спасского... Из давних детских воспоминаний встает посещение Троице-Сергиевой Лавры. Потом Иоанн Кронштадтский: «Не болей. Придется много для Родины потрудиться». Потом несчетные храмы, монастыри во время наших паломничеств с Еленой Ивановной…» (Н.К. Рерих. Листы дневника. т.3, 2-е издание. М.: Международный Центр Рерихов, 2002. - с.259).

Николай Константинович сам писал иконы и основал иконописную мастерскую при Школе Императорского общества поощрения художеств в Петербурге. С 1898 по 1908 гг. Рерих одним из первых выступил в печати с целой серией статей, посвящённых защите древнерусской иконы от недостойного умаления («Иконный терем», «По старине», «Иконы», «Радость искусству»).

Известно деятельное участие Рериха в росписи христианских храмов. Им были оформлены Пархомовская церковь под Киевом, церковь под Шлиссельбургом, Почаевская Лавра, часовня в Пскове, молельня в Ницце, церковь Святого Духа в Талашкине, иконостас церкви Казанской Божьей Матери в Перми. Протест против сталинской «пятилетки безбожия» и варварского уничтожения Храма Христа Спасителя, Спаса на Бору, Симонова монастыря – эти и многие другие факты деятельности Н.К.Рериха по защите русских храмов подтверждают его трепетное отношение к православной культуре.

В своем творчестве Рерих неоднократно обращался к образам русских святых и подвижников. Можно вспомнить его уникальные работы «Борис и Глеб», «Сокровище ангелов»,  «Апостолы Петр и Павел», «Архистратиг Михаил» и многие другие. Серия картин «Санкта», что означает «Святые», была написана им в 1922 году, во время пребывания в Америке. Художник, обращаясь к эпохе Сергия Радонежского, показывает нравственную силу русского монашества, его самоотверженный подвиг.  Глубоко символична в серии картина «И мы видим». «Спас – радостный, Спас – грозный, Спас печальный, Спас – милостивый, Спас – всемогущий. И всё тот же Спас, всё тот же лик, спокойный чертами, бездонный красками, великий впечатлениями», - так можно прокомментировать это полотно словами самого художника. Россия жива и будет жить, пока люди помнят Светочей Земли Русской. И надо признать, что в деле сохранения памяти народной есть немалая лепта Рериха.

Прожив около 30 лет за рубежом, Рерих остался верен лучшим традициям русского искусства, всегда подчеркивал свою принадлежность к русской культуре и до последних дней возвращался в своем творчестве к русской тематике. К России обращены его вдохновенные слова: "Великая Родина, все духовные сокровища твои, все неизреченные красоты твои, всю твою неисчерпаемость во всех просторах и вершинах мы будем оборонять".

Н.К.Рерих считал необходимым для каждого русского человека познавать свою Родину. Сам он в 1903—1904 годах Н.К.Рерих вместе со своей женой Еленой Ивановной предпринял необычное путешествие, которое называл «поездка за стариной». Рерихи посетили более 40 городов, теснейшим образом связанных с русской историей: Ярославль, Ростов Великий, Углич, Кострому, Нижний Новгород, Владимир, Изборск, Псков, Смоленск...  Итогом путешествия по России стали картины, статьи Николая Константиновича. В городах, где он побывал, Рерих организовал общества по охране памятников.Печоры. Большая звонница. 1903

В ходе путешествия Н.К.Рерихом была создана большая архитектурная серия, насчитывающая около 90 произведений - величественное зрелище достопримечательностей русской старины – «каменная летопись» Руси. Статьи о старине Рерих объединил позже в 1-й том своего собрания сочинений под выразительным заглавием «О старине моления». Две темы проходят в нем красной нитью: охрана памятников старины и воспитание нового художественного вкуса, основанного на почитании и изучении памятников старины.

Это путешествие по России оказало глубокое влияние на всю дальнейшую деятельность Н.К.Рериха. По возвращении в Санкт-Петербург он начал развивать план, который должен был привести к организации повсеместной защиты культурных ценностей. 31 год спустя его деятельность увенчалась принятием Международного Пакта Рериха и охранного символа культурных ценностей – Знамени Мира.

В годы Великой Отечественной войны Н.К.Рерих, находясь далеко от России, всеми силами стремился поддержать свою Родину. Он выступал по радио и в печати, направлял деньги от продажи своих картин и книг в фонд Русского Красного Креста. Он по памяти писал архитектурные памятники Новгорода, разрушенные гитлеровцами. Образы былинных русских богатырей возникали на его полотнах. «Поход Игоря», «Александр Невский», «Ярослав Мудрый», «Настасья Микулична», «Победа» - в этих картинах художник стремится символически выразить несокрушимую мощь русского народа, веру в его победу.

В очерке «Четверть века» Николай Рерих пишет о своей семье: «Каждый из нас четверых в своей области накопил немало знаний и опыта. Но для кого же мы все трудились? Неужели для чужих? Конечно, для своего, для русского народа мы перевидали и радости, и трудности, и опасности. Много где нам удалось внести истинное понимание русских исканий и достижений. Ни на миг мы не отклонялись от русских путей».

Весь мир стал полем его деятельности, но при этом Рерих остался истинным патриотом. Мысль о возвращении на Родину не покидала его никогда. Николаю Константиновичу не суждено было вернуться. Но свое наследие Рерих завещал передать России, что и сделал его сын, Святослав Николаевич Рерих, передав его в Международный Центр Рерихов в Москве.

В одном из поздних «Листов дневника» Рериха есть такие слова: «Знаем, что на каждой пяди Земли можно служить самому драгоценному, самому священному. Если человек любит Родину, он в любом месте Земного шара приложит в действии все свои достижения. Никто и ничто не воспрепятствует выразить на деле то, чем полно сердце».

Игуменья Евстолия почему-то назвала свой отзыв о выставке Рериха - «Наивный романтик». О нем ли это?

Поэт серебряного века Всеволод Иванов писал: «Вся деятельная жизнь Рериха есть постоянное, настойчивое и доброжелательное строительство». Сын художника Святослав Рерих говорил об отце: «Каждое мгновение его жизни было созидательно».

Н.К.Рерих оставил человечеству богатейшее художественное, литературное и научное наследие: 7 000 живописных полотен, десятки томов печатных научно-философских трудов. Н.К.Рерих был директором Школы Общества поощрения художеств в России. В США им был основан Институт объединенных искусств, в Индии - Институт Гималайских исследований «Урусвати». Николай Константинович стал  действительным членом многих академий и институтов. Правительства, научные общества и различные организации многих стран удостоили его многими почетными наградами. По его инициативе по всему миру были созданы многочисленные культурные организации. Во исполнение его заветов созданы и плодотворно работают Международный Центр Рериха и Международная Лига защиты Культуры, многочисленные Рериховские общества.

Великие современники Рериха, которые дорожили своей дружбой или знакомством с ним: Блок, Горький, Андреев, Врубель, Рахманинов, Прокофьев, Дягилев, Гумилев, Щуко, Бехтерев, Владимир Соловьев, С. Маковский, Эрнст и т.д. За рубежом это были Рабиндранат Тагор, Суннити Кумар Чаттерджи, Джагадис Боше, Джавахарлал Неру. Почетными советниками и сотрудниками в созданных Рерихом учреждениях и организациях были Альберт Эйнштейн, Роберт Милликан, Луи де Бройль, Игнасио Зулоага и др.

Творчество Н.К.Рериха достойно оценено со стороны руководства, как России, так и Индии.

Утверждение и сохранение Культуры стало для Н.К.Рериха делом всей жизни. «Культура есть, прежде всего, человеческое делание во имя осознанного Добра», - говорил он и своим многогранным творчеством утверждал высокое значение Культуры как основного духовной устоя человечества.

Учение Рерихов никоим образом не является новой религией. Ежегодно в Москве проводятся международные научные конференции, на которых ученые многих стран мира представляют доклады по философскому наследию Рерихов. Учению Рерихов посвящены статьи в нескольких философских словарях, целые  сборники научных работ. Это философское учение было высоко оценено выдающимися учеными современности – академиками Б.В.Раушенбахом, А.Л.Яншиным, А.П.Окладниковым, С.П.Курдюмовым и др. Выдающийся ученый, академик РАН  А.Л.Яншин считал философское  наследие  семьи Рерихов «мировой  этической системой будущего».

Академик Д.С.Лихачев  в  письме  от 17 июля 1977 г. на имя Президента России Б.Н.Ельцина писал: «Н.К.Рерих поднял Знамя Мира – символ единения человечества во имя сохранения и приумножения великих ценностей Культуры. Надеюсь, что грядущие поколения будут достойными преемниками нашего богатого культурного наследия. Но будущее начинается сегодня…».

Нам хотелось бы пригласить всех  интересующихся творчеством семьи Рерихов в Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха, представивший в Переславле только малую часть прекрасных работ этого всемирно известного  деятеля науки и культуры.

В заключение хочется вспомнить слова православного священника отца Нафанаила, который в 30-е годы в Харбине, протестуя против обвинений Н.К.Рериха в антихристианстве со стороны харбинских фашистов, писал: «Истинно великое недоступно для пыли. Только людям грядущих веков будет стыдно читать о клевете и злобе современных клеветников, как больно и стыдно читать нам о нападках на наших гениев».  

 

И.М.Себелева , член Международной ассоциации писателей и публицистов,

С.В.Скородумов, член Совета Ярославского отделения Ассамблеи народов России,

главный специалист комитета по охране окружающей среды

Администрации Ярославской области

 

 

© газета «Переславские вести» № 79,  17.10.2006 г.

 

 

На главную страницу


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz