по
поводу публикации «Убей меня, как я тебя.
Тоталитарные секты в России переживают вторую волну
популярности»
1 ноября 2003 г. газета «Известия» опубликовала статью Н.Кононова и Н. Коныгиной «Убей меня, как я тебя. Тоталитарные секты в России переживают вторую волну популярности». Ее авторы рассматривают действительно одну из острейших проблем современной жизни общества, заслуживающую куда более пристального внимания и серьезного анализа. Обращает на себя внимание то, что авторы допускают грубые отклонения от заявленной темы, совершают подтасовки и огульные обвинения.
Во-первых, ссылка на авторитет Александра Дворкина подрывает авторитет
самой газеты «Известия». Самозванный
«профессор», которому деканом факультета журналистики МГУ отказано в
праве приближаться к его студентам, заявляет, что секта может быть
нерелигиозной (см. Ярославская областная
газета "Золотое кольцо" - 28.10.2003. http://goldring.ru) Некорректное использование
понятия искажает суть вопроса. Под определение А. Дворкина может попасть любая
общественная организация. Разве политические партии не стремятся к власти или
не пользуются услугами профессиональных психологов в пиаровских целях?
Во-вторых, Н. Кононов и Н. Коныгина перечисляют авторов, набор чьих
книг, якобы, «стоял на полке практически каждого потенциального сектанта».
Указаны Рерихи, Блаватская, Шри Ауробиндо, «Бхагаватгита». Но такой короткий
перечень авторы забывают дополнить. Поскольку сектами являются по определению
общины, отколовшиеся от основной церкви, то для всех, считающих себя
христианами, нужно было бы добавить и тексты Библии. Кто же такие «потенциальные
сектанты», и какова их дальнейшая судьба, Н. Кононов и Н. Копыгина предпочитают
не сообщать. Какое отношение Рерихи и Блаватская имеют к отмеченным в справке
«Известий» сектам никому неведомо. Но
именно их имена бездоказательно называются.
В-третьих, Н. Кононов и Н. Коныгина заявляют, что «почитатели Рерихов и
Блаватской начиная с 1992 г. ждали скорейшего конца света и восстановления
всеобщей справедливости». Среди увлеченных апокалиптической тематикой
действительно могут быть люди, державшие в руках книги Рерихов и Блаватской. Но
апокалиптика является, скорее, чертой именно традиционного христианского
мировоозрения. Да и с чисто научной точки зрения тема обострения глобальных
проблем и углубления всеобщего нравственного кризиса представляется весьма
сверхактуальной. Достаточно вспомнить материалы Форума ООН в Рио-де-Жанейро. На
таком фоне избирательное и негативное отношение к именам Рерихов и Блаватской
выглядит преднамеренным.
Здесь возникает вопрос: на каком основании «Известия» упоминают Рерихов и Блаватскую в одном ряду с
представителями религиозного сектанства?
В
России и СНГ существуют десятки общественных культурно-просветительских организаций
рериховского направления. Вокруг авторитетной организации - Международного
Центра Рерихов в Москве сложилось целое
общественное движение. Его члены не считают себя представителями религиозных
организаций. Но публикация в «Известиях» по сути навешивает на всех читающих
книги Живой Этики и теософскую
литературу, а также упоминающих имена Рерихов и Блаватской, ярлык сектантов.
Известно враждебное отношение к философии Живой Этики со стороны
представителей РПЦ, например, публикующегося в «Известиях» диакона А. Кураева.
Любые решения РПЦ являются внутрицерковными делами. Но распространение такой
враждебной позиции светским печатным изданием есть нарушение закона о свободе
совести. Оно принуждает граждан публично заявлять о своем отношении к религии и
провоцируют религиозную нетерпимость.
Упоминание имен в контексте данной статьи бросает черную тень на всю
семью Рерихов, выдающихся деятелей и творцов культуры мирового значения. Оно
оскорбительно по отношению к яркому представителю индийской философии Шри
Ауробиндо. Совершенно нелепым с общекультурных позиций является упоминание
«Бхагаватгиты» - составной части древнеиндийского эпоса «Махабхарата». Так же
будут выглядеть попытки осудить «Илиаду» или «Слово о полку Игореве». Ничего,
кроме сожаления, данная статья не вызывает. Данная публикация представляет
собой пример огульной, бездоказательной и слегка прикрытой клеветы.
К
глубочайшему сожалению нормой жизни СМИ стало очернение имен выдающихся представителей
отечественной культуры А.Пушкина, Л. Толстого, К. Циолковского. В это ряд
газета «Известия» поставила и имя выдающегося миротворца ХХ столетия Н.К.
Рериха и членов его семьи. Читателей следовало бы знакомить с подлинным вкладом
упомянутых деятелей в отечественную и мировую культуру.
03.11.2003
г.
Председатель
совета Тамбовской
общественной
организации «Единение»
Воронцов
Е.Б.
Руководитель
группы защиты имен Рерихов
организации
«Единение»
Дронов
А.А.
г. Шакирову
Обращаюсь к Вам по поводу
статьи Н. Кононова и Н.Коныгиной «Убей
меня, как я тебя», опубликованной в номере от 1 ноября 2003 года. Статья
посвящена актуальной и важной теме. Действительно, в наши дни распространились
секты, воздействующие на психику человека, делающие людей безвольными и
бездушными существами, а порой и приводящие их к гибели. Наши СМИ могут
говорить правду о таких организациях, предупреждать об опасности. Но это нужно
делать профессионально и объективно, разоблачая истинные цели организаторов
сект и методы их воздействия.
Вызывает недоумение, а
точнее возмущение, что в рассказ о трагической судьбе девушки, попавшей в секту
Виссариона, вплетены имена известных деятелей культуры, философов Е.П. Блаватской,
Е.И.и Н.К. Рерихов, Шри Ауробиндо
Авторы говорят о них как о первопричине того, что люди попадают в тоталитарные
секты. Правда, они вкладывают это высказывание в уста своей героини Марины,
едва вырвавшейся из секты: «Рерихи, Блаватская, Шри Ауробиндо, Бхагавадгита -
весь этот набор стоял на полке практически у каждого потенциального сектанта.
Моя семья была одной из тех семей, где почитали Рерихов и Блаватскую и, начиная
с 1992 года, ждали конца света и восстановления всеобщей справедливости». Далее
следует рассказ о том, как семья увлеклась сектой Виссариона.
У человека, не знакомого с
трудами названных авторов, может сложиться впечатление, что в самом деле чтение книг и уважение к их
авторам напрямую связаны с дальнейшими злоключениями этой семьи и подобных ей.
Но еще древние римляне говорили: «После этого не значит вследствие этого». Если
у кого-то «на полках стояли» книги А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого,
Ф.М. Достоевского, Н.А. Бердяева, А.Л. Чижевского, и люди эти совершают
неосмотрительные поступки, трагические ошибки или даже преступления, стоит ли
винить в этом авторов книг, которые они прочли? Любой здравомыслящий человек
ответит отрицательно, а, возможно, и добавит
: « Если бы лучше читали, то совершили бы меньше ошибок».
Очень жаль, что некоторые
сотрудники российских СМИ стараются упомянуть имена наших выдающихся
соотечественников Е.П. Блаватской и Рерихов в каком-нибудь скандальном контексте, вместо того, чтобы написать серьезные
материалы об их жизни и творчестве. Труды
Е.П. Блаватской пользуются заслуженным уважением во многих странах мира,
последователями теософского учения были известные писатели и художники, ее
юбилей торжественно отмечался ЮНЕСКО. Н.К.Рерих - всемирно прославленный художник,
ученый, выдающийся деятель культуры, его супруга Е.И. Рерих -
замечательный, самобытный философ. В Москве под эгидой ЮНЕСКО работает
Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха, который занимается научно-исследовательской
деятельностью, сотрудничает со многими видными деятелями науки и искусства, для
которых книги «Живой Этики» стали философской основой их мировоззрения.
Шри Ауробиндо - выдающийся
индийский философ ХХ века, весьма почитаемый у себя на родине и за рубежом.
Книги Блаватской, Рерихов и
Ауробиндо освещают проблемы устройства мира, взаимодействия Космоса и человека,
рассматривают роль человека в эволюции, перспективы развития человечества и
всей нашей планеты.
Внимательное и серьезное
изучение произведений этих авторов может помочь расширению сознания читателей,
подсказать решение важных проблем нашей жизни, а усвоение основных идей
помогает каждому познать себя. понять соотношение свободной воли и
ответственности и указать путь
самосовершенствования. Все это никак не
может быть связно с уходом в секты, где не ищут ответы на вопросы, а уходят от
них, уходят от любых проблем, передавая свою судьбу в чужие руки.
Журналистам, если они на
самом деле хотят кому-то помочь, следовало бы разобраться в истинных причинах
существования сект - психологических, идеологических, социальных. А обвинять
философов и ученых непорядочно и некрасиво.
6 ноября 2003 г.
Н. Каменская,
преподаватель Тамбовского государственного
университета им. Г.Р.Державина.
Уважаемая редакция!
Прочитала Вашу публикацию
«Убей меня, как я тебя. Тоталитарные секты в России переживают вторую волну популярности» в номере от 1 ноября 2003 г.
Вы поднимаете актуальную проблему. Секты действительно сегодня представляют
серьезную опасность для духовного здоровья нашей молодежи. Часто в эти секты
молодые люди попадают по незнанию и непониманию истинных целей их
организаторов. Не владея информацией, невозможно противостоять, дать
объективную оценку. Поэтому мне кажется, что в первую очередь средства массовой
информации должны давать полную и объективную информацию, раскрывая истинные
цели, причины создания этих сект, рассказывать о методах обработки еще неокрепшего
сознания. В Вашей статье упоминается секта Виссариона, но полных сведений о ней
и ее создателях не даете, кроме того, что члены ее особо питаются, ждут конца
света и, якобы, на их полках стоят книги Е. Блаватской, Рерихов и Шри
Ауробиндо.
Особенно недопустимо, когда молодые люди получают полуправду со страниц
газет и экранов телевизоров. Ведь полуправда
хуже лжи. В нашей отечественной и мировой культуре есть имена людей, которые внесли большой вклад в ее
развитие. Они всемирно признаны. Я имею в виду Рерихов, Е. Блаватскую, Шри
Ауробиндо. Официально, на законных основаниях в нашей стране существует
рериховское движение. В него входят и молодые люди. Они изучают труды семьи
Рерихов, интересуются искусством. наукой. Эта семья оставила нам большое
наследие. Есть молодые люди, которые интересуются историей, философией,
религией. Они читают труды Е.Блаватской, Рерихов. Но это не означает, что они
сектанты. Читая Вашу газету, можно сделать вывод: у кого на полках книги этих
авторов, те уже потенциальные сектанты.
Зачастую организаторы сект специально используют произведения Е.Блаватской
и Рерихов, потому для того, чтобы понять их, требуется уже определенный багаж
знаний из разных областей науки, искусства, философии. И тех, у кого не хватает синтезированных знаний, более широкого
понимания мира, легко заморочить и отдельными цитатами. А организаторы сект при
этом утверждают свои корыстные цели. Это избитый прием всех тех, кто стремится
к власти в духовной сфере.
В
свое время цитатами из работ Вольтера, К. Маркса и других оправдывали и
утверждали определенную идеологию. Священную Книгу - Библию-памятник истории
человечества по-своему трактовали невежественные люди.
В
этой ситуации один выход - просветительство: честная объективная информация
через СМИ. В этом видится их предназначение.
7.11.2003
Попова Тамара Ивановна,
учитель истории.