ООО «Издательский дом газеты «Труд»
П. Негоице
Главному редактору газеты
«Труд»,
Председателю Наблюдательного
совета А.Потапову.
«Герострат нашего времени»
(несколько слов о дьяконе Кураеве)
Уважаемый господин
Генеральный директор!
Уважаемый господин редактор!
В нескольких последних
выпусках газеты «Труд-7» был напечатан ряд статей дьякона Андрея Кураева.
Удивляет тот факт, что представителю церкви со столь скандальной репутацией,
газета «Труд» постоянно отводит целые полосы. У читателя создается впечатление,
что дьякон выступает едва ли не от лица всей Русской Православной Церкви
(РПЦ). Между тем, даже в пространстве
самой РПЦ работы Кураева вызывают весьма неоднозначную реакцию.
Практически
в каждой из своих статей дьякон Кураев нападает на философское наследие семьи
Рерихов и Елены Петровны Блаватской и даже умудряется исказить общеизвестные
факты мировой истории. Между тем, в среде исследователей, занимающихся
изучением философского наследия Рерихов прекрасно известно, что Кураев
использует, мягко говоря, ненаучные приемы ведения полемики. Среди них:
·
предвзятое произвольное
толкование;
·
игра смысловыми нюансами и интонациями;
·
купирование цитат, искажающее смысл исходного контекста;
·
склейка (соединение) цитат, не соответствующих по смыслу друг другу;
·
выдвижение идей, никак не подтвержденных текстом приведенных цитат, а
местами даже противоречащих им.
Известный религиовед
А.Владимиров в своей книге «В поисках Православия» пишет:
«О
феномене Кураева, его беспардонности, циничности и лживости кто только не
писал. Пишут академики, священники, православные публицисты, деятели науки и
культуры. <...> За всю историю Церкви не было еще подобного примера,
чтобы так безнаказанно «низший церковный чин» мог оплевывать известных деятелей
культуры, науки, провоцируя противостояние Патриархии с культурой и наукой,
восстанавливать против Православия своею хулою не только многие новые религии и
новые духовные движения, но даже традиционные религии, исповедываемые
тысячелетиями и утвердившиеся среди многих народов на огромных пространствах».
Другой известный религиовед
Александр Нежный в одной из своих статей отмечает: «Дьякон, профессор и дважды кандидат, толкует Библию как пошлый даже в
своем богоборчестве предводитель советских атеистов Емельян Ярославский».
С этими утверждениями трудно
не согласиться. Достаточно в системе
«Яндекс» провести поиск по словосочетанию «дьякон Кураев», чтобы убедиться в
вышеприведенных высказываниях.
Дьякон ставит знак равенства
между философским наследием Рерихов, имеющим огромный культурный потенциал, и
сомнительными оккультными практиками. Хотя каждому, кто знаком с работами
Рерихов и Е.П.Блаватской, прекрасно известно, что именно они эти практики
осуждали и критиковали.
Дьякон совершенно не
разбирается в критикуемых вопросах, не понимает философию Востока и открыто
демонстрирует это перед читателями, заражая их своим нигилизмом и агрессией.
Путем произвольного подбора цитат, безбожно вырванных из контекста, Кураев
создает «образ врага», а затем обрушивается на этот образ с уничтожающей
критикой. Все это напоминает бой с тенью, созданной самим же дьяконом.
Дьякон в своих опусах
договорился уже до того, что приравнял гуманистическое философское наследие
семьи Рерихов и Е.П.Блаватской к… сатанизму. Подобной же участи удостоены им и
многие другие философские и религиозные учения.
Удивительно, что редакция
серьезной и уважаемой газеты «Труд» постоянно допускает на своих страницах
клеветнические высказывания Кураева и еще ни разу не предоставила свои страницы
специалистам, которые могли бы квалифицированно и научно рассказать о
философских идеях семьи Рерихов.
В Москве успешно работает
Международный Центр-Музей имени Н.К.Рериха. Директор Центра-Музея – академик
РАЕН, известный индолог, лауреат премии имени Джавахарлала Неру Людмила
Васильевна Шапошникова. Профессор Виктор Васильевич Фролов и другие
ученые-специалисты, работающие в МЦР, могли бы дать квалифицированную
консультацию по всем вопросам, касающимся философского наследия Рерихов и
Е.П.Блаватской.
Как сообщалось в Интернете,
недавно редакцией Вашей газеты дьякону Кураеву было присвоено звание «Герой
«Труда». Пожалуй, следовало бы призадуматься над тем, каков на самом деле
«герой» дьякон Кураев. Или это все-таки герострат нашего времени, разрушающий
своими идеями мировую и русскую национальную культуру?
Скородумов Сергей Владимирович,
главный специалист
комитета по ООС
Администрации
Ярославской области.
11.11.2002 г.
Приложение:
научная критика опусов дьякона Кураева.
· Лутай С., Зайцев К., Борисенко М. "Мракобесие для простаков, или как один диакон искал сатанизм в буддизме, теософии и Учении Живой Этики (критический анализ книги диакона А.Кураева «Сатанизм для интеллигенции»)".
http://www.yro.narod.ru/zaschitim/luzabo.htm
·
Александр Владимиров. "В поисках Православия. Современники".
http://www.vav.ru/vav/vpp/f-vpp.html
·
Ксения Мяло. "Звезда волхвов, или Христос в Гималаях".
http://vav.ru/mkg/zv/f-zv.html
·
Сборник научных работ и публикаций, выпущенных к международной
научно-практической конференции «Защитим имя и наследие Рерихов», проходившей в
Международном Центре-Музее имени Н.К.Рериха.
http://www.roerich-museum.ru/sbt1main.htm
·
Л.М.Гиндилис, В.В.Фролов. "Философия Живой Этики. Рериховское
движение и его толкователи в России" («Вопросы философии» № 3, 2001 г.).
http://www.roerich-museum.ru/sbt1/sbt1gl6_6.htm
·
Открытое письмо «Защитим культуру!» научной и культурной общественности
в редакцию журнала «Вопросы философии».
http://www.roerich-museum.ru/sbt1/sbt1gl6_5.htm