О Т
З Ы В
о культурно-просветительской деятельности
Международной
общественной организации «Международный Центр Рерихов».
доктора философских наук,
профессора, заведующего кафедрой
мирового политического процесса Политологического отделения
философского факультета Московского государственного университета им.
М.В.Ломоносова, Председателя Московского философского общества
ПАВЛОВА Ю. М.
Православие
и Россия издавна проявляли большой интерес к Востоку и процессам в нем происходящим.
Поэтому не случайно русская ориенталистика ХIХ века и начала ХХ века, то
есть века Серебряного, получила всемирное признание. Многие традиции русской
ориенталистики сохранялись и поддерживались в советское время.
Семья
Рерихов сыграла в этом плане исключительно важную роль. В годы гитлеровского
нашествия на Россию она мобилизовала мировое общественное мнение на борьбу с
фашизмом. Эта семья является своеобразным мостом между великой культурой России
и великой культурой Индостана. Надо сказать о том, что одним из немногих
естественных союзников России в Азии является Индия. Существует очень большая
духовная близость российской и индийской культуры. Очевидно, в этом огромную
глубинную роль играют генетические корни, возникшие в седой древности.
По
профессии я сам индолог и более 40 лет занимаюсь проблемами культуры,
философии, истории и религии Индии. Мною была защищена первая в СССР
диссертация, посвященная индуизму.
На
основании многочисленных встреч с учеными, религиозными деятелями, как в СССР,
так и в Индии, в том числе и с ведущими христианскими деятелями Индии, на
основании участия в симпозиумах, коллоквиумах могу совершенно точно сказать,
что Международный Центр Рерихов, в том числе и сам Святослав Николаевич Рерих,
с которым я был лично знаком, всегда занимали очень корректную позицию по
отношению к Русской Православной Церкви и к русской культуре. Рерихи никогда не
занимались сектантской деятельностью, всегда были преданы своей Родине и всегда
были крайне ответственны в своих высказываниях.
Надо
сказать о том, что у российско-индийской дружбы и сотрудничества есть не только
доброжелатели, но есть и враги. А также есть люди, которые, маскируясь глубоким
уважением русских к индийской культуре, привносят совершенно чуждые и России, и
Индии идеи и взгляды. Вот именно против этих сект, которые, спекулируя на
некоторых чертах индийской культуры, приходят в нашу страну, и надо бороться.
Международный
Центр Рерихов является именно тем мостом, который осуществляет сближение наших
народов во все сжимающемся пространстве. В современном мире происходит диалог
цивилизаций. И этот диалог надо вести очень разумно, корректно и выверено.
Международный Центр Рерихов никогда не ставил вопрос о том, что индийская
цивилизация чем-то выше и лучше, чем другие цивилизации, то есть МЦР ведет
диалог цивилизаций цивилизованными средствами.
Основой
такого диалога цивилизаций, который ведет МЦР, выступает
культурно-просветительская деятельность Международного Центра Рерихов.
МЦР
проводит большую работу по сохранению, изучению, популяризации творческого
наследия семьи Рерихов и осуществляет многоплановую культурно-просветительскую
деятельность, в частности, издательскую, проводит ежегодные научно-общественные
конференции, организует циклы лекций по широкому спектру научных, философских и
культурных проблем, направляет работу педагогического объединения при МЦР,
организует передвижные выставки картин Николая и Святослава Рерихов, проводит
концерты классической музыки и творческие встречи с деятелями культуры,
организует выставки современных художников и международные конкурсы детского
рисунка.
Одна
из существенных проблем, стоящих перед современным обществом, является
воспитание высокогуманного, высоконравственного человека. Надо сказать, что
Рерихи предложили ряд интересных и перспективных идей, которые можно
использовать в воспитании высоконравственного человека. Мне приходилось бывать
в школе, созданной С.Н. Рерихом в г. Бангалоре. В основу деятельности этой
школы была положена национальная культура в самом широком смысле этого понятия.
Признавая
огромную роль религиозного нравственного воспитания и ни в коем случае не
вмешиваясь в сам характер этого воспитания, Международный Центр Рерихов
проводит большую работу по развитию и воспитанию высокой нравственности на
основе культуры. В век упадка нравственности нужна концентрация усилий всех
организаций, которые вносят вклад в воспитание высоких принципов морали.
Организаций, которые в своей деятельности исходят из подлинной культуры, в
России очень немного. Одной из них является МЦР. И поэтому надо признать
плодотворность его культурно-просветительской деятельности.
Индия является страной с очень древними
духовными традициями. И эти традиции вызывали и всегда будут вызывать глубокий
интерес в нашей стране. Поэтому Международный Центр Рерихов можно считать в
качестве одной из ведущих организаций, осуществляющих контакты наших народов. И
МЦР ни в коем случае не следует считать сектантским, нельзя принижать его
деятельность.
Если
не будет действовать Международный Цент Рерихов, то свободное место не
останется пустым. Его займут действительно сектантские организации типа
кришнаитов (которых я и многие индийские ученые и религиозные деятели считают
сектой американской, а не индийского происхождения, и которые действуют
совершенно беззастенчиво и нагло). Они уже и так наносят большой и непоправимый
ущерб и православию, и России.
Учитывая
все вышеизложенное, я обращаюсь к Вам с призывом не включать Международную
общественную организацию «Международный Центр Рерихов» в число сектантских организаций,
так как это не соответствует реальной действительности, и проявить христианский
дух примирения и сотрудничества с МЦР. В заключение я хочу подчеркнуть, что
имена Рерихов, деятельность Международного Центра Рерихов пользуется поддержкой
в Индии. И надо сказать о том, что в Индии не так много имен русских, которые
имели бы такую широкую известность и популярность как Рерихи. Поэтому имена
Рерихов созвучны с именами таких великих деятелей Индии как Махатма Ганди и
Джавахарлал Неру. Многими тесными узами они были тесно переплетены. И, сохраняя
и развивая наследие Рерихов, мы одновременно будем сохранять и развивать
великое наследие Махатмы Ганди и Джавахарлала Неру.
©
Защитим имя и наследие Рерихов. Том 1. Документы. Публикации в прессе.
Очерки.
М.: Международный Центр Рерихов, 2001.