О Т З Ы В
доктора философских наук,
профессора кафедры философии
Московского государственного
института международных отношений (МГИМО - Университет) МИД РФ
ГЛАГОЛЕВА В.С.
I.
Введение.
В России в ХХ веке постоянно нападали на выдающихся деятелей
отечественной культуры. Чем весомее был вклад того или иного деятеля в
культуру, тем более ожесточеннее проводилась по отношению к нему кампания
травли и клеветы. И это касается не только великой семьи Рерихов, но и других
деятелей отечественной культуры. Происходило и происходит это потому, что
многие люди не знают, не ценят и не хранят свое национальное культурное
достояние.
В
течение ряда последних лет в России не прекращается критика Русской
Православной Церковью (РПЦ) деятельности Международного Центра Рерихов (МЦР) и
сотрудничающих с МЦР на договорной основе рериховских организаций.
Базой
для этой критики служит Определение Архиерейского Собора РПЦ 1994 г. «О
псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме», в котором ««Учение
живой этики», введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также «Агни
Йогой»», именуется «новым религиозным движением».
Такое
определение учения Живой Этики в
указанном документе дало основание Русской Православной Церкви в лице ее богословов квалифицировать деятельность Международного
Центра Рерихов и сотрудничающих с ним рериховских организаций как деятельность
тоталитарной секты.
Учение Живой Этики (или Агни Йоги) является синтезом духовных традиций
Востока и научных достижений Запада. В
философско-этическом учении Живой Этики рассматриваются важнейшие проблемы
космической эволюции человека и человечества, нравственные основы Бытия, пути
духовного совершенствования и развития
культуры. Все книги «Живой Этики» обращены,
прежде всего, к земным условиям жизни каждого
человека. Это учение входит в жизнь путями науки, искусства и труда.
Вся
деятельность Рерихов носила
культурно-просветительский характер. Рерихи были великими патриотами России,
никогда не отказывались от российского гражданства, мечтали вернуться на Родину
и завещали все свое духовное наследие России.
Огромное
значение Рерихи придавали семье, считали ее основой общества и отмечали, что в семье закладываются духовно-нравственные
основы личности, воспитываются любовь, доброжелательность, взаимопомощь,
духовность и чувство единения.
Факт
подписания в 1935 г. Пакта Рериха о международной охране памятников культуры во
время военных действий более чем двадцатью государствами сам по себе говорит об
общемировом характере деятельности Рерихов.
С целью научной экспертизы
культурно-просветительской деятельности Международного Центра Рерихов и
сотрудничающих с МЦР рериховских
организаций обозначим признаки секты.
В
Российском законодательстве отсутствует определение тоталитарной секты. Однако
специалисты, занимающиеся данной проблематикой, как в России, так и за рубежом,
выделили ряд признаков тоталитарной секты как общественного феномена:
–
обманная вербовка;
–
дестабилизация сознания и психики с помощью применения психотехник;
–
жесткий тотальный контроль над всеми без исключения сторонами жизни
вовлеченного в секту индивида;
–
непомерные финансовые поборы;
–
навязывание разрыва с семьей, близким окружением, друзьями, если они не
разделяют доктрину секты;
–
вовлечение (вербовка) несовершеннолетних;
–
формирование антипатриотических настроений, т.к. большинство тоталитарных сект финансируется из-за рубежа;
–
образование только в пределах сектантской литературы;
–
отрицательное отношение к участию в общественной жизни (выборы, участие в
национальных праздниках);
–
негативное отношение к мировым религиям, культуре и науке;
–
попытки проникновения во властные структуры;
–
крайне агрессивная и назойливая реклама.
Как
правило, на основе выделенных признаков (или части их) предлагаются определения
понятия тоталитарной секты как авторитарной иерархической организации,
практикующей обманную вербовку и контроль сознания своих последователей,
строящей свою деятельность вокруг харизматического лидера и практикующей
различные психотехники, которые отключают критическое мышление (вводящие
человека в управляемое измененное состояние сознания), что вызывает
психологическую дестабилизацию; как авторитарной организации, осуществляющей
всеобщий контроль за всеми без
исключения сторонами жизни человека и внедряющей правила поведения, нормы
общения и т.д., которые противоречат нормам морали, принятым в современном
обществе.
Результатом
пребывания в тоталитарной секте, как правило, является полное уничтожение
творческого и интеллектуального потенциала человека, нарушение прав человека,
разрушение духовно-нравственных основ личности и семьи.
Сравнение
вышеуказанных признаков тоталитарной секты с деятельностью МЦР показывает, что
деятельность Международного Центра Рерихов и сотрудничающих с МЦР рериховских
организаций не соответствует ни одному из вышеприведенных признаков.
Международный
Центр Рерихов (МЦР) и Музей имени Н.К.Рериха
созданы по инициативе всемирно известного художника и общественного деятеля
Святослава Николаевича Рериха.
В
1990 г. С.Н. Рерих передал в дар Советскому Фонду Рерихов (с 1991 г. –
Международный Центр Рерихов) богатейшее наследие своих родителей – Н. К. Рериха
и Е.И. Рерих.
МЦР проводит работу по сохранению, изучению, популяризации творческого наследия семьи Рерихов и осуществляет многоплановую культурно-просветительскую деятельность, в т.ч.:
–
издательскую;
– проводит ежегодные научно-общественные конференции;
– организует циклы лекций по широкому спектру
научных, культурных и философских проблем; лекции читают ведущие специалисты
МЦР, МГУ и институтов РАН;
–
направляет работу педагогического объединения при МЦР;
– созывает педагогические конференции;
–
координирует заседания научного
семинара МЦР;
– организует
передвижные выставки картин Николая и Святослава Рерихов;
–
проводит концерты классической музыки и творческие встречи с деятелями культуры;
– организует выставки современных художников и
международные конкурсы детского рисунка.
Уникальная
экспозиция Музея имени Н.К.Рериха
охватывает основные вехи жизненного пути семьи Рерихов и включает в себя
произведения изобразительного и прикладного искусства, архивные документы и
личные вещи.
Центр-Музей имеет отделения в
Санкт-Петербурге, Латвии, Эстонии, Украине, сотрудничает с многочисленными
обществами, связанными с именем Рериха и содействующими популяризации его
наследия в России и странах СНГ.
Центр-Музей
поддерживает культурные связи с обществами имени Н.К.Рериха в Австрии, Англии,
Болгарии, Германии, Греции, Италии, Канаде, Польше, Мексике, США, Франции,
Швеции и других странах.
Деятельность
МЦР является одним из ключевых аспектов многообразных связей художественной,
научной интеллигенции и деятелей культуры России с индийской общественностью.
МЦР поддерживает разнообразные и регулярные связи с культурными центрами
Посольства России в Дели и Посольства Индии в Москве, опираясь на более, чем
полувековую традицию личных и культурных отношений, существовавших у семьи
Рерихов с М.Ганди, Дж.Неру, Индирой Ганди и другими выдающимися деятелями
Индии.
На
основании изученных документов и материалов нами сделан вывод о том, что Международный
Центр Рерихов по сути своей является культурно-просветительским и поэтому не
представляет собой ни секты, ни тоталитарной секты, ни религиозной секты ни по
одному из признаков, по которым определяет секту современная научная
литература. Поэтому, в частности, деятельность МЦР нельзя характеризовать и как
религиозную (отсутствует мифология, культовая практика, стабильная организация
религиозно-харизматического типа).
©
Защитим имя и наследие Рерихов. Том 1. Документы. Публикации в прессе.
Очерки.
М.: Международный Центр Рерихов, 2001.