Виктор Северный,

Ольга Лавренова

 

Кривые зеркала черного пиара

 

В "Экономической газете" № 34 в августе 2001г. появи­лась заметка "ПРАВОСЛАВИЕ ЗАМАНИВАЮТ в КОРОЛЕВ­СТВО КРИВЫХ ЗЕРКАЛ" некоего, считающего себя пра­вославным, А.В.Зенкина, в которой он откровенно пыта­ется очернить имя выдающе­гося деятеля русской и миро­вой культуры Николая Кон­стантиновича Рериха. К сожа­лению, статья эта не единич­ная, а одна из общего хора лживых голосов, звучащих всё чаще и настойчивее.

Зенкин пытается говорить от имени православных и при этом показывает свое абсолют­ное незнание как православ­ной традиции, так и традиций других конфессий и духовных организаций, которые упоми­наются им с претензией на по­нимание основ.

Возмущение автора заметки вызвал показ на ОРТ карти­ны Н. К. Рериха "Богородица" (так в тексте), на груди кото­рой изображён знак Триедин­ства. Вероятно, речь идет о картине "Sаnсtа ргоtесtctrix" ("Святая заступница") или "Мадонна Орифламма". Ссы­лаясь на брошюру Ю.Н.Лукина "В мире символов", Зен­кин утверждает, что "кощун­ство Рериха в том, что он ме­тит этим чисто буддийским знаком персонажи христиан­ских икон". Тут же, противо­реча себе, он утверждает, что знак Триединства относится к масонским символам. Упомя­нутая брошюра Лукина была издана в 1936 г. в маньчжурс­ком городе Харбине - прибе­жище русской эмиграции на Дальнем Востоке. Вероятно, Зенкин не знал (или знал, но сознательно скрыл от читате­лей), что Ю.Н. Лукин был бли­зок к фашистским эмигрантс­ким кругам, что само по себе говорит о многом.

Именно в Харбине было по­ложено начало той травле, ко­торая продолжается и усилива­ется в наши дни. В изверив­шемся русском Харбине, мета­вшемся между прокоммунистическими и профашистскими настроениями, многосторон­няя культурная деятельность Н.К. Рериха не была понята соотечественниками. В письме Грибановской 27 июля 1935 г. Е.И. Рерих писала: "...Меня очень огорчил Харбин. Конеч­но, я знаю, что все выпады против Н.К.[Рериха] шли от определенной кучки людей, могу представить себе все мо­тивы и истинные пружины за ними, но где же были лучшие? <...> Раздоры, нетерпимость и травля своих лучших предста­вителей, своей национальной гордости недопустима в куль­турном обществе, да еще ок­руженном со всех сторон раз­ными веяниями! Там, где нуж­на величайшая сплоченность, там величайшее разъедине­ние!"

Николай Константинович в своё время достойно ответил на эту брошюру и на другие статьи Лукина. В этом на сто­роне Рериха были многие пра­вославные иерархи Харбина, так как ни для кого не был секретом заказной характер этих клеветнических обвине­ний, направленных против общественной и культурной деятельности великого русско­го художника и мыслителя. Не была секретом и обеспокоен­ность японских властей (под чьим протекторатом тогда на­ходилась Маньчжурия) сплоче­нием русской эмиграции вок­руг Н. К. Рериха. В настоящее время мы снова видим, как легко можно очернить и окле­ветать любое светлое созида­ние.

Что же касается масонской принадлежности знака Трие­динства, начертанного как три круга, то справедливости ради надо отметить, что этот знак возник задолго до появления масонов. Мы находим его изображение в древних петрог­лифах, в буддийской иконопи­си, на готических соборах Ев­ропы, на русских православ­ных иконах. Мусульманский Самарканд имеет его до сих пор на своём городском гербе, он же на скалах Монголии и др. Следуя в глубины неолита, мы находим его на гончарных орнаментах. Этот знак всеобъединяющий, прошедший через многие века - вернее, через тысячелетия.

Знак Триединства находится на груди Христа знаменитой картины Мемлинга в Королев­ском музее Антверпена. Имен­но это послужило Н.К. Рериху прототипом для изображе­ния этого знака на груди Бо­городицы на картине "Sankta  protectris".

Этот же знак на иконе Св. Сергия, помещённый на епитрахили Преподобного. В этом можно удостовериться, посмотрев на издание Киево-Печерской Лавры 1860 г. "Служба Преподобному Сер­гию Игумену Радонежскому Чудотворцу". Этот же знак на­ходится на иконе Св. Николая Чудотворца в Бар-Граде, вос­произведение которой утверж­дено председателем Высшего Церковного управления Анто­нием, митрополитом Киевс­ким, Карловцы-Сремские, 10 марта 1922 г.

Этот же знак Триединства мы видим на головном уборе Св. Михаила Архистратига в Испании и на изображениях Святой троицы и Богоматери в Страсбурге и ещё на очень многих древних православных крестах и в иконных орнамен­тах.

И люди, причисляющие себя к Православию, должны это знать.

Весь мир знает, что Н.К. Рерих за несколько лет до Вто­рой мировой войны, предвидя опасность её приближения и возможные страшные разруше­ния, предложил свой Пакт за­щиты культурных ценностей во время военных действий, и "Знамя Мира", на котором изображен знак Триединства, символизировало этот Пакт. Ряд стран, в том числе и США, подписали его, а наша страна в 1954 г. подписала Гаагскую конвенцию, созданную на ос­нове Пакта Рериха.

Знамя Мира с этим же зна­ком Триединства было возне­сено космонавтами на орбиту космической станции "Мир", оно путешествовало на американском космическом корабле "Шаттл", его подняли на самые высокие горные вершины мира: Тянь-Шаня, Памира, Алтая, Гималаев. Оно развевается на северном и на южном полюсах нашей планеты, его несут с собой наши отечественные путешественники. Сегодня это знамя можно увидеть во многих городах мира - Москве, Нью-Йорке, юге, Нью-Мехико, Риге, Париже и др.

Если собрать вместе все изображения этого знака, то, быть может, он окажется самым распространённым и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Н.К. Рерих писал, что  знак Триединства - три алых круга в большом - означают единство прошлого, настоящего и будущего в едином круге вечности. О нашем великом соотечественнике, прославившем русскую культуру в мировом сообществе, Зенкин пишет: "Рерих  давно известен в масонских  кругах как свой, а в православных - как чужой”. Вслед за своим печально известным харбинским  предшественником наш современник пытается приклеить к Н.К. Рериху масонский ярлык. История свидетельствует, что Рерих никакого отношения к масонам не имел и открыто заявлял об этом в ответ на обвинения все того же фашиста Лукина. "Вся эта масономания уже надоела", - с горечью пи­сал русский художник.

Изрядно продемонстрировав свое "глубокое" знание право­славной и масонской символи­ки, Зенкин обращается к дру­гому символу. Он пишет о не­допустимости изображения Креста в искажённой линей­ной перспективе, ссылаясь на ту же брошюру Лукина "В мире символов".

В заметке приводится рису­нок наклонённого Креста, ко­торый использовался в секте сайентистов, появившихся в Америке в конце прошлого века, духовными потомками которых являются последова­тели Р. Хаббарда - сайентологи. Но при чем здесь Н.К.Ре­рих?

По поводу этого или подоб­ного Креста, упомянутого в невежественной брошюре Лу­кина, в своём письме в Аме­рику А.М. Асееву в конце ок­тября 1936 г. Н.К.Рерих напи­сал: "В той же брошюре гово­рится о каком-то Рериховском кресте. Что именно под этим подразумевается, мне не изве­стно, ибо если на картинах, мозаиках и фресках моих были изображения Креста, то все они представляли древнейшие, всем известные изображения. Никаких личных интерпрета­ций в это изображение я не вносил, и потому, говоря о каком-то особенном "Рерихов­ском" кресте, составитель бро­шюрки намеренно произносит еще одну заведомую ложь".

Когда читаешь статьи лю­дей, считающих себя право­славными и пытающихся вы­ступать от имени Правосла­вия, которые знакомы с име­нем Н.К. Рериха по книгам дьякона Кураева и иже с ним, невольно становится больно. Неужели опять возвращается время средневековой инквизи­ции, невежественной, тупой и жестокой.

Те силы в нашем государстве и, к сожалению, в Церкви, которые сегодня по-прежнему являются носителями старого тоталитарного мышления, пы­таются вывести имя Рериха и его идеи из пространства рус­ской культуры. С этой целью они делают всё, пишут книги, статьи, выступают в СМИ, в которых клевещут, очерняют, подтасовывают, совершают подмену и т.п. Таким образом они пытаются ввести в заблуж­дение граждан нашей страны, которые в большинстве своём не знакомы с многогранной культурной, общественной, научной, литературной дея­тельностью великого художни­ка. философа, мыслителя Н.К.Рериха.

Рерих утверждал Культуру как основу будущей жизни че­ловечества.   Именно эти идеи обогащают и формируют новое мышление третьего ты­сячелетия и так необходимы сегодня Миру, России и каж­дому человеку.

Мы сегодня видим, что ста­рое мышление привело чело­вечество к кризису, тупику, выйти из которого можно толь­ко с помощью нового мышле­ния, основанного на знании Законов Бытия и на духовной Культуре. Такие статейки, подобные заметке Зенкина, клевещущие на одну из самых светлых лич­ностей XX века Н.К. Рериха, пишутся по заказу тех сил, ко­торые хотят во что бы то ни стало сохранить за собой мо­нополию на истину, смущая невежественные и слабые умы. Светлые образы великих людей, на чьих помыслах и делах зиждется русская куль­тура, демонстрируются не­взыскательной публике не иначе как в кривых зеркалах черного пиара.

Вдумчивым читателям оста­ётся только сожалеть, что "Экономическая газета" ока­залась в таком недостойном хоре лживых голосов. С при­скорбием можно заметить, что национальное сознание мало изменилось со времен духов­ного кризиса русской эмигра­ции 30-х годов. В современной России по-прежнему актуаль­ны слова, написанные Е.И. Рерих в связи с настроениями в русском харбинском сообще­стве: "Так обретем наше на­циональное достоинство и любовь к Родине и отвергнем гнуснейший и невежественнейший обычай, внедренный в нас врагами Родины нашей, обычай умалять, отвергать, и очернять, и всячески поносить свое родное. Научимся ценить своих великих людей, выража­ющих национальный гений. <...> Ибо великие возможно­сти приходят с великими людьми".

 

©  "Экономическая газета"  № 41 (366) октябрь 2001 г.

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz