Ответ  Виктору Былинину,

автору статьи «Послушники Шамбалы»,

опубликованной в издании «Новости разведки и контрразведки»

за 15 августа 2003 года.

 

Господин Былинин!

 

Внимательно ознакомилась с Вашей статьей, точнее, с хронологией  основных событий в Вашей трактовке. И решила последовать Вашему призыву: прокомментировать текст и «заключительные выводы …сделать самостоятельно». Это справедливо: пусть читатели, в том числе и близкие к кругам разведки, ознакомятся и с иной точкой зрения.

 

ДОКАЗАТЕЛЬСТВ НЕТ, НО ВСЕ РАВНО ШПИОН

Или страсть как хочется оболгать Н.К. РЕРИХА

 

Абзац из статьи: «Сегодня уже не является секретом, что многие выдающиеся отечественные путешественники и первооткрыватели земель, такие, как Н.М.Пржевальский, П.П.Семенов-Тянь-Шаньский, граф Н.Н. Муравьев-Амурский и др., помимо выполнения важной научно-исследовательской и, как в случае с Муравьевым-Амурским, а позднее с Н.С.Гумилевым, также дипломатической миссии, были кадровыми представителями русской военной разведки».

Комментарий: Для Вас, возможно, и не секрет, а для меня, как для профессионального журналиста и историка, подобные выводы имеют вес только в том случае, если они подкреплены весомыми письменными документами. В Вашем тексте таковых нет, как нет и соответствующих ссылок, которые можно было бы проверить. И потому, пока вы не представите соответствующие доказательства, это утверждение – ЛОЖНО.

 

Абзац из статьи: «1893, осень - 1898. Н.К.Рерих успешно сдает экзамены и заканчивает юридический факультет Петербургского университета (его однокашник - будущий большевистский министр иностранных дел Георгий Чичерин). В этом же (1893) году бывший ламаист - "выкрест" П.А.Бадмаев, врач-тибетолог, сотрудник Азиатского отдела МИД, действительный статский советник, в очередной раз посетив Китай, Монголию и Тибет, пишет для Александра III обстоятельный философско-исторический трактат, которому министр С.Ю.Витте дает высокую оценку и в котором впервые изложен проект мирного присоединения к Российской империи Китая, Монголии и Тибета. С Николаем II Бадмаев встретился только в 1895 г. и повторил свои соображения. Таким образом, к приезду А.Доржиева (см. ниже) при русском дворе были готовы.

1898. Первое посещение России Атваном Доржиевым в качестве негласного представителя Тибета, секретная аудиенция у Николая II.

Хамбо Атван Доржиев (что значит в переводе с тибетского: "Раскат грома") известен тем, что, будучи российским подданным - бурятом, родившимся недалеко от Байкала, долгие годы являлся послом Далай-ламы в России и затем в СССР. Он прибыл в Лхасу впервые в 1880 г. в качестве послушника под именем Чоманг Лобзанг. Позднее, когда к нему пришла известность, тибетцы стали называть его Кхенде-чега и Цаннийс Кхан-по. Молодой монах-послушник был определен в монастырь Дрепунг - один из трех наиболее важных религиозных центров Тибета. Но вскоре ему пришлось заняться большой политикой. "Белый царь" Александр III одобрил план присоединения к своей империи "китайско-монголо-тибетского" Востока (план, предложенный П.А. Бадмаевым) и открыл его субсидирование. Тогда же в Лхасу из России был направлен ряд агентов-бурятов (среди них ученик Бадмаева Г.Ц. Цыбиков), которые, встретив своего земляка, заинтересовали его грандиозным проектом, а тот, в свою очередь, смог убедить Далай-ламу в целесообразности дружбы с сильной Россией - "единственной державой, которая может защитить Тибет от англичан".

Комментарий: Опять-таки из-за отсутствия ссылок читателям приходится принимать текст на веру. Допустим, что все так и было. Ну, и что? Каждое государство ведет ту внешнюю политику, которую считает правильной. И каждый человек вправе иметь свои предпочтения во всех областях жизни, включая политику.

 

Абзац из статьи: «1900 - 1901. Н.К.Рерих изучает историческую живопись во Франции.

1901. Елена Ивановна Шапошникова становится женой Рериха. Второе посещение России Доржиевым в качестве посланника Далай-ламы, подготовка включения Тибета в состав Российской империи.

1903. Захват Тибета английскими экспедиционными войсками.

1907. Ночное видение Елены Ивановны Рерих - Великий Учитель в образе Огненного ангела (начальная инициация).

Комментарий: Какое отношение к вышеперечисленным событиям имеет изучение Н.К.Рерихом живописи во Франции и видение Е.И.Рерих? И как, позвольте спросить, должны понимать читатели, в большинстве своем не сведущие в вопросах вероучений, высокоумный термин «начальная инициация»? В 590 году пол-Рима, участвовавшего в торжественной процессии, организованной святым Григорием Великим, видело, как на мавзолей императора Андриана слетел Ангел и вложил меч в ножны. С той поры и по сей день мавзолей называется «замком Святого Ангела». И что, - римляне все скопом тоже были инициированы? Подобным фактам в истории несть числа. Множество достойных людей планеты имели  видения Ангелов и получали Указания от Них в разные века (Можно прочесть историю возникновения аббатства Святого Михаила в Нормандии, моста Сен-Бенезет в Авиньоне, собора Санта Мария Маджоре в Риме…). Е.И.Рерих – одна из них.

 

Абзац из статьи: «1907. Подписана Русско-английская конвенция по разграничению сфер влияния и делам Персии, Афганистана и Тибета, которая вернула России утраченные ранее позиции в этих стратегически важных для нее регионах.

1909. Н.К.Рерих уже академик, председатель объединения "Мир искусства", секретарь Общества поощрения художеств, лицо, близкое к императорскому двору, в чине действительного статского советника; происходит его знакомство с Агваном Доржиевым.

1910. Н.К.Рерих вступает в ложу мартинистов барона Григория Мбеса, следуя по стопам своего отца Константина Рериха, известного петербургского мартиниста, кавалера ордена высшего масонского посвящения, и становясь ее активным членом (в 1909 г. близкий к Мбесу член ложи Павел Васильевич Мокиевский ввел в ложу Глеба Ивановича Бокия, видного большевика-подпольщика и будущего начальника Спецотдела ВЧК-ОГПУ; тот же Мокиевский вскоре сообщил Бокию о принадлежности к ложе Рериха). Спецификой ложи был обостренный интерес ее членов к религиозно-философским учениям Востока. Посвящение Н.К.Рериху, с присвоением ему оккультного имени "Фуяма", организовал лично член Верховного совета и Генеральный делегат Ордена мартинистов в России, австрийский подданный, эзотерик, ясновидящий и гипнотизер Чеслав фон Чинский. Особый отдел Департамента полиции определил фон Чинского как неблагонадежного и "вредного иностранца" (См.: Записку по 1-му отделению Особого отдела Департамента полиции "об Ордене мартинистов" от 01. 1911 г.: О.А.Платонов. "Терновый венец России". Тайная история масонства. 1731 - 2000. М., "Русский вестник", 2000. С. 707 - 708)».

Комментарий: Знакомство с Доржиевым или с кем-либо еще, если оно и имело место,  -  еще не повод для сугубо конкретных выводов, к которым автор всеми путями пытается подвести читателей. Что касается принадлежности Н.К. Рериха к ордену мартинистов, равно как и к любому другому, то это – ГОЛОСЛОВНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ. Если Вы, г-н Былинин, можете указать исследователям творчества Н.К. Рериха, в каких архивах хранится членский билет ложи на имя художника и прочие документы, положенные в таких случаях, например, заявление, написанное собственной рукой, фото и прочее, тогда и будем вести предметный разговор. В противном случае Вы – ЛЖЕЦ! Мокиевский так же мог говорить  Бокию все, что угодно, однако это не значит, что он говорил правду: человек способен и добросовестно заблуждаться. И господин Чинский никакого отношения к передаче Н.К.Рериху каких-либо знаний не имел. Имя же «Фуяма» великий художник получил совершенно иным путем. Приведенные в конце абзаца ссылки касаются лишь деятельности ордена мартинистов в России и только. Так что снова налицо попытка СФАЛЬСИФИЦИРОВАТЬ ФАКТЫ, ссылаясь на не относящиеся к делу материалы, - в надежде, что рядовой читатель не станет их проверять.

 

Абзац из статьи:  «1910 - 1912. Н.К.Рерих член Попечительского строительного комитета буддистского дацана в Петербурге, он принял непосредственное участие в отделке и росписи храма.

1913. Вышла статья Н.К.Рериха "Индийский путь"; вместе со своим другом археологом Голубевым Рерих составляет план экспедиции в Гималаи и на Тибет. Этот план был сорван Первой мировой войной.

1917, октябрь - 1918. Большевики конфискуют имущество Н.К.Рериха. Сам он с семьей находится в это время в Финляндии, где переживает Гражданскую войну, завершившуюся в апреле 1918 г. победой белофинов в Тампере и избранием финским королем немецкого принца Фридриха Карла Гогенцоллерна».

Комментарий: Ну и что? Восток и, в частности, Индия испокон веку привлекали к себе внимание самых разных, и часто - выдающихся людей во многих странах мира. Некоторые правители даже кооперировали свои усилия. Например, Павел I и Наполеон Бонапарт готовились отправить в Индию эскадру. В Финляндии Николай Константинович находился не по своей воле, а по рекомендации врачей. Учитывая состояние здоровья художника, они посчитали, что климат этой северной страны пойдет ему на пользу. А немецкий принц причем? Для вящей убедительности и  придания весомости аргументам?

 

Абзац из статьи: «1918, 8 ноября. Персональная выставка Н.К.Рериха в Стокгольме. Некто неизвестный - "призрак с задатком" - предлагает Рериху не ехать в Англию, а совершить выгодное турне по Германии. Возможно, это первый случай контакта Рериха с представителем ИНО ВЧК (внешняя разведка): советская миссия в Берлине была закрыта немецкими властями как раз в то время, когда шла активная подготовка революционного коммунистического переворота в Германии. Не исключено, что в этой связи известного художника намеревались использовать как "неприкасаемую посылку" с прокламациями, деньгами и т.п.»

Комментарий: ДОМЫСЛЫ автора, толчком к которым послужила статья Н.К.Рериха «Призраки».

 

Абзац из статьи: «1918, осень. Атван Доржиев собирает в России пожертвования от единоверцев-калмыков на строительство общежития при пагоде в Петрограде, арестован в сентябре под Саратовом (станция Урбах), и вскоре - 19 октября - освобожден из Бутырской тюрьмы, дав согласие на сотрудничество с большевиками.

1919, 22 июля. Н.К.Рерих прибыл в Лондон по приглашению С.П.Дягилева, где был принят в Русско-Британское Братство (под 36) и стал активным членом Комитета освобождения России. Он пишет антибольшевистские статьи в колчаковской эмигрантской прессе. (Вот характерный образчик его политической публицистики тех дней: "Вульгарность и лицемерие. Предательство и продажность. Извращение святых идей человечества. Вот что такое большевизм" - ст. в сб-ке "Friede und Arbeit", Berlin, 1919).

1920, 25 января. В письме Рериха Тенишевой говорится: "Деятельность большевиков и их агентов усилилась. Мне предлагали крупную сумму, чтобы войти в интернациональный [т.е. - коминтерновский - В.Б.] журнал...". Армия Колчака, в которой служил брат Н.К.Рериха, разбита. Рерих пересматривает свое отношение к Советам и идет навстречу уговорам "призраков" из ОГПУ».

Комментарий: Что значит «идет навстречу уговорам «призраков» из ОГПУ»? Опять БЕЗДОКАЗАТЕЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ без ссылок, а значит – ЛОЖЬ! Первоначальное отношение Н.К.Рериха к Советам понятно – точно также реагировал на большевизм весь цвет русской интеллигенции. Что касается последующего пересмотра художником своего отношения к Советам, то оно имеет свое объяснение. Разве читателям не доводилось судить о людях по их поведению и выносить скороспелые суждения? И разве суждения эти не менялись подчас на прямо противоположные, когда обнажались истинные мотивы, которыми руководствовались эти люди, совершая свои поступки. То есть, в первом случае суждение выносилось по очевидности, а во втором - по действительной сути. Точно также все события, происходящие на земле, имеют свою, скрытую от большинства людей логику, строго выверенную с космическими законами. И Н.К.Рерих получил счастливую возможность проникать в их глубинную суть. Чтобы читателям было ясно, о чем идет речь, приведу одну восточную притчу:

«Мастер путешествовал со своими учениками. И однажды вечером они попросились на ночлег в богатый дом. Хозяин нехотя пустил их переночевать, кинул в конюшне охапку сена, подал один кувшин с водой и кусок черствой лепешки. Наутро мастер велел ученикам собрать все деньги, какие у них были, и отдать их с благодарностью хозяину.

На следующий день они попросились на ночлег в бедную хижину. Хозяин зарезал последнего барана, сделал плов, уложил их спать на коврах в доме. Наутро мастер разбудил своих учеников еще до того, как проснется хозяин, поджег дом и велел всем немедленно уходить.

Весь день ученики тягостно молчали. Вера боролась в них с возмущением. Наконец мастер разрешил им задать мучившие их вопросы. Поднялся крик. Все возмущались тем, что богачу достались последние их деньги, а доброму человеку они вместо благодарности сожгли дом.

- Ну что ж, - сказал им мастер, - МАЛОМУ ЗНАНИЮ НЕ ПОНЯТЬ БОЛЬШОГО ЗНАНИЯ (выделение мое – О.С.). Знайте же, что богачу не хватало именно наших денег для того, чтобы ввязаться в финансовую авантюру, которая разорит его дотла. А бедный человек всю жизнь жил на золоте и не знал об этом. Теперь, разбирая остатки сгоревшей лачуги, он обнаружит в тайнике большой кувшин с золотыми монетами».

 

Абзац из статьи: «1920, 28 июня. Получены долгожданные визы в Британскую Индию, но совершенно неожиданно в декабре Н.К.Рерих с семьей едет в США... лоббировать признание Америкой СССР и договориться о заключении соглашения об экономическом сотрудничестве (Зинаида Фосдиг, урожденная Шафран-Лахтман свидетельствует об одной такой важной политической встрече Н.К.Рериха: "В 1922 году я присутствовала на встрече Рериха с одним из возможных кандидатов на пост президента от республиканской партии. Это был человек выдающегося ума, лишенный обычного для того времени предубеждения против советского строя. Помню, с каким сочувствием он отнесся к программе, которая, по мнению Рериха, могла бы иметь самые благие последствия для мира. А пункты этой программы были: признание Советской страны, сотрудничество с нею, тесный экономический союз. Осуществись такая программа - и многое в нашей жизни пошло бы по-другому").

Комментарий: То, что Вы называете  лоббированием, является повседневной работой на благо мира дипломатов, политиков, деятелей культуры и искусства, да и просто любящих свою родину людей. Вам известен такой термин  – «народная дипломатия»? Замечу попутно: серьезные исследователи фактов щепетильны во всем. И уж никогда они не позволят себе ПЕРЕВРАТЬ фамилию автора, на которого ссылаются. Правильно - Зинаида Фосдик, урожденная Шафран, по первому браку - Лихтман.

 

Абзац из статьи: «1922, 10 апреля. Экспедиция проф. Щербатского (Русский комитет исследования Средней и Восточной Азии при НКИД) - Хомутникова (НКИД), организованная при содействии уполномоченного Коминтерна по Дальнему Востоку Шумятского, достигнув Лхасы, получает шестичасовую аудиенцию у Далай-ламы, во время которой Далай-ламе переданы дары от правительства РСФСР, включая портативный телеграфный аппарат, и личное ("рекомендательное") письмо от Доржиева.

1922. Атван Доржиев назначен официальным посланником Далай-ламы XIII в СССР.

1923, конец. А.В. Барченко (будущий начальник лаборатории нейроэнергетики при Спецотделе ОГПУ, с 12.1924 по 05.1937) вместе с женой поселился в Петербургском дацане, где старался постичь основы тибетской науки в общении с находившимся здесь под эгидой НКИД Агваном Доржиевым.

1924, 1 августа. Вторая советская экспедиция во главе с сотрудником Восточного отдела НКИД Борисовым вошла в Лхасу под видом паломников. По сообщению официального органа Русской фашистскогр союза в Харбине (председатель К. В. Родзаевский) "Русский путь", эта экспедиция не добилась встречи с "тибетским богом" и вскоре "была позорно выдворена из страны".

Комментарий: Нет ссылок. Так, наконец, мысль автора проясняется. Раз Рерих был знаком с Доржиевым, а Доржиев якобы «находился под эгидой НКВД», значит, читатель должен сделать вывод… Понятно, какой.

 

Абзац из статьи: «1924, декабрь. Н.К.Рерих посетил советское представительство в Берлине, где узнает, что "может рассчитывать на необходимую помощь со стороны советских властей" в подготовке и проведении Трансгималайской экспедиции.

1925, март (Кашмир) - 1928. Первая американская Центрально-Азиатская экспедиция Н.К.Рериха, с ее Трансгималайской частью (1927 - 1928), материально поддержанная советским правительством.

Комментарий: Опять нет ссылок на документ, откуда выхвачена одна фраза, невозможно оценить ее в общем контексте. Что касается материальной поддержки Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха 1923-1928 годов, то это – очередной ДОМЫСЕЛ. Ноги у «материальной поддержки» растут в другом месте. В 1922 году в Тибет планировал идти с экспедицией русский путешественник П.К. Козлов, который и обратился за помощью к русскому правительству. Вопрос слушался на Политбюро ЦК РКПб 8 февраля 1922 года. В протоколе записано: «Слушали: Об отпуске 20 тыс. золотом на вторую экспедицию (в) Лхассу (предложение тов. Чичерина). Постановили: Выдать 20 тысяч серебром, а не золотом. Секретарь ЦК Молотов». 

 

Абзац из статьи: «1925, июль. В ОГПУ, по личному указанию Ф.Э.Дзержинского, через ВСНХ выделены большие средства - около 100 тыс. руб. (около 600000 долларов США по тогдашнему курсу), и под руководством начальника Спецотдела ОГПУ Г.И.Бокия готовится самостоятельная - вне какой-либо связи с Н.К.Рерихом - экспедиция в Афганистан, Индию, Синцзян и Тибет (начальник экспедиции А.В.Барченко, комиссар Я.Г.Блюмкин, приглашенный участник - ответственный референт НКИД, выпускник Института живых восточных языков Владимир Королев).

1925, 31 июля - 1 августа. Георгий Чичерин (31.07) принимает чекистов Бокия, Гопиуса и Барченко с рекомендательным письмом от сотрудника Отдела международных связей Забрежнева и пишет в целом положительное заключение для Политбюро ЦК ВКП (б). Приведем выдержку из этого документа:

"Некто Барченко уже 19 лет изучает вопрос о нахождении остатков доисторической культуры. Его теория заключается в том, что в доисторические времена человечество развило необыкновенно богатую культуру, далеко превосходившую в своих научных достижениях переживаемый нами исторический период. Далее он считает, в среднеазиатских центрах умственной культуры, в Лхасе, в тайных братствах, существующих в Афганистане и тому под., сохранились остатки научных познаний этой богатой доисторической культуры. С этой теорией Барченко обратился к тов. Бокию, который ею необыкновенно заинтересовался и решил использовать аппарат своего спец. отдела для нахождения остатков доисторической культуры. Доклад об этом был сделан в коллегии Президиума, ОГПУ, которое точно так же чрезвычайно заинтересовалось задачей нахождения остатков доисторической культуры и решило даже употребить для этого некоторые финансовые средства, которые, по-видимому, у него имеются. Ко мне пришли два товарища из ОГПУ и сам Барченко, для того чтобы заручиться моим содействием для поездки в Афганистан с целью связаться там с тайными братствами.

Я ответил, что о поездке в Афганистан и речи быть не может, ибо не только афганские власти не допустят наших чекистов ни к каким секретным братствам, но самый факт их появления может повести к большим осложнениям и даже к кампаниям в английской прессе, которая не преминет эту экспедицию представить в совершенно ином свете. Мы наживем себе неприятность без всякой пользы, ибо, конечно, ни к каким секретным братствам наши чекисты не будут допущены.

Совершенно иначе я отнесся к поездке в Лхасу. Если меценаты, поддерживающие Барченко, имеют достаточно денег, чтобы снарядить экспедицию в Лхасу, то я даже приветствовал бы новый шаг по созданию связей с Тибетом при неприменном условии, однако, чтобы, во-первых, относительно личности Барченко были собраны более точные сведения, чтобы, во-вторых, его сопровождали достаточно опытные контролеры из числа серьезных партийных товарищей и, в-третьих, чтобы он обязался не разговаривать в Тибете о политике и, в особенности, ничего не говорить об отношениях между СССР и восточными странами. Эта экспедиция предполагает наличие больших средств, которые НКИД на эту цель не имеет.

[...] Я безусловно убежден, что никакой богатейшей культуры в доисторическое время не существовало, но исхожу из того, что лишняя поездка в Лхасу может в небольшой степени укрепить связи, создающиеся у нас с Тибетом".

Однако уже на следующий день (1.08), после разговора с М.А. Трилиссером, начальником ИНО ОГПУ, Наркоминдел срочно отзывает свое письмо из Политбюро ЦК и пишет новое, в котором заявляет, что "руководители ОГПУ теперь сомневаются в том, следует ли вообще отправлять экспедицию Барченко, ибо для проникновения в Тибет имеются более надежные способы. Тов. Ягода и Трилиссер обещали мне, что всякие шаги по организации экспедиции в Тибет будут предварительно исчерпывающим образом обсуждены с НКИДом".

Комментарий. Правительство СССР, а также разведслужбы действительно имели свои виды на Тибет, равно как и на азиатский регион. И могли строить какие угодно планы, в том числе и в отношении явного или неявного использования конкретных людей. Однако какое отношение к этому имеет Н.К.Рерих? Ну, очень хочется автору бросить тень на великого человека, пусть и намеком…

 

Абзац из статьи: «1925, 17 - 19 сентября. Лех - столица княжества Ладакх, Индия. К первой Трансгималайской экспедиции Рериха присоединился, под видом монгольского ламы, зам. ответственного секретаря ИНО ОГПУ комиссар 2-го ранга Я.Г.Блюмкин. 24 сентября он вновь объявился на стоянке экспедиции Рериха уже в костюме купца-мусульманина из Яркенда и... заговорил с Рерихами по-русски, сказав, между прочим, что знает многих друзей Рериха (к примеру, Атвана Доржиева, Чичерина и др.). Все это Н.К.Рерих записал в своем путевом дневнике, присовокупив следующее: "Лама (Блюмкин - В.Б.) сообщает разные многозначительные вещи. Многие из этих вестей нам уже знакомы, но поучительно слышать, как в разных странах преломляется одно и то же обстоятельство. Разные страны как бы под стеклами разных цветов. Еще раз поражаешься мощности и неуловимости организации лам. Вся Азия, как корнями, пронизана этой странствующей организацией" (См.: Рерих Н.К. "Алтай - Гималаи". Рига, "Виеде", 1992).

Комментарий: Лама, о котором пишет автор, никакого отношения к Я.Блюмкину не имеет. Николай Константинович Рерих в книге «Алтай-Гималаи» имя ламы не приводит. Помимо супруги и сына Юрия, в паспорт для путешествия, выданный художнику, были вписаны лама Лобзанг и юноша-тибетец по имени Рамзана, которого и пытаются выдать за Я.Г.Блюмкина. Этот ДОМЫСЕЛ вот уже несколько лет кочует по страницам статей многочисленного племени нечистоплотных охотников за сенсациями с подачи небезызвестного «первопроходца» Олега Шишкина («Битва за Гималаи»), уже судимого за клевету и извинившегося перед МЦР, но по-прежнему продолжающего пакостить. «Сведений о путешествии Я.Блюмкина под видом ламы в 1925-1926 годах в деле не обнаружено», - сообщается в ответе из Российского государственного военного архива, на который не постеснялся сослаться тот же О.Шишкин. Эту ЛОЖЬ, не подкрепленную никакими документами, вслед за ним повторяет В.Былинин, выдавая за свою находку. Информацию из архива в свое время подтвердил и бывший руководитель пресс-бюро службы внешней разведки Юрий Кобаладзе: «По сведениям службы внешней разведки и по документам Блюмкин не был в экспедиции Рериха. Автор путает даты и экспедиции…» (Н.Дардыкина, «Мертвые сраму не имут», «Московский комсомолец, 14.01.1995).

 

Абзац из статьи: «1926, апрель - май (20). ОГПУ провело скоординированную акцию по ликвидации Ордена мартинистов и лож "русского автономного масонства". Их руководство, включая барона Г.О.Мебеса, было осуждено за "антисоветскую деятельность и шпионаж" в основном на небольшие сроки лагерей и ссылку».

Комментарий: За «антисоветскую деятельность и шпионаж» сажали многих достойных людей. Так как все-таки фамилия руководителя ложи мартинистов: Мбес, как в начале статьи, или все-таки Мебес? В одной только статье В.Былинин дважды допускает грубые ошибки в написании фамилий. «Профессионал», ничего не скажешь!

 

Абзац из статьи: «1926, 9 июня. Н.К. Рерих торжественно принят в Москве, в ОГПУ (вместе с ним в Москву вернулся Я. Г. Блюмкин). Из путевого дневника Рериха: "9 июня (1926 года). Едем в ОГПУ - сдать на хранение оружие. Опять та же предусмотрительность и заботливость. "Чем можем помочь? "... 10 июня. Едем. Поезд отходит в полночь. ОГПУ дало орден помочь при посадке... Агент ОГПУ проходит мимо, глазом дает нам понять, что все ладно". В Москве Н.К.Рерих получил все необходимые мандаты для продвижения по территории СССР, Северного Китая и Монголии; он встретился в ОГПУ с Бокием, Трилиссером, а также - с главой НКИД СССР Чичериным и главой Главнауки и Наркомпросвета Луначарским (как вспоминает Розонель-Луначарская, к ним в дом Н.К. Рериха привел их сосед по квартире Яков Блюмкин).

Комментарий: Опять ЛОЖЬ, причем НАГЛАЯ. Любой, кто откроет дневниковую запись Н.К.Рериха за 9 июня 1926 года на стр. 277 в книге «Алтай-Гималаи»*, прочтет следующее: «Едем сдать на хранение оружие. Опять та же предупредительность и заботливость. «Чем можем помочь?». Управляющий Совторгфлотом едет на далекий вокзал, чтобы по недоразумению мы не переплатили при посадке».  А за 10 июня: «Уезжаем. Поезд отходит в полночь». Об ОГПУ – ни слова. Похоже, что В. Былинин просто одержим призраком этой организации, и видит его даже на пустом месте.

Далее. Н.К. Рерих действительно встречался с руководителями государства, имея на это свои резоны. Читатели могут ознакомиться с ними на страницах его биографии. Что касается слов Розонель-Луначарской, - это БЕЗДОКАЗАТЕЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ и пребудет таковым до тех пор, пока автор не представит документальное подтверждение. Тот же О. Шишкин в своих опусах многократно ссылался на беседы с людьми, которых не видел в глаза, а дурной пример, как известно,  заразителен. Что его последователи и демонстрируют в полной мере.

 

Абзац из статьи: «Вероятно, в это время была наконец сформулирована конкретная и тайная цель экспедиции. О ней Николай Константинович проговорился в дружеской беседе с Генеральным консулом СССР в Китае Александром Быстровым-Запольским. Тот запишет в дневнике следующее: "Сегодня приходил ко мне Рерих с женой и сыном. Рассказывал много интересного из своих путешествий. По их рассказам, они изучают буддизм, связаны с махатмами, очень часто получают от махатм директивы, что нужно делать. Между прочим они заявили, что везут письма махатм на имя тт. Чичерина и Сталина. Задачей махатм будто бы является объединение буддизма с коммунизмом и создание великого восточного союза республик. Среди тибетцев и индусов-буддистов ходит поверье (пророчество) о том, что освобождение их от иностранного ига придет именно из России от красных (Северная красная Шамбала). Рерихи везут в Москву несколько пророчеств такого рода.

Из слов Рерихов можно понять, что их поездки по Индии, Тибету и Западному Китаю - выполнение задач махатм, и для выполнения задания махатм они должны направиться в СССР, а потом якобы в Монголию, где они должны связаться с бежавшим из Тибета в Китай Таши-ламой (помощником Далай-ламы по духовной части) и вытащить его в Монголию, а уже оттуда двинуться духовным шествием для освобождения Тибета от ига англичан".

Замысел НКИДа и ИНО ОГПУ становится понятным. Рерих должен способствовать смещению несговорчивого Далай-ламы и замене его фигурой, которая более устроит большевиков. Рерих и сам верит в то, что смещение Далай-ламы необходимо. В книге "Алтай - Гималаи" он выскажется по этому поводу однозначно: "Духовный водитель Тибета вовсе не Далай-лама, а Таши-лама, о котором известно все хорошее. Они (тибетцы) осуждают теперешнее положение Тибета сильнее нас. Они ждут исполнения пророчества о возвращении Ташиламы, когда он будет единым главою Тибета и Драгоценное Учение. при нем процветет снова. [...] По всему Тибету передается пророчество, вышедшее из монастыря Дарджилинг, о том, что нынешний XIII Далай-лама будет последним [...]. Слышно, что Таши-лама, находясь сейчас в Монголии, занят утверждением мандалы буддийского учения. От этого нужно ждать благодетельных последствий, ибо Тибет так нуждается в духовном очищении".

Комментарий: НКИДа и ИНО ОГПУ, как уже говорилось, могли строить любые планы в отношении конкретных людей. Однако это вовсе не означало, что эти люди, в данном случае Н.К.Рерих, отличавшийся редкостной прозорливостью, имели к этим планам какое-либо касательство. Цель своей экспедиции великий художник и мыслитель не скрывал. Читатели могут получить о ней исчерпывающее представление из первых рук, прочитав блестящие по форме и содержанию книги академика Людмилы Васильевны Шапошниковой «Мастер» и «По маршруту Мастера». Что касается приведенных автором цитат, то это – записи путешественника, сделанные им в пути со слов различных людей. И симпатии к Таши-ламе вовсе не свидетельствуют о приписываемых художнику намерениях свергнуть Далай-ламу. Это – очередная, высосанная из пальца БРЕДОВАЯ ИДЕЯ, которую, как попугаи, с подачи О.Шишкина повторяют многие авторы, в том числе и В.Былинин, не удосуживаясь обратиться к первоисточникам. И в самом деле, – писать о том, как Н.К.Рерих мечтал о процветании пустынь и с этой целью искал в экспедиции засухоустойчивые растения, скучно. А вот дать полет воображению и придумать вооруженный захват Далай-ламы, как это сделал О.Шишкин, благо живем-то в век вседозволенности и террора, это да! Это впечатляет! Только отвечать за КЛЕВЕТУ все равно ведь придется.

 

Абзац из статьи: «Более того, Николай Константинович видел в Таши-ламе 25-го Владыку Шамбалы Ригден-Джапо, который являлся для него безусловным авторитетом. Вот какой панегирик он посвятил Ригдену-Джапо в своем рассказе "Шамбала сияющая": "Как алмаз, сверкает свет на Башне Щамбалы. Он там - Ригден-Джапо, неутомимый, вечно бодрствующий на благо человечества. Его глаза никогда не закрываются. В своем магическом зеркале он видит все земные события. И могущество его мысли проникает в далекие земли. Для него не существует расстояния; он может в мгновение ока оказать помощь достойным. Его яркий свет может уничтожить любую тьму. Его неисчислимые богатства готовы для помощи всем нуждающимся, тем, кто отдал себя на служение во благо справедливости. Он может даже изменять карму людей".

Совершенно ясно, что возвращение Таши-ламы в Лхасу при содействии Рерихов или без него вызвало бы социальный взрыв в Тибете и, возможно, религиозную войну. Но, по-видимому, именно на это и рассчитывали "призраки" из НКИДа и ОГПУ, поддерживая и направляя Николая Рериха в его исканиях».

Комментарий: Если кто и видел в Таши-ламе то, что ему мерещилось, то только В.Былинин.  Н.К.Рерих был всесторонне образованным и глубоко интеллигентным человеком, а потому сделать подобные заявления просто не мог. Ссылки вновь отсутствуют, поэтому проверить утверждение автора нет возможности. Может, "призраки" из НКИДа и ОГПУ кого-то и направляли, однако к Н.К.Рериху это не имело никакого отношения. Корреспондент «Известий» Александр Шальнев, который встречался с работниками внешней разведки, а также изучил архивные материалы на эту тему, 22.10.1993 года опубликовал результаты своих изысканий в статье «Рерих не был агентом ОГПУ», с которой могут ознакомиться читатели, интересующиеся данной темой.*

 

Абзац из статьи: «Тогда же (9 июня 1926 г.) Н.К.Рерих передал советской стороне официальное "Письмо Махатм Советскому правительству":

"На Гималаях мы знаем совершаемое Вами, Вы упразднили церковь, ставшую рассадником лжи и суеверий. Вы уничтожили мещанство, ставшее проводником предрассудков. Вы разрушили тюрьму воспитания. Вы уничтожили семью лицемерия. Вы сожгли войско рабов. Вы раздавили пауков наживы. Вы закрыли ворота ночных притонов. Вы избавили землю от предателей денежных. Вы признали, что религия есть учение всеобъемлемости материи. Вы признали ничтожность личной собственности. Вы угадали эволюцию общины. Вы указали на значение познания. Вы преклонились перед красотою. Вы принесли детям всю мощь Космоса. Вы открыли окна дворцов. Вы увидели неотложность построения домов Общего Блага. Мы остановили восстание в Индии, когда оно было преждевременным, также мы признали своевременность Вашего движения и посылаем Вам всю нашу помощь, утверждая Единение Азии. Знаем, многие построения совершатся в годах 28 - 31 - 36. Привет Вам, ищущим Общего Блага! "

1926, осень. Первая Трансгималайская экспедиция Рериха прибывает в советское консульство в Урумчи, Монголия, и получает разностороннюю поддержку советской стороны на всем пути следования до самой границы с Тибетом».

Комментарий: Вновь отсылаю читателей к упоминавшемуся выше трехтомнику академика Л.В.Шапошниковой, а также к ее предисловию к книге «Град Светлый». Те, кто искренне хотят понять, почему так трудно сложилась судьба России, и какой смысл вкладывали Махатмы в свое послание руководителям страны, найдут там исчерпывающие объяснения.

 

Абзац из статьи: «1926, конец - 1927, ноябрь. По поручению руководства ОГПУ, в Монголию в должности инструктора Государственной внутренней охраны (ГВО) МНР направлен недавний "конфидент" Рерихов - Яков Блюмкин, с конкретной целью налаживания работы аппарата разведки и контрразведки этой "дружественной восточной страны", а также для создания агентурной сети во Внутренней Монголии, Северном Китае и на Тибете (с резидентурами в Кобдо, Самбе и китайских городах Калгане и Хайларе). Именно Блюмкин ориентировал ГВО на сбор информации о ламстве. Кроме того, в феврале - апреле 1927 г. Блюмкин выполнил сколь ответственное, столь и опасное задание Центра, поручившего ему связаться с "красным маршалом" Фэн Юйсяном, командовавшим вооруженными силами Гоминьдана (Южный Китай). Скорее всего, это секретное задание было связано с оказанием "срочной информационно-консультативной поддержки китайским товарищам" (на основе договоренностей по линии Коминтерна). Таким образом, даже из сказанного видно, что активность советских спецслужб в то время в Центральной Азии была чрезвычайно велика».

Комментарий: Господин Блюмкин действительно выполнял задания своего  руководства в данном географическом регионе. Однако к Н.К.Рериху, повторяю, это никакого отношения НЕ ИМЕЕТ. Разве что «лама Блюмкин» по собственной инициативе отслеживал путь экспедиции великого художника и упоминал об этом в своих донесениях.

 

Абзац из книги: «1927. В Урге (Улан-Батор), Монголия, опубликована книга Е.И.Рерих "Община", включенная позднее в третий том "Живой этики" ("Агни-йоги"). Здесь говорится о беседах автора с Великими Махатмами Мория и Кут Хуми, общавшимися еще с Е.П.Блаватской. Вот несколько цитат из этого любопытного издания: "Могут спросить: "Какие признаки Учителя ценить? .." Надо предпочесть того Учителя, который идет новыми путями. В этом люди Северной страны (России) имеют отличный пример: их Учитель Ленин знал ценность новых путей... Монолитность мышления, бесстрашие создала Ленину ореол слева и справа. Даже в болезни не покинуло его твердое мышление. Его последние часы были хороши. Даже последний вздох он послал народу. Видя несовершенство России, можно многое принять ради Ленина... Книги его мы меньше любим, они слишком длинны, и самое ценное в нем - в книгах не выражено. Он сам не любил свои книги...". Спрашивается, откуда такая осведомленность тибетских посвященных в том, что сам Ленин думал о своих сочинениях? Ответ, сколь странным бы он не показался, содержится в том же тексте: "Знаем монолитное мышление. Мы видели Ленина в Швейцарии. Наш сотрудник беседовал с ним в Москве. Фронт не менял, не мыслил половинчато. Каждый знал о неисчерпаемости его утверждений". И – далее, - о контактах с основателями марксизма: "Мы знаем книги Маркса и Энгельса, даже наши представители в свое время беседовали с Марксом...". При этом один из Махатм уточняет: "Уже говорил, что наши представители посетили Маркса в Лондоне и Ленина в Швейцарии. Явно было произнесено слово Шамбала. Разновременно, но одинаково оба вождя спросили: каковы признаки Шамбалы?».

Комментарий: Это – серьезная тема, затрагивать которую в данной статье не уместно. Вновь отсылаю читателей к книгам академика Л.В.Шапошниковой «Град Светлый», «Веления Космоса» и другим.

 

Абзац из статьи: «1929 - 1930. Советские участники первой Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха по возвращению на родину арестованы ОГПУ и дают признательные показания. Вот выдержка из допроса секретаря и врача экспедиции К.Н.Рябинина: "Следователь: Кого Вы использовали в СССР для выполнения шпионских заданий по поручению Н.К.Рериха? К.Н.Рябинин: Я никого не привлекал и сам лично этого задания не выполнял. Следователь: Вы продолжаете скрывать от нас те задания, которые получали от американского разведчика Н.К.Рериха? .." (См.: Рябинин К.Н, Развенчанный Тибет. Подлинные дневники экспедиции Н.К.Рериха. Самара, 1996. С. 684). Таким образом, в ОГПУ проверяли возможные связи Рериха с американской и английской разведками, активно действовавшими тогда в Центральной Азии».

Комментарий: Не мытьем, так катаньем! Проверять можно любые предположения, но их еще надо доказать, а доказательств – НЕТ!

 

Абзац из статьи: «1933. В Риге издана малоизвестная брошюра Е.И.Рерих "Напутствие Вождю" (тиражом в 50 экз.), в которой в духе Макиавелли выведен образ "идеального правителя". Пребывающий на заоблачной вершине власти, недосягаемый для подданных, но в то же самое время неуклонно и жестко контролирующий все их помыслы и весь ход общественной жизни, этот правитель должен помнить, что "каждое его появление будет праздником" для масс. Его же собственные мысли должны быть недосягаемы для всех нижестоящих. "Сущность намерений Вождя есть тайна! " - вещает автор. Любопытно же другое. Оказывается, и сам Вождь не обладает какой-либо самостоятельностью, ибо ему надлежит быть послушным воле стоящих за ним и никому не ведомых "Иерархов". Это не он, а они в действительности призваны управлять народом, а, благодаря тому, что в мире вождей много, - то и всем человечеством».

Комментарий: Высказывание по ГЛУПОСТИ И НЕВЕЖЕСТВУ просто вопиющее. Совершенно очевидно, что автор очень плохо знает мировую историю. Особенно мемуарную литературу и жизнеописания глав государства и политиков, стоящих у штурвала власти. Иначе ему бы было ведомо, что выдающиеся деятели всех веков и народов на всех континентах, такие, как Саладин, Иван III, Ришелье, Вашингтон, Линкольн, и другие, именно потому успешно и долго руководили своей страной, что интуитивно, путем размышлений и личного опыта, познали мудрость правления. Ту великую мудрость, что в синтезированном виде обобщила в книге «Напутствие Вождю» Е.И.Рерих. «Его (правителя) собственные мысли должны быть недосягаемы для всех нижестоящих», - иронизирует довольный собственной «проницательностью» автор. Интересно, многое ли знает г-н Былинин о мыслях, например, руководства ФСБ? И чего бы стоило ФСБ, если бы мысли его глав были доступны всем и каждому?  Для читателей приведу такой исторический пример. Мать Ричарда Львиное Сердце Элеонора Аквитанская, долгие годы успешно правившая Англией, следовала процитированному выше постулату наиточнейшим образом. Ни один барон туманного Альбиона (а это были ну очень своевольные, мятежные бароны) никогда не знал, когда именно пожалует к нему повелительница, имевшая обыкновение часто посещать своих поданных и интересоваться их жизнью. Только за два часа до выезда объявлялся ее маршрут. Потому бароны не расслаблялись: они пребывали в постоянном ожидании и всегда были готовы достойно встретить свою королеву. И, действительно, каждое ее появление было праздником, как для них, так и для народа.

Что касается «никому не ведомых «Иерархов», то автор непременно встретится с Ними в свой последний час, и будет держать ответ, -  как за свою собственную жизнь, так и за то, что КЛЕВЕТАЛ на Их Посланника. Глубоко же верующие, и просто хорошо образованные люди, принадлежащие к разным конфессиям, знают Их под множеством священных Имен. Равно, как и понимают символику короны, державы, скипетра, суть обряда «помазания на царство», смысл слов «Сын Неба», «Наместник Бога на Земле». Но что возьмешь  с невежд и пачкунов…

 

Абзац из статьи: «1934 - 1935. Вторая американская Трансгималайская экспедиция Рериха (с французскими паспортами, при личной поддержке духовно окормляемого "Друга" - Генри Уоллеса, министра земледелия и "лучшего кандидата в президенты" США). С самого начала экспедиция встретила массу препятствий с разных сторон. Ее подготовку и проведение вяло саботировал даже Госдеп США, не желавший дипломатического сближения с Японией. Особенно активное противодействие оказывала английская разведка, упорно считавшая Н.К.Рериха не "независимым Послом Мира", а "опасным агентом Коминтерна».

Комментарий: На этот набивший оскомину пассаж, также ВЫСОСАННЫЙ ИЗ ПАЛЬЦА и кочующий из статьи в статью современных Геростратов, желающих увековечить свое имя в истории рядом с ВЕЛИКИМ ИМЕНЕМ, исчерпывающе ответила Л.В.Шапошникова в статье «Николай Рерих – мыслитель или шпион?»

 

Абзац из статьи: «1934, 31 октября. Состоялся чрезвычайный съезд Харбинского Российского общевоинского союза - РОВСа, посвященный передаче в собственность Харбинскому отделению Союза (во главе с генералом Вержбицким) крупной русскоязычной газеты "Русское слово", которую еще в сентябре Н.К.Рерих выкупил для РОВСа за 1000 долларов США. Прояпонской и русской фашистской прессой Харбина ("Харбинское время", "Новый путь", газета "Копейка" и др. издания) по этому поводу в ноябре месяце был поднят громкий скандал: Рерих был публично обвинен в прямом сотрудничестве с большевиками и попытках "перекупить" на сторону Советов "честное русское офицерство РОВСа".

Если учесть, что к середине 1930-х гг. центральный штаб РОВСа в Париже был уже под плотным колпаком агентов ОГПУ, а также то обстоятельство, что члены РОВС в Маньчжурии (часть которых также входила в агентурную сеть, созданную советским военным резидентом Владимиром Нейманом-Никольским в начале 1920-х) категорически отказывались от навязываемого им оккупационными японскими властями участия в антисоветском шпионаже и диверсиях - в отличие от остальной части русской военной эмиграции в лице местных легитимистов-николаевцев, семеновцев, русских фашистов и проч., - едва ли покажется странным или необоснованным выбор Н.К. Рериха в пользу активного политического "сотрудничества" с офицерами РОВСа. Другие были тоже непрочь заполучить такого видного человека, как Рерих, себе в союзники. Однако, похоже, это не только не отвечало убеждениям самого Николая Константиновича, но и... перспективным установкам ОГПУ».

Комментарий: Ай да Николай Константинович! Гигант! Одним махом всех на свою сторону привлек! Да уж, чего стоит «честное русское офицерство РОВСа», которое можно перекупить за деньги.

 

Абзац из статьи: «Ad notam - вместо заключения. Несмотря на очевидность контактов Н.К. Рериха с советскими спецслужбами, в архивах ФСБ и СВР РФ до сих пор не обнаружено его досье или какие-либо документы агентурной разработки (выделение мое – О.С.). Это обстоятельство, тем не менее, не исключает возможности того, что художник либо был завербован ОГПУ, либо сотрудничал с этим ведомством на совершенно добровольных началах. В пользу вероятности такого вывода свидетельствует практика доверительной и неформальной работы с ценной агентурой, которая была принята в ОГПУ - НКВД вплоть до 1938 года, когда был введен порядок обязательного согласования любой кандидатуры привлекаемого к оперативному сотрудничеству агента с высшим руководством органов, а также - соответствующего письменного оформления этого сотрудничества, включая анкеты, характеристики, письменные отчеты и т.д.

Надо; к слову, заметить, что подобная бюрократизация секретной агентурной работы нанесла ей и всему делу государственной безопасности колоссальный вред. Но ведь и произошло это значительно позже того момента, когда Н.К.Рерих неожиданно (? ) изменил свое мнение о чекистах и Советской России...»

Комментарий: Ну, вот, наконец, добрались до сути. Столько чернил исписать, такой «мартышкин труд» проделать, чтобы, в конце концов, заявить – никто так и не обнаружил документы, свидетельствовавшие о каких-либо контактах Н.К.Рериха со спецслужбами. (И не обнаружит, потому что их – НЕТ!) Но это не важно: раз нет, – ДОМЫСЛИМ, А ПОТОМ - ВЫДАДИМ ПЛОДЫ БОЛЬНОГО ВООБРАЖЕНИЯ ЗА ПРАВДУ, СФАЛЬЦИФИЦИРУЕМ ССЫЛКИ, И БУДЕМ ДРУЖНО МНОЖИТЬ КЛЕВЕТУ, ЦИТИРУЯ «ТРУДЫ» ДРУГ ДРУГА - какие проблемы!

 

Абзац из статьи: «И последнее. По прошествии семидесяти лет вслед за ОГПУ видному художнику и мыслителю вторично отказали в доверии на его родине. На этот раз веское слово сказала Русская Православная Церковь, которая на своем поместном соборе в 2001 году предала Н.К.Рериха анафеме за "извращение христианского вероучения и пропаганду антихристианской мистики".

Комментарий: Русская Православная Церковь почему-то предает анафеме не нравственно убогих людей, подобных священнику, недавно обвенчавшему за взятку двух гомосексуалистов, а самых достойных своих сограждан. Сограждан, имеющих обыкновение «сметь свое суждение иметь» и на свой лад осмысливающих понятие «Бог», что, между прочим, никому не возбраняется. Любые действия подобного рода свидетельствуют лишь об одном: оскудела матушка-православная церковь воистину святыми мужьями, подобными Иоанну Кронштадскому, благословившему Н.К.Рериха на служение Родине. Сдается, что священнослужители не чувствуют уверенности в своей правоте, а потому, все больше теряя контроль над людскими умами, прибегают к силовым приемам. На костер, конечно, сейчас «супротивников» не отправишь. Однако распинать на газетных страницах и прилюдно, с экранов телевидения, всех инакомыслящих чохом, это - пожалуйста! Но история человечества многократно доказала справедливость высказывания великого Платона: «Идеи правят миром». Можно, конечно, назвать еретиками всех непокорных, и для острастки казнить самых стойких, как, например, епископа Ария. Можно силой изъять из Библии закон перевоплощения, вплоть до VI века входивший в святые книги и признававшийся ранними христианами. Только ведь размышлять над проблемами мироздания не запретишь. Не даром мученики за Истину имеют в веках массу последователей, о чем неопровержимо свидетельствует вся мировая история.

Кроме того, христианская церковь, несмотря на великие идеи Вероучителя, так и не сумела воспитать в своей пастве высокую нравственность. Не сумела, в частности, и потому, что не смогла ни убедить в необходимости праведной жизни с помощью  личного примера, ни объяснить людям смысл непреложного действия великих космических законов, отраженных в 10 заповедях. Потому иные «верующие» по сию пору стоят в храме со свечкой, и тут же, выйдя за порог, грабят, лгут, лжесвидетельствуют, подобно автору статьи «Послушники Шамбалы» и иже с ним. (На Руси называли Шамбалу по-своему – Беловодьем, сложив на протяжении веков чудесные сказанья. И почитали за несказанное счастье найти эту заповеданную страну). Свято же место пусто не бывает: люди наблюдают, размышляют, осмысливают свою жизнь и происходящее на планете. А потом делают выводы и задают церковникам вопросы, ответы на которые их в большинстве случаев не удовлетворяют. А вот открытия, сделанные учеными по всей планете, помогают понять многое. Мир стремительно  меняется, только почему-то Русская Православная Церковь так и продолжает вариться в собственном соку. Хорошо бы священнослужителям разного ранга, прежде чем предавать анафеме достойнейших русских сынов и дочерей, «на себя оборотиться», да поучиться у своих братьев по вере.  Папа Римский Иоанн-Павел II понимает  необходимость внутреннего обновления католической церкви, признает ошибки, допущенные священниками в веках, и отчетливо видимые сегодня. А потому, чтобы вернуть авторитет своей паствы, и приносит публичные извинения за мученичество Галилео Галилея, Джордано Бруно, за море крови, пролитое в крестовых походах, за инквизицию – чудовищный институт, который, похоже, кое-кому страсть как хочется возродить сегодня, и за многие другие прегрешения, допущенные самой церковью. Время – оно ведь все неумолимо расставляет по своим местам. Не за горами и тот час, когда придется приносить свои извинения за клевету на семью Рерихов.

 

P.S. Один бесспорный плюс в писаниях господина Былинина со товарищи все-таки есть. Своими постоянными нападками и беспардонной клеветой они широко разносят весть о философской системе, лежащей в основе мудрости всех народов ото дня их появления на Земле, и впервые столь полно обнародованной великим мыслителем и его семьей. И все больше и больше думающих людей становятся под Знамя Николая Константиновича РЕРИХА – ВЕЛИКОГО ГРАЖДАНИНА ВЕЛИКОЙ СТРАНЫ…

 

* При написании статьи использовались материалы сборника «Защитим имя и наследие Рерихов», МЦР, Москва, 2001.

 

Ольга СТАРОВОЙТОВА,

президент исторического клуба «SOLEIL»,

член Международного Союза журналистов,

член Международной ассоциации писателей и публицистов

 

Рига,

E-mail solaire@inbox.lv

 

15.09.2003

 

 

 


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz