Андрей
Левкин.
Накануне Пасхи
случилась душеспасительная и поучительная история. То есть случилась-то она
раньше, но именно в Страстную неделю была предложена читателям издания
«Собеседник» – явно в связи с усилением календарной, насущной для печатных
изданий духовности.
О некоторых
смыслах жизни читателем сообщал диакон Андрей Кураев, высказывавший мнения по
поводу гармонии, языческого и светского подходов к бытию и т. п. Нашлось место
и чуду, как же иначе.
История про
чудо возникла после ответа диакона на вопрос о том, купил ли он «комфортную и
просторную квартиру не в самом дешевом районе» на гонорары с его регулярных
публичных трудов.
Вот оно, чудо:
«Это квартира от преподобного Серафима Саровского. Ее приобретение – одно из
чудес моей жизни». Далее сообщалось о том, что из старой квартиры диакона
«выжили книги – они были повсюду». Мало того, «не хватало уже ни терпения, ни
сил ездить на автобусе до метро». В итоге Кураев обнаруживает искомое жилье на
«Юго-Западной». «Но когда я пришел к риэлтерам, они назвали цены не моего
уровня». Другой бы смирился, но диакон пошел иным путем, а именно: «Пошел к
инвесторам – эти люди, владельцы стройки, меня узнали. Они оказались церковными
людьми, одними из главных спонсоров Дивеевского монастыря. В общем, продали мне
квартиру по цене значительно ниже рыночной, сделали еще несколько уступок».
Нет, это еще не
чудо, этот дисконт Кураева не удивляет. Чудо – вот: «Но почему я говорю, что
она от Серафима Саровского… В тот день, когда мне предложили выгодные условия
покупки, я поехал в центр города. И вдруг подошла ко мне совершенно незнакомая
женщина. Сначала говорила дежурные слова о моих книжках и лекциях, а потом
добавила: «Я только что вернулась из Сарова, и почему-то у меня возникла идея,
что я должна вам что-нибудь привезти. И срезала веточку ели. Можно я вам ее
подарю?» И я понял, что это Серафим Саровский решил мне подарить квартиру».
По факту
получается кондово. Ладно, допустим, что г-н Кураев, в самом деле, на голубом
глазу сунулся к неизвестному ему застройщику (а зачем пошел, в самом-то деле?).
А там, по счастливому стечению обстоятельств, обнаружились православные
инвесторы. При этом не сообщается, всем ли православным они делают подобные
скидки, но вряд ли всем даже воцерковленным православным подряд, так что дело
обычное: перед Богом все равны, но некоторые равнее. Это так, на предмет
странных сближений, которые все еще случаются.
Понятно, что
г-н Кураев тут весьма удачно поторговал своим физическим лицом, что, в общем,
не может вызвать особых протестов, учитывая капитализм и рыночную ситуацию,
требующих непременно использовать удачно складывающиеся обстоятельства. Как
договориться – частное дело сторон, в конце концов. Ну, приглянулся им диакон.
Куда
любопытнее, что все это переводится в формат чуда. Да, конкретное участие св.
Серафима Саровского в деле улучшения жилищных условий раба Божьего Андрея не
укладывается в общепринятые бытовые нормативы, тем более по части сделок с
недвижимостью. Но из данной истории следует большее, чем только лишь квартира
на Юго-Западе для одного человека с Божьей помощью. Все прогрессивнее и в
смысле общественном.
Рассмотрим
ситуацию с точки зрения участия в ней святого подробнее. Итак, с квартирой
улажено, тут к Кураеву подходит прихожанка с веточкой ели. Диакон однозначно
считает веточку материальным свидетельством привета от Св. Серафима. Уже
неплохо: получить личный привет от кого-то с той стороны – переживание весьма
небанальное, надо полагать. Но что тут приходит диакону в голову? Мысль о столь
экономично обретенной квартире! И, конечно же, следует однозначный вывод (а как
иначе, если в голове у Кураева эти дела рядом?): значит, эту схему с недвижимостью
выстроил именно Св. Серафим – он и на Юго-Запад указал, и к правильному
застройщику направил, и внушил тому (хоть и православному, но все же
капиталисту) сделать доброе дело для диакона Андрея К. Как риэлтер, короче,
выступил.
Так что вот в
чем теперь выражается промысел Божий. Несомненно, этот частный случай является
прецедентом, оформляющим новую точку зрения на царствие небесное, которое
теперь, значит, не только внутри нас, но и немного вокруг.
Вот, скажем,
спросят г-на Сечина о том, как у него все-таки «Роснефть» образовалась. «Дык, –
ответит он, – да это Никола Чудотворец с Иоанном Кронштадским замутили…»
Но и это не все. Теперь православие от МП – по крайней мере, в версии Кураева – забьет унылую протестантскую этику. Потому что у протестантов же посредников с Богом нет, святых тоже – все надо делать самим. А коль скоро, у нас святые теперь на побегушках, то куда тут протестантам. Так что капиталистическое будущее новой России фактически обеспечено.
© «Gazeta.ru», 03.05.2005.