Прочитав газету «Берега» от 20.08.98 г., я сперва не поверил своим
собственным глазам. Признаюсь вам, удивлению моему не было предела. Перечитал
заново. Всё так и есть. Ярославское Рериховское общество «Орион» фигурировало в
списке организаций, проповедующих… нетрадиционные религии в Ярославской
области. Там же оказалась и газета «Орион». Таким образом, гуманитарное
художественно-философское наследие наших великих соотечественников Елены
Ивановны и Николая Константиновича Рерихов неожиданно превратилось в…
нетрадиционную религию.
Представляю себе, как удивятся, узнав об этом, директор Музея им Н.К. Рериха, вице-президент Международного
Центра Рерихов Л.В. Шапошникова;
академик РАН, президент Российской экологической академии А.Л. Яншин; директор Международного института
теоретической и прикладной физики Академии естественных наук А.Е. Акимов; заслуженная артистка России,
режиссер Н.С. Бондарчук;
почётный академик РАО, доктор психологии и педагогики Ш.А. Амонашвили и многие другие известные люди
науки и культуры, которые являются представителями Рериховского движения в
России. Подобная новость способна глубоко изумить и патриарха российской
культуры академика Д.С. Лихачёва, который сотрудничает в Лиге защиты Культуры, созданной по
инициативе Международного Центра Рерихов.
Получается, что благодаря стараниям общественного центра «Гражданская
безопасность», затеявшего в нашей области акцию против тоталитарных сект, все
эти достойные и уважаемые люди неожиданно для самих себя превратились в
религиозных деятелей!
Почему же был допущен столь досадный ляпсус? Попробуем проанализировать.
Взявшись рьяно за борьбу с деструктивными культами, организаторы акции даже не
удосужились разобраться в существе проблемы. Вероятно, их логика была предельно
проста. Всё, что не вписывается в систему православия и ислама, является
нетрадиционной религией. Таким образом, в список вместе с религиями попали и
философские системы.
Помимо Рериховского Учения Живой Этики (Агни Йоги) такой «чести»
удостоились труды известного индийского мыслителя Шри Ауробиндо Гхоша, теософия
Елены Петровны Блаватской и др. Напомню, что девизом теософских обществ
являются слова: «Нет религии выше истины».
Полагаю, что организаторам кампании нелишне было бы для начала уяснить, чем
религия отличается от философии. Позволю себе напомнить об этом. Религия
предполагает наличие культа (обряды, богослужение), религиозного сознания,
основанного на жестко установленных догматах, и религиозной организации
(церкви). Философская система не включает в себя приведённых понятий. Вместе с
тем философия вполне может рассматривать проблемы взаимоотношений духа и
материи, а также многие другие религиозные вопросы. Сама она от этого религией
не становится, а продолжает оставаться философией.
Путаница в подобных понятиях стоила человечеству многих жертв. В своё время
неприятие иного мировоззрения, которое не вписывалось в официальную
клерикальную систему, привело к крестовым походам, «святой инквизиции» и
кострам, на которых сжигали еретиков. Вспомним судьбу Джордано Бруно. Будем
надеяться, что в Ярославской области подобного всё-таки удастся избежать.
Пока же из-за своего невежества мы обрели позор перед лицом мировой
культурной и научной общественности. Судите сами. ЮНЕСКО объявляет 1991 год
Международным годом Блаватской. А в Ярославской области её научно-философскую
систему (теософию) относят к нетрадиционным религиям!
Боюсь, что с такой логикой во время следующей акции против сект в число
нетрадиционных религий могут попасть работы И. Канта, Л.Н. Толстого, К.Э. Циолковского, А. Чижевского, В. Вернадского и т.д. А кафедры философии наших
институтов и Лаборатория востоковедения при Ярославском университете рискуют
стать религиозными объединениями.
Безусловно, людям нужно объяснять сущность тоталитарных сект,
предостерегать от нежелательных контактов с ними. Но предварительно следует
самим запастись необходимым багажом знаний. А то ведь выйдет как у центра
«Гражданская безопасность»: хотели — как лучше, а получилась репетиция крестового похода.
Николай Константинович Рерих является, прежде всего, высочайшим Вождём и
Вестником культуры, красоты, знания. Известный российский учёный академик А.Л. Яншин отмечает близость идей Рериха к
научным поискам выдающихся исследователей. «Н.К. Рерих, — пишет он, — должен
быть причислен к той плеяде крупных учёных, которые ещё до полёта в космос
приближали время изучения Вселенной, изучения Земли из Космоса. То есть рядом с
фамилиями К.Э. Циолковского,
А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского, конечно, должна быть поставлена
фамилия Н.К. Рериха».
Никоим образом имя Рериха не может быть связано с сомнительными оккультными
утверждениями и узкой религиозностью. «Не называйте Рериха мистиком, не
возводите хулу на знание, недоступное вам», — писал ещё в 1932 году известный русский
искусствовед Михаил Бабенчиков. Как актуально звучат эти слова сегодня!
Начальник отдела
Государственного комитета по охране окружающей среды
Ярославской области,
председатель Ярославского
Рериховского общества «Орион»
С.В. Скородумов.
Газета «Берега» от 19 сентября
1998 г.
(г. Тутаев Ярославской области).