Знамя Мира

СЛОВО О НИКОЛАЕ РЕРИХЕ

«Никто не может просто поверить, что всё это могло случиться в жизни одного человека. Мир обязан принести ему благодарность за его вклад в искусство, археологию, путешествия, философию и науку…».

К.Л. Вайдья, индийский учёный.

* * *

«Целый новый мир! Да, он существует, этот прекрасный мир, эта держава Рериха, коей он единственный царь и повелитель. Не занесённый ни на какие карты, он действителен и существует не менее, чем Орловская губерния или королевство Испанское. И туда можно ездить, как ездят люди за границу, чтобы потом долго рассказывать о его богатстве и особенной красоте, о его людях, о его страхах, радостях и страданиях, о небесах, облаках и молитвах. Там есть восходы и закаты, другие, чем наши, но не менее прекрасные. Там есть и жизнь и смерть, святые и воины, мир и война — там есть даже пожары, с их чудовищным отражением в смятенных облаках. Там есть море и ладьи… Нет, не наше море и не наши ладьи: такого мудрого и глубокого моря не знает земная география… И ещё одно важнейшее можно сказать о мире Рериха — это мир правды. Как имя этой правды, я не знаю — да и кто знает имя правды? — но её присутствие неизменно волнует и озаряет мысли особым, странным светом».

Л. Андреев, писатель.

* * *

«Обладатель дара прозрения, который даёт ему возможность проникать в седую древность, в жизнь наших предков, далёких славянских племён, в древнейшие картины быта народов, населяющих страны Востока».

Николай Тихонов, писатель.

* * *

«И всегда были близки мне его мысли и мечтания о свободном от зла и непогоды, светлом и чистом человечестве, — но ещё ближе его страх утерять некое вечное сокровище, которое мы постепенно, незаметно и запросто разучиваемся ценить».

Леонид Леонов, писатель.

* * *

«Он поражает нас своей пылкой любовью к Человеку и Человечеству, к его духовному и культурному наследию; он поражает удивительным философским и мудрым содержанием его критериев: разума, любви, мира. Великое бесценно и не имеет прошлого, оно есть сегодня, оно есть всегда, во все времена будущего. И его значимость со временем растёт».

В. Севостьянов, космонавт.

* * *

«Лучи просвечивали через земную атмосферу, горизонт стал ярко-оранжевым, постепенно переходящим во все цвета радуги: к голубому, синему, фиолетовому, чёрному. Неописуемая гамма! Как на полотнах художника Николая Рериха».

Юрий Гагарин, первый космонавт.

* * *

«Его видение прошлого столь реалистично, что может в художественной форме дополнять научный поиск».

В.В. Быковский, археолог.

* * *

«Им первым из русских людей удалось осуществить вековую мечту отечественных исследователей и совершить то, что не смогли сделать ни Н.М. Пржевальский, ни М.В. Певцов, ни П.К. Козлов — пересечь со стороны Сибири и Монголии весь Тибет с Гималаями и выйти в Индию».

Ю.К. Ефремов, географ.

* * *

«Николай Константинович Рерих, которого можно назвать истинным апостолом красоты и культуры, в творениях своего искусства воплотил великую космическую правду — искусство спасёт человечество! Ибо искусство Н.К. Рериха есть расцветание форм прекрасного в наиболее существенном и универсальном смысле этого слова, ибо его искусство кристаллизирует в себе огни лучших человеческих мечтаний и завершений, ибо искусство Рериха есть нечто большее, чем искусство в обыденном понимании, — оно является великим служением человечеству и Беспредельности…».

Рихард Рудзитис, писатель.

* * *

«Прекрасны слова Рериха, обращенные к молодежи, к созидателям и строителям будущего мира: «Вам, молодежи, предстоит одна из наиболее сказочных работ — возвысить основы культуры духа, заменить механическую цивилизацию культурой духа; творить и создавать». Он говорил о весёлом труде, как основе будущего развития, о том, что «в основе переустройства мира будут труд, творчество». Враг всякого застоя, шаблона, бездействия, Рерих своё отношение к задаче жизни определил поистине бессмертными словами: «Спросят: как перейти жизнь? Отвечайте: как по струне бездну — красиво, бережно и стремительно». В этих словах, как в мажорном аккорде, звучит исповедание жизни Рериха».

Владимир Энгельгард, академик.

* * *

«Рериха можно сравнить с гигантским деревом, пустившим корни глубоко в одном месте, а свои великолепные ветви раскинувшим широко кругом — по всему миру. Из всех современных народов русские имеют, быть может, самых величайших гениев искусства, и если есть какой-либо великий ренессанс искусства, в глубоком значении Парфенона, то выявление его выпало на долю России. Русскость Рериха не случайна и соединена с его непрерывным маршем по всему миру».

Борнет Д. Конлан, французский писатель.

* * *

«Среди всемирных бедствий и разрушений, которые неизбежно сопровождают гибель цивилизации, сделавшей личную наживу и материальные достижения своей высшей целью, Рерих пришёл, чтобы повернуть умы людей к духовным реальностям, на которых может быть основан прочный порядок существования, дающий красоту, гармонию и мир».

Теодор Хеллин, биограф художника.

* * *

«Знамя не есть пустой звук, но есть зовущий благовест к совместному бодрому сотрудничеству… Знамя Культуры пусть развевается над каждым культурным очагом. Оно повелительно скажет вандалам: «Не тронь — здесь народное достояние!» Только что на наших глазах погибли многие мировые сокровища. Гибнут они и в дни войны, и во время так называемого мира среди всяких столкновений… Сердце человеческое хочет мира. Сердце человека поймет зов о Культуре, о светлом содружестве и сотрудничестве. Знамя Мира, Знамя Культуры, победно развейся над сокровищами всенародными» (Н.К. Рерих. Друзьям Знамени Мира. 1947).

«Знания учёного и глубокая интуиция большого художника лежали в основе замечательных картин. Эмоциональное искусство Рериха почти непередаваемо — оно для глаз и для души».

Константин Юон, художник.

* * *

«Когда я пытался найти слова, дабы описать самому себе идеи, заключённые в Ваших картинах, я не смог сделать этого. Это потому, что язык слов может выразить лишь одну грань Истины, а язык картины находит в Истине свою область, не доступную словесному выражению. Каждое искусство достигает своего совершенства, когда оно открывает нашей мысли те особые врата, ключ от которых находится в его исключительном владении. Когда картина является поистине великой, мы не должны иметь возможности высказать, в чём это величие, но всё же мы должны видеть и знать его. То же самое относится и к музыке. Когда одно искусство может быть полностью выражено другим — это неудача. Ваши картины ясны и всё же невыразимы словами — Ваше искусство ограждает свою независимость, потому что оно велико».

Рабиндранат Тагор, индийский поэт.

* * *

«Когда я думаю о Николае Рерихе, я поражаюсь размаху и богатству его деятельности и творческого гения. Великий художник, великий учёный и писатель, археолог и путешественник, он касался и освещал так много аспектов человеческих устремлений. Уже само количество картин изумительно — тысячи картин, и каждая из них великое произведение искусства. Когда вы смотрите на эти полотна, из которых многие отображают Гималаи, кажется, что вы улавливаете дух этих великих гор, которые веками, возвышаясь над равнинами Индии, были нашими стражами. Картины его напоминают нам многое из нашей жизни, нашего мышления, нашего культурного и духовного наследства, и мы чувствуем, что мы в долгу у Николая Рериха, выявившего этот дух в своих великолепных полотнах».

Джавахарлал Неру, премьер-министр Индии.

* * *

«Замечательный мастер кисти, он выступает вместе с тем и как мыслитель, философ, как учёный историк-востоковед, столько глубоких мыслей и оценок содержится в этой книге. И притом не просто учёный, не просто мыслитель, но и публицист, страстный агитатор за торжество своих идей, как общественный деятель — автор знаменитого Пакта… В его словесной живописи слова горят, как краски на картинах, образы так же монументальны и строги, так же выразительны. Каждая фраза — целая картина, законченная и чёткая, каждое слово, словно слиток бронзы, тяжёлое и весомое».

А.П. Окладников, академик.

* * *

«Я восхищаюсь искренне Вашим искусством и могу сказать без преувеличения, что никогда ещё пейзажи не производили на меня столь глубокого впечатления, как эти картины».

Альберт Эйнштейн.

* * *

«Н.К. Рерих должен быть причислен к той плеяде крупных учёных, которые ещё до полёта в Космос приближали время изучения Вселенной, изучения Земли из Космоса. И рядом с фамилиями К.Э. Циолковского, А.Л. Чижевского, В.И. Вернадского должна быть поставлена фамилия Н.К. Рериха».

А.Л. Яншин, академик.



Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz