ГлавнаяОб ОбществеНаучные публикацииС.В.Скородумов. Пакт Рериха и Знамя Мира: на пути к всеединству

С.В.Скородумов,
руководитель Межрегионального информационно-аналитического Центра (МИА-Центра),
член Международной ассоциации писателей,
председатель Ярославского Рериховского общества «Орион»,
г. Ярославль (Россия)

Пакт Рериха и Знамя Мира: на пути к всеединству

Н.К. Рерих Знамя Мира. Пакт КультурыНаше время характеризуется все новыми и новыми военными столкновениями, разрушениями памятников культуры, гибелью людей в ходе международных и внутренних конфликтов. Эти жесткие вызовы современной цивилизации требуют научно-философского осмысления. Для поиска путей выхода из кризисной ситуации обратимся к философии Серебряного века и к научно-философскому наследию семьи Рерихов.

Одним из центральных понятий ряда философских систем является принцип всеединства. Он нашел свое отражение и в литературных произведениях. Поэт Лев Куклин (19312004) очень образно описал его в небольшом стихотворении «Круговорот»:

Все в мире цепью связано нетленной,
Все включено в один круговорот.
Сорвешь цветок, а где-то во вселенной
В тот миг звезда взорвется – и умрет…

Древняя мысль о всеединстве впервые оформилась как самостоятельная философская идея в античные времена у неоплатоников, в философии Плотина (204/205–270). В эпоху Возрождения положение о всеединстве получило развитие в трудах Николая Кузанского (1401–1464). Согласно философским представлениям всеединство осуществляется в идеальном мире. В мире материальном оно нарушено и сохраняется в неполном виде [1]. Таким образом, возникает проблема восстановления этой связи.

Совершенно особое место идея о всеединстве занимает в русской философии Серебряного века. Родоначальником новой концепции всеединства стал выдающийся мыслитель Владимир Соловьёв. Его идеи развивали Сергей Булгаков, Павел Флоренский, братья Сергей и Евгений Трубецкие, Семён Франк и другие. Не вызывает сомнений, что зерно идеи общинности и всеединства было привнесено в пространство русской культуры Преподобным Сергием Радонежским. Эта идея через века расцвела в философии и литературе Серебряного века, напитала русскую общественную мысль.

Владимир Соловьёв определял всеединство следующим образом: «Я называю истинным, или положительным, всеединством такое, в котором единое существует не за счёт всех или в ущерб им, а в пользу всех» [2, c. 552]. В совершенствовании и высшем космическом единстве индивидуальностей без утраты своего неповторимого «я» видел путь эволюции Даниил Андреев, изложивший свои мысли и духовный опыт в книге «Роза Мира» [3, с. 46].

В философии Серебряного века размышления о всеединстве опирались на идею Софии – Премудрости Божьей, которая воспринималась как принцип красоты и всеединства Абсолюта. Истоки такого понимания лежат в Книге Притчей Соломоновых Ветхого Завета, где София названа «художницей», творящей мир по Божественным законам [4].

Поскольку всеединство является центральным онтологическим принципом мироустройства, то и путь развития человечества лежит в этом направлении. Русские философы видели путь к «всечеловечеству» через осуществление идеалов христианства. Владимир Соловьёв выдвинул тезис о тождественности истины, добра и красоты. Важную роль в восстановлении всеединства он отводил искусству, которое вводит «все существующее в форму красоты» [5, с. 745].

Новым этапом в осмыслении и развитии идей всеединства стало творческое наследие семьи Рерихов, созданное в сотрудничестве с Учителями человечества. Буквально с первых страниц Учения Живой Этики мы встречаем мысль о всеединстве: «Я – вы, вы – Я – частицы Божественного Я» [6, 24 марта 1920].

Если ранее всеединство рассматривалось в рамках религиозных систем, то в Живой Этике эти идеи получили научно-философскую трактовку и объяснены с позиции Космической эволюции и действия космических законов. Более того, через Пакт Рериха и его символ – Знамя Мира – человечеству был предложен практический путь для осуществления всеединства: «Так в эпоху Огня, когда Свет борется с Тьмою, явление Знамени Мира есть тот основной знак, который даст новую ступень человечеству. Так под этим знаком объединятся – Красота, Знание, Искусство и все народы» [7, § 377].

Каков же принцип этого объединения? И что лежит в его основе? В Учении Живой Этики, в работах выдающихся мыслителей Н.К. и Е.И.Рерихов, Л.В.Шапошниковой дано философское обоснование роли культуры в Космической эволюции человечества. «Такие же явления, как Культура и возникающие в ее пространстве любовь и красота, несущие в себе тонкую и высоковибрационную энергетику, и, наконец, сама психическая энергия человека являются опорами эволюции и определяют ее качество. Отсутствие по тем или иным причинам таких опор прерывает путь Космической эволюции и уводит в воронку инволюции», – пишет Л.В.Шапошникова в книге «Град светлый» [8, с. 42].

Согласно новому космическому мировоззрению, человек является частью Космоса и несет в себе его энергии [9, § 155]. С развитием исторического процесса народы становятся все более взаимосвязанными. Не обладая уровнем культуры, необходимым для восхождения по лестнице эволюции, и имея вследствие этого неорганизованную психическую энергию, человек тем самым нарушает равновесие планеты, способствует возникновению экологических и социальных проблем, войн и даже стихийных бедствий. В этой ситуации культура является спасительной опорой, а задача культурного единения и сотрудничества становится не только актуальной и неотложной, но и жизненно необходимой.

Рассмотрим несколько путей для осуществления единения человечества. По мнению писателя Всеволода Иванова, на Западе объединение мыслилось «через огранку, через формовку отдельной выкованной в праве личности. В его постановке превалирует значение организации» [10, с. 93]. Такое единение основано на рассудочном мышлении и является атрибутом цивилизации, а не культуры. Его результатом становятся процессы стандартизации и глобализации. Они стирают индивидуальность национальных культур, приводя всех и вся, образно говоря, к общему знаменателю цивилизации. Подобное единение без скрепляющего воздействия культуры непрочно. А самое главное, не может предотвратить войны и разрушения. Вл. Соловьёв писал: «Ложное отрицательное единство подавляет или поглощает входящие в него элементы, само оказывается, таким образом, пустотою…» [2, с. 552].

Н.К.Рерих предложил в качестве основы для единения Культуру. Первостепенную задачу, которую призван решить Пакт Рериха, – это прекращение разрушительных войн, сохранение памятников культуры, являющихся вехами или, образно говоря, верстовыми столбами на магистральном пути Космической эволюции, а также объединение людей и народов в такой благородной задаче. Но этим эволюционное значение Пакта Рериха и Знамени Мира не ограничивается. Оно намного грандиознее и космичнее. Девиз Пакта Рериха – «Мир через Культуру». В своем очерке «Мир» Н.К.Рерих отмечает: «Не удивительно ли, по-русски слово мир единозвучно и для мирности, и для вселенной. Единозвучны эти понятия не по бедности языка. Язык богатый. Единозвучны они по существу. Вселенная и мирное творчество нераздельны» [11, с. 148]. Таким образом, Знамя Мира может пониматься и в более широком, вселенском значении, то есть как Знамя Космической эволюции. Этот аспект подробно представлен в Учении Живой Этики.

Н.К.Рерих. София - Премудрость. 1932Мысли о культурном всеединстве и роли культуры в Космической эволюции человечества нашли отражение в живописи великого художника, прекрасно знавшего русскую традицию. В 1932 году Н.К.Рерих создал картину «София – Премудрость Божья». Святая София в языках пламени летит над городом, в котором представлены памятники культуры – земное выражение принципа софийности. В руке она держит свиток. На нем изображено Знамя Мира и трижды по-гречески написано слово «агиос» – святой. Обычно на иконах Святую Софию изображают со свернутым свитком в руке [12, с. 79]. П.Флоренский, объясняя символику новгородской иконы Святой Софии, отмечал, что закрытый список – «указание на ведение недоведомых тайн» [13, с. 304]. Но на картине Н.К.Рериха свиток развернут. Человечеству пришло время узнать космические истины. В сотрудничестве с Учителями Востока Рерихами была разработана философия Космической реальности – Живая Этика, которая дает возможность обрести новое мировоззрение и подниматься ввысь по ступеням эволюции.

П.Флоренский отмечает: «София… является предварительно как намек на преображенный, одухотворенный мир, как незримое для других явление горнего в дольнем» [13, с. 317]. На картине Н.К.Рериха мы видим, что путь к этому Высшему преображенному миру лежит через осознание культуры. Свиток Святой Софии венчает Знамя Мира, указывающее направление Космической эволюции человечества. Отметим, что в книге «Аум» проводится параллель между Софией и всенаполняющей космической энергией [14, § 416]. В Учении Живой Этики названы ближайшие дары эволюции: «первый – психическая энергия, второй – движение женщин, третий – кооперация» [15, § 414]. Все они направлены к всеединству человечества и должны осуществиться в пространстве культуры.

Своей деятельностью Н.К.Рерих показал, что всеединство является не только теоретической философской концепцией. Великий русский художник впервые предпринял попытку реализовать ее на практике. Знаменательно, что истоки идей Н.К.Рериха лежат в энергетическом пространстве русской культуры. Всеволод Иванов так описывает русский метод объединительного действа: «Он основан на едином порыве, взлете, зове всех к объединению, к всеобщности, в которой должна сохраниться вся пестрота, многообразие человеческих выявлений». Писатель называет эту русскую идею «идеей Вселенности» [10, с. 93].

Мысли об охране культуры оформились у Николая Константиновича после путешествия по Руси (1903–1904) [16, с. 227–228]. Понадобилось несколько десятилетий самоотверженной общественной деятельности художника и поддержка многих представителей мировой общественности, чтобы они воплотились в жизнь. Описывая международное общественное движение в защиту культурных ценностей, В.Иванов отмечает: «И это большое движение, небывалое еще в мире, поднял наш русский художник – Николай Константинович Рерих, впитавший его начала в чудесной русской истинной Культуре» [10, с. 73].

Как известно, 15 апреля 1935 года 21 страной американского континента был подписан Пакт Рериха и утвержден его символ – Знамя Мира. Исходной идеей для символа Знамени Мира стала икона Андрея Рублева «Святая Живоначальная Троица». В письме к барону М.А.Таубе Николай Константинович пиcал: «Что может быть древнее и подлиннее византийской концепции, уходящей в глубину веков к первому обобщенному христианству и так прекрасно претворенной в иконе Рублева “Святая Живоначальная Троица” Свято-Троицкой Сергиевской Лавры. Именно этот символ – символ древнейшего христианства, освещенный для нас также и именем Св. Сергия, подсказал мне наш знак, смысл которого и выражен на прилагаемом снимке, сохранив все элементы и расположения их, согласно иконе Рублева» [17, с. 358]. Великий русский художник практически реализовал Завет Преподобного Сергия Радонежского: «Взирая на единство Святой Троицы преодолевать ненавистную рознь мира сего», который на многие века стал призывом к общинности, всеединству и краткой формулой Космической эволюции, данной в понятном для того времени выражении.

К сожалению, Европа и Россия не присоединились к Пакту Рериха. Миру пришлось столкнуться с разрушениями второй мировой войны, чтобы вновь вернуться к идее охраны культуры. 14 мая 1954 года была подписана Гаагская конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, разработанная на основе идей Пакта Рериха. Духовная суть Пакта при этом оказалась не востребована. Если Пакт Рериха называют Пактом Культуры, то Гаагская конвенция стала «Пактом цивилизации». Не удивительно, что при ее разработке был забыт девиз Пакта Рериха «Мир через Культуру», а также изменен его охранный символ – Знамя Мира. В эволюционном плане нужно было непременно вернуться к миротворческим идеям Н.К.Рериха. В этом отношении особенно велика роль инициатора международного культурно-просветительского проекта «Пакт Рериха. История и современность» академика Людмилы Васильевны Шапошниковой и Международного Центра Рерихов. Указанный проект напоминает человечеству об эволюционном пути развития и призывает следовать этим путем.

Еще в 1888 году Владимир Соловьёв выступил в Париже с докладом, который назывался «Русская идея». Выдающийся философ видел воплощение этой идеи в объединении народов и преображения человечества на основе этических идеалов христианства [18]. Эти мысли Соловьёва соответствовали философии всеединства и вызвали большой резонанс. Впоследствии его идеи развивали многие философы. В наши дни поиск национальной идеи в России чаще всего ведется в плоскости цивилизации, а не в пространстве культуры. Но еще в начале XX века Н.К.Рерих высказал глубокую мысль: «Из древних чудесных камней сложите ступени грядущего», показав тем самым связь прошлого, настоящего и будущего через культурную преемственность. Эта же мысль выражена и в Знамени Мира, которое символизирует объединение прошлых настоящих и будущих достижений человечества в пространстве культуры, показывая направление Космической эволюции.

Восхождение по ступеням культуры является сутью эволюционного развития человечества. Таким образом, концепцию «Мир через Культуру», можно рассматривать как наиболее яркое выражение русской национальной идеи, а Пакт Рериха и Знамя Мира как конкретный путь ее воплощения. В творчестве Рерихов русская идея представлена намного шире, чем ее видели философы Серебряного века. Единение осуществляется на основе культуры. И на современном этапе эту идею успешно реализует Международный Центр Рерихов (МЦР) [19]. Остается только удивляться, что в России ни ученые, ни философы, ни государственные, ни общественные деятели не обращают на нее должного внимания. Более того, Министерство культуры и Государственный музея Востока, пытаясь разрушить успешно работающий Музей имени Н.К.Рериха МЦР – крупнейший общественный музей России, тем самым искажают исторический процесс в России и затрудняют ход Космической эволюции.

Приняв направление культурно-исторического развития, Россия способна объединить вокруг указанной благородной идеи и другие страны. Именно это может принести спасение планете от ужасов мировых войн и новых разрушений, а также вернуть человечество на путь Космической эволюции. Создание мировой общины на основе культурного сотрудничества – знаменательный, неизбежный и неотложный этап истории человечества и планеты. Пакт Рериха и Знамя Мира – дар Учителей Востока и вектор Космической эволюции, который через культурное всеединство человечества ведет к всеединству космическому: «врата Общины ведут к дальним мирам» [20, § 98]. Таким образом, Знамя Мира является не только знаком защиты сокровищ культуры, но и знаменем Космической эволюции, зовом к всеединству, символом Космического Магнита – начала, ведущего Космос к совершенствованию.

И Пакт Рериха, и Знамя Мира призывают нас к осмыслению великого назначения человека и всеединства человечества, которые так ярко и образно выразил в своем стихотворении «Посредине мира» поэт Арсений Тарковский (1907–1989):

Я – человек, я посредине мира,
За мною мириады инфузорий,
Передо мною мириады звезд.
Я между ними лег во весь свой рост –
Два берега связующее море,
Два космоса соединивший мост…

Общественный Музей имени Н.К. Рериха



Литература

1. Всеединство // Краткий философский словарь / Под. ред. А.П.Алексеева. 2-е изд. перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

2. Соловьёв В.С. Первый шаг к положительной эстетике // В.С.Соловьёв. Сочинения в 2 т. Т. 2 / Общ. ред. и сост. А.В.Гулыги, А.Ф.Лосева; Примеч. С.Л.Кравца и др. М.: Мысль, 1988.

3. Андреев Д. Роза Мира. Метафилософия истории. М.: Прометей, 1991.

4. Ветхий Завет. Прит. 8: 27–31.

5. Соловьёв В.С. Критика отвлеченных начал // В.С.Соловьёв. Сочинения в 2 т. Т. 1 / Сост., общ. ред. и вступ. ст. А.Ф.Лосева, А.В.Гулыги. М.: Мысль, 1988.

6. Живая Этика. Листы сада Мории. Зов.

7. Живая Этика. Иерархия.

8. Шапошникова Л.В. Град Светлый. Новое планетарное мышление и Россия. М.: Международный Центр Рерихов, 1999.

9. Живая Этика. Беспредельность. Часть I.

10. Иванов Вс. Н. Рерих / Репринтное издание. Рига: Угунс, 1992.

11. Рерих Н.К. Мир // Н.К.Рерих. О Вечном… М.: Республика, 1994. С. 148.

12. Маточкин Е.П. Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н.К.Рериха // Мир Огненный. 1997. № 4 (15).

13. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины: Опыт православной теодицеи. М.: ООО «Издательство АСТ», 2003.

14. Живая Этика. Знаки Агни Йоги.

15. Живая Этика. Аум.

16. Рерих Н.К. Чутким сердцам // Н.К.Рерих. Листы Дневника. В 3 т. Т. I. М.: Международный Центр Рерихов, 1995.

17. Письмо Н.К.Рериха М.А.Таубе. 13.02.1932 // Знамя Мира. Сб. – 2-е изд., доп. и перераб. М.: Международный Центр Рерихов, 2005.

18. Маслин М.А. Русская идея // Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М.Маслина. М.: ТЕРРА-Книжный клуб; Республика, 1999.

19. Международная выставка «Пакт Рериха. История и современность» [Электронный ресурс] // Международный Центр Рерихов (офиц. сайт). Режим доступа: http://www.icr.su/rus/news/icr/Pact_project.php (дата обращения: 12.08.2017).

20. Живая Этика. Община.





Источник: С.В. Скородумов. Пакт Рериха и Знамя Мира: на пути к всеединству // Культура и цивилизация в XXI веке в свете идей Пакта Рериха: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2017. СПб. Санкт-Петербургское отделение Международного Центра Рерихов. 2017. С. 114 – 121.




ГлавнаяОб ОбществеНаучные публикацииС.В.Скородумов. Пакт Рериха и Знамя Мира: на пути к всеединству




Главная    |    Новости