Главная > Об Обществе > Публикации о нашей деятельности > В Ярославском государственном университете имени П.Г. Демидова открылась выставка, посвященная Е.П. Блаватской


Марат Альмухаметов

В Ярославском государственном университете имени П.Г. Демидова
открылась выставка, посвященная Е.П. Блаватской

В Ярославском государственном университете имени П.Г. Демидова открылась выставка, посвященная Е.П. Блаватской 2 ноября 2016 года в библиотеке исторического факультета Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова открылась книжная выставка, посвященная выдающемуся ученому, философу, писателю, путешественнику, общественному деятелю, основателю Международного теософского общества Елене Петровне Блаватской. На выставке представлены ее труды, биографические материалы, научные сборники, изданные при участии Международного Центра Рерихов, публикации в журнале «Культура и время». Редким экспонатом выставки стал журнал «Русский вестник» (февраль 1886 года), в котором еще при жизни Елены Петровны под псевдонимом Радда-Бай публиковалась ее повесть «Из пещер и дебрей Индостана».

Организатором экспозиции выступило Ярославское Рериховское общество «Орион». Выставка в университете – далеко не первое мероприятие в Ярославле, посвященное этой замечательной и поистине великой женщине. Не случайно на ярославской земле помнят и почитают Е.П. Блаватскую. По матери Елена Петровна принадлежит к древнему роду князей Долгоруких, ведущих свое начало от легендарного Рюрика, и связана с линией потомков основателя Ярославля – князя Ярослава Мудрого.

Елена Павловна Долгорукая, бабушка Е.П. Блаватской, была высокообразованным человеком, свободно говорила на пяти языках, занималась археологией, нумизматикой, ботаникой, собрала не одну коллекцию, прекрасно рисовала и подготовила более 70-ти объемных томов рисунков цветов, древностей и монет, состояла в переписке с известными европейскими натуралистами. Английская путешественница леди Стенхоуп, посетившая ее в Саратове, писала впоследствии в своей книге о России, «что встретилась с такой удивительной ученой женщиной, которая прославилась бы в Европе, если бы не имела несчастья проживать на берегах Волги, где мало кто может понять ее и никто не в состоянии ее оценить».

Внучке ее, одаренной от природы не менее щедро и обладавшей столь же сильным характером, предстояла необычная судьба. Елена Петровна Блаватская трижды совершила кругосветное путешествие, побывала во многих европейских странах, в Южной и Северной Америке, Китае и Японии, Египте, Индии и на заповедных высотах Тибета. Она была известна ученым Европы, Азии и Америки. Еще при жизни Елены Петровны были опубликованы ее фундаментальные труды, написанные в сотрудничестве с Учителями Востока: «Разоблаченная Изида», два тома «Тайной Доктрины», «Голос Безмолвия», «Ключ к теософии», высоко оцененные самыми авторитетными и признанными в то время знатоками восточных учений.

Елена Ивановна Рерих, глубокий мыслитель и уникальный философ, писала: «Елена Петровна пришла к людям, чтобы дать впервые религиозно-философский синтез всех веков и народов, создать международный Братский Союз, дать величайшее счастье знания о существовании Великих Хранителей и Водителей нашего человечества и пути к Ним».

В Ярославском государственном университете имени П.Г. Демидова открылась выставка, посвященная Е.П. БлаватскойУдивительны были и душевные качества Елены Петровны: она обладала мощной духовной силой и при этом – открытым сердцем, полным безграничного сострадания, стремлением помочь каждому, кто на ее глазах оказывался в беде.

К трудам Елены Петровны Блаватской обращались Махатма Ганди и А. Эйнштейн, А. Скрябин и Т. Эдисон, Г. Гессе, Джек Лондон и М.К. Чюрлёнис, Л.Н. Толстой и другие. Ее научно-философское наследие глубоко воздействовало на творческую мысль русских космистов – талантливых представителей эпохи Серебряного века в России. «…Свет, принесенный Е.П. Блаватской, не может погаснуть, ибо он был зажжен от Великого Источника», – писала Е.И. Рерих.

Елена Петровна создала прообраз будущего братства человечества, объединенного знанием, – Теософское общество, провозгласившее три основные цели:

1. Создание ядра всемирного человеческого братства, невзирая на расу, вероисповедание, пол, касту и цвет кожи.

2. Поощрение сравнительного изучения религии, философии и науки.

3. Исследование необъясненных законов природы и сил, скрытых в человеке.

Теософское общество не ограничивало деятельность своих членов рамками какой-либо официально признанной доктрины. От теософов не требовалось отказываться от своих религиозных, научных или иных убеждений, если они не противоречили целям Теософского общества.

Интересно, что с Ярославским краем связана история семьи Писаревых, известных теософов. Так Н.В. Писарев – будущий секретарь Калужского теософского общества, в 1880 году приехал в Романово-Борисоглебский уезд Ярославской губернии, где по 1884 год работал на Константиновском заводе минеральных масел. Супруга Н.В. Писарева, Елена Федоровна, возглавившая впоследствии Калужское теософское общество, была родственницей основателя Константиновского завода В.И. Рагозина и находилась в Ярославской губернии вместе с мужем. Здесь же родился их сын Лев. Елена Федоровна Писарева впоследствии написала биографический очерк о Е.П. Блаватской и несколько книг по теософии.

«Трудно себе представить что-либо необычайнее и несправедливее того упорного непонимания и даже враждебности, – отмечала Е.Ф. Писарева, – с которыми русское образованное общество продолжает относиться к своей гениальной соотечественнице, Елене Петровне Блаватской».

К сожалению, многие современники так и не смогли оценить и осознать значения миссии Е.П. Блаватской. Наверное, ни одна историческая личность не подвергалась такому количеству нападок и клеветы как она. При ее жизни эксперт Лондонского общества психических исследований Р. Ходжсон объявил Е.П. Блаватскую мошенницей. Однако справедливость была восстановлена, хотя и столетие спустя. В 1986 году Лондонское Общество психических исследований, которое когда-то оклеветало Блаватскую, выпустило пресс-коммюнике, предназначавшееся для ведущих газет, журналов Великобритании, Канады и США, в котором говорилось, что бывший президент Королевского фотографического общества, эксперт по исследованию и выявлению подделок документов Вернон Харрисон повторно расследовал дело Блаватской и полностью оправдал ее. «Я прошу у нее прощения, что нам потребовалось сто лет для подтверждения правоты ее слов», – написал он.

В России роль злого гения в жизни Е.П. Блаватской сыграл писатель Всеволод Соловьев – сын известного историка Сергея Соловьева и брат выдающегося философа Владимира Соловьева. Вс. Соловьев рассчитывал стать учеником Е.П. Блаватской, чтобы с ее помощью развить свои психические силы. Не достигнув этой корыстной цели, он оклеветал Е.П. Блаватскую, написав после ее смерти книгу «Современная жрица Изиды. Мое знакомство с Е.П. Блаватской и “теософическим обществом”». В.П. Желиховская, сестра Е.П. Блаватской, в 1893 г. в своей работе «Е.П. Блаватская и современный жрец истины» опровергла клевету Соловьева. Но ее труд более ста лет не переиздавался. В то время как книга Вс. Соловьева публиковалась не один раз.

Мало кому известно, что следующей жертвой Всеволода Соловьева стал его собственный отец. Вс. Соловьев опубликовал фрагменты из его записок в «Русском вестнике», где исказил образ отца до неузнаваемости. Младшие братья Владимир и Михаил Соловьевы посчитали это надругательством над памятью отца. Они разорвали отношения с Всеволодом и больше не возобновляли их. Тем не менее, его мнение о Е.П. Блаватской долгое время считалось авторитетным. В России в течение столетия клевета Соловьева тиражировалась во многих изданиях, включая философские словари. Только в последнее время ситуация стала меняться. Лишь в конце ХХ века философы, ученые и представители культурной общественности стали понемногу осознавать значение научного творчества Е.П. Блаватской. Именно в трудах Елены Петровны заложены идеи, ставшие основой нового космического мышления, пришедшего на смену узко материалистическим представлениям. Дело Е.П. Блаватской было продолжено в новых исторических условиях всемирно известной семьей Рерихов. Так же, как и Елена Петровна, сотрудничая с Учителями Востока, Н.К и Е.И. Рерихи дали миру Учение Живой Этики – философию Космической реальности.

В Ярославском государственном университете имени П.Г. Демидова открылась выставка, посвященная Е.П. БлаватскойВеликий русский художник, ученый, философ, путешественник Николай Константинович Рерих посвятил Е.П. Блаватской картину «Вестник». В разные годы он создал несколько вариантов этой картины. Один из них был подарен в 1925 году Теософскому обществу в Адьяре.

Многогранное творчество Е.П. Блаватской, еще долгие века будет обращать на себя искренние и устремляющиеся сердца. Вот как писала о нашей великой соотечественнице Е.И. Рерих: «Знаю, что в будущей России имя ее будет поставлено на должную высоту почитания. Е.П. Блаватская, истинно, наша национальная гордость. Великая Мученица за Свет и Истину. Вечная Слава ей!»

В отклике нью-йоркской газеты «Трибьюн» на кончину Е.П. Блаватской говорилось: «Едва ли какая-нибудь женщина наших дней была так оклеветана и опорочена, как госпожа Блаватская, но хотя она и пострадала от злобы и невежества, имеется множество признаков того, что дело ее жизни себя оправдает, выстоит и еще послужит добру...»

«Наследники Всеволода Соловьева» существуют и поныне. Особенно отличился Александр Сенкевич, чьи лживые книги о Е.П. Блаватской, к сожалению, получили широкое распространение. К каким же источникам стоит обратиться, чтобы почерпнуть правдивые сведения о ее жизни? Среди лучших авторов, писавших о Блаватской, можно назвать Сильвию Крэнстон, Говарда Мерфи и Мери Нэф. Безусловно, многое понять в судьбе и всемирном значении подвижнического труда Елены Петровны помогают и ее собственные письма.

«Моя любимая страна никогда не имела дочери более преданной, чем я» – так писала о себе Елена Петровна, которую с полным правом можно назвать гражданином мира. Ведь в теософской доктрине подчеркивается уважение к любым религиям, верованиям и национальным особенностям всех народов. Одной из основных задач, стоящих перед Теософическим Обществом является примирение всех религий и наций общей системой этики, основанной на вечных истинах. Отсюда и девиз, принятый Теософическим Обществом – «Нет религии выше истины».  

В наши дни теософия становится предметом широких исследований и диссертационных работ, жизненному пути и духовному наследию Е.П. Блаватской посвящаются научные конференции. А теперь благодаря книжной выставке с творчеством Елены Петровны смогут познакомиться сотрудники и студенты Ярославского государственного университета имени П.Г. Демидова.

 


Главная страница    |    Новости сайта