Открытое письмо

 

Главному редактору газеты

«Днепр вечерний» (г. Днепропетровск) В.Т.Тараненко

по поводу публикации «Ребус и сфинкс» (16.09.2006 г.).

 

Уважаемый господин Главный редактор!

 

В Вашей газете № 136 за 16.09.2006 г. в статье «Ребус и сфинкс» было опубликовано интервью с кандидатом философских наук Ю.А.Нарижным, где он отвечает на вопрос: «Что собой представляла как человек, женщина и общественный деятель Елена Петровна Блаватская?». С глубоким сожалением приходится констатировать, что г-н Нарижный, используя авторитет ученой степени, пытается навязать читателям не соответствующий действительности, отрицательный образ нашей великой соотечественницы.

Он наделяет Елену Петровну  неправдивой и оскорбительной характеристикой, используя многочисленные, совершенно не свойственные ей определения: нездоровая психика, авантюризм, масонство, шпионская деятельность, принадлежность к темным силам и т.д. Он приписывает Е.П.Блаватской черты, которыми она не обладала, дела, которые она не совершала, и факты биографии, которых не было. Например, отец Елены Петровны – Петр Алексеевич Ган умер, когда ей было более 40 лет (но не в ее раннем  детстве, по утверждению автора интервью). После смерти своей жены он был вынужден отдать троих детей  на воспитание бабушки и дедушки, поскольку состоял на военной службе. Но всю жизнь он любил и опекал своих детей, заботился о них. Тем, кто серьезно интересуется жизнью и деятельностью Е.П. Блаватской, при чтении подобной информации  сразу становится очевидным, что г-н Нарижный сам серьезными исследованиями в этой области не занимался.

Скорее всего, чтобы составить представление о Е.П. Блаватской и публично его озвучить, Ю.А. Нарижный пользовался информацией из псевдоисторических опусов скандального плана[1]. Сложно сказать, что заставляет кандидата философских наук доверять подобной литературе, написанной в жанре клеветнической фантастики, столь популярном сегодня среди нечистоплотных «исследователей» жизни выдающихся людей. Казалось бы,  несостоятельность таких «исследований», в которых вместо доказательств присутствуют одни лишь домыслы, очевидна даже «среднему» человеку, о котором автор так неуважительно отзывается в своем интервью. А вот с трудами как современников Е.П. Блаватской, так и современных писателей, основанными на документах и воспоминаниях очевидцев, г-н Нарижный по каким-то причинам не познакомился, когда взялся отвечать на вопросы интервью. Либо он сознательно о них умалчивает.

Г-н Нарижный утверждает, что «образованный человек, конечно же, ни личностью Блаватской, ни ее «учением» увлекаться не будет». Но жизнь доказывает другое.

Многие ученые, писатели, музыканты со всех континентов нашей планеты чтили и уважали Е.П. Блаватскую и ее творчество. Среди них Л.Толстой[2] и А.Эйнштейн, М.Ганди и Д.Неру, Н.Рерих и А.Скрябин и многие другие. В специальном номере канадского литературного журнала «Rikka», посвященном знаменитым женщинам мира, д-р П.Вайнцвайг говорит о Е.П. Блаватской как о «всесторонне образован­ной женщине, отвечающей идеалу эпохи Возрождения»:

«Она была ученым, поэтом, пианисткой, художницей, филосо­фом, писателем, просветителем,  и,  прежде всего неутомимой воительницей света... Следуя зову истины и идеалам всеобщего братства, Е.П.Блаватская нажила себе немало врагов и недоброжелателей. Пожалуй, никому в девятнадцатом веке не удалось столь изрядно пощипать перья религиозных предрассудков, спиритического шарлатанства и интеллектуального снобизма, как ей. Стоит ли удивляться, что клеветники обвиняли ее именно в том, против чего она сражалась почти в одиночку с силой, меткостью и дерзким юмором Гаргантюа»[3].

Членами Теософского общества, основанного Е.П. Блаватской, были изобретатель Т.Эдисон, астроном К.Фламмарион, поэт У.Йейтс, философ У.Джеймс, химик У.Крукс. Идеи теософии повлияли на творчество Д.Джойса, Д.Лондона, Т.Элиота, Ф.Баума, Г.Малера, Я.Сибелиуса.

Труды Е.П.Блаватской оказали важное воздействие на формирование русской культуры Серебряного века. Ее научно-философское наследие серьезно изучали Вл.Соловьев, Н. и Е. Рерихи, А.Белый, В.Иванов, К.Бальмонт, Д.Мережковский, М.Волошин, В.Кандинский.

Главный труд жизни Е.П. Блаватской «Тайная Доктрина» содержит ряд научных предвидений[4], которые впоследствии были подтверждены открытием В.К.Рентгеном Х-лучей (впоследствии названых рентгеновскими), радиоактивности – А.Г. Беккерелем, электрона – Дж. Дж. Томсоном, альфа и бета-частиц – Резерфордом. «Тайная Доктрина» была настольной книгой у А.Эйнштейна, и некоторые его научные открытия, возможно, обязаны своему рождению именно знакомству с научными предвидениями Блаватской. Она знала об эквивалентности энергии и массы, которую Эйнштейн в 1905 году показал в своей знаменитой формуле Е=mc2, а также о броуновском движении, объясненном им в том же году. Говоря о сути фотоэлектрического эффекта, Е.П.Блаватская предполагала существование фотона, который Эйнштейном был открыт позднее. Она знала и о принципе квантования в природе, научная концепция которого была в 1900 году впервые предложена Максом Планком. «Тайная Доктрина» пользовалась огромным спросом у физиков многих стран в 50-60-е годы прошлого столетия. Еще в конце XIX века в «Тайной Доктрине» сообщалось о грядущем расщеплении атома и появлении в связи с этим атомной энергии. Есть также научные открытия, предсказанные Е.П.Блаватской, в области биологии, генетики, астрономии.

Ю.А.Нарижный навязывает читателям газеты версию о причастности Е.П. Блаватской к шпионажу, видимо, не доверяя британским властям того времени, которым не удалось подтвердить свои подозрения. Остается только с юмором отнестись к этим шпионским страстям, как это сделала сама Елена Петровна, написав в петербургской  газете «Ребус» в августе 1885 года:

«…Прозорливое англо-индийское правительство узрело во мне, с первого же дня моего приезда в Бомбей – «русскую шпионку». <…> Оно окружало меня более двух лет почетным конвоем из мусульманских полицейских шпионов, делая мне, одинокой русской женщине, честь страшиться меня, как бы я была целой армией казаков за Гималаями. Только спустя два года и истратив – по сознанию сэра Альфреда Лайеля, более 50 000 рупий на эту бесполезную погоню за моими политическими тайнами – которых никогда и не было – правительство успокоилось. «Мы сыграли в дураков», – говорил мне очень откровенно затем в Симле некий англо-индийский сановник, – в чем я с ним учтиво согласилась»[5].

Но о юморе приходится забыть, когда читаешь слова Ю.А. Нарижного о том, что «идеи теософов очень широко использовались идеологами нацизма». Здесь проявляется попытка запугать неискушенного читателя ассоциативной нитью, протянутой от безнравственного и страшного явления ХХ столетия – фашизма – к теософии и Е.П. Блаватской. Кандидат философских наук Ю.А. Нарижный не может не знать, что теософское учение вызвало столь сильное негодование у Гитлера, что теософы одними из первых были отправлены в концлагеря, а теософия была официально запрещена в фашистской Германии в 1937 году личным указом Гиммлера[6].

Е.П. Блаватская – великий философ, по достоинству оцененная мировой культурной элитой. Ее величие, как ученого, подразумевает высокую нравственность, без которой невозможны были бы достижения в сфере науки. О ее возвышенных внутренних качествах и облагораживающем влиянии на людей вспоминали многие знавшие ее люди.

Чарлз Джонстон, писатель и переводчик с санскрита, пре­подававший в Колумбийском университете (Нью-Йорк), вспоми­нал о ней так:

«Мое самое первое впечатление о г-же Блаватской это мощь и масштабность ее индивидуальности; я словно находился в присутствии какой-то изначальной силы Природы... Но при этом я не испытывал чувства собственной ничтожности, ко­торое возникает рядом с великой личностью, подавляющей окружающих и деспотично попирающей их независимость. То было, скорее, ощущение глубинной, всеобъемлющей реаль­ности, поистине неистощимого запаса прочности, это был дух, прошедший горнило Природы и достигший извечных начал Истины. Но постепенно, сквозь доминирующее ощу­щение мощи, проступали ее огромная нежность и доброта, неизменная готовность полностью позабыть о себе и всем сердцем отдаться служению людям»[7].

По достоинству оценило заслуги Е.П. Блаватской мировое сообщество и в наше время. 1991 год, год ее 160-летия, был объявлен ЮНЕСКО Всемирным годом Е.П. Блаватской.

 

Уважаемый господин Главный редактор!

 

В Вашем городе на базе Днепропетровского исторического музея имени Д.И. Яворницкого создается Музейный центр Е.П. Блаватской и ее семьи. Сотрудники музея, настоящие энтузиасты,  по крупицам собирают все, что связано с именем и творчеством нашей выдающейся соотечественницы, перед которой преклонялись выдающиеся деятели науки и культуры всего мира. Достоверную информацию о жизни и деятельности Е.П. Блаватской можно получить в этом центре.

Мы, нижеподписавшиеся, просим Вас разместить на страницах Вашей газеты это письмо, выражающее иную точку зрения о жизни и творчестве Е.П. Блаватской.

 

 

 

Приложение:

 

Материалы о праздновании юбилея Е.П.Блаватской в России (по хронологии):

 

Юбилей Е.П.Блаватской в Музее истории г. Ярославля. //Интернет-Портал «Музеи России». 14.05.2006 г.

www.museum.ru/N26738

 

 Вечер, посвященный 175-летию со дня рождения Е.П.Блаватской. // «Музеи Росии», 25.05.2006 г.

 www.museum.ru/N26917

 

Юбилей Е.П.Блаватской в Музее Г.Р.Державина и русской словесности его времени. // Интернет-портал «Музеи России», 29.05.2006 г.

 www.museum.ru/N26983

 

 Юбилей Е.П. Блаватской во Всероссийском музее А.С.Пушкина. // Интернет-портал «Музеи Росии», 29.05.2006 г.

www.museum.ru/N26984

 

 

С уважением,

 

А.Д. Тюриков,

руководитель Группы защиты имени и наследия

Рерихов Артемовского Рериховского общества,

(Украина, г. Артемовск)

 

А.Г. Лысиков,

председатель Тверской областной

Рериховской общественной организации

 

И.М. Себелева,

редактор межрегионального

культурно-просветительского

издания «Орион», член

Международной Ассоциации

писателей и публицистов,

(Россия)

 

С.В. Скородумов,

председатель Ярославского

Рериховского общества, главный специалист

комитета по охране окружающей среды

департамента АПК Администрации Ярославской области,

член Международной Ассоциации

писателей и публицистов

 

Л.К.Головкина,

директор Даниловской картинной галереи,

Ярославская область

 

А.Д. Лобачевский,

Председатель Кемеровского

Рериховского общества «Майтри».

 

Л.Д. Палей,

председатель Донецкого

духовно-культурного

центра «Орифламма», (Украина)

 

Л. Лонли,

художник, (Украина, г. Николаев)

 

А.Д. Шитов,

Председатель общественной Рериховской

организации «Мир через Культуру»,

Председатель Совета общественности

при Администрации Омутнинского района,

(Россия, Кировская обл. г. Омутнинск)

 

В.А. Кучеровский,

Директор Международного Центра фестивального

движения «Ю' Велкам»,

член Национального Союза журналистов Украины,

редактор журнала «Орфей»,

руководитель городской творческой лаборатории Гуманной педагогики

(Украина, г. Белгород – Днестровский)

 

И. Е. Яворская,

Вице – Президент общественной организации

Культурно – педагогического Центра «Белый Город»

(Украина, г. Белгород – Днестровский) 

 

И.В. Фаридонова,

заведующая реставрационными мастерскими в

БГХМ им. М.В. Нестерова,

(Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа)

 

Н.Б. Девина,

председатель Сургутского

Рериховского общества «Знамя Культуры»,

психолог,

(Россия, г. Сургут)

 

А.А. Зубайдуллин,

председатель Нижневартовского Рериховского

общества «Гармония»,

главный  технолог Центра НТО и К ООО «СибНИПИРП»,

(Россия, г. Нижневартовск)

 

А.Н. Зубаков,

председатель Ноябрьского Рериховского

общества, врач-психотерапевт,

(Россия, г. Ноябрьск)

 

М.Ю. Логинова,

председатель Первомайского Центра «Возрождение Культуры», директор

Первомайского универсального выставочного зала (Украина, Харьковская область)

 

В.Г. Никитин,

Председатель Ростовской-на-Дону

общественной организации «Донской

культурно-просветительский Центр»

 

Т.Л. Надточий,

председатель Харьковского областного объединения

«Культурный Центр им. Н.К. Рериха»

 

Б.Ю. Соколова,

культуролог, (Украина, г. Харьков)

 

В.Г. Соколов,

культуролог, аспирант Харьковской

национальной

академии культуры, (Украина, г. Харьков)

 

Н.В. Миц,

экскурсовод туристической

фирмы

«ОМА» г. Харькова

 

Г.Б. Святохина,

сопредседатель правления Башкирского отделения

Международной Лиги защиты Культуры, кандидат философских наук,

(Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа)

 

Г.Г. Резапова,

инженер проектного института,

(Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа)

 

С.А. Акбарова,

пенсионер,

(Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа)

 

Е.Б. Воронцов,

председатель совета Тамбовской региональной

общественной организации «Единение»,

заместитель директора Тамбовского

«Приборостроительного колледжа»

 

А.А. Дронов,

начальник смены Тамбовской генерирующей компании

 

Н.Н. Каменская,

доцент Тамбовкого государственного

университета им. Г.Р. Державина

 

В.Г. Полюшкин,

председатель «Общественного образовательного

научно-культурного Центра Международных

связей «Интеллект будущего»»,

(Украина, Крым, г. Керчь)

 

16.11.2006 г.

 

 

На главную страницу

 

 



[1] Рецензией на два подобных опуса А.Сенкевича «Елена Блаватская» и И.Минутко «Заговор тайных вождей. Феномен Елены Блаватской» является статья Т.П.Сергеевой «Тайна пророка или великий заговор?» (см. Защитим имя и наследие Рерихов. М., 2005. Т. 3. С. 885-898).

См. также Интернет:  http://yro.narod.ru/bibliotheca/sergeeva/Sergeeva.htm

[2] Ласько В.А. Книги с полки Яснополянской библиотеки. Л.Н.Толстой и Е.П.Блаватская / Культура и время. М., 2004. № 3-4. С. 232-243.

[3] Крэнстон С. Е.П.Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига-Москва, 1996. С. 7-8.

[4] См. Крэнстон С. Е.П.Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига-Москва, 1996. С. 514-550, глава «Наука и «Тайная Доктрина»».

[5] Крэнстон С. Е.П.Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига-Москва, 1996. С. 329.

[6] С. Крэнстон в своей книге дает выдержку из документа 1937 года о роспуске теософских обществ за подписью Гиммлера и приводит пример репрессий против теософов: «Две немецкие учительницы, Мэри Линн и Эмми Хертер, были брошены в тюрьму, после того как в их доме была найдена теософская литература, а книги были преданы огню, в том числе и их перевод «Тайной Доктрины»…» (Крэнстон С. Е.П.Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига-Москва, 1996. С. 667-668).

См. также Интернет:  http://www.yro.narod.ru/bibliotheca/EPB_g.htm

[7] Крэнстон С. Е.П.Блаватская: Жизнь и творчество основательницы современного теософского движения. Рига-Москва, 1996. С. 8.


Яндекс.Реклама:
Hosted by uCoz