Главная > В защиту имени и наследия Рерихов и Е.П. Блаватской > Слово о Рерихах > Рерих Николай Константинович / Из словаря «Русская философия»

Рерих Николай Константинович / Из словаря «Русская философия»


(27.09 (7.10).1874, Петербург — 13.12.1947, Кулу, Индия) — философ, живописец, археолог, географ, писатель. В 1897 г. Р. окончил Академию художеств, с 1909 г. стал действительным ее членом, а с 1910 г. — председателем художественного объединения "Мир искусства". Р. взрастил свою любовь к русской культуре, занимаясь раскопками древнеславянских поселений, создавая цикл картин "Начало Руси. Славяне", участвуя в выставках русского искусства. Вместе с тем он рассматривал русского культуру в общемировом контексте, разрабатывая идею единства культур России, Востока и Запада. Эта идея получила воплощение в его многочисленных живописных, философских, научных и литературных работах, появившихся в результате путешествий по Европе, США и Азии. В 1923—1928 гг. Рерихи совершают уникальную Центрально-Азиатскую экспедиции по маршруту Индия — Гималаи — Тибет — Алтай — Монголия — Китай — Тибет — Индия. Для обобщения результатов экспедиции они создали в 1928 г. в Кулу (Индия) международный центр Институт гималайских исследований ("Урусвати"). На его базе изучалась культура народов Азии, проводились естественно-научные исследования. Практическим результатом изучения культуры явился Пакт о международной охране памятников культуры во время военных действий (Пакт  Рериха, 1929). На основе Пакта Рериха принята "Гаагская конвенция 1954 г. о  защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта". Мировоззрение Р., сложившееся влиянием трудов индийских философов Рамакришны, Вивекананды, Тагора и др., опирается на представление об энергии космического огня, творящей все сущее. Различные уровни бытия охвачены энергоинформационными взаимодействиями, регулируемыми космическими законами. Если человек действует в соответствии с указанными законами, он направляет энергию в творчество, созидание. Поступая же вопреки законам, он направляет энергию в разрушительное  русло и деградирует. Энергия огня заключена  в каждом человеке, космическое предназначение которого состоит в ее возжигании, что побуждает его к духовному совершенствованию, к созиданию, сотрудничеству с другими людьми. Важную роль в достижении этой цели играет постоянная устремленность его к культуре. Через духовное совершенствование, расширение сознания  человек гармонизирует свои взаимоотношения с космосом, одухотворяет грубую материю, освещает тьму огнем своего сердца, включаясь в беспредельную космическую эволюцию. Деятельность  человека нравственна в той мере, в какой направлена на осуществление идеала всеобщего блага, который  зиждется на космическом законе даяния. Чем больше человек дает миру, тем радостнее, возвышеннее и светлее становится его жизнь. Средством осуществления этого закона является  самоотверженный труд и всепрощающая, всевозвышающая любовь. Космос пронизан красотой и беспределен в своей неизведанности. В Восприятие красоты и познание космических законов лежит в основе культуры. Знание о законах космоса составляет содержание учения, данного людям  Махатмами (великими индийскими философами) для гармонического устроения жизни. Однако человеческий разум не в состоянии раскрыть тайны космоса, т. к. его возможности оказались исчерпанными. В наступающую эпоху на это способно человеческое сердце. Поэтому  все, что возникает в разуме, должно быть пропущено через сердце. Культура передается от сердца  к сердцу через чувствознание. Но далеко не все люди способны на это. Чтобы чувствознание  заработало, нужно усвоить язык сердца и раскрыть последнее навстречу любви и свету. Культура является источником благородства духа, человеческого достоинства, взаимного доверия и сотрудничества. Человек, усвоивший культуру, освобождается от страха и предрассудков, понимает важность сотрудничества, продуктивность общего созидания. Она учит его не терять времени в праздности и становиться истинным сотрудником безграничных космических энергий, не вредить другим и знать, что человек получает в вечном даянии. Особое место в культуре занимает искусство, объединяющее человечество, просветляющее человеческое сознание и выступающее знаменем грядущей гармонии.

Соч.: Алтай — Гималаи. М., 1974; Избранное. М., 1979; Зажигайте сердца. М., 1990; Нерушимое. Рига, 1991; Держава Света. Священный дозор. Рига, 1992; Цветы Мории. Пути благословения. Сердце Азии. Рига, 1992.

Лит.: Рерих (Текст Ю. Балтрушайтиса, А. Бенуа, А. Гидони, А. Ремизова и С. Яремича). Пг., 1916; Эрнст С. Н. К. Рерих. Пг„ 1918; Ростиславлев А. Н. К. Рерих. Пг., 1919; Андреев Л. Держава Рериха // Жар Птица. 1921. № 4-—5; Кузмин М. Рерих. М., 1923; Дмитриева Н. Н. К. Рерих. М., 1958; Беликов П. Ф., Князева В. П. Рерих. М., 1972.

В. В. Фролов.

© Русская философия: Словарь / Под общ. ред. М. Маслина. — М.: 
ТЕРРА — Книжный клуб; Республика, 1999 — 656 с.


Главная > В защиту имени и наследия Рерихов и Е.П. Блаватской > Слово о Рерихах > Рерих Николай Константинович / Из словаря «Русская философия»